Статья "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
изобразительное искусство +1
1 кл—4 кл
02.04.2017
В статье рассказывается о том, как учителя начальной школы работают над проектной деятельностью в начальной школе. В статье дается определение проектной деятельности. Приведены примеры проектов: игровых, исследовательских и информационных. Рассказывается о том, какие аспекты нужно учитывать при работе над проектом.статья
гайнуллина ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.docx
Гайнуллина Альбина Шавкатовна, Хабибуллина Резеда Рафаилевна
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МБОУ «Школа №80», г. Казань
В современной системе образования большое значение уделяется
повышению интереса детей к содержанию учебного материала. Напрашивается
вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Основным видом
деятельности учащиеся младшего школьного возраста является – игра. В
процессе игры они познают мир, но как же сделать так, чтобы игра стала
познавательной и развивающей? С самого своего рождения дети исследуют мир:
на вкус, на ощупь, и другими доступными им способами, поэтому одним из
способов
организация
данного
является
решения
вопроса
творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе
которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном
пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и
решить проблему, умение принимать субъективное решение [2].
В своей практике проектноисследовательскую деятельность мы называем
«Игрой в профессии». Какой же ребенок не мечтает стать взрослым? Именно в
данных играх его мечта может сбыться.
При выполнении исследовательских проектов мы «примеряем» на себя
профессии: историков,
экскурсоводов, строителей и др.
художников,
писателей,
ученых,
детективов,
Что же входит в понятие «проектноисследовательская деятельность»?
Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная,
исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется
решение задачи, которое представлено в виде проекта [3]. Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика
при самостоятельной работе. Проектноисследовательская работа ведётся
учащимися самостоятельно при условии сотрудничества с педагогом, который
руководит творческопознавательным процессом и контролирует его. В
результате такой творческой работы получается «проект» — продукт,
созданный для решения поставленной задачи, детального исследования
проблемы [3].
Проектноисследовательский метод — это новый инновационный метод
обучения, основанный на естественном стремлении ребёнка к постижению мира,
который его окружает, в результате чего развитие получает познавательная
сфера ученика, его способности мыслить глубоко и самостоятельно, креативно
относиться к деятельности.
Мы работаем над следующими типами проектов:
Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают
1.
какуюлибо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет,
Тематика наших
буклетов или компьютерных презентаций
исследовательских проектов: «Шоколад – вред или польза», «Идеальная детская
площадка », «Моя родословная», «Профессии наших родителей», «Мой город»,
[1].
«Как мне выбирали имя», «Вклад моей семьи в победу». В этом году ребятам
понравился проект «Вредный перекус», который мы выполняли во время
внеурочной деятельности на занятиях «Разговор о правильном питании». Ребята
проводили опыты с любимыми чипсами: растирали их салфетками, доказывая,
что они жирные, капали на них йодом и узнавали, что у них много крахмала,
который является прекрасной средой для развития кариеса.
Дети
самостоятельно пришли к выводу, что современные чипсы – это не жареный
картофель, а химический продукт, который вредит здоровью.
2.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где,
играя роли какихлибо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых
задач [1]. В этом году мы организовали новогоднюю экологическую ёлку «Берегите ель!». В процессе работы над проектом ребята провели большую
исследовательскую работу. Это был долгосрочный проект, состоящий из
нескольких этапов: 1.Просмотр экологической сказки «Путешествие тучки»,
2.Работа над сценарием сказки: поиск стихов, рассказов на экологическую тему,
придумывание сюжета и новых героев сказки, 3. Разучивание слов и репетиции 4.
Подбор костюмов и изготовление декораций 5. Выступление перед учащимися 1
классов 6. Беседа со зрителями. Сюжет сказки придумали дети: Дима и Маша –
учащиеся современной школы, находят волшебную еловую веточку, которая
отправляет их в будущее. Там они узнают, что каждый житель нашей
Республики к новому году срубал живую ель, поэтому пришло время, когда
исчезли все ели. Чтобы не сорвать праздник лесные жители ищут замену:
березку, пальму, ежиху, но ничего им не подходит. Решают, что вернутся в
прошлое и сделают сами ель. Дима и Маша призывают детей, не украшать дома
живыми красавицами, а делать их самим. Первоклассники, посмотревшие
представление, прониклись этой проблемой, решили, что нарисуют плакаты,
призывающие беречь наши елки.
3.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют
информацию по какойлибо теме, представляя её в форме журнала, газеты,
альманаха [1]. В этом году мы планируем провести проект «Первые в космосе»,
посвященный дню космонавтики.
Все эти виды проектов связаны между собой: все они содержат в себе
собранной информацией стараются
исследовательскую деятельность,
поделиться с учащими из других классов.
Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу
необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития
младшего школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в
области интересов учеников. 3. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно
осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
4. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
5. Отрабатывать с младшими школьниками приёмы проектной деятельности,
совершенствуя при этом общеучебные умения.
6. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать,
мотивируя их к самостоятельному поиску.
7. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека,
справочники, интернет, периодические издания и т. д [4].
Согласитесь, что в современном информационном мире успешен тот, кто
способен организовать свою жизнь, свое время. По проводимым психологами
исследованиям, можно сделать вывод, что известные лидеры в политике,
бизнесе, спорте — это люди, имеющие проектный тип мышления. Вот почему
так актуально уже в начальной школе развивать проектное мышление с помощью
проектной деятельности. Проектное мышление — взгляд на дело, как на проект,
это осознание того, что работа над проектом не ради процесса, а ради результата
[3].
Работа над проектами развивает у детей мышление, память, внимание.
Это помогает детям в различных конкурсах и олимпиадах. Наши ученики
активные участники различных творческих конкурсов, олимпиад, Среди них
победители республиканских олимпиад «Живое слово», «Литературный
марафон», «Математический марафон» и др.; творческих конкурсов «Операция
«Кормушка»,«Скоро новый год», «Школа будущего» и др. Учащиеся
принимают активное участие в республиканском конкурсе исследовательских
работ и проектов «Первые шаги в науку».
Исходя из выше сказанного, мы делаем вывод, что методы работы,
которые мы применяем на уроках и во внеурочной деятельности раскрепощают
ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных
возможностях.
Мы ставим перед собой цель и в дальнейшем продолжить работу в этом
направлении.
Литература
1. https://multiurok.ru
2. http://nsportal.ru
3. http://paidagogos.com
4. http://www.klass39.ru
Статья "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Статья "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Статья "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Статья "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Статья "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.