Статья на тему "Воспитание культуры поведения подростков"

  • Исследовательские работы
  • Лекции
  • docx
  • 24.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная статья окажет помощь всем, кто интересуется проблемами воспитания культуры поведения подростков. Здесь указаны причины девиантного поведения старшеклассников,обусловленные социальной средой, сложившимися семейными стереотипами, личной мотивацией. В приложении помещены материалы для работы с детьми и их родителями на классных часах и родительских собраниях.
Иконка файла материала Воспитание культуры поведения подростков.docx

          Воспитание культуры поведения подростков

        Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.

        К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость.

        Не случайно все выдающиеся педагоги и мыслители (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.) придавали первостепенное значение проблеме нравственного воспитания подростков. Сегодня эта проблема звучит все острее.

                        Актуальность этического образования школьников.

   Этика- наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт      моральных основ жизнедеятельности и культуры человека.

       Особое значение этики состоит в том, что именно в ней философское размышление переходит непосредственно в практику повседневного человеческого поведения, когда элементы мировоззрения становятся мотивами поступков.

       При недостатке этической информации воспитание идет ложными путями, учащиеся усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Они вынуждены заниматься как бы ложным самообразованием в рамках нравственно-этической сферы. При деморализации общества и регрессе гуманности, которые наблюдаются в российском обществе, проблемы этического воспитания и культуры поведения подрастающего поколения становятся чрезвычайно актуальными.

          Роль школы в решении проблемы культуры поведения школьников.

       Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, если решение данной проблемы посчитать одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса. В таком случае именно в школе ребенок мог бы постигнуть важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении, подготовиться к жизни и развитию.

       Целью всех педагогических работников школы должно стать формирование у ребенка культуры человеческих отношений, культуры поведения, общения. Элементы этического воспитания должны присутствовать на каждом уроке, а также во внеклассной деятельности. Нравственно-этическое воспитание должно охватывать все области жизнедеятельности школьника, включая свободное общение на улице и поведение в общественных местах.

      Наиболее сложна воспитательная работа с глубоко педагогически запущенными детьми. Их характеризуют преимущественно импульсивное поведение, отрицательные потребности, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге, чести.

                     Система работы педагога по устранению отклонений в поведении учащихся.

       Работа педагога по устранению отклонений в поведении учащихся основывается на методе реконструкции характера, т.е. перевоспитании, которое трактуется как комплекс мер система социально-воспитательных действий, направленных на преодоление отклонений от сциальных норм в нравственном развитии и поведении личности.

    Воспитание и перевоспитание осуществляется в соответствии с определенными этапами:

1этап – выявление в классном коллективе учащихся, склонных к нарушениям нравственных норм общения и поведения.

Для этого необходимо:

- проанализировать школьную документацию ( кл. журналы, характеристики учащихся),

-побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе с целью выявления культуры поведения учащихся.

2 этап- изучение среды, окружающей ребенка.

Для этого необходимо:

- понаблюдать за каждым запущенным учащимся, побеседовать с ним,

- познакомиться с семьей, проанализировать ближайшее окружение.

3 этап- составление программы коррекции личности воспитанника и устранения отклонений в поведении.

       В процессе воспитания культуры поведения школьника важное значение имеет формирование ее нравственности. Нравственность же заключается в отношении к Родине (патриотизм), в отношении к труду (трудолюбие), в отношении к обществу ( коллективизм), в отношении к себе.

       Рекомендации преподавателям:

- развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками,

- развитие опыта нравственного поведения,

- корректировка нравственных качеств,

- формирование толерантности, взаимопонимания, патриотизма, гуманистического мировоззрения, культуры общения и поведения,

- периодически проводить часы по культуре поведения и нравственности,

- давать рекомендации родителям детей с низким уровнем воспитания,

- учить уважать чужое мнение,

- воспитывать социально-активного, здорового человека.

 

 

                                                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

                                   Приложение

      Памятка для родителей «Воспитание культуры поведения у детей»:

1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.

5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.

6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется этого, учите благородству своего ребенка.

Помните, что поведение- это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

 

                   Ситуации для дискуссии:

1. Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках.  Об этом родителям говорит учитель и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка.

Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей и друзей ребенка…

2. На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал через плечо в тетрадь своего соседа. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика. Результатом контрольной работы стала «2». Товарищ, у которого списывал, получил «5». Подросток заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки… Об этом узнали родители…

3. Семиклассник Саша сообщил родителям о том, что его два одноклассника после урока сильно избили мальчика из пятого класса. Его даже забрала «скорая помощь».

- От кого это ты узнал? - спросила мать.

- А я сам видел, как они его били по лицу и голове.

- Почему же ты, бессовестный, не заступился за мальчика? Тебе, что, не жалко было его? – в сердцах с укоризной спросил отец.

- А тебе не жалко, когда ты меня бьешь по лицу и голове? – вопросом на вопрос ответил сын.

Объясните создавшуюся ситуацию.

 

                              Заповеди воспитателя

1. Никогда не воспитывайте ребенка в плохом настроении.

2. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

5. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.

6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9. Воспитание- это последовательность целей.

10.Воспитатель должен быть твердым, но добрым.