Статья «Образование будущего»

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 26.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сегодня мир стоит на пороге новой волны инноваций, которая может серьезно изменить сложившееся образовательное пространство. Масштабные инновации в образовании происходят нечасто — за последнее тысячелетие их было всего четыре: Первая — появление в X–XII вв. в Европе университетов, ориентированных на трансляцию универсума знаний (Болонья, Париж). Вторая — классно-урочная система, предложенная Яном Амосом Коменским в 1640-х годах и ставшая педагогической нормой для массового, прежде всего, школьного образования. Третья — появление в XIX веке университетов исследовательского типа, предназначенных для подготовки исследователей и генерации научных знаний. Четвертая — идея прагматичного образования и экспериментальный метод обучения, предложенный американским философом Джоном Дьюи на рубеже XIX и XX веков, который стал основой для развития проектного обучения и «активных методов» подготовки. Сегодня намнеобходимы изменениятекущей ситуации в образовании, тем более что на наших глазах происходят изменения в пакете базовых технологий.
Иконка файла материала Статья «Образование будущего».docx
Статья: «Образование будущего» Сегодня мир стоит на пороге новой волны инноваций, которая может серьезно изменить сложившееся образовательное пространство. Масштабные инновации в образовании происходят нечасто — за последнее тысячелетие их было всего четыре: Первая — появление в X–XII вв. в Европе университетов, ориентированных   на   трансляцию   универсума   знаний   (Болонья,   Париж). Вторая — классно­урочная система, предложенная Яном Амосом Коменским в   1640­х   годах   и   ставшая   педагогической   нормой   для   массового,   прежде всего, школьного образования. Третья — появление в XIX веке университетов исследовательского типа, предназначенных для подготовки исследователей и генерации научных знаний. Четвертая — идея прагматичного образования и экспериментальный   метод   обучения,   предложенный   американским философом Джоном Дьюи на рубеже XIX и XX веков, который стал основой для   развития   проектного   обучения   и   «активных   методов»   подготовки. Сегодня   намнеобходимы   изменениятекущей   ситуации   в   образовании,   тем более   что   на   наших   глазах   происходят   изменения   в   пакете   базовых технологий. Менее чем за 15 лет цифровая революция затронула все сферы жизнедеятельностичеловека.   Прежде   всего,   она   связана   состремительным развитием   современных   информационно­коммуникационных   технологий: Интернета, мобильной связи и компьютерной техники во всем мире, что ведет к изменению привычных форматов коммуникации, работы с информацией и социального   взаимодействия   между   людьми:   это   социальные   сети,   онлайн­ платформы, системы анализаиучета больших массивов данных и др. Все это приводит   к   обострению   конкуренции   инеобходимости   трансформации традиционных образовательных моделей в соответствии с новыми социально­ экономическими реалиями. Необходимо также признать, что в силу действия различных   трендов   и   внешних   технологических   факторов   для   образования открываются новые возможности, и вероятно возникновение новых зон для экспериментовв   образовании,   которые   могут   развиваться   параллельно традиционной системе образования, сложившейся за последние столетия. В международной   практике   управления   принято   разделять   два   пространства развития   и   реализации   проектов:   •   «Brownfield»   (от   англ.   /браунфилд/   — возделанное   поле)   —   развитие   освоенного   пространства,   как   правило, связанное   с   модернизацией   и   повышением   эффективности   действующих производств и процессов, и • «Greenfield» (от англ. /гринфилд/ — зеленое поле)   —   освоение   нового   пространства,   на   котором   строится   новая инфраструктура и создается возможность для реализации новых проектов [2]. В   этой   логике   традиционные   образовательные   учреждения   можно   назвать «браунфилдом»   —   исторически   сложившемся   пространствомобразовательной практики. «Гринфилдом», в свою очередь, будут выступать новые   образовательные   проекты   (образовательные   стартапы),   созданные   на новых   технологических   основаниях.   Подобного   рода   проекты   в   последние годы получили специальное название — «EdTech» [1]. Educational technology (образовательные   технологии)   рассматриваются   как   системный   метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения   знаний   с   учетом   технических,   человеческих   ресурсов   и   их взаимодействия. Технологичность  учебного  процесса  состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым [5]. Стартап или стартап­ компания (от англ. start­up — запускать) — компания с короткой историей операционной деятельности. Как правило, такие компании созданы недавно, находятся в стадии развития или исследования перспективных рынков [3]. Они используют современные технологические решения из смежных областей (прежде   всего,   компьютерных,   коммуникационных   и   медиа­технологий), которые   способны   дать   новые   преимущества,   упростить   и   обогатить образовательный процесс. Энергия все большего числа людей направлена не на борьбу со старыми моделями образования, а на создание новых успешных решений. Поддерживаемые деньгами инвесторов и растущим вниманием со стороны СМИ, образовательные стартапы становятся массовым явлением и продолжают   стремительно   набирать   обороты.   В   отличие   от   традиционных образовательных институтов они играют на стороне действующих трендов — глобализации,   массовизации   и   цифровизации   образования.   Невозможно представить   развитие   образовательной   системы   без   применения информационно­коммуникационных   технологий.   Сегодня   школы   оснащены интернетом, компьютерами, интерактивными досками, мобильными классами, лингафонными кабинетами. Это ведет к изменению существующих моделей школ. Именно поэтому я уверена, что будущее школы в сетевом образовании, которое   обладает   большими   возможностями   для   создания   индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов. Сегодня в нашей школе запущен инновационный образовательный проект «Организация сетевого образования в школе   правовой   культуры».   Именно   поэтому,   я   предлагаю   модель образования   будущего   через   внедрение   онлайн­уроков   и   создание   сетевых образовательных   модулей.   Такой   процесс   образования,   на   мой   взгляд, позволит   поднять   мотивацию   обучающихся.   В   качестве   образца   для воплощения   своей   идеи   я   планирую   использовать   видеоролики  «Академии Хана»,   которые   необычайно   популярны   и   собрали   более   200   миллионов просмотров на Youtube. KhanAcademy —  некоммерческая образовательная организация,   созданная   в   2006   году   Салманом   Ханом.   Успех   «Академия Хана»   в   какой­то   мере   случаен,   проект   вырос   из   хобби   его   создателя   инеожиданно для него самого оказался невероятно востребованным. Миссия этого проекта — предоставлять высококачественное образование каждому, всюду. Сайт академии предоставляет доступ к более чем 3600 бесплатным лекциям по разным дисциплинам [4]. Успех проекта показывает, что курсы в формате   онлайн   не   должны   быть   простым   копированием классическогообъяснения учителя на уроке, когда педагог наговаривает курс у доски и время от времени вступает в коммуникацию с учениками. Материал можно разбивать на короткие модули, каждый из которых посвящен одному понятию или идее. Лично я планирую начать с того, чтобы снять несколько уроков по грамматике английского языка, которая необходима обучающимся на   начальной   ступени   овладения   языком.   Эти   уроки   можно   сделать интереснее и познавательнее, если для примеров использовать информацию культуроведческого   характера,   а   также   межпредметные   связи.   Ученики смогут осваивать такой материал разными способами, в зависимости от своих знаний, навыков или интересов. Они смогут перематывать видео назад, если что­то не поняли, пересматривать его несколько раз и возвращаться к нему спустя   некоторое   время,   чтобы   повторить.   Если   ученики   пропустили школьное занятие, они смогут дома изучить его самостоятельно, и перед ними на экране будет школьный учитель, к которому они привыкли. Уроки можно обогащать   дополнительным   подготовительным   материалом   для   новичков   и более   сложными   задачами   для   продвинутых   учеников.   В   идеале,   формат онлайн­уроков позволяет уйти от «одной для всех» модели образования, дать ученикам   возможность   индивидуализированного   обучения.   Особую   роль   в этом   играет   процесс   коммуникации   участников   обучения.   Если   такая деятельность получит положительную оценку, то это приведет к тому, что ученики   смогутобъединяться   в   сообщества,   как   в   онлайн­среде,   так   и   в группы, встречающиеся в реальной жизни, для того чтобы помочь друг другу в обучении. В силу большого размера интернет­ сообществашкольникисмогут взаимодействовать   друг   с   другом   глубже   и   больше,   чем   они   могли   бы   в школьномклассе. Ученики смогут разыскивать дополнительные материалы и делиться   ими,   обсуждать   на   форумах   возникшие   сложности   и   предлагать решения.   Кроме   того,   они   смогут   обращаться   к   огромному   количеству Интернет­ ресурсов, предложенных учителем в уроке для дополнительного самостоятельного   изучения.   Поэтому   необходимо   подобрать   наиболее полезные и эффективные ссылки на сайты, где слабые ученики смогут изучить основы   грамматических   явлений   и   повторить   пройденный   материал,   а продвинутые   ученики   получат   дополнительную   информацию   по   теме   и пройдут   тесты,   которые   покажут   их   уровень   знаний.   Онлайн­образование часто   критикуют   за   оторванность   от   реальной   жизни   и   «неполноту»образовательного опыта. Однако это ограничение во многом снимается за счет развития   современных   коммуникационных   и   компьютерных   технологий   и формирования   новой   физической   инфраструктуры   «доставки» образовательного   контента   до   каждого   пользователя   в   любой   точке   мира. Основными   средствами   для   доступа   к   новой   технологической   платформе образования становятся так называемые «Smart Connected Devices» («умные подключенные устройства») — настольные компьютеры, ноутбуки, планшеты, и смартфоны с доступом в Интернет [1]. Таким образом, все то, что сегодня так   мешает   на   обычном   уроке   и   учителю,   и   ученику   даст   возможность предлагать нестандартные задания, исключающие возможность списывания и побуждающие   к   развитию   творческих   способностей,   а   значит   и   росту мотивации   к   учению   вообще.   Предлагаемые   инновации   не   предполагают исключение реальных форм общения и взаимодействия людей, но значительно расширяют образовательные возможности, позволяют перейти от управления образовательным   процессом   вообще   к   управлению   индивидуальной образовательной траекторией обучающегося.  Учитель географии: Бейсембай Гульдана Ертаевна КГУ СОШ №65

Посмотрите также