Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания".
Оценка 4.7

Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания".

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
история +1
Взрослым
15.05.2017
Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и  обществознания".
Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности. Информационная (постиндустриальная) стадия развития общества, в которую мир вступил в конце ХХ века, декларирует основными ценностями информацию, развитые интеллект и креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии. В современном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.
проектная деятельность.docx
Тема:   « Проектная деятельность на уроках истории и  обществознания». Учитель истории Е.М. Синюк  Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения  самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых  качеств и возможностей человеческой личности. Информационная (постиндустриальная) стадия развития общества, в которую  мир вступил в конце ХХ века, декларирует основными ценностями информацию, развитые интеллект и креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии. В современном  мире требуется новый человек, который не только  вооружен знаниями, но который по­новому относится к процессу познания, к  добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним  проблем в быстро меняющемся мире. Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами  организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается  неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения (и учения), адекватные вызовам времени. Одним из таковых является метод учебного проекта, (применяемый  нами на уроках истории в старших классах). Одним из условий реализации этого  метода в своей педагогической практике мы считаем корректное “встраивание”  его в сложившуюся предметную классно­урочную систему (хотя отчетливо  понимаем, что новации рано или поздно разрушат её). Точками соприкосновения  нового метода и классно – урочной системы, на наш взгляд, являются: ∙         проблемный и деятельностный подходы к обучению; ∙         личностно­ориентированное обучение; ∙         педагогика сотрудничества. Ожидаемый (отсроченный) результат при внедрении метода учебного  проекта нам видится следующим: это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего  учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею  познавательный процесс; это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по  добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в  необходимые знания и применять их, умеющая осмысливать, оценивать и  предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со  сформированными в той или иной степени информационной, учебной,  исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с  выявленными доминирующими интересами, со сформированными  мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет  способствовать её успешной самореализации. Под учебным проектом принято понимать совместную или  индивидуальную учебно­познавательную (исследовательскую или творческую)  деятельность учащихся, в нашем случае на уроках истории, имеющую общую  цель – проблему; согласованные способы деятельности, направленные на  достижение и презентацию общего, реально нового и заранее  неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями  учеников на основе ранее приобретенных знаний и над учебных умений при не  жестко сформулированной познавательной проблеме. Технология проектного обучения представляет собой развитие идей  проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под  контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или  объективной новизной, имеющих практическое значение. Проекты могут быть  исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом  которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными,  которые  обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть  модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование  исторических эпох, инсценирование  реальных ситуаций, изготовление  наглядных пособий . Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно­ познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая  общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на  достижение общего результата. Накоплен большой опыт организации проектной  деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с  доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: ∙         исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру  научного исследования); ∙         творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества), ∙         приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые  отношения), ∙         информационные (направлены на изучение какого­либо явления, его  свойств, функций, анализ и обобщение информации), ∙         практико­ориентированные (предполагают подготовку общественно  значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района,  словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.). Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий: ∙         подготовка (формулирование темы и целей проекта); ∙         планирование (определение источников информации, формы отчета,  распределение обязанностей в группе и т.п.); ∙         исследование (сбор информации, решение промежуточных задач); ∙         оформление результатов и выводов; ∙         представление или отчет; «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего  ∙         оценка результатов и процесса. В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще  всего использую такие типы проектов, как прикладные, информационные,  игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста  учащихся и темы. В 5­6­х классах , на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов: ­ прикладной – «Наскальная живопись­первая картинная галерея»  ­ ролево­игровой – «Я – ученик спартанской школы» ­информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», предка» и др. На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему  исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и  изобретения средневековья». По продолжительности это в основном мини­проекты и краткосрочные проекты. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний,  воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают  исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации,  доклады, выставка рисунков и портретов. Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку  именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и  логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения  проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и  формулировать проблемы, делать теоретические обобщения. Хочу отметить, что проекты в 7 – 8­х классах являются в основном  краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их  значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям  школьников данного возраста. На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся  приобретает характер научно­исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования. По составу участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми и  коллективными: групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении  заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3­5 человек. Например, в  10­м классе при изучении темы «Культура России I половины XVIII века» класс  делится на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею; индивидуальная форма – данная форма работы используется при выполнении  проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами; коллективная форма – данную форму работы используется для сплочения  классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства  ответственности за принимаемые решения. Например, урок­конференция по  теме «Глобальные проблемы современности» За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление,  за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на  самостоятельную поисковую деятельность. В курсе обществознания использования проектного метода раскрывает другие  возможности. К примеру, при изучении темы «Глобальные проблемы  современности» учащимся были предложены темы: «Военные конфликты и  угроза миру», «Проблемы ресурсов» и другие, раскрыть которые полно  возможно только при использовании Интернет­ресурсов. Начинается освоение  информационных технологий, групповая работа. Обозначив проблематику  проекта, ученики выдвигают гипотезы, ведут напряженный поиск путей решения  с помощью технологии «мозгового штурма». Публичное представление  продукта, выступление на презентации со своей работой ­ завершающий этап  творческой деятельности. Таким образом, формируются знания сразу по  нескольким предметам, и творческий потенциал получает возможность для  выражения. В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по  организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в  проектном методе обучения заложен огромный образовательный,  воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является  универсальным, но он имеет большие преимущества: • развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать  последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в  практической деятельности; • развивает творческие способности и самостоятельность; • он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая  предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного  экспериментирования, прогнозирования; • он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность  исследовательских, поисковых, проблемных методов; • позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность..   Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха».  Учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип    связи обучения с жизнью.   Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные  умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.    Проектная деятельность способствует более глубокому  осмыслению  учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию  собственных  оценок, развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который  препятствует  совершенствованию учебной деятельности. Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и  новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с  ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды  деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным  и поэтому более эффективным.

Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания".

Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и  обществознания".

Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания".

Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и  обществознания".

Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания".

Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и  обществознания".

Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания".

Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и  обществознания".

Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и обществознания".

Статья на тему:"Проектная деятельность на уроках истории и  обществознания".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2017