Статья на тему"Разнообразие приемов, видов, целей домашних заданий"
Оценка 4.9

Статья на тему"Разнообразие приемов, видов, целей домашних заданий"

Оценка 4.9
Домашняя работа
docx
биология
6 кл—9 кл
17.12.2017
Статья на тему"Разнообразие  приемов, видов, целей домашних заданий"
Данная статья о том, как повысить качество обучения с помощью выполнения домашних заданий учащимися. В тексте дана систематика с примерами:приёмов. видов, целей домашних заданий, и как заинтересовать ребят в выполнении домашней работы. Даны рекомендации для учащихся по выполнению домашнего задания.Статья на тему"Разнообразие приемов, видов, целей домашних заданий"
Домашнее задание.docx
Разнообразие  приемов, видов, целей домашних  заданий Л.В.Малина учитель биологии МБОУ СОШ № 23, г. Рубцовск Домашнее задание­ как средство повышения качества обучения на уроках биологии.         Для полноценного усвоения и запоминания изложенного на уроке материала необходимо  выполнения    домашних   заданий.   Не   менее ,важное   значение   эти   задания   имеют   также   для   воспитания   учащихся, поскольку   способствуют   формированию   у   них   прилежания, самостоятельности и организации своего внеурочного времени.   Работая в школе много лет, столкнулась с проблемой, низким уровнем подготовки домашних заданий учащимися ,пришлось поработать над данным вопросам и методом проб и ошибок пришла к выводу: 1. Владение в совершенстве  психолого­педагогическим особенностями учащихся :       Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной  активности и любознательности, возникновением познавательных интересов.  Исходя из этого, для учащихся часто даю такие задания, которые выходят за  рамки школьной программы. Например, по теме «Грибы – паразиты» ­  сообщение на свое усмотрение, но связанное с грибами; по теме  «Разнообразие растительного мира» ­ подготовка к дискуссии «Что  произойдет на Земле, если исчезнут все растения?».          Семиклассники начинают ориентироваться на реальные достижения ,если  не будут справляться с заданиями то потеряют интерес к учёбе.       Учитывая эти особенности, например, даю задания, разделяемые по  уровню обучения. Тема «Отряды насекомых».  I уровень – принести фотографии, рисунки известных  насекомых; II уровень – пересказ;III уровень – письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос: «Что создал человек,  когда изучил строение пчелиных сот?»;IV уровень – мини­ сочинение «На кого бы ты ,хотел быть похожим из пчелиной  семьи? Почему?». У восьмиклассников ведущая деятельность – межличностное общение, учеба отходит на второй план. Чтобы учение было привлекательным,  нужно находить в материале то, что могло бы способствовать общению  подростков .Поэтому даю следующие задания: ­ Придумай задания своему соседу по парте, проверь и оцени его  ответ». ­ Подготовьте группой сообщение по теме «Витамины» (один подбирает литературу, другой – составляет схемы, рисунки, следующий –  описывает значение, в каких продуктах содержаться).  Девятиклассники: проявляют собственную субъектность на уроке. Форма  обучения, как правило, остается по­прежнему фронтальной: групповые и  коллективные формы работы, в которых ученик может не только  взаимодействовать со сверстниками, но и проявлять истинную активность и  самостоятельность. Также  такие формы, как микропреподавание, когда  ученик ведет какой­то фрагмент урока, индивидуальные проекты, которые  он выполняет самостоятельно при координационном и консультативном  содействии педагога, позволяют ученику раскрыть свой потенциал 2. Определение  цели домашних заданий: 1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь  предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это  достигается работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими  явлениями. Например, в 6 классе задание по теме «Прорастание семян» ­ «Заложив  опыт, проведите наблюдения за прорастанием семян». В 7 классе по теме  «Кровеносная система» ­ уметь объяснить рисунки со страниц 217­218  учебника. 2. Усвоение фактического материала. Имеются в виду такие задания,  которые требуют установления причинно­следственных и других связей и  отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны  выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или  закономерности,  определить последовательность событий, классифицировать фактические данные. Учащимся 10 класса после изучения темы «Неорганические вещества  клетки» можно предложить выполнить задание: «В ясный весенний день  температура воздуха +100 С, влажность – 80%. Определите: «Будут ли ночью  заморозки?», а семиклассникам при изучении темы «Органы дыхательной  системы» ­ «Проследите движение воздуха по органам дыхания при выдохе». 3. 3. Формирование общения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения,  связанные с применением мыслительных операций, особенно  сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен  самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное,  установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и  сделать обобщающие выводы. В 8 классе при разборе темы «Ткани» предлагаю сравнить  эпителиальную и соединительную ткани и определить их сходства и различия. 4.4.Применение методов Здесь речь идет о различных практических  работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и  практикой. Обычно подобные задания завершают изучение  теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда  практических умений и навыков, которые вырабатываются как в  классной, так и во внеклассной работе. В 8 классе изучается тема «Первая помощь при кровотечениях». Для  применения полученных знаний учащимся нужно выбрать из предложенных  необходимые материалы и оказать первую помощь при артериальном  кровотечении. .5.  Контроль знаний учащихся Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и  достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных  условиях, устанавливать необходимые связи и т.д.  Например, по теме «Шляпочные грибы» в 6 классе из предложенных  муляжей грибов надо определить съедобные и ядовитые (съедобные  опята – ложные опята).  6. Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях,  специально направленных на формирование научного мировоззрения  учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все  виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае  учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания  акцентирует на ней внимание учащихся.  10­классники при изучении темы «Биотехнологии» должны  подготовиться к дискуссии «Этические аспекты развития  биотехнологий».  3.  Использование разнообразных видов, приемов домашних заданий позволяет заинтересовать учащихся их выполнением.  1) Заучивание материала учебника и его пересказ – именно этот вид  преобладал в советское время, в настоящее время данный вид домашнего  задания использую редко. 2) Эффективнее доработка материалов урока составлением рисунков,  чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем  уроке. Например, в 8 классе при изучении темы «Пищеварение» предлагаю  следующее задание: «Составьте схему движения пищевого комка, начиная с  ротовой полости». 3) Сбор материалов из дополнительных источников. «Многообразие  растительного мира» (6 класс) – «Найдите информацию из различной  литературы ,об использовании липы (от древни времен до наших дней)». 4) Ответы на специально поставленные вопросы учителя. Например, в 8  классе по теме «Спинной мозг» ­ Ответьте и запишите, при поражении каких нейронов и частей нервной системы человека возникают следующие  нарушения движения: а) нога двигается, но не чувствует боли; б) нога не двигается, но чувствует боль; в) нога лишилась чувствительности и парализована; г) потеря чувствительности и полный паралич.  5) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем. В 7  классе изучается тема «Тип Кишечнополостные», предлагаю следующий план: а) место обитания; б) представители; в) внешнее строение; г) внутреннее строение; д) значение в жизни человека и природы. 6) Самостоятельное составление плана ответа по какой­то теме или  подготовка по этому плану. В 6 классе при изучении «Одноклеточных  водорослей» предлагаю составить план по данной теме. 7) Выделение в тексте основного и второстепенного материала. Тема  «Многообразие моллюсков» (7 класс) – «Найдите в тексте главный материал,  выделив его карандашом». 8) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения  или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе. Учащиеся   8 класса знакомятся с «Решением генетических задач на анализирующее  скрещивание», придумывают дома аналогичную задачу и решают ее. 9) Подборка дополнительного материала по теме. Тема  «Прокариатические клетки» (10 класс) – «Используя «Большой справочник  для школьников и поступающих в ВУЗы» А.С. Батуева, М. – Дрофа, 2004,  подготовьте дополнительную информацию по изучаемой теме». 10) Изготовление пособий, карточек, таблиц, гербариев. Задание для  учащихся 7 класса: «Приготовьте карточки с заданиями по теме «Класс  Млекопитающие». 11) Проведение наблюдений, опытов – «Проведите наблюдения за  своими сверстниками. Определите тип темперамента» по теме «Интересы,  склонности, способности», изучаемой в 8 классе. 12) Выполнение практических и лабораторных работ – «Выполните  лабораторную работу по теме «Строение головного мозга» (8 класс). 13) Самостоятельное составление заданий. В школьной практике использую также следующие виды домашней  учебной  работы:  индивидуальная; Индивидуальная учебная домашняя работа  задается, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае  учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного  ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с  использованием тетрадей на печатной основе и так далее.  Например, для себя заполняю следующую таблицу: Класс Ф.И. ученика Тема Заданный материал Интересы, психол. особенности 7 «А» Иванов Сергей 7 «А» Петров Андрей «Круглые черви» «Круглые черви» Тетрадь   на   пе­ чатной   основе, задание № 10 Изготовить карточку Увлекается математикой, малообщителен Увлекается моделированием, усидчивый   При выполнении групповой учебной домашней работы группа  учащихся выполняет какое­то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы  «Одомашнивание животных» (7 класс) школьникам предлагается  собрать материал о породах животных, распространенных в  Рубцовске и Рубцовском районе для составления единой картины  о породах домашних животных нашего края.  Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может  быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика.  По теме «Рефлекторная регуляция» в 8 классе можно предложить  несколько заданий: привести примеры условных и безусловных рефлексов; изготовить карточку с изображением рефлекторной дуги, уметь  ее объяснить; объяснить выделенные в параграфе слова;  составить кроссворд.  Одна на весь класс – самый распространенный вид домашней  работы, берущий начало с дореволюционных времен и  сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких  заданий не ведет к развитию творческих способностей учащихся,  однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит  торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся  отрабатываются различные навыки, формируются умения.   Составление домашней работы для соседа по парте –  новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для  своего соседа два задания по пройденной теме».   Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на  следующий день, а на несколько дней вперед. Учащимся разных  классов предлагаю различные варианты творческих домашних  заданий. Например:  1) «Напишите историю, сказку по теме «Листопад» (6 класс) «О  чем может рассказать падающий листок»;  2) «Вы – корреспондент. Подготовьтесь к интервью с любым  животным из класса млекопитающих» ­ по теме «Отряды  млекопитающих» (7 класс);  3) Игра «Докажи свою точку зрения» в 7 классе «Что произойдет  на Земле, если исчезнут все насекомые» (тема урока –  «Насекомые»);  4) Игра слов – «Дайте характеристику растению по первым  буквам:  М – маковый  А – аромат  К – красивый» (6 класс – тема «Многообразие растений»).  5) «Пятичувствие» (7 класс – тема «Тип Членистоногие») –  «Выберите животное из типа членистоногие и охарактеризуйте его  с помощью органов чувств:  а) он пахнет …                                 б) он выглядит …  в) на вкус …   г) на ощупь …  д) цвет …» 3. Приемы выполнения домашних заданий Первый прием ­ «Задание массивом», то есть предлагает большое  количество упражнений, вопросов, из которых ученик может выполнить  столько, сколько посчитает нужным, но заранее оговаривается объем  минимума. Второй прием – «Особое задание». В классе всегда есть ребята,  которым учитель уделяет особое внимание, «олимпийский резерв». Раз особое внимание ­ вот и особое задание. Третий прием – «Необычная обычность». Творческий характер самого  домашнего задания – это понятно. Но даже подача домашнего задания может  быть делом нескучным. ? Кроме этого распространила памятки для учащихся и родителей: ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: Первое: учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и  усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что  для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала  следует вдумчиво учить уроки не в один «присест», а обращаться к их  изучению несколько раз в течение некоторого времени. Второе: домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в  первые 10­12 часов после восприятия. При контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44% этих слов, а через  2,5­8 часов – только 28%. Третье: приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно  создавать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное  усвоение изучаемого материала. Как это сделать? Нужно детально продумать  ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания.  Одно дело, когда хочется его быстрее выполнить и пойти гулять, и другое –  когда поставить цель как можно лучше выполнить задание, не проявлять  торопливости и стремиться к глубокому осмыслению и усвоению материала. Четвертое: если домашнее задание включает в себя усвоение  материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его  подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с  учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что  осталось в памяти от урока. Затем следует вдумчиво прочитать параграф  учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к  их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить приемы  воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя,  составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и так далее.  Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз  поработать с учебником и обиться полного и свободного воспроизведения  изучаемого материала.?   1. Многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику  сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют  расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют  самоконтроль за усвоением знаний. 2. Вторым недочетом домашней работы многих учащихся является  неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к  поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала. 3. Следующий недостаток – выполнение заданий многими школьниками  осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны это задания. Вследствие этого учащиеся не только  допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях, но и  не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим  материалом и упражнениями     Положительные результаты в решении проблемы ,слабой подготовки  домашних заданий школьников ,проявились уже в первые месяцы , убеждена,  что изменить ситуацию мне помогла целенаправленная ежеурочная работа по  составлению домашних заданий, определение их места на уроке и проверка.

Статья на тему"Разнообразие приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие  приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие  приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие  приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие  приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие  приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие  приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие  приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие  приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие  приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие приемов, видов, целей домашних заданий"

Статья на тему"Разнообразие  приемов, видов, целей домашних заданий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2017