Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Без элементарных навыков чтения и письма невозможно дальнейшее обучение.
Однако, научившись читать, далеко не каждый ребенок становиться активным читателем.
Активный читатель – это человек, который читает не только деловую, учебную или профессиональную литературу, но и тот, кто читает в свободное время и связывает успех в жизни с чтением. При условии правильного воспитания читателя досуговое чтение должно стать привычкой к 12 годам и сохраняться всю жизнь. Потери детского чтения по существу не восполняются, так как подросток не станет читать детские книжки. Нечтение детской и подростковой литературы разрушительно сказывается на формировании личности.
Период обучения в начальной школе – важнейший для формирования читательских умений и интереса к чтению.
О компетенциях чтения.doc
О компетенциях чтения
Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Без элементарных навыков чтения и письма
невозможно дальнейшее обучение.
Однако, научившись читать, далеко не каждый ребенок становиться активным читателем.
Активный читатель – это человек, который читает не только деловую, учебную или профессиональную литературу, но и тот, кто
читает в свободное время и связывает успех в жизни с чтением. При условии правильного воспитания читателя досуговое чтение
должно стать привычкой к 12 годам и сохраняться всю жизнь. Потери детского чтения по существу не восполняются, так как
подросток не станет читать детские книжки. Нечтение детской и подростковой литературы разрушительно сказывается на
формировании личности.
Период обучения в начальной школе – важнейший для формирования читательских умений и интереса к чтению.
В средней и старшей школе учащихся можно разделить на группы:
1. Читают художественные произведения сверх программных требований, увлекаются художественной литературой;
2. Читают только программные произведения;
3. Читают программные произведения, пропуская пейзажные зарисовки, сокращая монологи и др.;
4. Читают программные произведения по популярным сборникам в значительном сокращении;
5. Не читающих совсем, использующих для написания письменных работ сборники готовых изложений и сочинений.
В последние годы прослеживается тенденция значительного сокращения среди учащихся г. Москвы групп 1 и 2, и значительное
увеличение 5, 4 и 3 групп.
Н.Н.Сметанникова выделила три уровня компетенций чтения: низший, средний и высший.
Высший уровень
Средний уровень
Низший уровень
Беглое чтение про себя
текстов своего уровня из
разных источников с полным
пониманием
Достаточно беглое чтение
текстов своего уровня из
разных источников с
хорошим пониманием
Самостоятельное беглое чтение
текстов своего уровня из разных
источников с хорошим
пониманием затруднено
Угадывание значений слов,
непонимание текста при
трудностях техники чтения в
случае самостоятельного
чтения текстов своего уровня Точный, полный и грамотный
пересказ текста, включающий
основную мысль и основные
положения текста, важные
детали, представленные в
тексте и подтексте
Достаточно точный, полный
и грамотный пересказ
текста, включающий
основную мысль, почти все
основные положения и
детали, изложенные в
тексте, некоторые детали
подтекста, возможна
контекстуальная догадка
Пересказ, включающий
некоторые положения текста и
детали, изложенные в тексте, но
нет логической схемы
изложения от общего, важного,
к частному, возможно
отрывочное понимание
подтекста, конкретная догадка,
угадывание и фантазирование
Воспроизведение отдельных
положений текста без их
организации, без разделения
на основное и второстепенное,
без понимания подтекста,
контекстуальная догадка
подменяется угадыванием и
фантазированием
Ясное и уверенное разделение
фактов и мнений, реальности
и фантазий
Разделение фактов и
мнений, реальности и
фантазий
Беглое выразительное, четкое
чтение вслух
Беглое близкое к
грамотному чтение вслух
Самостоятельный поиск
информации в различных
источниках, поисковое чтение
для извлечения информации
В большинстве случаев
осуществляется поиск
информации с помощью
чтения
Испытывает трудности при
разделении фактов и мнений
Нет разделения между
фактами и мнениями
Медленное чтение, с ошибками,
которые иногда исправляются
самостоятельно с нескольких
попыток
Медленное чтение вслух с
большим количеством
ошибок, которые не
исправляются самостоятельно
Может осуществить поиск с
помощью других, нуждается в
напоминании о том, что
скорость и вид чтения меняются
в зависимости от его цели
Не умеет работать с
разнообразными источниками
информации, не знает, какую
информацию и как извлекать,
не умеет читать поразному в
зависимости от разных целей
чтения Увлеченный читатель,
который предпочитает
проводить свободное время за
чтением
Читает при необходимости,
иногда для себя в
свободное время
Читает, когда «надо», для себя
в свободное время не читает
Плохо читает про себя,
избегает чтения
читателем. Однако следует помнить, что чтение – умение, а любое умение может совершенствоваться. Ребенку необходимо
помогать учиться читать.
К моменту окончания начальной школы для успешного продолжения обучения ребенок должен обладать высоким средним
уровнем читательских компетенций, а еще лучше – высшим. Если же в 3 и 4 классах ребенок обладает низшим уровнем
читательских компетенций, читательские умения формируются с трудом, нельзя медлить, необходимо проконсультироваться со
специалистами.
Краткая характеристика начального и основного этапов российского образования
Основное требование, предъявленное к системе образования в документах Стратегии модернизации образования,[1]
состоит в том, что школа должна перейти из традиционной установки на формирование исключительно «знаний, умений,
навыков к воспитанию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях
открытого общества. К числу таких универсальных способностей можно отнести: ответственность и самостоятельность, систему
ключевых компетентностей, умение сделать личный выбор и др. Достижение подобных целей прямо связано с
индивидуализацией всего образовательного процесса. Однако на каждой ступени образования общая задача по воспитанию
универсальных способностей личности через индивидуализацию образовательного процесса будет конкретизироваться по
разному.
ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ на данном этапе развития общества приоритетным является формирование
общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере определяет успешность школьника на всех
ступенях образования.[2] Общеучебные умения и навыки являются в начальной школе основой для формирования такой
универсальной способности человека как умение учиться, которая и закладывается на этом этапе образования вместе с
потребностью и желанием учиться. Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника начальная школа
призвана заложить основы контрольнооценочной самостоятельности ребенка. Для достижения этой цели оптимально
использовать педагогические технологии безотметочного оценивания.[3]
Задачи индивидуализации на этапе начальной школы решаются в большей мере через организацию групповых форм
обучения, основанных на учебном сотрудничестве младших школьников, работающих без непосредственного пошагового
учительского руководства. Микродискуссии внутри группы, с последующим коллективным обсуждением мнения каждой
группы делают более продуктивными временные рамки урока. В первую очередь имеются в виду технологии организации урока,
на котором учащиеся делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения разных вариантов
решения задачи, разных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока,
позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную
задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.
Основными результатами обучения в начальной школе являются:
• некоторые общеучебные умения и навыки, относящиеся к трем сферам компетентности ученика:
(1) организация деятельности выполнять работу по несложному алгоритму; совместно (всем классом)
ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца,
(2) читательская компетентность
осмысленно читать художественные, научнопопулярные и
публицистические тексты[4], выделять из нем главную мысль; искать информацию в учебной литературе, в словарях и
справочниках;
(3) естественнонаучная компетентность описывать объект наблюдения, проводить классификацию
отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойств,
высказывать суждения по результатам сравнения;
• желание и основы умения учиться умение видеть границу между известным и неизвестным;
соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их;
вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;
обращаться к взрослому с запросом недостающей информации, или просьбой о консультации о том, как устранить
учебные трудности, установленные самим ребенком; а главное – склонность искать недостающие способы и средства
решения задач, а не получать их в готовом виде;
• умение учащихся вступать в предметную коммуникацию (вести дискуссии) и организовывать свою
работу в малых группах, владение приемами и навыками учебного сотрудничества: умение регулировать конфликты, переводя их из эмоциональноличностного в предметноделовой план; умение понять точку зрения другого,
содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе;
умение скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата.
Необходимо подчеркнуть, что названные развивающие эффекты обучения в начальной школе обнаруживаются прежде
всего в совместной учебной деятельности класса, а не в индивидуальных действиях детей. На начальной ступени образования
закладываются предпосылки для воспитания индивидуального субъекта учения (человека, умеющего учить себя
самостоятельно), но выпускники начальной школы еще не умеют учиться без помощи учителя и поддержки одноклассников.
Однако они уже умеют эту помощь инициировать и использовать ее содержательно. Известно, что воспользоваться помощью
может не тот, кому она нужна более всех (совсем беспомощный, неумелый), но лишь тот, кто уже готов к самостоятельности.
ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от
посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – основной вектор взросления. Основная
школа отвечает за одну, но чрезвычайно существенную грань воспитания детской самостоятельности – учебную
самостоятельность, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и
рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Развитие учебной
самостоятельности подростков опирается на заложенные в начальной школе основы контрольнооценочной самостоятельности,
сформированные способы учения в классном сообществе, желание и основы умения учиться. С другой стороны, основная школа
должна обеспечить становление учебной самостоятельности подростков для дальнейшего решения задач профильной старшей
школы.
Вторая важная задача основной школы связана с самоопределением и самореализацией подростков. При решении этой
задачи основная школа должна особое внимание уделить обеспечению возможности формирования умения делать осознанный и
ответственный выбор, основанный на адекватной самооценке школьника. В отличие от начальной школы, где вариативность
образования задается для ребенка преимущественно извне (родители, школа, учитель имеют право выбора образовательной
системы, учебника, приемов обучения), в подростковом возрасте необходимо создать условия для реального выбора
индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) самим учащимся, что будет служить предпосылкой для построения
индивидуальных образовательных планов и программ самими учащимися в старшей профильной школе.
Для решения поставленных общих задач основной школы администрация учебных заведений, педагоги в образовательном
процессе должны реализовать ряд важных условий: • обеспечить постепенный переход от коллективнораспределенных форм учебной работы к ее индивидуальным
формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации [5];
• создать предпосылки для перехода к саморегуляции учебной деятельности через расширение контрольно
оценочной самостоятельности подростка, наметить вместе с учениками индивидуальные траектории самодвижения
учащихся в образовательных областях;
• предоставить учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации для решения
самостоятельно поставленных, личностнозначимых учебных задач в рамках индивидуальных форм учебной
деятельности;
• провести координацию и соорганизацию действий разных учебных дисциплин учебного плана.
При создании педагогических условий для решения поставленных задач по окончании основной школы можно говорить о
следующих результатах образования. Выпускник основной школы
• понимает и принимает ценность образования, мотивирован к его продолжению в тех или иных формах,
независимо от конкретных особенностей выбираемого подростком дальнейшего жизненного пути;
• умеет учиться не только определять границы и дефициты своего знания, но и находить способы и пути
преодоления своих трудностей, проблем и дефицитов; умеет переносить способы действия из одной предметной
области в другую, в социальную жизнь;
• обладает развитыми формами мышления, способствующими решению большого круга предметных,
социальноориентированных и личностных задач;
• обладает социальным опытом, позволяющим ему ориентироваться в быстро меняющемся мире и
взаимодействовать с людьми с разными ценностными и культурными установками;
• готов осуществить индивидуальный ответственный выбор собственной образовательной траектории,
что необходимо для реализации целей последующих образовательных ступеней. Однако выбор подростка должен
носить принципиально пробный, неокончательный характер.
Формирование читательской компетентности у школьников. В условиях современного быстро изменяющегося мира школа
должна вооружить своего ученика способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни (в том числе вне школы). Эти
способы овладения знаниями – общеучебные умения и навыки. При этом навыки должны развиваться и усложняться, без этого
процесса невозможно говорить о создании условий для формирования познавательных интересов. В этой связи основным
результатом деятельности образовательного учреждения должна стать «Не система знаний, умений и навыков сама по себе, а
набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданскоправовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах». Поэтому, приобретенной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к
правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Содержание образования
способствует развитию умений изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Развиваются
компетентности общая способность ученика обнаружить свой опыт, другими словами. Исходное понятие: Компетентность –
интегральная способность личности действовать в различных жизненных контекстах. Ключевые компетентности (наиболее
общие из интегральных способностей, необходимые в любом жизненном контексте) это умение учиться, умение решать
жизненные проблемы из них вытекают такие компетентности: ∙ Учебнопредметная ∙ информационная ∙ коммуникативные ∙
гражданская ∙ социальнопрактическая Обучение строю в соответствии с принципами самоактуализации (поддержка стремления
учащихся к проявлению и развитию своих природных и социальных возможностей): индивидуальности (формирование личности:
Как ты думаешь? Что новое ты узнал? Каковы твои действия?); субъектности в процессе общения и сотрудничества в классе
выбора (Какой способ работы ты выберешь? Какая форма работы тебе интересна?); творчества (благодаря творчеству ребёнок
выявляет свои творческие способности и задатки); доверия и поддержки (вера в ребёнка: Я уверена, сегодня ты сможешь). При
планировании и подготовке уроков позиция исходит из интересов детей, их психофизиологических особенностей. Учитель
продумывает следующие моменты: характер заданий и учебного взаимодействия на основе учета личностных качеств ребенка;
использование педагогических технологий с целью обогащения субъектного жизненного опыта ребенка, создание эмоционально
комфортной обстановки в ходе общения; создание ситуации успеха для каждого; стимулирование учеников и использование
методов поощрения к осуществлению выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения. Приоритетное значение имеют
анализ и оценка полученного на уроке результата, а именно: рост умений в учебной деятельности, проявление индивидуального
стиля познания, самостоятельности и инициативы учащегося. Главным в педагогической деятельности является развитие
индивидуальности ребёнка. Предпочтение отдавала таким формам учебных занятий, как урокисследование, урок
взаимообучение, урокэкскурсия. К использованию именно таких форм организации учебной деятельности пришла не сразу.
Осознавая трудности каждого, с самого начала развивала у учащихся коммуникативные умения, самоконтроль и самооценку,
умение задавать вопросы, находить способы для разрешения проблемной ситуации. Класс состоит из учеников с неодинаковым
развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение строю
вариативно с учётом индивидуальных особенностей детей. Важно, чтобы каждый ученик работал в полной мере своих сил,
чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал материал, продвигался в
личностном развитии. Формирование читательской компетентности Еще одно направление в педагогической практике – это
формирование читательской компетентности.(умение работать с устными и письменными текстами, составлять план
письменного текста и создавать письменные тексты) В современных условиях формирование ученикачитателя является социальной необходимостью, так как существуют факторы, тормозящие общее литературное развитие ребёнка: высокие цены на
книжном рынке, телевизионная, компьютерная зависимость. На уроках литературного чтения при анализе и работе с текстом
создала такие условия, чтобы ученик мог проникнуть «внутрь» текста, литературные герои ожили, заговорили, тогда они будут
приняты душой и умом ребёнка. Для обогащения субъектного опыта учащегося разработала и апробировала следующие приёмы
анализа литературного произведения. 1. Анализ образа конкретного героя.(Текст письменный и устный ) 2. Создание
проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к текст. (развитие мыслительных процессов) 3. Составление детьми
вопросов к тексту аналитического характера. 4. Рассказ от имени героя. (речевое развитие) 5. Работа с иллюстрациями к
произведению. 6. Театрализация. 7. Составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого. Постепенно у
воспитанников развивался интерес к тексту, к книге, к автору, к литературе как искусству слова. Включала в урок сочинения
миниатюры, викторины, кроссворды, тесты. Параллельно совершенствовалась техника чтения. Целенаправленная, и
систематическая работа развивает учащихся нравственно и эмоционально, обогащает их субъектный опыт, формирует
положительный интерес к чтению и создаёт необходимые умения для дальнейшего изучения литературы. Еще одним из видов
творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения является сочинение стихов. Каждый ученик класса
попробовал себя в поэтическом творчестве. Заботясь о качестве обучения младшего школьникачитателя, нельзя забывать о
социальной среде, которая влияет на весь процесс формирования личности о семье, в которой ребёнок живёт и растёт.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволил обрести в их лице подлинных помощников. Разговор о
детском чтении вёлся на родительских собраниях, где разъяснялись пути и способы формирования читательской деятельности
детей в условиях семьи, расширение круга чтения, анализировались типичные затруднения детей в чтении книг. Особое значение
уделила работе по развитию связной письменной речи, а именно сочинению. Подход к работе над сочинением даёт
положительный результат в речевом развитии детей: значительно увеличился их словарный запас, развилась образная сторона
речи, связная речь, повысился уровень овладения грамматическим строем языка. Наблюдается динамика умственного развития.
Проверка читательской компетентности учеников 4 класса (20062007 уч.год) показала, следующие результаты из возможных 43
баллов набрали:
43 балла 33,3% 42 балла 25% 41 балл 8,3% 39 баллов – 16,6% 35 баллов – 8,3% 34 балла 8,3%
Проанализировав результаты видно, что все ребята успешно справились с работой
Результативность Проверка усвоения школьниками знаний за 2006 – 2007 учебный год, 4 класс 1 полугодиеИтоговая оценка «4» и «5»33,3%58,3%
С одной «3»41,6%16%
Проверка усвоения школьниками знаний за 20082009 учебный год 2 класс, УМК «Школа 2100» Итоговая оценка
«4» и «5»60%
С одной «3»10%
Проанализировав оценки ребят, получилось, что многие улучшили свои результаты. Результаты экзаменов за курс начального
общего образования 20062007 учебный год Русский языкМатематика
«5»16,6%66,6%
«4»58,3%33,3%
«3»25%
Анализ данных показывает, что все ребята усвоили программу начального общего образования. Развитие учебно –
позновательных компетентностей позволяет выделить ученика как субъекта учебной деятельности; развить его
интеллектуальные и творческие способности до уровня индивидуальных возможностей. Развитие этих способностей обеспечило
не только эрудированность, разносторонность мышления, самостоятельность младших школьников, но и создало благоприятные
условия для развития личностных качеств детей: избирательность в работе с материалом разного содержания, вида, формы;
осознанный выбор способов работы с материалом, умение вести диалог, отстаивать аргументировано свою точку.
Проект «Программа поддержки и развития чтения в школе Чтение в радость»
Цель программыа:
Повышение культурной и читательской компетентности учащихся, их родителей.
Задачи программы:
Содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды и условий доступности
взрослым и детям полезной для жизни и социально необходимой литературы;
Продвижение лучших образцов мировой и лучших образцов краеведческой литературы (текстов, книг, жанров, типов
изданий) в широкие слои читателей;
Формирование в общественном мнении представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры; Создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотек
Вовлечение в активное квалифицированное чтение нечитающих и мало читающих детей и взрослых
Направления работы:
Читательское развитие школьников
Формирование информационной грамотности как основы читательского развития
Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей, вовлечение их на совместные занятия с детьми, на совместное
чтение книг
Расширение «зоны читательского общения» все участников образовательного процесса
Формы и методы работы
Программа поддержки и развития чтения «Чтение в радость» состоит из нескольких взаимосвязанных проектов, которые в свою
очередь используют различные формы и методы работы по развитию читательских навыков детей.
Занятия по развитию творческого, вдумчивого чтения
Чтение в кругу друзей
Творческие проекты и презентации
Читательское Портфолио
Родительские собрания и лектории по проблемам чтения
Участие в городских и региональных конкурсах
Ожидаемые результаты:
Популяризации чтения
Повышение культурной компетентности
Повышение читательской компетентности
Изменение отношения к чтению
Рост читательской активности
Развитие мотивации к чтению Составляющие понятия «Общая культура человека»
Информационная культура личности одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного
мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по
оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и
новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной
деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. (Н.И.Гендина)
Информационная грамотность – умение формулировать информационные потребности. Запрашивать, искать. Отбирать,
оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она не была представлена.
Компьютерная грамотность – знания, умения, навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для
эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. (Н.И.Гендина)
Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющий собой комплекс навыков работы с книгой,
включающий осознанный выбор тематики, системность и последовательность чтения, а также умение находить нужную
литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочнобиблиографическим аппаратом, применять
рациональные приёмы чтения, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно относиться к
произведениям печати. (Н.И.Гендина)
Составляющие понятия «Читательского развития»
Чтение как явление письменной культуры существует в постоянно меняющемся мире. Поэтому не важно на каком носителе
зафиксирован текст (глиняной таблице, пергаменте, папирусе, на бумаге, на экране монитор и др.) мы всё равно читаем, и в
процессе чтения работает наша психика на основе получаемой информации
Читательское развитие – это и психическое, и языковое, и культурологическое развитие на основе механизмов речевой
деятельности. Читательское развитие происходит в трех сферах:
Читательское сознание познаёт, оценивает и регулирует читательскую деятельность и читательское общение, выделяя
собственное читательское «Я»
Читательская деятельность – психологическая суть ее состоит в ценностноориентированном, познавательно
коммуникативном и эмоциональноэстетическом восприятии, познании, переживании, оценивании реального или выдуманного
мира, описанного в печатном или рукописном тексте. Читательское общение – это процесс возникновения, установления, развития контактов между читателями. В ходе
взаимодействия у читателей проявляются и формируются ценностные, креативные, коммуникативные, когнитивные,
эмоциональные, эстетические и регулятивноволевые психические явления по отношению к чтению как общечеловеческому
жизнедеятельному факту.
Приоритетные направления деятельности программы поддержки и развития чтения в школе.
1. Читательское развитие школьников
Это направление представляет собой систему взаимосвязанных проектов, направленных на развитие читательской
компетентности и читательской активности и реализуемой в начальной школе. Мир чтения и читательский мир неисчерпаемы. Без
помощи со стороны взрослых ребёнку трудно стать хорошим читателем, поэтому и были разработаны и реализуются следующие
проекты, входящие в состав программы поддержки и развития чтения «Чтение в радость»
Школьная неделя чтения
Школьная неделя детской книги
Цели и задачи:
Формирование потребности в чтении
Выявление читательских интересов современных детей и подростков
Продвижение лучших образцов мировой и лучших образцов краеведческой литературы в широкие слои читателей
Помощь в выборе литературы для свободного чтения
Приобщение к чтению через использование современных информационных технологий
Развивающие уроки чтения в начальной школе «Сказка по четвергам»
Цели и задачи программы:
Воспитание потребностей в чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний
Воспитание эмоциональнообразного восприятия содержания произведений фольклора, стихов, литературных сказок
Воспитание культуры чтения; развитие интереса к чтению, к художественной литературе, к книге; формирование у детей
представлений о жанрах литературы
Развитие фантазии, речи Создание положительного эмоционального фона и доброжелательной атмосферы чтения
Формирование опыта социальных навыков поведения средствами литературных произведений
Программа летних чтений «Сто любимых книг»
Цель программы чтение произведений – юбиляров, входящих в круг чтения начальной школы и реализуемый в лагере с
дневным пребыванием при школе №1 в форме летнего читального зала, а также в летние каникулы при участии и помощи
родителей.
2. Формирование информационной грамотности как основы читательского развития
Уроки информационной грамотности
Цель программы:
Формирование информационно грамотной личности, осознающей свои информационные потребности, умеющей оценить,
организовать и использовать информацию из различных источников в ходе своей учебной, научно–исследовательской и
иных видах деятельности через уроки информационной грамотности
«Информационнопоисковые системы библиотеки»
«Информационно справочные издания»
«Презентация результатов учебной деятельности»
«Оформление титульного листа, оглавления и списка литературы»
3. Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей, вовлечение их на совместные занятия с детьми, на
совместное чтение книг
На первом этапе
разрабатывались диагностика и определения основ читательского развития. Не секрет, что основы
читательского развития мы закладываем в семье. Снижение качества чтения, деформация в читательском развитии – зона риска
личностного развития современного школьника. Именно эти вопросы были затронуты на родительском собрании, посвящённом
проблемам детского чтения. Именно родители, как самые заинтересованные в судьбе своих детей люди, способны изменить
ситуацию с чтением в стране к лучшему. Для этого было проведено собрание для родителей первоклассников «От качества
чтения к качеству образования», присутствовало 51 человек. Для отслеживания качества чтения было предложено Портфолио
читательского развития «Я Читаю». В основу Портфолио легли анкеты, тесты, опросники, разработанные на первом этапе
подготовки Портфолио. Это тесты и анкеты, позволяющие спрогнозировать степень читательского развития ребёнка, так как детское чтение напрямую связано с чтением родителей. Также в раздел «Родительская страничка» введены таблицы для
определения читательских предпочтений родителей в определении дальнейшего чтения их детей.
Раздел «Я – читатель», определяет читательские предпочтения самого ребёнка и его успехи в области читательского развития.
Для этого разработаны и используются анкеты, «Какой я читатель?», «Бывало ли такое с тобой», мониторинг информационной
грамотности и таблицы «100 книг, прочитанных вместе с родителями», «100 книг, прочитанных самостоятельно». Для того,
чтобы ребёнок научился читать активно, контролировать себя и качество своего чтения, в Портфолио есть раздел «Закладки
подсказки», «Я критик», «Я – иллюстратор». Портфолио это совместный труд ученика, учителя и родителя. На
заключительном этапе мы будем показывать индивидуальные достижения детей на «Бенефисе читателя» в конце года для
родительского сообщества.
4. Расширение «зоны читательского общения» всех участников образовательного процесса
Участие в школьных, городских и мероприятиях более высокого уровня невозможны без знаний, умений и навыков
использования читательской и информационной грамотности.
Выводы, оценка перспектив, социальной значимости программы
На данном этапе программы можно сделать следующие выводы:
программа поддержки и развития чтения в школе «Чтение в радость» будет реализована в полном объеме при соблюдении
следующих условий:
проведение целенаправленной и систематической работы по активизации различных видов читательской деятельности на
уроках литературного и внеклассного чтения на основе деятельностного подхода;
организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность детей, с использованием различных форм и
методов внеурочной работы, межпредметных связей и дифференцированных творческих заданий
сформированность у руководителей детского чтения (учителей, классных руководителей, воспитателей, библиотекарей)
умений и навыков организации творческой читательской деятельности детей на уроках, во внеурочной и внеклассной работе с
учетом их возрастных и читательских интересов
проведение целенаправленной психологопедагогической работы для решения проблемы совместной деятельности в условиях
семьи по активизации читательского потенциала детей. Мониторинг читательского развития по программе
Для определения эффективности программы различных форм и методов работы, их влияния на продвижение чтения и рост
читательской активности используется разработанный мониторинг.
Мониторинг читательского развития – это механизм контроля и слежения за активностью чтения младших школьников
зависимости от качества деятельности по продвижению чтения, позволяющий выявить тенденции в развитии и последствия
принятия решений, направленных на совершенствование дальнейшей деятельности.
Технология мониторинга включает 3 этапа: диагностический; проектирование и реализация; контрольнооценочный.
Диагностический этап определяет показатели читательского развития на начальный период мониторинга. Например,
определяется уровень начитанности и техника чтения, уровень заинтересованности в книге и чтении, а также к книгам
определённого направления, для этого заполняется анкета «Книга в моей жизни» и таблицы «Уровень начитанности» и
«Техника чтения». Портфолио читательского развития «Я – читаю» включает в себя анкеты, тесты, опросники, позволяющие
спрогнозировать степень читательского развития ребёнка.
Анкета для учащихся «Книга в моей жизни»
Цель: проанализировать уровень начитанности современных школьников
Задача: выявить соотношение читающих и нечитающих или малочитающих детей;
выявить причины нежелания читать
выработать рекомендации по привлечению школьников к чтению
Направления работы:
читают ли школьники произведения, которые нужно знать по программе
свободное чтение, то есть чтение по желанию
Участники исследования:
Первые, вторые классы( для выявления читательского развития в дошкольный период )
выпускные классы первой ступени обучения
Время исследования: сентябрь – декабрь 2009 г.
1.Твой любимый писатель Программное произведение
Свободное чтение
2. Твоя любимая книга
Программное произведение
Свободное чтение
3.Любимый журнал
4. Любимые жанры
Классические рассказы и повести
стихи.
сказки
приключения
детектив
фэнтези
энциклопедическая литература
5. Как часто ходишь в библиотеку( включая школьную)
часто
редко
иногда
никогда
6. Что прочитал за лето
7. Как ты думаешь, почему дети стали мало читать
8 Что нужно сделать, чтобы дети стали читать больше
Таблица 1. Уровень начитанности Любимый
писатель
Люби
мая
книга
Люби
мый
жур
нал
Литерату
Посещае
Причи
рный
жанр
мость
ны
библиоте
нежела
к
ния
читать
Как
прив
лечь к
чте
нию
Обяза
тельный
курс
Свобод
ное
чтение
1 класс
Выпус
кной
класс
1 класс
Выпус
кной
класс
Таблица 2 Техника чтения
Основные параметры
Скорость чтения
Правильность
Осознанность
Выразительность
1 классы
Выпускные классы
На этапе проектирования и реализации ведется отслеживание влияния определённых для отслеживании факторов групп
читателей по определённым методикам, заполняются документы, необходимые для обработки результатов. На этом этапе ведется
учет индивидуальной и массовой работы с учениками – участниками программы, посещаемость и активность в мероприятиях.
Таблица «Мероприятия по программе поддержки и развития чтения». Собираются отзывы о прочитанных книгах и
творческие работы и проекты, определяются трудности в читательском развитии и как они влияют на учебную деятельность, пути их преодоления «Развитие интереса к чтению и книге (Методика «Буккроссинг»); «Уровень интереса к книгам
определённой группы»; таблица «Определение причин трудностей» определить причину трудностей, возникающих при
обучении чтению, поможет подобрать комплекс упражнений и методик, для правильного и с удовольствием чтения; методики
«Пирамиды критики» О.Громовой и занятия, помогающие становлению читателя по методике Н.Сметанниковой.
Таблица 3 Определение причин трудностей
Трудности в
учебе
Отсутствие
желания читать
Методика для определения
причины
Наблюдение
Определение способа
чтения
Низкая
скорость чтения
Индивидуальные
особенности, определение
темпа деятельности
Индивидуальные
особенности, определение
темпа деятельности
Уровень развития
восприятия
Уровень развития
смысловой догадки
Определение способа
чтения
Причины трудностей:
недостаточное развитие
Отсутствие мотиваций
Техники чтения
Работоспособности
Контроля над темпом
деятельности(медлительност
ь)
Развивающие упражнения,
рекомендации
Развитие желания читать
Упражнения по
расширению поля зрения,
внимания, памяти
Учет индивидуальных
способностей детей,
рекомендации для таких
детей
Коррекция скорости
чтения
Поля зрения
Расширение поля зрения
Смысловой догадки
Навыки чтения(наличие
устойчивого стереотипа
Развитие навыка
смысловой догадки
Работа над устранением
имеющихся недостатков Читает
невыразительно
Уровень развития
артикуляци
Уровень развития
смысловой догадки
Умение ориентироваться
на систему требований и
образец. Импульсивность
Определение способа
чтения
чтения; регрессии или
двойного чтения)
Артикуляции
Понимание смысла
прочитанного (читает
механически)
Самоконтроля (не учитывает
правил чтения)
Недостаточное развитие
техники чтения
(несформированность
синтетического способа
чтения)
Развитие артикуляции
Работа над устранением
выявленных недостатков
в понимании текста
Развитие самоконтроля и
саморегуляции
Развитие восприятия Таблица 4. Развитие интереса к чтению и книге (Методика «Буккроссинг»)
Уровень заинтересованности
Отсутстви
е интереса
Уровень
внешней
заинтересованност
и
Уровень
рассматривани
я иллюстраций
Уровень
погружени
я в книгу
Уровень
критическог
о
оценивания
Класс
книги
2
класс
ы
3
класс
ы
4
класс
ы
Таблица5. Уровень интереса к книгам определённой группы
Книги информационно
справочной группы
Книги эмоционально
нравственной группы
Классы
2 классы
3 классы
4 классы
Таблица 6. Основные направления деятельности по программе поддержки и
развития чтения
Читатель
Формирова
ское
развитие
школь
ников
ние
информаци
онной
грамотности
как основы
читатель
Привлечение
родителей к
проблемам
организации
чтения детей
Расшире
ние «зоны
читатель
ского
общения»
Работа с
руководителя
ми детского
чтения ского
развития
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
21 На контрольнооценочном этапе проводится анализ и прогнозирование дальнейших
изменений по программе. Анализ будет более глубоким, если количественный анализ
дополнить другими методами опроса – анкетированием или интерввьюрированием.
Учитываются отзывы о прошедших мероприятиях, творческие работы, участие детей
в городских, региональных, областных мероприятиях по чтению, результативность,
оформление заключительных мероприятий, издания сборников творческих работ по
программе.
Таблица 7. Мероприятия по программе поддержки и развития чтения
№ п/п Название мероприятия
Количество
участников
Ответственный
Результат
Список литературы
1. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге / Е.С.Антонова //
Начальная школа. 2006. №12. – С.2728
2. Борисова О.А. Грамотное детское чтение. Перечитывая Пеннака.: в кн.
Человек читающий – М.: «Школьная библиотека»,2006. –с.218223.
3. Горшенёва И.А. Школьники и художественный текст / И.А.Горшенёва //
Начальная школа. 2007. №5. – С.6871.
4. Громова О. Беседы о семейном чтении / О.Громова.// Библиотека в школе. –
2007. №22. – С.1415.
5. Ермакова Е.А. Стратегия развивающего чтения в начальной школе: в
кн.Чтение в системе социокультурного развития личности. – М.: Русская
школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 176 с.
6. Жукова И.Л. Реальное и идеальное чтение: Стратегия выбора книг для
внеклассного чтения / И.Л.Жукова // Начальная школа. 2007. №4. – С.26
31.
7. Зельдович Т.В. Детская литература англоговорящих стран / Т.В. Зельдович //
Начальная школа плюс до и после. 2006. №11. – С.7173.
8. Земесева Г.А. Открываем книжные странички для малышей: Ценность
раннего литературного развития / Г.А Земесева // Начальная школа. 2006.
№7. – С.4650.
9. Зиверт С.В. Программа развивающего чтения «Искорка» / С.В.Зиверт //
Школьная библиотека. – 2006. №3. – С.3845.
10.Карташова Н. Вместе с книгой мы растём: Психологическое исследование /
Н.Карташова //Школьный психолог. – Первое сентября. – 2008. №12. –
22 С.4243.Степанькова О.Н. «Физика» и лирика чтения / О.Н.Степанькова //
Библиотек в школе – Первое сентября. – 2009. №12. – С.1013.
11.Корнеев А.Н. Психологическая готовность ребёнка к обучению чтению.: в
кн.Человек читающий – М.: «Школьная библиотека»,2006. –с.251258.
12.Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовнонравственного
становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. №11.
С.1517.
13.Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении детей.
Чтение. / С.Н.Костромина, Л.Г.Нагаева //М.: АСТ; СПб.: прайм
Еврознак,2008. – 224с. – (Руководство психолога и педагога)
14.Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению / А.М.Кушнир // Начальная
школа. 2007. №5. – С.7173.
15.Маланов С.В. Психолого–педагогические условия обучения детей чтению /
С.В.Маланов // Начальная школа плюс до и после. 2006. №4. – С.1423.
16.Малахова Н.Г. «Я читаю потому, что мне нравится читать». О мотивах
чтения подростков.: в кн. Человек читающий – М.: «Школьная
библиотека»,2006. –с.241250..
17.Малахова Н.Г. Детское чтение глазами родителей.: в кн.Человек читающий –
М.: «Школьная библиотека»,2006. –с.224240
18.Меренков А.В., Ковалёва И.Ю. Специальный проект «Я – великий
Читатель»: в кн. Меренков А.В., Ковалёва И.Ю. Самоопределение в учебе,
труде и отдыхе» / А.В.Меренков, И.Ю.Ковалёва. – Екатеринбург: Центр
«Учебная книга»,2007. – 208 с.
19.Мисаренко Г.Г. Технические Навыки чтения и технология их формирования
в период начального обучения / Г.Г.Мисаренко // Начальная школа плюс до и
после. 2006. №8. – С.2731.
20.Национальная программа поддержки и развития чтения / Фед. агентство по
печати и массовым коммуникациям ; Рос. книж. союз // Библиополе. – 2007. –
№ 1. – С. 625 ; Школьная библиотека. – 2006. – № 910. – С. 2043 ;
Библиотека. – 2007. – № 1. – С. 1028.
21.Родительское собрание по приобщению детей к чтении.// Школьная
библиотека. 2005. – №910. Вкладка.
22.Родительское собрание по чтению: Сборник материалов по разработке
моделей и методик проведения. – М.: Русская школьная библиотечная
ассоциация, 2008. – 136 с.
23.Рождественская Р. Роль семейного чтения в формировании творческого
читателя / Р.Рождественская // Начальная школа. – 2008. №4. – С.2528.
24.Романичева Е.С. Чтение, литературное образование и школьные предметные
учебники / Е.С. Романичева // Русская словесность. – 2008. №3. – С.812.
25.Семейное чтение в год семьи / Сост.: Т.Д.Жукова. – М.: Русская школьная
библиотечная ассоциация, 2008. – 320 с.
26.Чтение в системе социокультурного развития личности. – М.: Русская
школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 176 с.
23 27.Шарапова О.В. особенности нравственного воспитания на уроках чтения /
О.В.Шарапова // Начальная школа. 2008. №1. – С.4245.
28.Школьному библиотекарю о семейном чтении – М.: Русская школьная
библиотечная ассоциация, 2007. – 176 с.
24
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Статья "О компетенциях чтения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.