СТАТЬЯ на тему "Возрастные особенности первоклассника. Адаптация к школе"
Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
родителям
1 кл
29.04.2019
Адаптация (привыкание к новым условиям) ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный, в котором принимают участие все участники педагогического процесса (учителя, родители, ребенок). Данная статья рекомендована родителям первоклассников, а также учителям начальных классов.
статья Возрастные особенности первоклассника.docx
«Возрастные особенности первоклассника.
Статья
Адаптация к школе»
Ивлева Т. М.
Учитель начальных классов,
учительлогопед ПОСТУПЛЕНИЕ В ШКОЛУ
Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка.
Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ
беззаботность,
жизни.
Свойственные дошкольникам беспечность,
погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством
требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день
ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим
дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни,
выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено
школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться
т.д.
хороших
В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик
результатов
работе
учебной
в
и
ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные
возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно
чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно
его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального
статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И.
Божович).
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника
большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать
превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно
важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком
учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в
учебных занятиях еще до прихода в школу.
Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий
и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для
ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника»
неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к
школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение,
обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка
помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности,
способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
НОВЫЕ ПРАВИЛА
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно»,
«неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила
связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением
ребенка
деятельность.
учебную
новую
в
для
него
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и
побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство
учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей.
Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый,
любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с
другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную
жизнь.
Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка
сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами
радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе,
испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в
первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость
организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода
капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным
требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится
один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь
первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей
самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной
деятельностью.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности
требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех
психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более
высокой способности к управлению своим поведением.
Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно
ограниченны.
психофизиологического
Это во многом связано с особенностями
лет.
развития
6–7
детей
По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в
значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к
систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически
человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование,
регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей
этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных
отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным —
лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры
оказывается недостаточным.
Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных
детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности.
неспособны к длительному
Первоклассники легко отвлекаются,
сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются,
возбудимы,
эмоциональны,
впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что
вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и
ножницами .
Внимание учащихся 1х классов еще слабо организованно, имеет небольшой
объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная
память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка
сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на
применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе
приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников
пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных
операций.
Мышление первоклассников преимущественно нагляднообразное. Это значит,
что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа,
логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал.
Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине
недостаточно сформированного внутреннего плана действий.
Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений
в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается
неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной
деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить
свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.
Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само
по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются
в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно
распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того,
только
что
Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу:
сформировано.
должно
еще
быть
«Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но
многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания,
ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том,
чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и
привычки».
воспитать
Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более
соответствующие
них
у
зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального
развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих
равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и
школы.
быстрее
требования
осваивают
массовой
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь
ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает
чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша
искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах,
серьезное отношение к его первым достижениям и возможным
трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его
нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в
школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у
него может чтото не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет
право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его
соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе
овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом
году обучения.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой
работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты
так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные
достижения человека.
Если вас чтото беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не
стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или
школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек
более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение
первоклассника о своем педагоге.
Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу
существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее
многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться
достаточно времени и для игровых занятий.
При поступлении ребенка в школу изменяется и отношение ребенка к миру,
меняется восприятие мира, меняется отношение взрослых к ребенку. Именно
поэтому самым близким человеком, который способен помочь ребенку в этот
кризисный период является – родитель. Родителям необходимо в этот период
быть особенно внимательными и оказывать ребенку психологическую и
педагогическую поддержку.
СТАТЬЯ на тему "Возрастные особенности первоклассника. Адаптация к школе"
СТАТЬЯ на тему "Возрастные особенности первоклассника. Адаптация к школе"
СТАТЬЯ на тему "Возрастные особенности первоклассника. Адаптация к школе"
СТАТЬЯ на тему "Возрастные особенности первоклассника. Адаптация к школе"
СТАТЬЯ на тему "Возрастные особенности первоклассника. Адаптация к школе"
СТАТЬЯ на тему "Возрастные особенности первоклассника. Адаптация к школе"
СТАТЬЯ на тему "Возрастные особенности первоклассника. Адаптация к школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.