В данной статье описаны новые формы и методы обучения современного урока. Они позволяют вызвать интерес у учащихся не только к изучению самого предмета, а также показывают, как можно вовлечь всех учащихся в урок, повышая их мотивацию к получению новых знаний.
Новые подходы обучения.docx
Современный урок биологии: новые подходы в обучении.
Ли Марина Николаевна
учитель химии и биологии
специализированной гимназии № 8
с обучением на трех языках
имени М. Х. Дулати
Скажи мне и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.
(китайская мудрость)
Меняется мир, меняемся мы. На наших глазах меняется страна. Я
училась в советской школе, а учу в школе нового суверенного государства.
Меняется и школа. Меняется и жизнь современного ученика. Я считаю, что
учитель не должен отставать от этой бурлящей жизни. Поэтому учитель в
современной школе должен быть опытным специалистом и настоящим
профессионалом своего дела. Современный учитель не просто должен
передать имеющиеся у него знания по какомуто предмету, а должен научить
детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других
людей, используя знания, полученные на занятиях в школе.
В своем Послании Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев
народу Казахстана «Стратегия «Казахстан2050» новый политический курс
состоявшегося государства" определил основные цели и задачи развитию
образования в Казахстане: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным
государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном
мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши
граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками
работы на самом передовом оборудовании и самом современном
производстве.
Нам предстоит произвести модернизацию методик
преподавания и активно развивать онлайнсистемы образования, создавая
региональные школьные центры. Мы должны интенсивно внедрять
инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему
образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн,
доступные для всех желающих».
Планирование уроков – это определение перспективы на будущее.
Необходимо выстроить уроки в определенной системе, увидеть, как мы
сможем достичь запланированного результата. Учитель должен подготовить
оборудование к уроку, продумать для учащихся предварительные задания,
направленные на актуализацию необходимых для изучения нового материла
знаний и умений. Но самое главное, у учителя появляется возможность
провести через все темы идеи всех семи модулей обучения, сформировать у учащихся целостные представления и относительно завершенные способы
деятельности.
При планировании учитель должен обратить внимание на следующие
аспекты планируемого урока: на учащихся и их состояние, то есть создать
коллаборативную среду – согласно иерархии потребностей по Маслоу;
максимальную вовлечённость учащихся в процесс обучения; уважение детей и
взаимоуважение; сотрудничество, дружелюбие, общение, диалогическое
обучение.
На уроках необходимо внедрение методов критического мышления.
Целью данной технологии в образовании является развитие мыслительных
навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни
(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией,
анализировать различные стороны явлений и т.п.). У учащихся сформируется
умение работать в сотрудничестве, приобретут навыки работы с
информацией, умение её интерпретировать, научатся применять полученную
информацию в жизни, повысить мотивацию к учению. Развивая мышление
учеников, моя цель – научить думать учащихся критически, уметь
анализировать, делать выводы, оценивать. «Критическое мышление всегда
стремится к знанию, ибо все связующие мысли, выстраивающиеся в нить
размышления и рассуждения, опираются на известное знание, опыт и
«заглядывают» в неизвестное.
Диалог на уроке, а в большей степени
исследовательская беседа, способствует развитию критического мышления
школьников. Критическое мышление всегда обозначает определённую степень
уверенности, но уверенности, основанной на фактах, причём в умственном
процессе под фактами, относящимися к делу, мы разумеем те черты,
которыми пользуются как доказательствами при выводе заключения или
образовании решения» (Д.Дьюи). Обучение критическому мышлению на уроке
можно разделить на три стадии: стадию вызова, стадию осмысления и стадию
рефлексии. На стадии вызова можно использовать стратегию «Мозговой
штурм», «Мозговую атаку», «Корзина идей». Чтобы вовлечь учащихся в
активную деятельность, важно показать значимость ответа при каждого
ученика. Для осмысления материала я применяю «Инсерт», таблицу «Знаю.
Хочу знать. Умею», «Кластер». При оценивании полученных знаний учащиеся
смогут обменяться мнениями при помощи тонких и толстых вопросов,
самостоятельно составить схему фишбоуна, поразмышлять над своими
достижениями в усвоении материала, оценить свои собственные знания и
определить объем полученных знаний, осмыслить тему урока. Учащимся
можно написать рефлексию по уроку, «Синквейн» по теме урока.
Осуществляя индивидуальный подход при обучении одаренных детей,
можно предложить более сложное задание – написание эссе и выполнение
минипроектов. Очень важно, чтобы учащиеся критически оценили как работу
одноклассников, так и свою, но и чтоб оценка была объективной. Поэтому на
уроке составляются критерии оценивания, опираясь на которые происходит дальнейшее оценивание. Оценивая на уроке себя и других, ученики не только
критически относятся к работе на уроке, но и критически оценивают свои
знания. В этом заключается критериальное оценивание знаний учащихся.
Работая по новым технологиям, учитель имеет возможность отследить
процесс продвижения учащихся к конечным целям их учения и помогает ему
корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученик должен осознать
большую степень ответственности за свое обучение.
Профессия учителя во все времена считается самой уважаемой.
Наверное, потому, что учитель это не просто высокообразованный человек, а
прежде всего тот, кто умеет передать свои знания другим, объяснить
непонятное, найти ключ к способностям каждого ученика. Для того чтобы
передать знания, надо самому в совершенстве разбираться в этом, быть
готовым ответить на любой вопрос. Учителю часто приходится отвечать и на
вопросы, не касающиеся его предмета, поэтому его кругозор должен быть
широким. Он должен обладать такими качествами как выдержка, терпение,
дружелюбие. Быть хорошим психологом и любить детей.
План урока биологии в 6 классе
Тема урока: Понятие об экосистеме. Роль человека в природе.
Цели обучения: интеграция и внедрение семи модулей обучения, углубление
модуля «Обучение критическому мышлению» через индивидуальную и
групповую работу для развития памяти, речи, мышления учащихся; развитие
умений обобщать, анализировать материал, делать выводы
Результат обучения:
Все учащиеся смогут: работать с текстом и определить в тексте ключевые
термины
Большинство учащихся будут уметь:
выделять основные критерии
экосистемы; различать структуру фитоценоза, биоценоза, биогеоценоза,
экосистема
Некоторые учащиеся смогут: показать навыки публичного выступления
Межпредметные связи: взаимосвязь с предыдущим материалом: знание
понятий: фитоценоз, биоценоз, биогеоценоз; определение экологии как наука
и ее значение; связь с географией
I. Организационный момент
Приветствие учащихся. Позитивный настрой учащихся. Деление на группы
ХОД УРОКА
1 группа «Фитоценоз»
2 группа «Биоценоз»
3 группа «Биогеоценоз»
(Один из учащихся группы должен будет объяснить, по какому
признаку они объединились) – правильное объяснение – 1 балл II. Актуализация знаний
Просмотр видео: актуализация знаний, взаимосвязь с терминами, изученными
на предыдущих уроках, определение темы урока «Экосистема и ее
компоненты».
(Учащиеся при просмотре записывают все компоненты
демонстрируемой биогеоценоза и затем в форме «мозгового штурма»
перечисляют: за каждый правильный ответ – 1 балл).
При обсуждении определяют тему урока «Экосистема и ее компоненты».
III. Объяснение нового материала
Работа с текстом учебника («Инсерт»)
Обсуждение в группе по позициям
«+» новая информация для меня
«?» мои вопросы
Составление кластера «Экосистема и ее компоненты »
Обсуждение кластеров между группами (оценивание кластера – «одна звезда,
одно пожелание»)
Беседа с учащимися с целью проверки усвоения новых знаний
Что называется экологией?
Перечислите царства живой природы.
Какими признаками характеризуется каждое Царство?
Покажите взаимосвязь между живыми организмами и факторами
среды
Какие существуют природоохранные меры для окружающей среды и
в чем необходимость их принятие?
Ответы учащихся – 1 балл.
IV. Закрепление
Тест
Знаком «+» необходимо отметить верные суждения, знаком «»
ошибочные
1. Старую лужу можно считать экосистемой.
2. Некоторые виды грибов являются редуцентами.
3. Растения относятся к группе консументов.
4. Продуценты – это растительноядные животные.
5. Комплекс живых и неживых компонентов природы, взаимосвязанных между
собой и окружающей средой, называется экосистемой.
6. Деятельность человека – абиотический фактор
Правильные ответы: 1,2,5
Ошибочные: 3,4,6
Оценивание (взаимооценивание)
«5 » 0 ошибка «4» 1 ошибки
«3» 2 ошибки
V. Домашнее задание
Параграф, написание эссе «Как защитить природу?» (15 – 20 предложений)
VI. Рефлексия
Закончить предложение
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Пояснение: баллы за урок входят в «копилку» баллов учащихся. 10 баллов,
собранных за несколько уроков позволит обменять их на оценку «5». Данный
способ оценивания позволит активизировать учащихся на уроке, и оценить их
за однозначные несложные вопросы.
Статья "Новые подходы в обучении"
Статья "Новые подходы в обучении"
Статья "Новые подходы в обучении"
Статья "Новые подходы в обучении"
Статья "Новые подходы в обучении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.