Статья "О компетенциях чтения"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 05.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Без элементарных навыков чтения и письма невозможно дальнейшее обучение. Однако, научившись читать, далеко не каждый ребенок становиться активным читателем. Активный читатель – это человек, который читает не только деловую, учебную или профессиональную литературу, но и тот, кто читает в свободное время и связывает успех в жизни с чтением. При условии правильного воспитания читателя досуговое чтение должно стать привычкой к 12 годам и сохраняться всю жизнь. Потери детского чтения по существу не восполняются, так как подросток не станет читать детские книжки. Нечтение детской и подростковой литературы разрушительно сказывается на формировании личности. Период обучения в начальной школе – важнейший для формирования читательских умений и интереса к чтению.
Иконка файла материала О компетенциях чтения.doc
О компетенциях чтения Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Без элементарных навыков чтения и письма  невозможно дальнейшее обучение.  Однако, научившись читать, далеко не каждый ребенок становиться активным читателем. Активный читатель – это человек, который читает не только деловую, учебную или профессиональную литературу, но и тот, кто читает в свободное время и связывает успех в жизни с чтением. При условии правильного воспитания читателя досуговое чтение должно стать привычкой к 12 годам и сохраняться всю жизнь. Потери детского чтения по существу не восполняются, так как  подросток не станет читать детские книжки. Нечтение детской и подростковой литературы разрушительно сказывается на  формировании личности.  Период обучения в начальной школе – важнейший для формирования читательских умений и интереса к чтению.  В средней и старшей школе учащихся можно разделить на группы: 1. Читают художественные произведения сверх программных требований, увлекаются художественной литературой; 2. Читают только программные произведения; 3. Читают программные произведения, пропуская пейзажные зарисовки, сокращая монологи и др.; 4. Читают программные произведения по популярным сборникам в значительном сокращении; 5. Не читающих совсем, использующих для написания письменных работ сборники готовых изложений и сочинений. В последние годы прослеживается тенденция значительного сокращения среди учащихся г. Москвы групп 1 и 2, и значительное  увеличение 5, 4 и 3 групп. Н.Н.Сметанникова выделила три уровня компетенций чтения: низший, средний и высший. Высший уровень Средний уровень Низший уровень Беглое чтение про себя  текстов своего уровня из  разных источников с полным  пониманием Достаточно беглое чтение  текстов своего уровня из  разных источников с  хорошим пониманием Самостоятельное беглое чтение  текстов своего уровня из разных источников с хорошим  пониманием затруднено Угадывание значений слов,  непонимание текста при  трудностях техники чтения в  случае самостоятельного  чтения текстов своего уровняТочный, полный и грамотный  пересказ текста, включающий  основную мысль и основные  положения текста, важные  детали, представленные в  тексте и подтексте Достаточно точный, полный и грамотный пересказ  текста, включающий  основную мысль, почти все  основные положения и  детали, изложенные в  тексте, некоторые детали  подтекста, возможна  контекстуальная догадка Пересказ, включающий  некоторые положения текста и  детали, изложенные в тексте, но  нет логической схемы  изложения от общего, важного,  к частному, возможно  отрывочное понимание  подтекста, конкретная догадка,  угадывание и фантазирование Воспроизведение отдельных  положений текста без их  организации, без разделения  на основное и второстепенное, без понимания подтекста,  контекстуальная догадка  подменяется угадыванием и  фантазированием Ясное и уверенное разделение фактов и мнений, реальности  и фантазий Разделение фактов и  мнений, реальности и  фантазий Беглое выразительное, четкое  чтение вслух Беглое близкое к  грамотному чтение вслух Самостоятельный поиск  информации в различных  источниках, поисковое чтение для извлечения информации В большинстве случаев  осуществляется поиск  информации с помощью  чтения Испытывает трудности при  разделении фактов и мнений Нет разделения между  фактами и мнениями Медленное чтение, с ошибками,  которые иногда исправляются  самостоятельно с нескольких  попыток Медленное чтение вслух с  большим количеством  ошибок, которые не  исправляются самостоятельно Может осуществить поиск с  помощью других, нуждается в  напоминании о том, что  скорость и вид чтения меняются в зависимости от его цели Не умеет работать с  разнообразными источниками  информации, не знает, какую  информацию и как извлекать,  не умеет читать по­разному в  зависимости от разных целей  чтенияУвлеченный читатель,  который предпочитает  проводить свободное время за чтением Читает при необходимости, иногда для себя в  свободное время Читает, когда «надо», для себя  в свободное время не читает Плохо читает про себя,  избегает чтения читателем. Однако следует помнить, что чтение – умение, а любое умение может совершенствоваться. Ребенку необходимо  помогать учиться читать. К моменту окончания начальной школы для успешного продолжения обучения ребенок должен обладать высоким средним  уровнем читательских компетенций, а еще лучше – высшим. Если же в 3 и 4 классах ребенок обладает низшим уровнем  читательских компетенций, читательские умения формируются с трудом, нельзя медлить, необходимо проконсультироваться со специалистами.   Краткая характеристика начального и основного этапов российского образования Основное   требование,   предъявленное   к   системе   образования   в   документах   Стратегии   модернизации   образования,[1] состоит   в   том,   что   школа   должна   перейти   из   традиционной   установки   на   формирование   исключительно   «знаний,   умений, навыков к воспитанию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях открытого общества. К числу таких универсальных способностей можно отнести: ответственность и самостоятельность, систему ключевых   компетентностей,   умение   сделать   личный   выбор   и   др.   Достижение   подобных   целей   прямо   связано   с индивидуализацией  всего образовательного процесса. Однако на каждой ступени образования общая задача по воспитанию универсальных   способностей   личности   через   индивидуализацию   образовательного   процесса   будет   конкретизироваться   по­ разному. ДЛЯ   НАЧАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ   на   данном   этапе   развития   общества   приоритетным   является   формирование  общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность школьника на всех ступенях   образования.[2]   Общеучебные   умения   и   навыки   являются   в   начальной   школе   основой   для   формирования   такой универсальной   способности   человека   как  умение   учиться,  которая   и   закладывается   на   этом   этапе   образования   вместе   с потребностью и желанием учиться.Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника начальная школа призвана   заложить   основы  контрольно­оценочной   самостоятельности   ребенка.   Для   достижения   этой   цели   оптимально использовать  педагогические технологии безотметочного оценивания.[3] Задачи   индивидуализации   на   этапе   начальной   школы   решаются   в   большей   мере   через   организацию  групповых  форм обучения,   основанных   на   учебном   сотрудничестве   младших   школьников,   работающих   без   непосредственного   пошагового учительского   руководства.   Микродискуссии   внутри   группы,   с   последующим   коллективным   обсуждением   мнения   каждой группы делают более продуктивными временные рамки урока. В первую очередь имеются в виду технологии организации урока, на котором учащиеся делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения разных вариантов решения задачи, разных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Основными  результатами  обучения в начальной школе являются: •                    некоторые общеучебные умения и навыки, относящиеся к трем сферам компетентности ученика:  (1)              организация   деятельности  ­   выполнять   работу   по   несложному   алгоритму;   совместно   (всем   классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца, (2)              читательская   компетентность  ­   осмысленно   читать   художественные,   научно­популярные   и публицистические тексты[4], выделять из нем главную мысль; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках;  (3)              естественно­научная   компетентность  ­   описывать   объект   наблюдения,   проводить   классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойств, высказывать суждения по результатам сравнения;  •                     желание   и   основы   умения   учиться   ­  умение   видеть   границу   между   известным   и   неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать   критерии   для   оценки   учебной   работы;   оценивать   свои   и   чужие   действия   по   заданным   критериям; обращаться   к   взрослому   с  запросом   недостающей   информации,   или   просьбой   о   консультации   о   том,  как   устранить учебные трудности, установленные самим ребенком; а главное – склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде; •                     умение  учащихся  вступать  в  предметную  коммуникацию  (вести  дискуссии)  и  организовывать  свою работу в  малых группах,  владение  приемами и навыками учебного сотрудничества:  умение регулировать конфликты,переводя   их   из   эмоционально­личностного   в   предметно­деловой   план;   умение   понять   точку   зрения   другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе; умение скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата.   Необходимо подчеркнуть, что названные развивающие эффекты обучения в начальной школе обнаруживаются прежде всего в совместной учебной деятельности класса, а не в индивидуальных действиях детей. На начальной ступени образования закладываются   предпосылки   для   воспитания   индивидуального   субъекта   учения   (человека,   умеющего   учить   себя самостоятельно), но выпускники начальной школы еще не умеют учиться без помощи учителя и поддержки одноклассников. Однако они уже умеют эту помощь инициировать и использовать ее содержательно. Известно, что воспользоваться помощью может не тот, кому она нужна более всех (совсем беспомощный, неумелый), но лишь тот, кто уже готов к самостоятельности. ДЛЯ   ОСНОВНОЙ   ШКОЛЫ  самостоятельность  как   ответственное,   инициативное   поведение,   независимое   от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – основной вектор взросления. Основная школа   отвечает   за   одну,   но   чрезвычайно   существенную   грань   воспитания   детской   самостоятельности   –  учебную самостоятельность,   которая   является   ключевой   педагогической   задачей   подросткового   этапа   образования   и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности  по собственной инициативе. Развитие учебной самостоятельности подростков опирается на заложенные в начальной школе основы контрольно­оценочной самостоятельности, сформированные способы  учения в классном сообществе, желание и основы умения учиться. С другой стороны, основная школа должна обеспечить  становление учебной самостоятельности  подростков для дальнейшего решения задач профильной старшей школы.  Вторая важная задача основной школы  связана с самоопределением и самореализацией подростков. При решении этой задачи основная школа должна особое внимание уделить обеспечению возможности формирования умения делать осознанный и ответственный выбор, основанный на адекватной самооценке школьника. В отличие от начальной школы, где вариативность образования задается для ребенка преимущественно извне (родители, школа, учитель имеют право выбора образовательной системы,   учебника,   приемов   обучения),   в   подростковом   возрасте   необходимо   создать   условия   для   реального   выбора индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) самим учащимся, что будет служить предпосылкой для построения индивидуальных образовательных планов и программ самими учащимися в старшей профильной школе. Для решения поставленных общих задач  основной школы администрация учебных заведений, педагоги в образовательном процессе должны реализовать ряд важных условий:•  обеспечить постепенный переход от коллективно­распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации [5]; •  создать предпосылки для перехода к саморегуляции учебной деятельности через расширение контрольно­ оценочной самостоятельности подростка, наметить вместе с учениками индивидуальные траектории самодвижения учащихся в образовательных областях; •  предоставить учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации для решения самостоятельно   поставленных,   личностно­значимых   учебных   задач   в   рамках   индивидуальных   форм   учебной деятельности; •  провести координацию и соорганизацию действий разных учебных дисциплин учебного плана. При создании педагогических условий для решения поставленных задач по окончании основной школы можно говорить о следующих результатах образования. Выпускник основной школы •  понимает и принимает   ценность образования, мотивирован к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого подростком дальнейшего жизненного пути; •  умеет учиться ­ не только определять границы и дефициты своего знания, но и находить способы и   пути преодоления своих трудностей, проблем и дефицитов; умеет переносить способы действия из одной предметной области в другую, в социальную жизнь; •   обладает   развитыми  формами   мышления,   способствующими   решению   большого   круга   предметных, социально­ориентированных и личностных задач; •   обладает  социальным   опытом,   позволяющим   ему   ориентироваться   в   быстро   меняющемся   мире   и взаимодействовать с людьми с разными ценностными и культурными установками; •  готов  осуществить индивидуальный   ответственный выбор собственной образовательной траектории, что необходимо для реализации целей последующих образовательных ступеней. Однако выбор подростка должен носить принципиально пробный, неокончательный характер.  Формирование читательской компетентности у школьников. В условиях современного быстро изменяющегося мира школа  должна вооружить своего ученика способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни (в том числе вне школы). Эти  способы овладения знаниями – общеучебные умения и навыки. При этом навыки должны развиваться и усложняться, без этого  процесса невозможно говорить о создании условий для формирования познавательных интересов. В этой связи основным  результатом деятельности образовательного учреждения должна стать «Не система знаний, умений и навыков сама по себе, а  набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско­правовой, коммуникационной, информационной и прочихсферах». Поэтому, приобретенной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к  правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Содержание образования  способствует развитию умений изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Развиваются  компетентности ­ общая способность ученика обнаружить свой опыт, другими словами. Исходное понятие: Компетентность –  интегральная способность личности действовать в различных жизненных контекстах. Ключевые компетентности (наиболее  общие из интегральных способностей, необходимые в любом жизненном контексте)­ это умение учиться, умение решать  жизненные проблемы из них вытекают такие компетентности: ∙ Учебно­предметная ∙ информационная ∙ коммуникативные ∙  гражданская ∙ социально­практическая Обучение строю в соответствии с принципами самоактуализации (поддержка стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социальных возможностей): индивидуальности (формирование личности: Как ты думаешь? Что новое ты узнал? Каковы твои действия?); субъектности в процессе общения и сотрудничества в классе  выбора (Какой способ работы ты выберешь? Какая форма работы тебе интересна?); творчества (благодаря творчеству ребёнок  выявляет свои творческие способности и задатки); доверия и поддержки (вера в ребёнка: Я уверена, сегодня ты сможешь). При  планировании и подготовке уроков позиция исходит из интересов детей, их психофизиологических особенностей. Учитель  продумывает следующие моменты: характер заданий и учебного взаимодействия на основе учета личностных качеств ребенка;  использование педагогических технологий с целью обогащения субъектного жизненного опыта ребенка, создание эмоционально­ комфортной обстановки в ходе общения; создание ситуации успеха для каждого; стимулирование учеников и использование  методов поощрения к осуществлению выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения. Приоритетное значение имеют  анализ и оценка полученного на уроке результата, а именно: рост умений в учебной деятельности, проявление индивидуального  стиля познания, самостоятельности и инициативы учащегося. Главным в педагогической деятельности является развитие  индивидуальности ребёнка. Предпочтение отдавала таким формам учебных занятий, как урок­исследование, урок­ взаимообучение, урок­экскурсия. К использованию именно таких форм организации учебной деятельности пришла не сразу.  Осознавая трудности каждого, с самого начала развивала у учащихся коммуникативные умения, самоконтроль и самооценку,  умение задавать вопросы, находить способы для разрешения проблемной ситуации. Класс состоит из учеников с неодинаковым  развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение строю  вариативно с учётом индивидуальных особенностей детей. Важно, чтобы каждый ученик работал в полной мере своих сил,  чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал материал, продвигался в  личностном развитии. Формирование читательской компетентности Еще одно направление в педагогической практике – это  формирование читательской компетентности.(умение работать с устными и письменными текстами, составлять план  письменного текста и создавать письменные тексты) В современных условиях формирование ученика­читателя являетсясоциальной необходимостью, так как существуют факторы, тормозящие общее литературное развитие ребёнка: высокие цены на  книжном рынке, телевизионная, компьютерная зависимость. На уроках литературного чтения при анализе и работе с текстом  создала такие условия, чтобы ученик мог проникнуть «внутрь» текста, литературные герои ожили, заговорили, тогда они будут  приняты душой и умом ребёнка. Для обогащения субъектного опыта учащегося разработала и апробировала следующие приёмы  анализа литературного произведения. 1. Анализ образа конкретного героя.(Текст письменный и устный ) 2. Создание  проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к текст. (развитие мыслительных процессов) 3. Составление детьми  вопросов к тексту аналитического характера. 4. Рассказ от имени героя. (речевое развитие) 5. Работа с иллюстрациями к  произведению. 6. Театрализация. 7. Составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого. Постепенно у  воспитанников развивался интерес к тексту, к книге, к автору, к литературе как искусству слова. Включала в урок сочинения­ миниатюры, викторины, кроссворды, тесты. Параллельно совершенствовалась техника чтения. Целенаправленная, и  систематическая работа развивает учащихся нравственно и эмоционально, обогащает их субъектный опыт, формирует  положительный интерес к чтению и создаёт необходимые умения для дальнейшего изучения литературы. Еще одним из видов  творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения является сочинение стихов. Каждый ученик класса  попробовал себя в поэтическом творчестве. Заботясь о качестве обучения младшего школьника­читателя, нельзя забывать о  социальной среде, которая влияет на весь процесс формирования личности ­ о семье, в которой ребёнок живёт и растёт.  Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволил обрести в их лице подлинных помощников. Разговор о  детском чтении вёлся на родительских собраниях, где разъяснялись пути и способы формирования читательской деятельности  детей в условиях семьи, расширение круга чтения, анализировались типичные затруднения детей в чтении книг. Особое значение уделила работе по развитию связной письменной речи, а именно сочинению. Подход к работе над сочинением даёт  положительный результат в речевом развитии детей: значительно увеличился их словарный запас, развилась образная сторона  речи, связная речь, повысился уровень овладения грамматическим строем языка. Наблюдается динамика умственного развития.  Проверка читательской компетентности учеников 4 класса (2006­2007 уч.год) показала, следующие результаты из возможных 43 баллов набрали:  43 балла­ 33,3% 42 балла­ 25% 41 балл­ 8,3% 39 баллов – 16,6% 35 баллов – 8,3% 34 балла ­ 8,3%  Проанализировав результаты видно, что все ребята успешно справились с работой  Результативность Проверка усвоения школьниками знаний за 2006 – 2007 учебный год, 4 класс 1 полугодиеИтоговая оценка«4» и «5»33,3%58,3%  С одной «3»41,6%16%  Проверка усвоения школьниками знаний за 2008­2009 учебный год 2 класс, УМК «Школа 2100» Итоговая оценка  «4» и «5»60%  С одной «3»10%  Проанализировав оценки ребят, получилось, что многие улучшили свои результаты. Результаты экзаменов за курс начального  общего образования 2006­2007 учебный год Русский языкМатематика  «5»16,6%66,6%  «4»58,3%33,3%  «3»25%­  Анализ данных показывает, что все ребята усвоили программу начального общего образования. Развитие учебно –  позновательных компетентностей позволяет выделить ученика как субъекта учебной деятельности; развить его  интеллектуальные и творческие способности до уровня индивидуальных возможностей. Развитие этих способностей обеспечило  не только эрудированность, разносторонность мышления, самостоятельность младших школьников, но и создало благоприятные  условия для развития личностных качеств детей: избирательность в работе с материалом разного содержания, вида, формы;  осознанный выбор способов работы с материалом, умение вести диалог, отстаивать аргументировано свою точку. Проект «Программа поддержки и развития чтения в школе Чтение в радость» Цель программыа:  Повышение культурной и читательской компетентности учащихся, их родителей. Задачи программы:  Содействие   формированию   благоприятной   для  продвижения   чтения   информационной   среды   и   условий   доступности взрослым и детям полезной для жизни и социально необходимой литературы;  Продвижение лучших образцов мировой и лучших образцов краеведческой литературы  (текстов, книг, жанров, типов изданий) в широкие слои читателей;  Формирование в общественном мнении представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры; Создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотек  Вовлечение в активное квалифицированное чтение нечитающих и мало читающих детей и взрослых Направления работы:  Читательское развитие школьников  Формирование информационной грамотности как основы читательского развития  Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей, вовлечение их на совместные занятия с детьми, на совместное чтение книг  Расширение «зоны  читательского общения» все участников образовательного процесса Формы и методы работы Программа поддержки и развития чтения «Чтение в радость» состоит из нескольких взаимосвязанных проектов, которые в свою очередь используют различные формы и методы работы по развитию читательских навыков детей.  Занятия по развитию творческого, вдумчивого чтения  Чтение в кругу друзей  Творческие проекты и презентации  Читательское Портфолио  Родительские собрания и лектории по проблемам чтения  Участие в городских и региональных конкурсах Ожидаемые результаты:  Популяризации чтения  Повышение культурной компетентности  Повышение читательской компетентности  Изменение отношения к чтению  Рост читательской активности   Развитие  мотивации к чтениюСоставляющие понятия «Общая культура человека» Информационная культура личности  ­ одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения   и   системы   знаний   и   умений,   обеспечивающих   целенаправленную   самостоятельную   деятельность   по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых   информационных   технологий.   Является   важнейшим   фактором   успешной   профессиональной   и   непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. (Н.И.Гендина) Информационная   грамотность   –  умение   формулировать   информационные   потребности.   Запрашивать,   искать.   Отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она не была представлена. Компьютерная   грамотность   –  знания,   умения,   навыки   в   области   информатики,   необходимые   каждому   человеку   для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. (Н.И.Гендина) Культура чтения –  составная часть общей культуры личности, представляющий собой комплекс навыков работы с книгой, включающий   осознанный   выбор   тематики,   системность   и   последовательность   чтения,   а   также   умение   находить   нужную литературу   с   помощью   библиографических   пособий,     пользоваться   справочно­библиографическим   аппаратом,   применять рациональные   приёмы   чтения,   максимально   усваивать   и   глубоко   воспринимать   прочитанное,     бережно   относиться   к произведениям печати. (Н.И.Гендина) Составляющие понятия «Читательского развития» Чтение как явление письменной культуры существует в постоянно меняющемся мире. Поэтому не важно на каком носителе зафиксирован текст (глиняной таблице, пергаменте, папирусе, на бумаге, на экране монитор и др.) мы всё равно читаем, и в процессе чтения работает наша психика на основе получаемой информации  Читательское развитие – это и психическое, и языковое, и культурологическое развитие на основе механизмов речевой деятельности. Читательское развитие происходит в трех сферах:  Читательское сознание  познаёт, оценивает и регулирует читательскую деятельность и читательское общение, выделяя собственное читательское «Я»  Читательская   деятельность   –  психологическая   суть   ее   состоит   в   ценностно­ориентированном,   познавательно­ коммуникативном и эмоционально­эстетическом восприятии, познании, переживании, оценивании реального или выдуманного мира, описанного в печатном или рукописном тексте. Читательское   общение   –  это   процесс   возникновения,   установления,   развития   контактов   между   читателями.   В   ходе взаимодействия   у   читателей   проявляются   и   формируются   ценностные,   креативные,   коммуникативные,   когнитивные, эмоциональные, эстетические и регулятивно­волевые психические явления по отношению к чтению как общечеловеческому жизнедеятельному факту. Приоритетные направления деятельности программы поддержки и развития чтения в школе. 1. Читательское развитие школьников Это   направление   представляет   собой   систему   взаимосвязанных   проектов,   направленных   на   развитие   читательской компетентности и читательской активности и реализуемой в начальной школе. Мир чтения и читательский мир неисчерпаемы. Без помощи со стороны взрослых ребёнку трудно стать хорошим читателем, поэтому и были разработаны и реализуются следующие проекты, входящие в состав программы поддержки и развития чтения «Чтение в радость» Школьная неделя чтения   Школьная неделя детской книги  Цели и задачи:  Формирование потребности в чтении  Выявление читательских интересов современных детей и подростков  Продвижение лучших образцов мировой и лучших образцов краеведческой литературы в широкие слои читателей  Помощь в выборе литературы для свободного чтения  Приобщение к чтению через использование современных информационных технологий  Развивающие уроки чтения в начальной школе «Сказка по      четвергам» Цели и задачи программы:   Воспитание потребностей в чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний  Воспитание эмоционально­образного восприятия содержания произведений фольклора, стихов, литературных сказок  Воспитание культуры чтения; развитие интереса к чтению, к художественной литературе, к книге; формирование у детей представлений о жанрах литературы  Развитие фантазии, речи Создание положительного эмоционального фона и доброжелательной атмосферы чтения  Формирование опыта социальных навыков поведения средствами литературных произведений  Программа летних чтений «Сто любимых книг»                                           Цель программы ­  чтение произведений – юбиляров, входящих в круг чтения начальной школы и реализуемый в лагере с дневным пребыванием при школе №1 в форме летнего читального зала, а также в летние каникулы при участии и помощи родителей. 2. Формирование информационной грамотности как основы читательского развития Уроки информационной грамотности Цель программы:  Формирование информационно грамотной личности, осознающей свои информационные потребности, умеющей оценить, организовать и использовать информацию из различных источников в ходе своей учебной, научно–исследовательской и иных видах деятельности через уроки информационной грамотности          «Информационно­поисковые системы библиотеки»         «Информационно­ справочные издания»         «Презентация результатов учебной деятельности»        «Оформление титульного листа, оглавления и списка литературы» 3. Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей, вовлечение их на совместные занятия с детьми, на совместное чтение книг На   первом   этапе    разрабатывались   диагностика   и   определения   основ   читательского   развития.   Не   секрет,   что   основы читательского развития мы закладываем в семье. Снижение качества чтения, деформация в читательском развитии – зона риска личностного развития современного школьника. Именно эти вопросы были затронуты на родительском собрании, посвящённом проблемам детского чтения.   Именно родители, как самые заинтересованные в судьбе своих детей люди, способны изменить ситуацию с чтением в стране к лучшему. Для этого было проведено собрание для родителей первоклассников «От качества чтения к качеству образования», присутствовало 51 человек. Для отслеживания качества чтения было предложено Портфолио читательского развития «Я  ­ Читаю».  В основу Портфолио легли анкеты, тесты, опросники, разработанные на первом этапе подготовки Портфолио. Это тесты и анкеты, позволяющие спрогнозировать степень читательского развития ребёнка, так какдетское   чтение   напрямую   связано   с   чтением   родителей.   Также   в   раздел   «Родительская   страничка»   введены   таблицы   для определения читательских предпочтений родителей в определении дальнейшего чтения их детей. Раздел «Я – читатель», определяет читательские предпочтения самого ребёнка и его успехи в области читательского развития. Для этого разработаны  и используются анкеты, «Какой я читатель?», «Бывало ли такое с тобой», мониторинг информационной грамотности и таблицы   «100 книг, прочитанных вместе с родителями», «100 книг, прочитанных самостоятельно». Для того, чтобы ребёнок научился читать активно, контролировать себя и качество своего чтения, в Портфолио есть раздел «Закладки­ подсказки»,   «Я   ­   критик»,   «Я   –   иллюстратор».   Портфолио   ­   это   совместный   труд   ученика,   учителя   и   родителя.     На заключительном этапе   мы будем показывать индивидуальные достижения детей на «Бенефисе читателя» в конце года для родительского сообщества. 4. Расширение «зоны  читательского общения» всех участников образовательного процесса Участие   в   школьных,   городских   и   мероприятиях   более   высокого   уровня   невозможны   без   знаний,   умений   и   навыков использования читательской и информационной грамотности.  Выводы, оценка перспектив, социальной значимости программы На данном этапе программы можно сделать следующие выводы: программа поддержки и развития чтения в школе   «Чтение в радость» будет реализована в полном объеме при соблюдении следующих условий:  проведение целенаправленной и систематической работы по активизации различных видов читательской деятельности на уроках литературного и внеклассного чтения на основе деятельностного подхода;  организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность детей, с использованием различных форм и методов внеурочной работы, межпредметных связей и дифференцированных творческих заданий  сформированность  у   руководителей   детского  чтения (учителей,  классных  руководителей,  воспитателей,  библиотекарей) умений и навыков организации творческой читательской деятельности детей на уроках, во внеурочной и внеклассной работе с учетом их возрастных и читательских интересов  проведение целенаправленной психолого­педагогической работы для решения проблемы совместной деятельности в условиях семьи по активизации читательского потенциала детей.Мониторинг читательского развития по программе Для определения эффективности   программы различных форм и методов работы, их влияния на продвижение чтения и рост читательской активности используется разработанный  мониторинг. Мониторинг   читательского   развития   –  это   механизм   контроля   и   слежения   за   активностью   чтения   младших   школьников зависимости   от   качества   деятельности   по   продвижению   чтения,   позволяющий   выявить   тенденции   в   развитии   и   последствия принятия решений, направленных на совершенствование дальнейшей деятельности. Технология мониторинга включает 3 этапа: диагностический; проектирование и реализация; контрольно­оценочный. Диагностический   этап  определяет   показатели   читательского   развития   на   начальный   период   мониторинга.   Например, определяется   уровень   начитанности   и   техника   чтения,   уровень   заинтересованности   в   книге   и   чтении,   а   также   к   книгам определённого направления, для этого заполняется анкета    «Книга в моей жизни»   и таблицы «Уровень начитанности» и «Техника чтения». Портфолио читательского развития «Я – читаю» включает в себя анкеты, тесты, опросники, позволяющие спрогнозировать степень читательского развития ребёнка. Анкета для учащихся «Книга в моей жизни» Цель: проанализировать уровень начитанности современных школьников Задача: выявить соотношение читающих и нечитающих или малочитающих детей;                выявить причины нежелания читать               выработать рекомендации по привлечению школьников к чтению  Направления работы:               читают ли школьники произведения, которые нужно знать по программе                свободное чтение, то есть чтение по желанию Участники исследования:                Первые, вторые классы( для выявления читательского развития в дошкольный период )               выпускные классы первой ступени обучения Время исследования: сентябрь – декабрь 2009 г. 1.Твой любимый писатель Программное произведение  Свободное чтение 2. Твоя любимая книга  Программное произведение  Свободное чтение 3.Любимый журнал 4. Любимые жанры  Классические рассказы и повести  стихи.  сказки  приключения  детектив  фэнтези  энциклопедическая литература 5. Как часто ходишь в библиотеку( включая школьную)  часто  редко  иногда  никогда 6. Что прочитал за лето 7. Как ты думаешь, почему дети стали мало читать 8 Что нужно сделать, чтобы дети стали читать больше Таблица 1. Уровень начитанностиЛюбимый писатель Люби мая книга Люби­ мый жур­ нал  Литерату Посещае­ Причи­ рный жанр мость ны библиоте нежела к ния читать Как прив­ лечь к чте­ нию Обяза­ тельный курс Свобод ­ное чтение 1 класс Выпус кной класс 1 класс Выпус кной класс Таблица 2 Техника чтения Основные параметры Скорость чтения Правильность Осознанность Выразительность 1 классы Выпускные классы На этапе проектирования и  реализации  ведется   отслеживание  влияния   определённых  для   отслеживании   факторов   групп читателей по определённым методикам, заполняются документы, необходимые для обработки результатов. На этом этапе ведется учет индивидуальной и массовой работы с учениками – участниками программы, посещаемость и активность в мероприятиях. Таблица  «Мероприятия     по   программе   поддержки   и   развития   чтения».  Собираются   отзывы   о   прочитанных   книгах   и творческие работы и проекты, определяются трудности в читательском развитии и как они влияют  на учебную деятельность, путиих   преодоления  «Развитие   интереса   к   чтению   и   книге  (Методика   «Буккроссинг»);   «Уровень   интереса   к   книгам определённой  группы»;  таблица  «Определение  причин трудностей»  определить   причину   трудностей,  возникающих  при обучении чтению, поможет подобрать комплекс упражнений и методик, для правильного и с удовольствием чтения; методики «Пирамиды критики» О.Громовой и занятия, помогающие становлению читателя по методике Н.Сметанниковой. Таблица 3 Определение причин трудностей Трудности в учебе Отсутствие желания читать Методика для определения причины  Наблюдение  Определение способа  чтения Низкая скорость чтения  Индивидуальные  особенности, определение  темпа деятельности   Индивидуальные  особенности, определение  темпа деятельности  Уровень развития  восприятия  Уровень развития  смысловой догадки  Определение способа  чтения  Причины трудностей: недостаточное развитие  Отсутствие мотиваций  Техники чтения  Работоспособности  Контроля над темпом  деятельности(медлительност ь) Развивающие упражнения, рекомендации  Развитие желания читать  Упражнения по  расширению поля зрения,  внимания, памяти  Учет индивидуальных  способностей детей,  рекомендации для таких  детей  Коррекция скорости  чтения  Поля зрения  Расширение поля зрения  Смысловой догадки  Навыки чтения(наличие  устойчивого стереотипа   Развитие навыка  смысловой догадки  Работа над устранением  имеющихся недостатковЧитает невыразительно  Уровень развития  артикуляци  Уровень развития  смысловой догадки  Умение ориентироваться  на систему требований и  образец. Импульсивность  Определение способа  чтения  чтения; регрессии или  двойного чтения)  Артикуляции  Понимание смысла  прочитанного (читает  механически)  Самоконтроля (не учитывает правил чтения)  Недостаточное развитие  техники чтения  (несформированность  синтетического способа  чтения)  Развитие артикуляции  Работа над устранением  выявленных недостатков  в понимании текста  Развитие самоконтроля и  саморегуляции  Развитие восприятияТаблица 4. Развитие интереса к чтению и книге (Методика «Буккроссинг») Уровень заинтересованности Отсутстви е интереса Уровень внешней заинтересованност и Уровень рассматривани я иллюстраций Уровень  погружени я в книгу Уровень  критическог о оценивания Класс           книги 2 класс ы 3 класс ы 4 класс ы Таблица5. Уровень интереса к книгам определённой группы Книги информационно­ справочной группы Книги эмоционально­ нравственной группы Классы 2 классы 3 классы 4 классы Таблица 6. Основные направления деятельности по программе поддержки и развития чтения  Читатель Формирова­ ­ское развитие школь­ ников ние информаци­ онной грамотности как основы читатель­ Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей Расшире­ ние «зоны читатель­ ского общения» Работа с руководителя ми детского чтенияского развития сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь 21На контрольно­оценочном этапе проводится анализ и прогнозирование  дальнейших изменений по программе. Анализ будет более глубоким, если количественный анализ дополнить другими методами опроса – анкетированием или интерввьюрированием. Учитываются отзывы о прошедших мероприятиях, творческие работы, участие детей в городских, региональных, областных мероприятиях по чтению, результативность, оформление заключительных мероприятий, издания сборников творческих работ по программе. Таблица 7. Мероприятия  по программе поддержки и развития чтения № п/п Название мероприятия Количество участников Ответственный Результат Список литературы 1. Антонова   Е.С.   Как   я   воспитываю   интерес   к   книге   /   Е.С.Антонова   // Начальная школа.­ 2006. ­ №12. – С.27­28 2. Борисова   О.А.   Грамотное   детское   чтение.   Перечитывая   Пеннака.:   в   кн. Человек читающий – М.: «Школьная библиотека»,2006. –с.218­223. 3. Горшенёва   И.А.   Школьники   и   художественный   текст   /   И.А.Горшенёва   // Начальная школа.­ 2007. ­ №5. – С.68­71. 4. Громова О. Беседы о семейном чтении / О.Громова.// Библиотека в школе. – 2007. ­  №22. – С.14­15. 5. Ермакова   Е.А.   Стратегия   развивающего   чтения   в   начальной   школе:   в кн.Чтение в системе социокультурного развития личности. ­ – М.: Русская школьная библиотечная  ассоциация, 2007. – 176 с. 6. Жукова   И.Л.   Реальное   и   идеальное   чтение:   Стратегия   выбора   книг   для внеклассного чтения / И.Л.Жукова // Начальная школа.­ 2007. ­ №4. – С.26­ 31. 7. Зельдович Т.В. Детская литература англоговорящих стран / Т.В. Зельдович // Начальная школа плюс до и после.­ 2006. ­ №11. – С.71­73. 8. Земесева   Г.А.   Открываем   книжные   странички   для   малышей:   Ценность раннего литературного развития / Г.А Земесева // Начальная школа.­ 2006. ­ №7. – С.46­50. 9. Зиверт   С.В.   Программа   развивающего   чтения   «Искорка»   /   С.В.Зиверт   // Школьная библиотека. – 2006. ­ №3. – С.38­45. 10.Карташова Н. Вместе с книгой мы растём: Психологическое исследование / Н.Карташова //Школьный психолог. – Первое  сентября. – 2008. ­  №12. – 22С.42­43.Степанькова О.Н. «Физика» и лирика чтения / О.Н.Степанькова // Библиотек в школе – Первое сентября. – 2009. ­ №12. – С.10­13. 11.Корнеев А.Н. Психологическая готовность ребёнка к обучению чтению.: в кн.Человек читающий – М.: «Школьная библиотека»,2006. –с.251­258. 12.Короткова   Л.Д.   Семейное   чтение   как   средство   духовно­нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. ­№11. ­ С.15­17. 13.Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение.   /   С.Н.Костромина,   Л.Г.Нагаева   //М.:   АСТ;   СПб.:   прайм­ Еврознак,2008. – 224с. – (Руководство психолога и педагога) 14.Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению / А.М.Кушнир // Начальная школа.­ 2007. ­ №5. – С.71­73. 15.Маланов С.В. Психолого–педагогические условия обучения детей чтению / С.В.Маланов // Начальная школа плюс до и после.­ 2006. ­ №4. – С.14­23. 16.Малахова   Н.Г.   «Я   читаю   потому,   что   мне   нравится   читать».   О   мотивах чтения   подростков.:   в   кн.   Человек   читающий   –   М.:   «Школьная библиотека»,2006. –с.241­250.. 17.Малахова Н.Г. Детское чтение глазами родителей.: в кн.Человек читающий – М.: «Школьная библиотека»,2006. –с.224­240 18.Меренков   А.В.,   Ковалёва   И.Ю.   Специальный   проект   «Я   –   великий Читатель»: в кн. Меренков А.В., Ковалёва И.Ю. Самоопределение в учебе, труде   и   отдыхе»   /   А.В.Меренков,   И.Ю.Ковалёва.   –   Екатеринбург:   Центр «Учебная книга»,2007. – 208 с. 19.Мисаренко Г.Г. Технические Навыки чтения и технология их формирования в период начального обучения / Г.Г.Мисаренко // Начальная школа плюс до и после.­ 2006. ­ №8. – С.27­31. 20.Национальная программа поддержки  и развития чтения / Фед. агентство по печати и массовым коммуникациям ; Рос. книж. союз // Библиополе. – 2007. – №   1.  –  С.  6­25  ;   Школьная   библиотека.  –  2006.  –   №   9­10.  –  С.   20­43  ; Библиотека. – 2007. – № 1. – С. 10­28. 21.Родительское   собрание   по   приобщению   детей   к   чтении.//   Школьная библиотека. ­  2005. – №9­10.  Вкладка. 22.Родительское   собрание   по   чтению:   Сборник   материалов   по   разработке моделей   и   методик   проведения.   –   М.:   Русская   школьная   библиотечная ассоциация, 2008. – 136 с. 23.Рождественская   Р.   Роль   семейного   чтения   в   формировании   творческого читателя / Р.Рождественская // Начальная школа. – 2008. №4. – С.25­28. 24.Романичева Е.С. Чтение, литературное образование и школьные предметные учебники / Е.С. Романичева // Русская словесность. – 2008.­ №3. – С.8­12. 25.Семейное чтение в год семьи / Сост.: Т.Д.Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная  ассоциация, 2008. – 320 с. 26.Чтение   в   системе   социокультурного   развития   личности.   –   М.:   Русская школьная библиотечная  ассоциация, 2007. – 176 с. 2327.Шарапова О.В. особенности нравственного воспитания на уроках чтения / О.В.Шарапова // Начальная школа.­ 2008. ­ №1. – С.42­45. 28.Школьному   библиотекарю   о   семейном   чтении   –   М.:   Русская   школьная библиотечная  ассоциация, 2007. – 176 с. 24