Статья "Организация индивидуальной образовательной деятельности в начальной школе"
Оценка 4.8

Статья "Организация индивидуальной образовательной деятельности в начальной школе"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
2 кл—4 кл
29.01.2017
Статья "Организация индивидуальной образовательной деятельности в начальной школе"
В статье можно познакомиться с опытом организации индивидуальной образовательной деятельности в начальной школе для одаренных детей со 2 класса в классно урочной системе через создание индивидуальных образовательных программ на примере такого предмета как математика с использованием программы, автор которой Людмила Георгиевна Петерсон.Материал статьи предназначен учителям начальной школы
организация индивидуальной образовательной деятельности в начальной школе.docx
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СЕРГЕЕВА Т. И. МБОУ «САМУСЬСКИЙ ЛИЦЕЙ ИМЕНИ АКАДЕМИКА В. В.ПЕКАРСКОГО» ЗАТО СЕВЕРСК                   В   парадигме   личностно­ориентированной   педагогики   педагог   ищет оптимальный   вариант   технологизации   индивидуального   подхода   в   массовой школе,   в   условиях   классно­урочной   системы,   которая   стесняет   возможности личностного   развития   ученика.   Одной   из   форм   организации   индивидуальной образовательной   деятельности   является   индивидуальная   образовательная программа, суть которой можно определить словами – «научись обучать себя сам».     Индивидуальная   образовательная   программа   –   это   основной   путь реализации   личностных   запросов   ученика   и   создание   условий   для самореализации   личности.   Программа   предполагает   получение   школьником образования на выбранном им уровне и в соответствии с его индивидуальными потребностями.   Необходимость   внедрения   индивидуальной   образовательной программы диктуется множеством причин. Вот некоторые из них:  растёт   число   школьников,   которые   в   связи   с   отклонениями   в   своём развитии или здоровье не могут продолжать обучение в рамках класса;  это ученики­спортсмены, которые не могут регулярно посещать школу из­ за длительных поездок на соревнования;  это   появление   новых   педагогических   систем,   которые   рассматривают индивидуальную   образовательную   программу   как   основной   путь   для саморазвития и самореализации;  увеличивается   разрыв   между   индивидуальными   способностями школьников одинакового возраста;  различный уровень развития параметров обучаемости (восприимчивость и способность   к   усвоению   знаний),   обученности   (результат   предыдущего обучения и, одновременно цель предстоящего обучения) и социализации; На   основании   вышеназванных   причин   вытекают   следующие   цели   и   задачи индивидуальной   образовательной  программы. Цель:  развитие  индивидуальных способностей   ученика,   которые   предполагают   его   готовность   принимать ответственные   персональные   решения   в   различных   учебных   ситуациях, способность   к   самостоятельной   деятельности   и   непрерывному самообразованию. Реализация данной цели предусматривает следующие задачи:  создать разнообразную среду, где каждый ученик может реализовать себя   в   соответствии   с   присущими   ему   познавательными потребностями, используя все условия для индивидуального развития;  учебно­познавательная   деятельность   в   рамках   индивидуальной образовательной программы должна приносить удовольствие ребёнку, обеспечивать   личностное   самоопределение,   развивать   предметные   и социальные компетенции, позволяющие ученику жить в существующем обществе;  развитие  продуктивного  мышления  через   развитие  коммуникативных компетенций   в   учебной   деятельности:   совместное   развитие   – «школьник   воспринимает   себя   как   источник   для   развития   других   и других как источник своего развития».[4] Переход   ученика   на   индивидуальную   образовательную   программу   должен происходить   по   определённым   правилам,   которые,   на   мой   взгляд,   должны предусматривать:   желание   ученика   и   осознание   им   ответственности   принимаемого решения: ученик призван, сам захотеть выйти на индивидуальную программу обучения и предложить учителю оказать ему поддержку; так   ка   ученики   начальной   школы   пока   не   могут   предложить   это сами,   поэтому   учитель   предлагает   ученику   попробовать   обучать себя самому, эта потребность выхода на индивидуальную программу обучения можно услышать в их просьбах, например, «Дайте мне, пожалуйста,   побольше   заданий»,   «Я   хочу   порешать   что­нибудь потруднее» и т.д.  согласие родителей;  оценка учителем готовности ученика к переходу на индивидуальную образовательную программу обучения (показатели индивидуальных способностей); Содержательную   основу   индивидуальной   образовательной   программы составляет учебный модуль – это предмет, либо раздел программы, либо тема с указанием   рациональных   методов   и   форм   изучения.   Учебный   модуль составляется в виде индивидуального образовательного маршрута, в котором содержится: название модуля и его объём, учебный материал, уровень (базовый или   углублённый   и   т.п.):   работа   в   рамках   индивидуальной   образовательной программы   не   обязательно   должна   предусматривать   ускоренное   обучение, может   быть   выбрана   стратегия   горизонтального   обогащения   содержания образования   (учебный   материал   изучается   глубже,   шире,   на   высоком   уровне сложности), число часов, методы и способы овладения знаниями и умениями, самостоятельные   работы,   отчётность   (зачёты,   тесты,   контрольные   работы). Индивидуальный   образовательный   маршрут   для   ученика   начальной   школы составляет   учитель,   учитывая,   что   у   ребят   данного   возраста:   игра   остаётся одним   из   активных   методов   обучения   и   постепенно,   игровая   (учебная) деятельность   переходит   в   трудовую   деятельность.   Поэтому   учитель   должен обеспечить   индивидуальный   образовательный   маршрут   в   тех   культурно­ образовательных пространствах, которые наиболее адекватны потребностям и интересам   ученика.   Ход   выполнения   индивидуального   образовательного маршрута   находится   под   постоянным   наблюдением   учителя,   может претерпевать   определённую   корректировку.   Реализуется   индивидуальная образовательная программа различными способами обучения:   это занятия в классе;  это   групповые   занятия   (групповое   выполнение   отдельных   учебных модулей);   это самостоятельное изучение учебного материала, а самостоятельность в данном случае является основным стержнем индивидуального обучения, так как предполагает различный уровень самостоятельности;   это текущая проверка и тестирование достижений: ученик должен видеть, насколько успешной является избранная им методика самостоятельного обучения. Технология работы по индивидуальной образовательной программе должна быть индивидуальной   для   каждого   избираемого   ученика.   Разработка   такой технологии   способствует   росту   профессиональной   компетентности   учителя. Работу по  индивидуальной образовательной программе я начала во 2 классе, с одной   ученицей,  затем  образовалась   группа   учеников.  К  каждому  уроку   для ученицы   составлялась   карточка   (индивидуальный   образовательный   маршрут), где использовался игровой приём: в страну Математики путешествовали лесные герои.   Сама   ученица   становилась   участником   этого   путешествия:   помогая лесным   героям   справляться   с   математическими   трудностями.   Интерес постоянно присутствовал в работе ученицы, и плюс создавалась ситуация успеха на протяжении всей работы: это поощрительные слова: «У тебя всё получится!», «Умница!»   и   т.д.   Постепенно   игровая   деятельность   переходит   в   трудовую деятельность, поэтому в 3­м классе ученикам предлагался следующий приём организации своей работы: это книжка­путеводитель, которая помогает ученику войти самостоятельно в тему урока, ведёт его к решению поставленной учебной задачи.   Например,   одна   из   них   называется   «Научимся   выполнять   деление   в столбик     по­французски,   по­японски».   Прежде   чем   ученик   узнает,   как   это можно   выполнять   деление   столбиком   по­французски,   по­японски,   он самостоятельно должен будет овладеть алгоритмом деления в столбик, довести его до совершенства, выполняя задания по книжке­путеводителю, подготовиться к контрольной работе. В 4­м классе ученик выбирает режим учебной работы: освоение   темы   в   распределительном   режиме   «работа   порциями»:   ученику выдаётся по каждой теме план работы с указанием количества часов, сроки и количество   зачетных   уроков   и   контрольных   работ.   После   изучения   раздела ученик   рефлексирует   свою   учебную   деятельность,   где   подводит   итог:   чему научился и как хорошо усвоил материал раздела. Реализация     о   чем свидетельствует   личностный   рост   каждого   учащегося,   индивидуальное продвижение   в   сфере   обучения   и   воспитания,   увеличение   числа   учащихся, принимающих участие и занимающих призовые места в предметных олимпиадах различного   уровня.  По   словам   Ш.А.   Амонашвили:     «Учитель   должен  воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества, должен создать такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали, царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нём властелином». [1] положительные   результаты, технологии   дает    1. Богданова Е.В. Школьные технологии. ­ 2009. ­ №1. ­ С.116­120. Литература 2. Журавлева К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку. Директор школы. – 2008 3.   Князева   Т.Н.   Индивидуальный   образовательный   маршрут   ребенка   как   условие осуществления   психолого­педагогической   коррекции   младших   школьников   с   ЗПР. Коррекционная педагогика. ­ 2005. ­№1. 4.  Поляков  С.  Д.,  Резник  А.  И.,  Морозова   Г.  В.,  Егорова  И.  Г.  Управление  развитием индивидуальности личности в учебном процессе. – М. «Сентябрь» 1999.

Статья "Организация индивидуальной образовательной деятельности в начальной школе"

Статья "Организация индивидуальной образовательной деятельности в начальной школе"

Статья "Организация индивидуальной образовательной деятельности в начальной школе"

Статья "Организация индивидуальной образовательной деятельности в начальной школе"

Статья "Организация индивидуальной образовательной деятельности в начальной школе"

Статья "Организация индивидуальной образовательной деятельности в начальной школе"

Статья "Организация индивидуальной образовательной деятельности в начальной школе"

Статья "Организация индивидуальной образовательной деятельности в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017