Статья "Новые смыслы в работе с высокомотивированными обучающимися. К вопросу об олимпиадах по физике"
Оценка 4.8

Статья "Новые смыслы в работе с высокомотивированными обучающимися. К вопросу об олимпиадах по физике"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
физика +1
7 кл—11 кл +1
19.06.2019
Статья "Новые смыслы в работе с высокомотивированными обучающимися. К вопросу об олимпиадах по физике"
В статье представлена стратегия работы по подготовке обучающихся к олимпиадам по физике. Подробно описаны этапы подготовки к теоретическим и экспериментальным турам. Проанализированы ориентиры для современного школьника в олимпиадном движении нового времени. Статья будет интересна учителям физики, работающим с высокомотивированными обучающимися.
Статья — Знанио.docx
УДК 373.55  Новые смыслы в работе с высокомотивированными обучающимися. К вопросу об © 2019    олимпиадах по физике Ирина Владимировна Забродина, преподаватель физики высшей категории ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище», Тюмень (Россия),  30   Z   8  V   [email protected] Заглядывая в педагогическое прошлое нашего государства на десять лет назад, мы увидим в перечне важных событий школьного сообщества только одно значимое событие для одаренных в своих образовательных сферах детей – Всероссийскую олимпиаду школьников.  IR  В   современное   время   Всероссийская   олимпиада   школьников   никуда   не   исчезла,   а только усилила свои позиции. Но наряду с этим олимпиадным движением появилась новая волна   замечательных   школьных   статусных   олимпиад,   организуемых   ведущими   ВУЗами страны. Поэтому у рядового школьника появляются уникальные возможности проявить себя, и   возникают   вопросы:   «В   какой   олимпиаде   стоит   принять   участие?   Какие   олимпиады являются значимыми для будущего выпускника?» Первый ориентир – Российский совет олимпиад школьников. Именно на сайте РСОШ можно   увидеть   перечень   всех   статусных   олимпиад   школьников   по   предметам   школьного цикла   и   выяснить   их   уровень.   Также   можно   пройти   по   ссылкам   на   сайты   олимпиад, познакомиться   с   архивом   заданий,   узнать   площадки   проведения   заключительных   этапов, специфику задач. Как мы сейчас должны понимать – эти олимпиады дают преимущество не только для поступления в ВУЗы – организаторы олимпиад, но и имеют такой высокий статус, что учитываются для поступления в другие высшие учебные заведения. Второй  ориентир  –   олимпиады   и   конкурсы   ВУЗов   региона.   В   Тюменской   области, можно   отметить,   замечательную   олимпиаду   «Менделеев»,   которая   имеет   статус межрегиональной   и   проводится   для   детей   от   4   класса   и   старше   по   различным интеллектуальным   направлениям.   Возможно   ее   результаты   не   будут   учтены   приемными комиссиями других ВУЗов, но для поступления в высшие учебные заведения Тюменского региона  достойные  результаты  только  приветствуются   и  дают дополнительные  баллы  для поступающих.   И   если   обучающийся   стремится   поступить   в   местный   ВУЗ,   то   ему предоставляется   уникальная   возможность   проявить   себя   еще   задолго   до   поступления   и зарекомендовать   себя   как   активного   будущего   абитуриента.   Кроме   этого   Тюменский Индустриальный   и   Тюменский   Государственный   университеты   проводят   образовательные смены и летние учебные школы для одаренных школьников Тюменской области и других регионов, где и проводят подготовку к таким олимпиадам. В   связи   с   появлением   такого   большого   количества   олимпиад,   в   среде высокомотивированных   школьников   отмечается   тенденция   к   активному   участию   в олимпиадном движении. По своему педагогическому опыту преподавателя физики, можно отметить,   что   некоторые   одаренные   школьники   участвуют   в   большом   количестве интеллектуальных   соревнований.   Это   такие   олимпиады,   как   Всероссийская   олимпиада школьников,   «Физтех»,   «Росатом»,   «Высшая   проба»,   инженерная   олимпиада   «Звезда», «Менделеев», «Московская олимпиада школьников», «Изумруд» и др. Очень радует, что в Тюмени есть площадки для проведения заключительных туров этих олимпиад. Однако   для   успешного   выступления   на   региональном   или   заключительном       этапе необходима грамотная стратегия подготовки к выполнению олимпиадного задания. Работа преподавателя по подготовке обучающихся к олимпиадам высокого уровня по физике разбивается на блоки подготовки к теоретическому и     экспериментальному туру олимпиады. По теоретическому туру одному модулю соответствует одна большая тема. В работе с блоком выделяются несколько этапов. Первый этап. Подготовка к теоретическому туру. Разбор задач по небольшим темам. Внутри каждой темы необходимо провести деление на виды решаемых задач. Например, тема «Равномерное   движение»,   виды   задач:   «Движение   на   эскалаторе»,   «Движение   по   реке», «Движение по кругу (стадионы, гонки)» и т.д. Обучающиеся при работе на данном этапе обязательно фиксируют теоретический материал, условия задач и способы решения. Также на данном этапе необходимо обратить внимание школьников на правильное оформление задачи, на проверку решения задачи по единицам измерения. Второй   этап.   Самостоятельная   работа.   Обучающимся   предоставляется   набор   задач определенного типа, и они самостоятельно решают их, применяя теоретический материал и изученные методы решения. Задачи на данном этапе не должны быть легкими. Это задачи уровня   муниципальных,   городских,   региональных   олимпиад.   Таких   задач   на   занятии   не должно быть много. У «олимпиадника» должно быть время подумать над задачей, хорошо над ней поразмыслить, довести решение до конца, осознать суть способа решения. На этом этапе у детей часто возникают идеи нестандартных способов решения задач, и это очень хорошо, так как   это   развивает   вариативность   мышления,   что   способствует   реализации   целей эвристического обучения. Как мы знаем, одной из целей эвристического обучения, по мнению его основоположника А.В. Хуторского, является «не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего» [1, с.171]  Третий этап. Зачет по теме. Олимпиада – это всегда интеллектуальное соревнование, поэтому необходимо оценивание уровня эффективности работы школьника над темой. На этом   этапе   обучающимся   предоставляется   вариант   олимпиадной   работы,   над   решением которой они работают в течение двух ­ трех часов (почти как на олимпиаде). Задачи в работу подбираются в соответствие с темой, но имеющие достаточно высокий уровень сложности. Оценивание работы проводится по критериям оценки заданий олимпиад. Полное решение задачи – 10 баллов, которые складываются из баллов за решение каждого элемента задачи и грамотное оформление, а также подсчитывается процент выполнения работы и проводится анализ ошибок. Подготовка к экспериментальному туру также проводится в три этапа. Физический эксперимент – важный этап Всероссийской олимпиады школьников и олимпиады Максвелла, на   других   олимпиадах,   как   правило,   экспериментальный   тур   не   проводится,   но   это   не уменьшает значимости экспериментальных навыков «олимпиадника». Первый   этап.   Изучение   теории   погрешностей.   Анализ   готовых   экспериментальных данных,   оформление   таблиц   эксперимента,   построение   графиков,   изучение   требований   к построению графиков зависимостей, интерпретация результатов эксперимента. На этом этапе обучающиеся знакомятся с теорией вопроса, работают по готовым эмпирическим данным, учатся   определять   погрешности   для   прямых   измерений   и   рассчитывать   погрешности   для косвенных результатов эксперимента, грамотно строить графики на миллиметровой бумаге, верно выбирать масштаб, записывать выводы по лабораторной работе. Второй этап. Решение экспериментальных задач базового и среднего уровня сложности по   темам.   В   советских   учебниках   физики   и   задачниках   можно   найти   большую   кладезь экспериментальных задач, зачастую построенных по типу: «есть вот такое оборудование – определи вот эту физическую величину». Обучающиеся любят решать такие задачи, но для учителя этот этап достаточно трудоемкий, так как необходимо собрать наборы оборудования для таких заданий, а они часто содержат нестандартные вещи: шприцы, монеты, стеклянные трубки и колбы, резинки, пружины, мотки проволоки и т.д. в большом количестве. Поэтому приходится обязательно продумывать какие физические эксперименты будут выполняться на данном этапе и проверять возможность выполнения работы посредством собранного набора оборудования.   Работу   на   данном   этапе   можно   организовать   в   парах   или   группах   по   три ученика. Третий  этап. Выполнение  практических  заданий  по материалам  экспериментальных туров   олимпиад   муниципального   и   регионального   уровня.   На   данном   этапе   обучающиеся работают   индивидуально   с   комплектом   оборудования,   самостоятельно   проводят эксперимент,   интерпретируют   и   представляют   данные   в   виде   таблиц   и   графиков.   Работа выполняется на зачет. Данный  подход в подготовке  обучающихся  к экспериментальным  турам,  позволяет получать хороший процент выполнения практической части. Как показывает опыт участия в олимпиадах,   с   экспериментальным   заданием   школьники   справляются   лучше,   чем   с теоретической частью. Некоторые обучающиеся выполняют практическую часть полностью, получая за нее по 20 важных баллов на этапах Всероссийской олимпиады школьников. Кроме   статусных   олимпиад,   обучающиеся   активно   участвуют   в   различных дистанционных   олимпиадах,   интеллектуальных   марафонах   и   конкурсах.   Дистанционные   и заочные олимпиады отличаются от статусных уровнем сложности и часто игровой формой постановки заданий, что привлекает интерес школьников и к этим мероприятиям, однако данные конкурсы очень часто являются платными, что не является положительной стороной вопроса. Такие мероприятия дают дополнительную тренировку обучающимся и возможность решать   несложные,   но   нестандартные   задачи,   а   также   получить   диплом   призера   или сертификат участника по итогам интеллектуального события.   могу   отметить, Подводя   итог   всему   вышесказанному,   что   не   всем высокомотивированным ученикам удается достичь желанных высот на олимпиадах высокого уровня, но они несомненно приобретают важный опыт, который им пригодится на итоговой государственной аттестации, потому что школьники, занимающиеся решением олимпиадных задач в любом случае, будут «на голову выше» тех обучающихся, которые решают только стандарт.  И как  показывает  педагогический  опыт, дети,  которые  становятся   призерами  и победителями олимпиад, как правило, демонстрируют и высокие результаты на ЕГЭ и ОГЭ.  Описанная   система   подготовки   школьников   к   олимпиадам   является   результатом личного педагогического опыта, который может быть принят в целом или частично за основу другими педагогами. Список литературы: 1.   Хуторской   А.В.   Дидактическая   эвристика.     Теория   и   технология   креативного обучения.  — М.: Изд­во МГУ, 2003. 416 с. New meanings in working with highly motivated schoolchild. On the question of Olympiads in physics © 2019    I. V. Zabrodina, teacher of physics of the highest category TYUMEN presidential cadet school, Tyumen  (Russia), [email protected]

Статья "Новые смыслы в работе с высокомотивированными обучающимися. К вопросу об олимпиадах по физике"

Статья "Новые смыслы в работе с высокомотивированными обучающимися. К вопросу об олимпиадах по физике"

Статья "Новые смыслы в работе с высокомотивированными обучающимися. К вопросу об олимпиадах по физике"

Статья "Новые смыслы в работе с высокомотивированными обучающимися. К вопросу об олимпиадах по физике"

Статья "Новые смыслы в работе с высокомотивированными обучающимися. К вопросу об олимпиадах по физике"

Статья "Новые смыслы в работе с высокомотивированными обучающимися. К вопросу об олимпиадах по физике"

Статья "Новые смыслы в работе с высокомотивированными обучающимися. К вопросу об олимпиадах по физике"

Статья "Новые смыслы в работе с высокомотивированными обучающимися. К вопросу об олимпиадах по физике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2019