Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания".
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
история +1
Взрослым
15.05.2017
Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.
Информационная (постиндустриальная) стадия развития общества, в которую мир вступил в конце ХХ века, декларирует основными ценностями информацию, развитые интеллект и креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии. В современном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.
проектная деятельность.docx
Тема: « Проектная деятельность на уроках истории и обществознания».
Учитель истории Е.М. Синюк
Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения
самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых
качеств и возможностей человеческой личности.
Информационная (постиндустриальная) стадия развития общества, в которую
мир вступил в конце ХХ века, декларирует основными ценностями информацию,
развитые интеллект и креативность человека и созданные на этой основе высокие
технологии. В современном мире требуется новый человек, который не только
вооружен знаниями, но который поновому относится к процессу познания, к
добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним
проблем в быстро меняющемся мире.
Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной
раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами
организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается
неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения (и учения), адекватные
вызовам времени.
Одним из таковых является метод учебного проекта, (применяемый
нами на уроках истории в старших классах). Одним из условий реализации этого
метода в своей педагогической практике мы считаем корректное “встраивание”
его в сложившуюся предметную классноурочную систему (хотя отчетливо
понимаем, что новации рано или поздно разрушат её). Точками соприкосновения
нового метода и классно – урочной системы, на наш взгляд, являются:
∙ проблемный и деятельностный подходы к обучению;
∙ личностноориентированное обучение;
∙ педагогика сотрудничества.
Ожидаемый (отсроченный) результат при внедрении метода учебного
проекта нам видится следующим:
это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего
учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею
познавательный процесс;
это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по
добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в
необходимые знания и применять их, умеющая осмысливать, оценивать и
предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со
сформированными в той или иной степени информационной, учебной,
исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с
выявленными доминирующими интересами, со сформированными
мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет
способствовать её успешной самореализации. Под учебным проектом принято понимать совместную или
индивидуальную учебнопознавательную (исследовательскую или творческую)
деятельность учащихся, в нашем случае на уроках истории, имеющую общую
цель – проблему; согласованные способы деятельности, направленные на
достижение и презентацию общего, реально нового и заранее
неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями
учеников на основе ранее приобретенных знаний и над учебных умений при не
жестко сформулированной познавательной проблеме.
Технология проектного обучения представляет собой развитие идей
проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под
контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или
объективной новизной, имеющих практическое значение. Проекты могут быть
исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом
которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными, которые
обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть
модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование
исторических эпох, инсценирование реальных ситуаций, изготовление
наглядных пособий .
Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно
познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на
достижение общего результата. Накоплен большой опыт организации проектной
деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с
доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:
∙ исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру
научного исследования);
∙ творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества),
∙ приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые
отношения),
∙ информационные (направлены на изучение какоголибо явления, его
свойств, функций, анализ и обобщение информации),
∙ практикоориентированные (предполагают подготовку общественно
значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района,
словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).
Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:
∙ подготовка (формулирование темы и целей проекта);
∙ планирование (определение источников информации, формы отчета,
распределение обязанностей в группе и т.п.);
∙ исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);
∙ оформление результатов и выводов;
∙ представление или отчет; «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего
∙ оценка результатов и процесса.
В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще
всего использую такие типы проектов, как прикладные, информационные,
игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста
учащихся и темы.
В 56х классах , на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов:
прикладной – «Наскальная живописьпервая картинная галерея»
ролевоигровой – «Я – ученик спартанской школы»
информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе
семьи»,
предка» и др.
На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему
исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и
изобретения средневековья».
По продолжительности это в основном минипроекты и краткосрочные проекты.
Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний,
воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают
исследовательские и творческие способности.
Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации,
доклады, выставка рисунков и портретов.
Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку
именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и
логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения
проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и
формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.
Хочу отметить, что проекты в 7 – 8х классах являются в основном
краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их
значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям
школьников данного возраста.
На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся
приобретает характер научноисследовательской работы с определением целей и
задач, выдвижением гипотезы исследования.
По составу участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми и
коллективными:
групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении
заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 35 человек. Например, в
10м классе при изучении темы «Культура России I половины XVIII века» класс
делится на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию
по Третьяковской галерее и Русскому музею; индивидуальная форма – данная форма работы используется при выполнении
проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений
работать с документами;
коллективная форма – данную форму работы используется для сплочения
классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства
ответственности за принимаемые решения. Например, урокконференция по
теме «Глобальные проблемы современности»
За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление,
за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на
самостоятельную поисковую деятельность.
В курсе обществознания использования проектного метода раскрывает другие
возможности. К примеру, при изучении темы «Глобальные проблемы
современности» учащимся были предложены темы: «Военные конфликты и
угроза миру», «Проблемы ресурсов» и другие, раскрыть которые полно
возможно только при использовании Интернетресурсов. Начинается освоение
информационных технологий, групповая работа. Обозначив проблематику
проекта, ученики выдвигают гипотезы, ведут напряженный поиск путей решения
с помощью технологии «мозгового штурма». Публичное представление
продукта, выступление на презентации со своей работой завершающий этап
творческой деятельности. Таким образом, формируются знания сразу по
нескольким предметам, и творческий потенциал получает возможность для
выражения.
В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по
организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в
проектном методе обучения заложен огромный образовательный,
воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является
универсальным, но он имеет большие преимущества:
• развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать
последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в
практической деятельности;
• развивает творческие способности и самостоятельность;
• он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая
предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного
экспериментирования, прогнозирования;
• он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов;
• позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность..
Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать
и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в
проблему, переживание «ситуации успеха». Учащийся делает открытие в самом
себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи обучения с жизнью.
Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные
умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.
Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению
учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных
оценок,
развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который
препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и
новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с
ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды
деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным
и поэтому более эффективным.
Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания".
Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания".
Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания".
Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания".
Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.