Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относит наличие и функционирование положения о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) к компетенции образовательной организации. Данный нормативно-правовой посыл означает, что каждая ОО разрабатывает свою систему современной оценки качества обучения, принимает и утверждает собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определяет комплекс форм и методов оценки, график оценочных процедур.
В данной публикации раскрыты наиболее существенные организационно-управленческие ориентиры обеспечения функционирования ВСОКО.
Внутренняя система оценки качества образования в школе
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон № 273ФЗ) относит наличие и функционирование
положения о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) к
компетенции образовательной организации (далее – ОО). Данный нормативноправовой
посыл означает, что каждая ОО разрабатывает свою систему современной оценки качества
обучения, принимает и утверждает собственные подходы к оценочной деятельности,
самостоятельно определяет комплекс форм и методов оценки, график оценочных
процедур. Какихлибо единых требований и рекомендаций на этот счет не существует и, по
логике вышеозначенного положения закона, не предусмотрено. Вместе с тем большинство
практиков нуждаются в неких ориентирах, ссылаясь на которые, можно было бы должным
образом обеспечить функционирование ВСОКО. В настоящей статье, выстроенной в
вопросноответной форме изложения, раскрыты наиболее существенные организационно
управленческие ориентиры обеспечения функционирования ВСОКО.
Нужно ли отражать в локальном нормативном акте положения ВСОКО
В настоящее время можно выделить как минимум три нормативноправовых
основания. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 273ФЗ, где в числе
обязательных компетенций ОО отмечены проведение самообследования и обеспечение
функционирования ВСОКО. Порядок проведения самообследования ОО утвержден
приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка
проведения самообследования образовательной организацией». Порядок проведения
самообследования ОО предписывает включать данные по ВСОКО в публичный отчет ОО о
проведении самообследования. В дополнение к приказу от 14.06.2013 № 462 приказом
Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности
образовательной организации, подлежащей самообследованию» утверждены показатели
деятельности ОО, подлежащей самообследованию, задающие некий минимум содержания
оценочной деятельности. В требованиях федерального государственного образовательного
стандарта (далее – ФГОС) к структуре основной образовательной программы (далее –
ООП) содержится раздел «Оценка достижения учащимися результатов освоения основной
образовательной программы»1; также ФГОС требует, чтобы оценочные модули были в
составе таких подпрограмм ООП, как «Программа развития и формирования
универсальных учебных действий»,
«Программа социализации и воспитания
обучающихся»; рабочих программ педагогов по дисциплинам учебного плана основного
общего обучения.
Все эти нормативноправовые основания ведут к тому, что любая ОО, в т. ч.
общеобразовательная, должна спроектировать цели, задачи, принципы и порядок
внутренней системы критериев оценки качества образования и отразить их в локальном
нормативном акте – Положении о внутренней системе оценки качества образования2.
С чего начинается внутренняя система оценки качества в школе
Разработка ВСОКО начинается с:1. Оценки условий реализации ООП
приложение 1 «Структура оценки условий реализации ООП»;
приложение 2 «Структура стартовой оценки содержания обучения и
образовательной деятельности (качества процесса)».
2. Планирования результатов реализации ООП
приложение 3 «Структура оценки достижения предметных результатов
освоения ООП»;
приложение 4 «Содержание оценки метапредметных результатов освоения
учащимися ООП (помимо результатов, оцениваемых эмпирически в ходе
группового проекта и индивидуального итогового проекта учащихся)»;
приложение 5 «Содержание оценки личностных результатов освоения
учащимися ООП».
Только так, иначе оценка качества результатов образования будет носить
формальный характер, поскольку результаты – это целевые ориентиры образовательной
деятельности, вокруг которых и формируется качество и содержание обучения, процесс и
условия его реализации. Результаты (целевые ориентиры) образовательной деятельности
планируются в соответствии ООП с требованиями ФГОС общего образования к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП соответствующей
оценки уровня современного школьного образования. В рамках общего обучения
результаты планируются на уровень (начального, основного и среднего общего). В силу
особенностей образовательной среды ОО, ее миссии, ресурсного потенциала и т. д.,
единого (федерального или регионального) пакета результатов быть не может. Одни и те
же требования ФГОС могут быть поразному адаптированы к специфике образовательной
деятельности разных ОО. Поэтому результаты планирует администрация и педагогический
коллектив ОО.
Поскольку результаты (целевые ориентиры) образования различны для каждой ОО,
то и ВСОКО, как оценка достижения образовательных результатов и выполнения
«дорожной карты» развития условий, тоже будет разной. В соответствии с Федеральным
законом № 273ФЗ ВСОКО не может регламентироваться на федеральном уровне и даже в
случае следования какимто примерным порядкам регионального значения останется
самостоятельной, оригинальной единицей образовательной практики современной ОО и
социальной практики в школе.
Внутренняя система оценки качества образования в школе: параметры
Параметры внутренней системы качества образования в школе формируются исходя
из триединства составляющих качества обучения:
качества условий (приложение 1);
качества содержания (программ, процессов) (приложение 2);
качества результатов (приложения 35).Это триединство заложено в тексте Федерального закона № 273ФЗ, где сказано, что
качество обучения – это «комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия федеральным
государственным образовательным стандартам,
образовательным стандартам,
федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или
юридического лица, в интересах которого осуществляется учебная деятельность, в т. ч.
степень достижения планируемых результатов освоения ООП» (ст. 2 гл. II). Важно, что в
Федеральном законе № 273ФЗ качество обучения понимается как соответствие
требованиям тех или иных стандартов, а требования ФГОС как раз и распространяются на
содержание, условия образовательной деятельности и ее результаты. Следовательно,
данное триединство и есть функциональноорганизационное ядро параметров ВСОКО.
Разница между ВСОКО и ВШК
Прежде всего, в назначении. ВШК – это контроль качества образования и
управление системой обучения, ВСОКО – установление соответствия имеющегося
качества обучения требованиям ФГОС, а также информирование заказчиков и
потребителей образовательной услуги о степени соответствия. Совершенно естественно,
что по мере погружения в проблематику организации ВСОКО администрация ОО задается
вопросом: если уже налажен ВШК, зачем еще какаято внутренняя оценка деятельности
образовательной организации? Вопрос закономерный, поскольку и ВШК, и ВСОКО
«работают» с одним и тем же материалом: содержанием учебной деятельности в ОО, ее
результатами, ее ресурсным обеспечением. И ВШК, и ВСОКО как будто бы имеют
одинаковую цель – обеспечить качество. Наконец, ВШК и ВСОКО осуществляются
практически одним и тем же составом субъектов: администраторы, руководители
предметных кафедр или методических объединений, педагоги. И всетаки ВШК и ВСОКО
далеко не одно и то же. Цель ВШК – контроль состояния образовательной системы,
обеспечение ее стабильности и конкурентоспособности; получение информации для
принятия внутренних управленческих решений.
Цель внутришкольная система оценки качества образования – самоаудит
образовательной системы с последующим информированием заказчиков и потребителей
образовательной услуги о степени соответствия качества предоставляемого обучения
требованиям ФГОС в средней школе.
Использование материалов ВШК при проведении ВСОКО
Материалы ВШК можно использовать в рамках ВСОКО. Особенно в части контроля
образовательных достижений учащихся. Часть справок по итогам ВШК вполне может быть
отражена в отчетности по ВСОКО. Например:
результаты итоговой аттестации учащихся;
результаты промежуточного контроля успеваемости учащихся;
результативность участия учащихся в олимпиадах, конференциях и др.
(применительно к программам формирования и развития универсальных
учебных действий (далее – УУД));
результативность проектной деятельности учащихся (применительно к
оценке индивидуальных достижений учащихся);
состояние материальнотехнической базы ОО, в т. ч. оснащенность кабинетов
и др.;
состояние кадрового ресурса ОО.
Можно сделать и больший «заем» из материалов ВШК, но учитывая цель ВСОКО –
установление соответствия имеющегося качества образования требованиям ФГОС – в
отчетности по ВСОКО не следует выходить за рамки этих требований. К примеру,
излишней будет информация, связанная с эффективностью педагогических технологий
учебного процесса, особенностями электронного документооборота и особенностями
общественногосударственного управления в ОО и др. К тому же информация ВСОКО
открыта для потребителей, и если ОО решает выйти за предполагаемый стандартом
«оценочный» минимум, то это должно сработать на укрепление ее имиджа, а не наоборот.
Формирование системы оценки качества образования с учетом
результатов самообследования
Ранее уже было отмечено, что согласно приказу Минобрнауки России от 14.06.2013
№ 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной
организацией», ВСОКО – одно из направлений самой процедуры самообследования.
Дословная выдержка из приказа: «в процессе самообследования проводится оценка
учебной деятельности, системы управления организации, содержания и качества
подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников,
качества кадрового, учебнометодического, библиотечноинформационного обеспечения,
материальнотехнической базы, функционирования внутренней системы оценки качества
образования ». Никаких комментариев к тому, как информация о ВСОКО должна быть
представлена в отчете о самообследовании, нет. Эта проблема решается на региональном
или институциональном уровне. Достаточно включить в отчет о самообследовании ссылку
на размещенное на сайте ОО Положение о внутренней системе оценки качества
образования и в пояснительной части к отчету указать, в каких его разделах отражаются те
или иные итоги ВСОКО.
Единое положение о внутренней системе оценки качества образования в школе
Помним, что цель ВСОКО – установление степени соответствия имеющегося
качества образования требованиям действующих ФГОС. Однако, несмотря на разницу
ФГОС и ФКГОС, двух Положений о ВСОКО быть не должно, тем более что ФГОС
сохраняет требования к учебным результатам, сформулированным в ФКГОС, и добавляет
требования к содержанию и условиям образовательной деятельности. Необходимо поэтому
иметь единое Положение о внутренней оценке качества образования, где различия в
параметрах оценки по ФГОС и по ФКГОС будут акцентированы в блоках «Оценка
содержания образования» (приложение 2), «Оценка результатов образования» (приложения
35).Взаимосвязь параметров внутренней и внешней системы оценки качества
образования
Вопервых, подчеркнем, что связь эта обязательна, иначе ВСОКО теряет смысл.
Понятие «внутренняя» здесь не означает «самобытная», «уникальная». Внутренняя –
значит проведенная самостоятельно, внутри организации, но с учетом измерителей
качества, используемых в процедурах внешней оценки.
Всероссийская система качества образования пока еще формируется, однако в
большинстве субъектов РФ уже функционируют региональные системы оценки уровня
качества образования,
критерии которых необходимо учитывать при
разработке образовательной программы основного общего образования. В любом случае
целесообразно принять во внимание письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 № 052680 «О
направлении методических рекомендаций по организации и проведению органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные
полномочия Российской Федерации в области образования в ОУ, реализующих ООП
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»3. В данном
документе представлены оценочные параметры, охватывающие и качество содержания
учебы, и качество условий, и качество результатов. Кроме того, в целях согласования
внешней и внутренней оценок следует принять в расчет и показатели эффективности
образовательной деятельности ОО, подлежащей самообследованию (приказ Минобрнауки
России от 10.12.2013 № 1324 «О показателях деятельности ОО, подлежащей
самообследованию»). С необходимыми ОО коррективами и дополнениями указанные
внешние измерители лягут в основу параметров внутренней оценки качества образования в
школе. Примеры оценочных параметров, ориентированных на взаимосвязь внешней и
внутренней оценок качества образования, представлены в приложениях 15.
Структура оценки условий реализации ООП (сводный бланк для стартовой и
Приложение 1
контрольной оценки)
Группа
условий
Параметр оценки
1
Кадровые Количество /
численности
2
удельный
вес
педагогических
Едини
ца
измере
ния
Факти
ческий
показа
тель
на
старте
3
Чел./%
4
Плани
руемы
й
показа
тель
(«доро
жная
карта»
)
5
Факт
выполн
ения
«дорож
ной
карты»
6/
имеющих
имеющих
работников,
высшее
образование, в общей численности
педагогических работников
удельный вес
Количество
педагогических
численности
высшее
работников,
образование
педагогической
направленности (профиля), в общей
численности
педагогических
работников
удельный вес
Количество
педагогических
численности
работников, которым по результатам
аттестации
присвоена
квалификационная категория, в общей
численности
педагогических
работников, в т. ч.:
/
первая;
высшая
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
Чел./%
/удельный
вес
Количество
численности
педагогических
работников в общей численности
педагогических
работников,
педагогический стаж работы которых
составляет:
до 5 лет;
свыше 30 лет
(или)
удельный
Количество/
вес
численности педагогических и
административнохозяйственных
работников, прошедших за последние
3 года повышение квалификации по
профилю
профессиональной
деятельности и
иной
осуществляемой в ОО деятельности, в
общей численности педагогических и
административнохозяйственных
работников
Количество/
вес
численности педагогических и
административнохозяйственных
работников,
имеющих
профессиональную переподготовку по
профилю
направлению
профессиональной деятельности или
иной осуществляемой в ОО
деятельности, в общей численности
педагогических и административно
хозяйственных работников
Количество/
удельный
удельный
/
вес Чел./%численности
педагогических
работников, прошедших повышение
квалификации по введению в процесс
ФГОС общего образования (по
уровням),
в общей численности
педагогических и административно
хозяйственных работников
Количество компьютеров в расчете на
одного учащегося
Оснащенность учебных кабинетов (в
соответствии с ФГОС / федеральными
или региональными требованиями)
Наличие читального зала библиотеки,
в т.ч. свыше 30 лет:
с обеспечением возможности
работы на стационарных
компьютерах
или
использования
переносных
компьютеров;
(включая
электронные учебные ресурсы);
оснащенного
средствами
сканирования и распознавания
текстов;
с выходом в Интернет с
компьютеров, расположенных в
помещении библиотеки;
контролируемой распечаткой
бумажных материалов
медиатекой
/
удельный вес
Численность
численности учащихся,
которым
обеспечена возможность пользоваться
широкополосным Интернетом (не
менее 2 Мб/с), в общей численности
учащихся
Общая площадь помещений, в которых
осуществляется учебная деятельность,
в расчете на одного учащегося
Количество экземпляров учебной и
учебнометодической литературы из
общего количества единиц хранения
библиотечного фонда, состоящих на
учете, в расчете на одного учащегося
Соответствие
учебников федеральному перечню
используемых
Материал
ьно
техническ
ие, в т.ч.
информац
ионно
образоват
ельная
среда
Учебно
методиче
ские
Ед.
Ед./%
Да/нет
Чел./%
Кв. м
Ед.
Соотве
тствуе
т / не
соотве
тствуе
тСоответствие содержания сайта
требованиям ст. 29 Федерального
закона № 273ФЗ
Соотве
тствуе
т / не
соотве
тствуе
т
Структура стартовой оценки содержания образования и образовательной
деятельности (качества процесса)
Приложение 2
№
1
Параметр оценки
2
1. Образовательная деятельность
1.1
1.2
1.3
1.4
Общая численность обучающихся, осваивающих ООП
Общая численность обучающихся, осваивающих ООП:
начального общего образования
основного общего образования
среднего общего образования
Формы получения образования в ОО:
очная
очнозаочная
заочная
индивидуальный учебный план
надомное обучение
Реализация ООП по уровням общего образования:
сетевая форма
с применением дистанционных образовательных
технологий
с применением электронного обучения
Единица
измерения
3
Чел.
Чел.
Чел.
Чел.
Имеется / не
имеется
Количество чел.
Имеется / не
имеется
Количество чел.
Имеется / не
имеется
Количество чел.
Имеется / не
имеется
Количество чел.
Имеется / не
имеется
Количество чел.
Имеется / не
имеется
Количество чел.
Имеется / не
имеется
Количество чел.
Имеется / не
имеется
Количество чел.
2. Соответствие содержания образования требованиям ФКГОС
2.1
Соответствие структуры и содержания учебного плана
структуре и содержанию базисного учебного плана 2004 г.
Соответствует /
не соответствует2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
Наличие учебных планов для учащихся, осваивающих
ООП в очнозаочной, заочной формах обучения; по
индивидуальному плану
Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном
плане образовательных потребностей и запросов
обучающихся и (или) их родителей (законных
представителей) при формировании компонента ОО
Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) учебного плана
Соответствие содержания рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) требованиям
ФКГОС
Реализация в полном объеме содержания программного
материала по учебному(ым) предмету(ам), курсу(ам),
дисциплине(ам), модулю(ям) (выполнение рабочих
программ)
Наличие программ воспитательной направленности
Наличие планаграфика внеурочной деятельности в
рамках ООП
Наличие рабочих программ и другой документации по
направлениям внеурочной деятельности, соответствие
содержания заявленному направлению
Реализация в полном объеме содержания программного
материала по направлениям внеурочной деятельности
Наличие программ работы с учащимися с низкой
мотивацией к обучению
Наличие адаптированных образовательных программ
Наличие индивидуальных учебных планов и графиков
Наличие плана работы с молодыми талантами и
мотивированными обучающимися
3. Соответствие содержания образования требованиям ФГОС
3.1
3.2
3.3
3.4
требованиям
структуры ООП
Соответствие
соответствующего ФГОС общего образования:
ФГОС начального общего образования
ФГОС основного общего образования
ФГОС среднего (полного) общего образования
Учет в ООП (по уровням общего образования) специфики
и традиций образовательной организации, социального
запроса потребителей образовательных услуг
Наличие в учебном плане обязательных предметных
областей и учебных предметов соответствующего ФГОС
(по уровням общего образования)
Наличие учебных планов для учащихся, осваивающих
ООП (по уровням общего образования) в очной, очно
Имеется / не
имеется
Имеется / не
имеется
Имеется / не
имеется
Соответствует /
не соответствует
Да/нет
Имеется / не
имеется
Имеется / не
имеется
Имеется / не
имеется
Да/нет
Имеется / не
имеется
Имеется / не
имеется
Имеется / не
имеется
Имеется / не
имеется
Соответствует/
не соответствует
Имеется / не
имеетсязаочной и заочной формах обучения; обучение
школьников по индивидуальному учебному плану
(согласно образовательным потребностям и возможностям
обучающихся)
Соответствие объема часов за определенный период
обучения согласно требованиям соответствующего ФГОС
(ФГОС начального общего образования, ФГОС основного
общего образования, ФГОС среднего (полного) общего
образования) и учебного плана ОО по уровням
образования
Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном
плане образовательных потребностей и запросов
обучающихся и (или) их родителей (законных
представителей) при определении части, формируемой
участниками образовательных отношений
Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана,
их соответствие требованиям соответствующего ФГОС
Реализация в полном объеме содержания программного
материала по учебному(ым) предмету(ам), курсу(ам),
дисципине(ам),
модулю(ям) (выполнение рабочих
программ)
Наличие программы формирования и развития УУД
Наличие программы духовнонравственного развития
обучающихся (для начального общего образования)
Наличие программы социализации и воспитания
обучающихся (для основного общего образования)
Наличие плана внеурочной деятельности в рамках ООП,
его обеспеченность рабочими программами и другой
документацией по
внеурочной
деятельности, соответствие содержания заявленному
направлению
Реализация в полном объеме содержания программного
материала по направлениям внеурочной деятельности
направлениям
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
Соответствует /
не соответствует
Имеется / не
имеется
Имеется / не
имеется
Да/нет
Имеется / не
имеется
Да/нет
Приложение 3
Структура оценки достижения предметных результатов освоения ООП
№
1
1
2
3
4
Показатель
2
Количество / удельный вес численности учащихся, успевающих на
«4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей
численности учащихся
Средний балл государственной итоговой аттестации (далее – ГИА)
выпускников 9го класса по русскому языку
Средний балл ГИА выпускников 9го класса по математике
Средний балл единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ)
Единица
измерения
3
Чел./%
БаллЧел./%
Чел./%
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
выпускников 11го класса по русскому языку
Средний балл ЕГЭ выпускников 11го класса по математике
Количество / удельный вес численности выпускников 9го класса,
получивших неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому
языку, в общей численности выпускников 9го класса
Количество / удельный вес численности выпускников 9го класса,
получивших неудовлетворительные результаты на ГИА по
математике, в общей численности выпускников 9го класса
Количество / удельный вес численности выпускников 11го класса,
получивших результаты ниже установленного минимального
количества баллов ЕГЭ по русскому языку, в общей численности
выпускников 11го класса
Количество / удельный вес численности выпускников 11го класса,
получивших результаты ниже установленного минимального
количества баллов ЕГЭ по математике, в общей численности
выпускников 11го класса
Количество / удельный вес численности выпускников 9го класса, не
получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей
численности выпускников 9го класса
Количество / удельный вес численности выпускников 11го класса, не
получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей
численности выпускников 11го класса
Количество / удельный вес численности выпускников 9го класса,
получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в
общей численности выпускников 9го класса
Количество / удельный вес численности выпускников 11го класса,
получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в
общей численности выпускников 11го класса
Количество / удельный вес численности учащихся, принявших
участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей
численности учащихся
Численность / удельный вес численности учащихся – победителей и
призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности
учащихся, в т. ч.:
муниципального уровня;
регионального уровня;
федерального уровня;
международного уровня
Численность / удельный вес численности учащихся, получающих
образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов,
в общей численности учащихся
Численность / удельный вес численности учащихся, получающих
образование в рамках профильного обучения, в общей численности
учащихся
Приложение 4Содержание оценки метапредметных результатов освоения учащимися
оцениваемых
основной образовательной программы (помимо результатов,
эмпирически в ходе группового проекта)
Параметр оценки
Индикатор
Оценоч
Исполни
№ Образо
вательн
ый
результ
ат
2
1
1 Предста
вление о
собстве
нном
стиле
познават
ельной
деятель
ности
(индиви
дуально
м
познават
ельном
стиле)
3
4
Количество
учащихся,
демонстрирующ
их
освоение
указанных
понятий
терминов
и
Освоение понятий:
темперамент,
характер,
познавательн
ый стиль;
аудиал,
визуал,
кинестетик;
анализ,
синтез,
дедукция,
индукция;
знание,
информация
рефлексии
Опыт
собственного стиля
познавательной
деятельности
ная
процеду
ра
5
Опрос
или тест
тель
Периоди
чность
оценки*
6
Классный
руководи
тель,
тьютор,
иное
лицо,
исходя из
кадровых
возможно
стей ОО
7
2, 4, 7, 9,
11й
классы.
Для вновь
прибывш
их
учащихся
–
индивиду
ально
Количество
специальных
занятий
(психолого
педагогические
тренинги;
консультации)
или
самостоятельно
освоенных
развивающих
вебпрограмм,
веблекций,
обеспечивающих
учащемуся опыт
рефлексии
собственного
стиля
познавательной
деятельности
Количество
учащихся,
демонстрирующ
их
владение
указанными
Статист
ический
учет
Классный
руководи
тель,
тьютор
Ежегодно
, в конце
учебного
года
Контрол
ьные
работы
Педагог
филолог
или иное
лицо,
исходя из
4, 7, 9,
11й
классы.
Для вновь
прибывш
2 Навыки
работы
с
информ
ацией
Умение кодировать
информацию (в т.ч.
полученную в сети
Интернет)
посредством:кадровых
возможно
стей ОО
их
учащихся
–
индивиду
ально
умениями
плана
(простого,
сложного,
тезисного,
цитатного);
тезисов;
конспекта;
таблицы;
схемы или
графика;
кластера
Уроки
защиты
реферат
ов
Мини
сессии
публичн
ых
выступл
ений
Комплек
сная
контрол
ьная
работа.
Ситуаци
онные
задачи и
(или)
проектн
ые
задачи.
Анализ
текста
Количество
учащихся,
демонстрирующ
их
владение
указанными
умениями
и
Умение
реферировать
рецензировать
информацию (писать
реферат и рецензию);
представлять
информацию в виде
текстов
публицистического
стиля
Умение
представлять
информацию в виде
сообщения, доклада
3 Смысло
вое
чтение
(читател
ьская
компете
нция)
Умение выделять
главную
информацию
в
тексте и видеть
избыточную
(лишнюю, не нужную
для
решения
поставленной задачи)
Умение распознавать
информационный
подтекст
текстов
художественного и
публицистического
стиля)
(для
4 Владени
е ИКТ
техноло
Умение использовать
ИКТтехнологии в
познавательной
Количество
учащихся,
демонстрирующ
Самооце
нка
учащихс
Педагог
математи
к
или
иное
лицо,
исходя из
кадровых
возможно
стей ОО.
Педагог
филолог
или иное
лицо,
исходя из
кадровых
возможно
стей ОО
Преподав
атель
информат
4, 7, 9,
11й
классы.
Для вновь
прибывш
их
учащихся
–
индивиду
ально
4, 7, 9,
11й
классы.гиями
деятельности
и
социальной практике
с
соблюдением
требований
эргономики, техники
безопасности
владение
их
указанными
умениями
ики
я в ходе
анкетир
ования.
Отзыв
родител
ей
Для вновь
прибывш
их
учащихся
–
индивиду
ально
Приложение 5
Содержание оценки личностных результатов освоения учащимися основной
образовательной программы
Параметр
оценки
Индикатор
Оценоч
Исполни
№ Образовате
льный
результат
1
1
2
Готовность
к активной
гражданско
й позиции
тель
6
Педагог
психолог
(или
классный
руководи
тель)
совместно
с
преподава
телем
обществе
нно
политичес
ких
дисципли
н
Классный
руководи
тель,
тьютор
Периоди
чность
оценки
7
Ежегодно
в конце
учебного
года
Первый
раз – на
этапе
предпроф
ильной
подготов
ки
(по
окончани
ная
процеду
ра
5
Тестиро
вание
3
4
Сформированно
сть ценностной
ориентации
гражданского
выбора
владение
общественно
политической
терминологией
и
Количество
учащихся,
демонстрирующ
их
сформированнос
ть ценностной
ориентации
гражданского
выбора
владение
общественно
политической
терминологией
и
Социально
культурный
опыт учащихся
2
Готовность
к
продолжени
ю
образования
на
профильном
уровне,
к
Понимание
учащимся
собственных
профессиональн
ых склонностей
и способностей
Статист
ический
учет
Единицы
портфолио,
подтверждающи
е
социально
культурный
опыт учащегося
Количество
учащихся,
своевременно
ознакомленных с
заключением
психолога
о
профессиональн
ых склонностяхПоложительный
опыт
углубленного
изучения
дисциплин
учебного плана,
соответствующи
х
рекомендованно
му
профилю
обучения
Опыт
выполнения
учащимся
проектов,
тематика
которых
соответствует
рекомендованно
му профилю
Освоение
учащимися
существующих
норм морали,
национальных
традиций,
традиций этноса
выбору
профиля
3
Готовность
и
способность
к
саморазвити
ю на основе
существующ
их норм
морали,
национальн
ых
традиций,
традиций
этноса
и способностях
учащихся
Количество
учащихся,
имеющих опыт
углубленного
изучения
дисциплин
учебного плана,
соответствующи
х
рекомендованно
му
профилю
обучения
Количество
учащихся,
имеющих
завершенные и
презентованные
проекты,
тематика
которых
соответствует
рекомендованно
му
профилю
обучения
Количество
учащихся,
демонстрирующ
их
освоение
содержания
понятий:
ценностная
ориентация,
нормы морали,
национальная и
этническая
идентичность,
семья, брак и др.
Опрос
Опыт
выполнения
учащимся
проектов,
тематика
которых
Статист
ический
учет
Количество
учащихся,
имеющих
завершенные и
презентованные
проекты,
и
учащимис
я 78го
класса).
Второй
раз – по
окончани
и уровня
основног
о общего
образован
ия
Ежегодно
в конце
учебного
года
Педагог
психолог
и
(или)
классный
руководи
тель,
тьютор в
рамках
содержан
ия
рабочих
программ
по
обществоз
нанию и
(или)
литератур
е
Классный
руководи
тель,
тьюторсвидетельствует
о
патриотических
чувствах
его
учащегося,
к
интересе
культуре
и
истории своего
народа,
ценностям семьи
и брака и др.
Демонстрация
культуры
здорового образа
жизни в среде
образования и
социальной
практике
к
Готовность
учащихся
экологически
безопасному
поведению
быту,
социальной и
профессиональн
ой практике
в
4 Сформиров
анноcть
культуры
здорового
образа
жизни
5 Сформиров
анность
основ
экологическ
ой культуры
тематика
которых
свидетельствует
о
патриотических
чувствах
учащегося,
его
интересе
к
культуре
и
истории своего
народа
Стабильность
посещения
занятий
физической
культурой
Сокращения
количества
пропусков
уроков
болезни
Соблюдение
элементарных
правил гигиены
Освоение
понятий
экологического
содержания
Единицы
портфолио,
подтверждающи
е
социально
культурный
опыт учащегося
по
Статист
ический
учет
Отзыв
классног
о
руковод
ителя
Опрос
Статист
ический
учет
Преподав
атель
экологии
или
биологии
совместно
с
классным
руководи
телем,
тьютором
Источник: https://www.menobr.ru/article/59433qqe16m3vnutrennyayasistemaotsenki
kachestvaobrazovaniya?
utm_medium=push&utm_source=push_all&utm_campaign=push_all_26.04.2018