Статья на тему "Устный счет как средство развития мышления учащихся"
Оценка 4.9
Семинары
doc
математика
5 кл—6 кл
12.10.2018
Много книг и статей посвящено устным упражнениям в работе обучению школьников математике. В Оленинской основной школе обучение ведется по учебнику ’’Математика-5’’ под ред А. Г. Мерзляка. Устные упражнения, которым в этом учебнике уделяется много внимания, являются одной из важнейших составляющих развивающего обучения. Именно во время устной работы пятиклассник эффективно учится устанавливать связи между объектами, явлениями, сравнивать, обобщать их, развивает память, наряду с этим развивает и гибкость мышления, учится контролировать свои рассуждения.
устный счет.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Оленинская основная общеобразовательная школа
Устный счет как средство развития
мышления учащихся
Выполнила
Орлова Людмила Александровна
учитель математики
пгт. Оленино
2018 ВВЕДЕНИЕ
Много книг и статей посвящено устным упражнениям в работе обучению
школьников математике. В Оленинской основной школе обучение ведется
по учебнику ’’Математика5’’ под ред А. Г. Мерзляка. Устные упражнения,
которым в этом учебнике уделяется много внимания, являются одной из
важнейших составляющих развивающего обучения. Именно во время устной
работы пятиклассник эффективно учится устанавливать связи между
объектами, явлениями, сравнивать, обобщать их, развивает память, наряду
с этим развивает и гибкость мышления, учится контролировать свои
рассуждения.
Почти на каждом уроке учащиеся знакомятся с новыми понятиями,
свойствами, приемами преобразований, вычислений. На каждом уроке
проявляется большая забота о развитии умений и навыков учащихся и при
этом наряду с письменными широко используются устные упражнения. В
устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции,
сосредоточенность – важные элементы общего развития. Поэтому
отработка достаточно устойчивых вычислительных навыков всегда в центре
внимания учителей.
2 Первый этап урока математики в 56х классах – устные упражнения.
Цель этого этапа, вопервых, подготовить учащихся к продуктивной
работе на всем протяжении урока, значит, среди этих упражнений должны
быть задания на восстановление опорных знаний и умений. Вовторых,
постоянно проводить работу по поддержанию и совершенствованию
ранее сформированных знаний и умений, в частности, вычислительных
навыков. И втретьих, способствовать развитию учащихся, то есть
необходимо на каждом уроке предлагать задачи,
требующие
сообразительности, внимания, анализа и обобщения имеющихся знаний и
т. п.
Включенные в группу упражнений для повторения устные
упражнения и предназначены для наполнения этого первого этапа урока
учебными заданиями. Конечно, нет возможности предусмотреть в
учебнике все возможные обстоятельства, возникающие при обучении
математике в конкретной школе, затруднения детей при овладении
отдельными темами курса, и учителю имеющийся минимальный набор
устных упражнений данной группы, рассчитанный на наиболее часто
встречающиеся учебные ситуации, необходимо дополнять заданиями,
отвечающими проблемам конкретного класса.
Обратим внимание, что подготовительные устные упражнения к теме
данного пункта учебника находятся в разделе упражнений для повторения
этого же пункта. Поэтому учителю при подготовке к уроку нужно сначала
просмотреть все повторительные упражнения, а затем отобрать из них
нужные подготовительные.
Для поддержания и развития навыков устного счета в учебнике
предлагаются различные упражнения, большинство из которых так
называемые цепочные вычисления. Они даются в виде схем (см., например,
упр. 1 стр. 65 в учебнике 5 класса) или в виде столбиков (см., например,
упр. 1 стр. 29 там же). Заметим, что роль этих упражнений не сводится
только к поддержанию умения считать. Не менее важно, что они –
хороший инструмент для развития оперативной памяти детей, тренировки
внимания, настойчивости.
Заметим, что устные упражнения не принесут пользы, если, как это
часто бывает, ученики по очереди выполняют по одному действию и
называют результат. При этом большинство учащихся класса остается
пассивным и постепенно привыкает к ничегонеделанию во время устной
работы.
3 Смысл же этих заданий в том, чтобы каждый ученик выполнил весь
объём вычислений, а учитель имел возможность быстро и легко проверить
работу всех учащихся.
Решение вычислительных устных упражнений учитель организует
следующим образом. На одном – двух уроках учащиеся разбирают приемы
вычислений в нескольких столбиках или схемах, запоминают результаты
внетабличного умножения и деления с натуральными числами, особые
случаи при действиях с дробями. Например, в упражнении 316 (5 класс)
предложено такое первое задание:
В нем необходимо выполнить первое действие, его результат
использовать для выполнения следующего действия и так далее до
получения окончательного ответа.
Не реже двух раз в неделю детям предлагаются наборы из пяти (со
второго полугодия 5го класса – из десяти) «столбиков».
Каждый ученик «в уме» выполняет все действия, затем на небольшом
листе бумаги записывает только окончательные ответы и этот лист сдаёт
учителю на проверку.
Чтобы выполнить все арифметические действия в одном столбике,
ученику требуется 2030 секунд (если он не будет пытаться вычислять
письменно). На проверку работ всех учеников класса учителю требуется
до двух минут. Таким образом, при минимальных затратах времени урока
каждый ученик выполнит большой объём вычислений, получит
обоснованную оценку и при такой организации уклониться от работы уже
не сможет.
Цепочные вычисления во всем учебнике практически равноценны – лишь
в последних пунктах появляются столбики с десятичными дробями. Это
позволяет исключить возможность домашних «заготовок» учеников к
устной работе, предлагать любой набор устных упражнений – не
обязательно из изучаемого пункта, и неоднократно использовать каждое из
таких упражнений, так как через одну – две недели дети уже не припомнят
не только ответы к каждому заданию, но и вообще – решались ли они.
Содержание устных упражнений в значительной степени определяется
учебником и пособием для учителя. Но наличие этих устных упражнений
не исключает привлечения на уроке и задач из других источников или
составленных учителем с учетом особенностей знаний навыков учащихся.
По форме устные упражнения должны быть разнообразны, однако
предпочтительнее такие, в процессе которых создаются условия
активного участия в упражнениях всех учащихся: математический
диктант, работа с индивидуальными карточками.
4 Учитель может и сам разработать специальные упражнения, направленные
на отработку вычислительных навыков. Прежде всего нужно определить,
какой математический материал способен служить основой для достижения
поставленной цели. Так, в 5 классе важная цель устных заданий состоит в
том, чтобы научить всех ребят «производить в уме арифметические
действия в пределах сложности примеров на сложение и вычитание
двузначных чисел, умножение и деление нацело двузначного числа на
однозначное».
Успех вычислений определяется двумя условиями:
1. четкое соблюдение последовательности шагов вычислительного
алгоритма,
2. владение необходимыми для исполнения алгоритма
сопутствующими вычислительными навыками.
Устные упражнения играют немаловажную роль в повышении
вычислительных навыков учащихся и эффективности урока. Здесь имеет
значение, какие упражнения подбираются для каждой темы урока, в какой
момент они предлагаются.
При выполнении устных упражнений учителю не следует часто
спрашивать ответ у сильных учащихся, это ослабляет инициативу и
находчивость средних и слабых школьников.
Основная цель применения устных упражнений отработка
вычислительных навыков. Опыт показал, что для достижения цели
учитель обязан решить следующие задачи:
1) закрепление знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для
самостоятельной деятельности на уроке;
2) контроль состояния знаний учащихся;
3) отработка до автоматизации навыков простейших вычислений и
преобразований.
5
Статья на тему "Устный счет как средство развития мышления учащихся"
Статья на тему "Устный счет как средство развития мышления учащихся"
Статья на тему "Устный счет как средство развития мышления учащихся"
Статья на тему "Устный счет как средство развития мышления учащихся"
Статья на тему "Устный счет как средство развития мышления учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.