Статья "Обращение к традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"
Оценка 5

Статья "Обращение к традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Оценка 5
Научные работы
docx
история +2
4 кл—11 кл
11.03.2019
Статья "Обращение к  традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"
В статье автор делится опытом использования материалов нравственного содержания на уроках гуманитарного цикла: истории, обществознании, истории мировых религиозных культур. Опыт преподавания в школе - 35 лет. В современных условиях, по мнению автора, вечные вопросы о добре и зле, о справедливости не теряют своей ценности. Ограниченность живого общения в условиях использования информационных технологий, ускорение всех социально-экономических процессов делают обращение к традиционным ценностям особенно актуальным. Автор считает, что если мы ответим на важнейшие вопросы о смысле человеческой жизни, то сможем решить и все остальные проблемы современного общества.
Обращение к традиционным ценностям.docx
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Губкинский ЯНАО  Автор: учитель истории и обществознания Барыбина Татьяна Викторовна Обращение к  традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла. «Наш народ должен понять,  что отступать нам некуда –  за нами наши дети». Протоиерей Владимир Воробьев Мы живем в необычное время: время высоких технологий и высоких скоростей, время высочайших научно­технических достижений и их почти мгновенного внедрения в нашу жизнь. Меняется не только наше общество, меняется сам человек и социальные институты, которые он создал, меняется культура и образование. Такие незыблемые веками   ценности,   как   семья,   материнство   и   дети   уступают   позиции   новым   – образование, профессиональная карьера, успешность в политике и бизнесе. Образование  в  современном  обществе   призвано  давать  качественные  знания  и создавать условия для развития способностей и  формирования личности[5]. Каждый день наши дети задают нам множество вопросов, на которые мы должны им ответить. В чем смысл жизни? Что такое счастье? Как стать счастливым? Эти и многие другие вопросы волнуют наших детей, невзирая на экономические, социальные и политические проблемы общества. Хорошо, что дети задают нам эти вопросы. Это позволяет нам понять, что эти вопросы очень важные, и если мы ответим на них, то сможем решить и все остальные проблемы.  Другой вопрос заключается в том, как нам на эти вопросы отвечать?   Конечно   же,   честно,   опираясь   на   свой   жизненный   опыт,   на   опыт   наших предков, на исторический опыт нашей Родины – России. Есть   ли   у   нас   такие   возможности?     На   этот   вопрос   мы   можем   ответить утвердительно.   Да, у нас достаточное количество  предметов и элективных курсов гуманитарного цикла: история, русская литература, искусство, обществознание, основы духовно­нравственной   культуры   народов   России.   Есть   ли   у   нас   на   это   время?   Со временем, конечно, сложнее. Рабочие программы   и отчеты, подготовка к   итоговой аттестации и масса мероприятий – проблема свободного времени основная проблема современного   человека.   Как   решить   эту   проблему?   На   мой   взгляд,   необходимо поставить проблемы формирующейся личности на первое место. Большие   возможности   для   воспитания   здоровой   гармоничной   личности     дает обращение   к   традиционным   ценностям   и   историческому   прошлому   нашего многонационального народа. Это тот огромный потенциальный источник, который мы можем использовать в образовании и воспитании. Многие традиции древнего, нового и советского периода истории России дают множество прекрасных примеров подражания для современной молодежи. Для современных подростков характерно желание обратить на себя внимание, «прославиться».   И   если   эта   важнейшая   потребность   у   молодого   человека   не реализована, он может совершать такие поступки, которые помогут ему выделиться среди своих сверстников: вступать в драку, начать курить, грубить взрослым. Очень полезно обсудить с ребятами понятие «подвиг». Вспомним свою юность. Наверное, многие   помнят   замечательную   тему   для   сочинения   –   «В   жизни   всегда   есть   место подвигу».    Мы   приводили   в   пример   подвиги   ратные   и   трудовые,   примеры безкорыстного   служения   Отчизне:   героев   Великой   Отечественной   войны   и   героев первых пятилеток.  Понятие   «подвиг»   можно   наполнить   новым   содержанием,   обратившись   к православным традициям. В православии это понятие имеет еще одно значение: это подвиг   души.  Нет   ни   одного  из  святых   отцов,  кто  не   говорил   бы   о  подвиге.    Так Святитель Григорий Богослов говорит следующее: «Как земля не воздает полезных плодов,   если   не   трудятся   на   ней,   так   и   душа   без   наличия   духовных   подвигов   не произведет   ничего   богоугодного   и   служащего   ко   спасению».  Православие рассматривает   подвиг,   как   любой   поступок,   который   заставляет   «расти»   душу человека.   Подвигом   можно   считать   такую   ситуацию,   когда   человек   совершает предельное усилие в ущерб самому себе, своему комфорту и благополучию. »[2].  Следует   так   же   различать   понятие   «герой»   и   «подвижник».   Если   герои мужественно   сражаются   с могучими   врагами   или   громадными   препятствиями   во внешнем мире, то христианский подвижник вступает в схватку с самим собой. А это самая тяжелая битва на свете. В Библии сказано, что долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города (Прит. 16:32)  »[3].  Когда человек не может чего­то сделать, но с верой в то, что Бог ему поможет, устремляется навстречу этой трудности – вот это и есть подвиг. Само слово «подвиг» образовано от слова «движение». Движение чего и куда? В христианском смысле тот, кто совершает подвиг, что­то двигает. Что же именно он двигает? Ответ может показаться парадоксальным: он двигает себя. Это сдвигание самого себя с мертвой точки при помощи благодати Божией»[10]. Оказывается, самый большой подвиг – двигать себя! Вряд ли кто­то из подростков назовет подвигом поступок  своего  сверстника, своего   отца   или   матери,   для   них   достаточно   осознания,   что   подвиг   –   это   не одноразовое мероприятие, а ежедневный труд души и этот труд подвластен каждому. Тогда в сложной жизненной ситуации подросток сможет превозмочь себя с Божьей помощью, потому, что у него будет такой опыт: опыт преодоления себя. Бывает, что самые настоящие герои живут очень скромно рядом с нами. Маленькая девочка стала национальным героем небольшой республики Тува. Ребенок сделал то, что под силу не каждому взрослому мужчине: четыре часа, в потемках, утопая в сугробах и замерзая, она шла по глухой тайге, чтобы спасти умирающую бабушку»[9].   Что же объединяет все те события, которые люди называют подвигом? Во­первых, это любовь, любовь к конкретным людям: например, к своим близким или совершенно незнакомым. Во­вторых, это скромность человека или как называется это чувство в православии – смирение, которое и     есть обратная сторона   любви. Можно   вспомнить   слова   Святого   апостола   Павла   о   любви:  «Любовь  долготерпит, милосердствует,   любовь   не   завидует,   любовь   не   превозносится,   не   гордится,   не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется   истине;  все  покрывает,  всему   верит,  всего   надеется,  все   переносит»(1 Кор. 13: 4–7)  »[3].  Возможно, не  все  ученики  согласятся  с  этим  определением, но многие удивятся: как же так –  любить и не гордиться, любить –  и не искать своего. Возможно,   подростки   задумаются   над   своими   поступками,   которые   в молодежной среде,   воспринимается   как   признак   крутизны:   поведение   «зацеперов»   (тех,   кто катается на электричках, прицепившись к ним) и других «адреналинщиков». Ведь в их действиях  нет  ни  любви,  ни  смирения  и скромности.  К   сожалению,  часто   юноши   и девушки   принимают   скромность   –   за   слабость,   самообладание   –   за   трусость,   а способность уступить – за недостаток амбиций. Подростки, имеющие такие качества, становятся в среде сверстников «белыми воронами».  Откровенный   разговор   по­душам   при   изучении   темы   «Личность»   на   уроках обществознания   может   дать   подросткам   пищу   для   размышлений.   В   учебнике «Обществознание» для 8 класса А. И. Кравченко дается такое определение: «Личность — высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы над своим духовным   миром.  На   трудном  пути   становления   личности   одним   помогает    вера  в нравственные идеалы, собственные силы и разум, в научную истину; другим — вера в Бога.   Каждый   из   вас   может   встать   на   этот   путь,   совершая   даже   небольшие нравственные поступки». Среди  великих людей, приведенных   в   учебнике,   древнегреческие   ученые   и   философы   Архимед,     Аристотель,   Сократ;   итальянский художник, ученый, изобретатель Леонардо да Винчи, польский астроном Н. Коперник; русский монах преподобный Сергий Радонежский, писатели Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой» [7]. Как видим, духовные лидеры, представители науки и искусства, их жизнь и деятельность могут так же стать примерами для подражания. Но строчка учебника не может дать столько пищи для размышлений, как эмоциональный рассказ учителя, в котором показаны конкретные ситуации выбора и примеры выхода из них. Тема   соблюдения   нравственных   заповедей   поднимается   на   уроках   в   школе, пожалуй,   с  первого   класса.   Но   более   подробно   мы   говорим   о   них   на   уроке   основ мировых религиозных культур «Нравственные заповеди в религиях мира» в 4 классе[4]. Можно предложить такой вариант изучения этой темы: ­   Расказ   учителя:   «Во   всех   обществах   считается   нравственным   проявлять уважение к старшим по возрасту и по званию, защищать слабого, говорить правду, быть образованным  и вежливым.  В  то же  время,  считается безнравственным оскорблять старших, обижать слабого человека, лгать и лицемерить, нецензурно выражаться. Как вы думаете, откуда появились эти правила? Учитель выслушивает все ответы учащихся и делает вывод. Возможно,   эти   правила   придумали   очень   мудрые     люди,   но   они   были   настолько важными и необходимыми в их жизни, что они облекли их в форму заповедей. Заповедь  –   это   то,   что   никаким   образом   нельзя   нарушать.   Считается,   что   при нарушении человеком  заповедей обязательно последует наказание для него самого и даже для всего его рода.  В Библии говорится, что заповеди были дарованы Моисею самим Богом на горе Синай. Их было всего десять (Приложение №1). Первые две заповеди регулируют отношения человека с Богом, а остальные ­ отношения   людей   друг   с   другом.   Многие   из   них   положены   в   основу   современных законов, принятых в различных странах мира. Люди стараются соблюдать даже те из них, которые не записаны в законах. Но иногда мы забываем о них или не понимаем, что нарушили, забываем, что их нарушение может привести к серьезным последствиям. Для примера, попробуем  соотнести  эти  заповеди   с  конкретными  поступками    человека. Задание: соотнесите заповедь и поступок.  Используйте приведенные ниже примеры поступков. Поступок Последствия поступка Заповедь Не сотвори себе кумира Почитай отца и мать твоих Не убивай Не кради Не произноси ложного  свидетельства Не желай дома ближнего твоего 1. Человек в желании заработать еще больше, работает день и ночь. 2. Человек завидует тому, у кого лучше одежда, машина, квартира. 3. Человек нашел сотовый телефон, выкинул СИМ­карту и оставил егосебе. 4. Человек совершил плохой поступок и обвинил в нем своего друга. 5. Человек стал чужим для своих родителей, стыдится и неуважает их. 6. Человек приобрел пагубную привычку и не может справиться с ней.  Подумайте, к каким последствиям эти поступки могут привести? На уроках мировых религиозных культур мы знакомимся с заповедями в других мировых религиях. Подборка высказываний позволит школьникам убедиться в том, что заповеди есть у разных народов и имеют много общего. Буддизм: «Если кто­то по глупости причинит мне страдания, я дам ему в ответ защиту моей   безграничной   любви.   Чем   больше   зла   будет   от   него,   тем   больше доброжелательности   будет   исходить   от   меня».   Шри Дхаммананда "Во   что   верят буддисты» [8]. Правлславие:  «Всякому   надо   себя   знать,   и   не   чужие,   но   свои   пороки   замечать   и очищать.   Злобу,   зависть,   ненависть   отбросить.   Брату   нашему   или   падающему сострадать духом любви, и от его падения самому вести себя осторожнее». Святитель Тихон Задонский[2]. Извлечения   из   Корана:  «Любое   бедствие   постигает   вас   только   за   то,   что   вы совершили сами». Коран, Сура 42, аят 10.   «Воистину Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя». Коран, Сура 13, аят 11 [6]. Еще одна важная тема, которая волнует подростков, это их отношения с родителями. Мы знаем, что для переходного возраста характерно желание отделиться от семьи и найти взаимопонимание и авторитет среди сверстников. Поэтому мнение друзей часто становится более важным, чем мнение родителей. Теряются связи между родителями и детьми, к сожалению, иногда – на всю жизнь! Попробуем обсудить с   ребятами вопрос, для чего нужно родительское благословение и можно ли им пренебрегать. Конечно же, мнения   разделились.   Но   все   же   большинство   ребят   согласилсь   с   тем,   что   перед принятием   важных   решений   нужно   посоветоваться   с   родителями.  Родительское благословение –   это самое большое наследство, которое родители оставляют своим детям. Поэтому дети должны позаботиться получить его.    «Делом и словом чти отца твоего   и   матерь,   да   найдет   ти   благословение   от   них.   Благословение   бо   отчее утверждает домы чад" (Сир. 3, 8. 9) [3]. На уроке обществознания по теме «Семья» мы можем рассмотреть некоторые правила получения благословения, многие из которых еще совсем недавно были известны, но теперь окончательно забыты. И первое что надо понять – это то, что без родительского благословения человек даже уже достаточно взрослый, даже если он уже прожил всю жизнь, даже если он достиг всего, чего хотел, даже если он заработал много денег и занял престижные должности, если его считают умудренным и опытным. Все равно такой человек считается ребенком, так как он не приложил  ни  одного  усилия, чтобы  хоть  как  то  изменить   свою  жизнь.  Те  семьи, в которых родители смогли сохранить душевную связь со своими детьми и являются для них авторитетом, обсуждают все вознкающие проблемы в семье. Особенность   социализации   в   современном   обществе   заключается   в   том,   что быстро  меняющиеся  внешние  условия  жизни  не позволяют родителям  пердать свой социальный опыт, так как он уже устарел. Что же делать? Учиться и меняться вместе со своими детьми. Описывая процесс воспитания в учебнике «Обществознание», автор Александр Иванович Кравченко пишет: «Воспитание – процесс всегда симметричный: не   только   родители   воспитывают   своих   детей,   но   и   дети   воспитывают   старшее поколение.   Для   родителей   воспитание   иногда   важнее,   чем   для   детей.   Взрослые проходят школу самовоспитания, т.е. повторного воспитания, но уже в более зрелой и осознанной   форме.   Отсюда   вывод:   воспитанию   ребенка   должно   предшествовать воспитание родителей, точнее сказать, их самовоспитание. Итак, процесс воспитания имеет две стороны. Обе выполняют важные функции. Заменить или устранить ни одну из   них   нельзя.   Воспитание   –   ежедневный   тяжелый   труд   над   исправлением,   прежде всего, себя» [7]. Иоанн Златоуст так описывает процесс воспитания детей: каждый из вас – подобно художникам… пусть заботится о своих удивительных произведениях. Ибо   живописцы   каждый   день   ствя   картину   перед   собой,   покрывают   её   красками, стемясь   к   тому,   что   должно.   Так   же   поступают   и   каменотесы,   убирая   лишнее   и добавляя   недостающее.   Так   и   вы,   делая   для   Бога   произведения,   достойные восхищения: лишнее убирайте, а чего недостает, добавляйте и внимательно наблюдайте их всякий день, какое от природы есть у них дарование – чтобы его умножить, какой недостаток, чтобы его устранить [1]. Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   многие   традиционные   ценности органично   входят   в   содержание   уроков   всех   гуманитарных   дисциплин:   истории, обществознания, искусства, мировых религиозных культур. Задача учителя соединить в контексте   урока   исторические   и   культурные   традиции   и   проблемы   современного общества. А для этого учитель сам должен постоянно учиться, чтобы быть готовым ответить на все вопросы своих учеников.  Список использованной литератур и Интернет­источников: 1. https://azbyka.ru/ Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по вопросам духовно­нравственного воспитания. 2. http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica­duhovnoj­mudrosti/txt257.html Сокровищница духовной мудрости. 3. http://bibliya­online.ru/pritchi­solomonovy­chitat­onlayn    / Библия 4. Данилюк   А.Я.   Основы   религиозных   культур   и   светской   этики.   Программы   4­5 классы. – М.:  Просвещение, 2010 5. Данилюк   А.Я.,  Кондаков   А.М.,  Тишков   В.А.  Концепция   духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.:  Просвещение, 2011 6. https://islam.global/verouchenie/koran/sura­42­ash­shura­sovet­/ Священный Коран и его содержание. 7. Кравченко А.И. Обществознание. 8 класс – М.: Просвещение, 2008 8. http://libed.ru/knigi­nauka/584488­1­k­shri­dhammananda­maha­thera/ Шри Дхаммананда. Во что верят буддисты. 9. http://www.pravmir.ru/kazhetsya­u­menya­babushka­umerla/  Кажется, у меня бабушка умерла. 10.http://www.pravoslavie.ru/91909.html Что такое подвиг. 1. Да не будет у тебя других Богов перед лицом Моим.  2. Не сотвори себе кумира.  Приложение №1. Десять заповедей. 3. Не произноси имени Бога всуе.  4. Соблюдай субботу как праздник.  5. Почитай отца и мать твоих.  6. Не убивай.  7. Не прелюбодействуй.  8. Не кради.  9. Не произноси ложного свидетельства.  10. Не желай дома ближнего твоего.

Статья "Обращение к традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Статья "Обращение к  традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Статья "Обращение к традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Статья "Обращение к  традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Статья "Обращение к традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Статья "Обращение к  традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Статья "Обращение к традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Статья "Обращение к  традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Статья "Обращение к традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Статья "Обращение к  традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Статья "Обращение к традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Статья "Обращение к  традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Статья "Обращение к традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Статья "Обращение к  традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Статья "Обращение к традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Статья "Обращение к  традиционным ценностям в преподавании предметов гуманитарного цикла"
Скачать файл