Сегодня мир стоит на пороге новой волны инноваций, которая может серьезно изменить сложившееся образовательное пространство. Масштабные инновации в образовании происходят нечасто — за последнее тысячелетие их было всего четыре: Первая — появление в X–XII вв. в Европе университетов, ориентированных на трансляцию универсума знаний (Болонья, Париж). Вторая — классно-урочная система, предложенная Яном Амосом Коменским в 1640-х годах и ставшая педагогической нормой для массового, прежде всего, школьного образования. Третья — появление в XIX веке университетов исследовательского типа, предназначенных для подготовки исследователей и генерации научных знаний. Четвертая — идея прагматичного образования и экспериментальный метод обучения, предложенный американским философом Джоном Дьюи на рубеже XIX и XX веков, который стал основой для развития проектного обучения и «активных методов» подготовки. Сегодня намнеобходимы изменениятекущей ситуации в образовании, тем более что на наших глазах происходят изменения в пакете базовых технологий.
Статья «Образование будущего».docx
Статья: «Образование будущего»
Сегодня мир стоит на пороге новой волны инноваций, которая может
серьезно изменить сложившееся образовательное пространство. Масштабные
инновации в образовании происходят нечасто — за последнее тысячелетие их
было всего четыре: Первая — появление в X–XII вв. в Европе университетов,
ориентированных на трансляцию универсума знаний (Болонья, Париж).
Вторая — классноурочная система, предложенная Яном Амосом Коменским
в 1640х годах и ставшая педагогической нормой для массового, прежде
всего, школьного образования. Третья — появление в XIX веке университетов
исследовательского типа, предназначенных для подготовки исследователей и
генерации научных знаний. Четвертая — идея прагматичного образования и
экспериментальный метод обучения,
предложенный американским
философом Джоном Дьюи на рубеже XIX и XX веков, который стал основой
для развития проектного обучения и «активных методов» подготовки.
Сегодня намнеобходимы изменениятекущей ситуации в образовании, тем
более что на наших глазах происходят изменения в пакете базовых
технологий. Менее чем за 15 лет цифровая революция затронула все сферы
жизнедеятельностичеловека. Прежде всего, она связана состремительным
развитием современных информационнокоммуникационных технологий:
Интернета, мобильной связи и компьютерной техники во всем мире, что ведет
к изменению привычных форматов коммуникации, работы с информацией и
социального взаимодействия между людьми: это социальные сети, онлайн
платформы, системы анализаиучета больших массивов данных и др. Все это
приводит к обострению конкуренции инеобходимости трансформации
традиционных образовательных моделей в соответствии с новыми социально
экономическими реалиями. Необходимо также признать, что в силу действия
различных трендов и внешних технологических факторов для образования
открываются новые возможности, и вероятно возникновение новых зон для
экспериментовв образовании, которые могут развиваться параллельно
традиционной системе образования, сложившейся за последние столетия. В
международной практике управления принято разделять два пространства
развития и реализации проектов: • «Brownfield» (от англ. /браунфилд/ —
возделанное поле) — развитие освоенного пространства, как правило,
связанное с модернизацией и повышением эффективности действующих
производств и процессов, и • «Greenfield» (от англ. /гринфилд/ — зеленое
поле) — освоение нового пространства, на котором строится новая
инфраструктура и создается возможность для реализации новых проектов [2].
В этой логике традиционные образовательные учреждения можно назвать
«браунфилдом» — исторически
сложившемся пространством образовательной практики. «Гринфилдом», в свою очередь, будут выступать
новые образовательные проекты (образовательные стартапы), созданные на
новых технологических основаниях. Подобного рода проекты в последние
годы получили специальное название — «EdTech» [1]. Educational technology
(образовательные технологии) рассматриваются как системный метод
создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и
усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их
взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы
сделать учебный процесс полностью управляемым [5]. Стартап или стартап
компания (от англ. startup — запускать) — компания с короткой историей
операционной деятельности. Как правило, такие компании созданы недавно,
находятся в стадии развития или исследования перспективных рынков [3].
Они используют современные технологические решения из смежных областей
(прежде всего, компьютерных, коммуникационных и медиатехнологий),
которые способны дать новые преимущества, упростить и обогатить
образовательный процесс. Энергия все большего числа людей направлена не
на борьбу со старыми моделями образования, а на создание новых успешных
решений. Поддерживаемые деньгами инвесторов и растущим вниманием со
стороны СМИ, образовательные стартапы становятся массовым явлением и
продолжают стремительно набирать обороты. В отличие от традиционных
образовательных институтов они играют на стороне действующих трендов —
глобализации, массовизации и цифровизации образования. Невозможно
представить развитие образовательной системы без применения
информационнокоммуникационных технологий. Сегодня школы оснащены
интернетом, компьютерами, интерактивными досками, мобильными классами,
лингафонными кабинетами. Это ведет к изменению существующих моделей
школ. Именно поэтому я уверена, что будущее школы в сетевом образовании,
которое обладает большими возможностями для создания индивидуальных
образовательных траекторий и маршрутов. Сегодня в нашей школе запущен
инновационный образовательный проект «Организация сетевого образования в
школе правовой культуры». Именно поэтому, я предлагаю модель
образования будущего через внедрение онлайнуроков и создание сетевых
образовательных модулей. Такой процесс образования, на мой взгляд,
позволит поднять мотивацию обучающихся. В качестве образца для
воплощения своей идеи я планирую использовать видеоролики «Академии
Хана», которые необычайно популярны и собрали более 200 миллионов
просмотров на Youtube. KhanAcademy — некоммерческая образовательная
организация, созданная в 2006 году Салманом Ханом. Успех «Академия
Хана» в какойто мере случаен, проект вырос из хобби его создателя и неожиданно для него самого оказался невероятно востребованным. Миссия
этого проекта — предоставлять высококачественное образование каждому,
всюду. Сайт академии предоставляет доступ к более чем 3600 бесплатным
лекциям по разным дисциплинам [4]. Успех проекта показывает, что курсы в
формате онлайн не должны быть простым копированием
классическогообъяснения учителя на уроке, когда педагог наговаривает курс
у доски и время от времени вступает в коммуникацию с учениками. Материал
можно разбивать на короткие модули, каждый из которых посвящен одному
понятию или идее. Лично я планирую начать с того, чтобы снять несколько
уроков по грамматике английского языка, которая необходима обучающимся
на начальной ступени овладения языком. Эти уроки можно сделать
интереснее и познавательнее, если для примеров использовать информацию
культуроведческого характера, а также межпредметные связи. Ученики
смогут осваивать такой материал разными способами, в зависимости от своих
знаний, навыков или интересов. Они смогут перематывать видео назад, если
чтото не поняли, пересматривать его несколько раз и возвращаться к нему
спустя некоторое время, чтобы повторить. Если ученики пропустили
школьное занятие, они смогут дома изучить его самостоятельно, и перед ними
на экране будет школьный учитель, к которому они привыкли. Уроки можно
обогащать дополнительным подготовительным материалом для новичков и
более сложными задачами для продвинутых учеников. В идеале, формат
онлайнуроков позволяет уйти от «одной для всех» модели образования, дать
ученикам возможность индивидуализированного обучения. Особую роль в
этом играет процесс коммуникации участников обучения. Если такая
деятельность получит положительную оценку, то это приведет к тому, что
ученики смогутобъединяться в сообщества, как в онлайнсреде, так и в
группы, встречающиеся в реальной жизни, для того чтобы помочь друг другу в
обучении. В силу большого размера интернет сообществашкольникисмогут
взаимодействовать друг с другом глубже и больше, чем они могли бы в
школьномклассе. Ученики смогут разыскивать дополнительные материалы и
делиться ими, обсуждать на форумах возникшие сложности и предлагать
решения. Кроме того, они смогут обращаться к огромному количеству
Интернет ресурсов, предложенных учителем в уроке для дополнительного
самостоятельного изучения. Поэтому необходимо подобрать наиболее
полезные и эффективные ссылки на сайты, где слабые ученики смогут изучить
основы грамматических явлений и повторить пройденный материал, а
продвинутые ученики получат дополнительную информацию по теме и
пройдут тесты, которые покажут их уровень знаний. Онлайнобразование
часто критикуют за оторванность от реальной жизни и «неполноту» образовательного опыта. Однако это ограничение во многом снимается за счет
развития современных коммуникационных и компьютерных технологий и
формирования новой физической инфраструктуры «доставки»
образовательного контента до каждого пользователя в любой точке мира.
Основными средствами для доступа к новой технологической платформе
образования становятся так называемые «Smart Connected Devices» («умные
подключенные устройства») — настольные компьютеры, ноутбуки, планшеты,
и смартфоны с доступом в Интернет [1]. Таким образом, все то, что сегодня
так мешает на обычном уроке и учителю, и ученику даст возможность
предлагать нестандартные задания, исключающие возможность списывания и
побуждающие к развитию творческих способностей, а значит и росту
мотивации к учению вообще. Предлагаемые инновации не предполагают
исключение реальных форм общения и взаимодействия людей, но значительно
расширяют образовательные возможности, позволяют перейти от управления
образовательным процессом вообще к управлению индивидуальной
образовательной траекторией обучающегося.
Учитель географии: Бейсембай Гульдана Ертаевна
КГУ СОШ №65
Статья «Образование будущего»
Статья «Образование будущего»
Статья «Образование будущего»
Статья «Образование будущего»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.