Статья "Организация проектной деятельности учащихся средней школы в обучении иностранному языку"
Оценка 4.7
Научные работы
docx
английский язык
5 кл—7 кл
06.01.2017
Данная статья представляет собой обобщение педагогического опыта организации проектной деятельности учащихся средней школы в рамках обучения английскому языку. В теоретической части рассмотрены основные классификации проектов, основные подходы к организации проектной деятельности. В практической части подробно описана тематика проектов, ход работы, результаты, достигнутые учащимися и учителем.
Проектная деятельность статья.docx
Организация проектной деятельности учащихся средней школы в
обучении иностранному языку
Аннотация: статья описывает опыт организации учителем проектной
деятельности учащихся средней школы. Рассматриваются типы проектов, их
направленность, формы реализации, а также образовательные и методические
задачи, которые удалось решить в ходе работы над проектами.
Ключевые слова: проектная деятельность, исследование, групповой проект,
целевая аудитория.
Одним из наиболее востребованных приёмов в обучении школьников
иностранному языку является проектная деятельность. Работа над проектами
способствует развитию дальнейшей мотивации к изучению иностранного
языка, развивает такие качества, как организованность, креативность, умение
работать в коллективе. Проекты, предназначенные для обучения языку,
обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными
особенностями, среди которых главными являются следующие:
использование языка в ситуациях, максимально приближенных к
условиям реального общения;
акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и
групповой);
выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и
непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется
проект;
отбор языкового материала, видов заданий и последовательности
работы в соответствии с темой и целью проекта;
наглядное представление результата [2].
Английские специалисты в области методики преподавания языков Т.Блур и
М.Дж. СентДжон различают три вида проектов:
1. Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а
каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы".
2. Миниисследование, состоящее в проведении "индивидуального
социологического опроса с использованием анкетирования и интервью". 3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное
чтение по интересующей студента теме" и подходящий для
индивидуальной работы [1].
Исследователи считают последний тип самым легким для практического
использования и потому самым популярным. Однако описанная ими
структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только
тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового
и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными
каталогами и т.д. В связи с этим кажется справедливой точка
зрения Р.Джордана, который считает, что проект на основе работы с
литературой подходит в основном для изучения иностранного языка для
специальных целей. В то же время "миниисследование" и "работу с
литературой" можно рассматривать и как разновидности группового проекта,
который является наиболее важным для методики преподавания иностранных
языков [4].
В этом учебном году я решила организовать в своих группах проектную
деятельность по двум направлениям: научноисследовательские и творческие
проекты. Темы проектов были предложены учащимся по их интересам и
склонностям. В результате было запущено три проекта: научно
исследовательский проект «Рунглиш в языковой среде российской молодёжи»
и творческие проекты «Телешоу Dvorets has got talent» и «Видеоролик
«Welcome to my homeland!».
Учащиеся, задействованные в проекте «Рунглиш в языковой среде российской
молодёжи», использовали в своей работе такие виды деятельности, как сбор,
анализ и синтез информации, опрос, обработка результатов опроса и
формулировка выводов. Целью проекта учащиеся обозначили изучение роли
рунглиша в речи современной российской молодёжи. Целевой аудиторией
исследования стали подростки 1216 лет. Учащиеся проводили опрос с целью
выяснить, какие сленговые слова и выражения употребляют их сверстники,
известно ли им значение употребляемых слов, где и с кем ребята общаются на
рунглише и могут ли они на самом деле выражаться литературным русским
языком. Первый блок опросника был посвящён словам и выражениям:
респонденты должны были отметить слова из предложенного списка, которые
они используют в своей повседневной речи и значения которых им известны.
Были приведены примеры таких сленговых слов и выражений, как
«лайтовый», «френдзона», «юзер», «пруф» и другие. Во втором блоке
участники опроса должны были перевести предложения с рунглиша на
русский литературный язык. Например, предложение «Админ забанил юзера за спам» участники опроса перевели как «администратор заблокировал
пользователя за рекламу», «администратор запретил пользователю писать
дальше». В третьем блоке учащимся было предложено ответить на вопросы,
где и как часто они используют в своей речи рунглиш и как данный
лингвистический феномен влияет на нашу речь. В результате участники
проекта пришли к выводу о том, что наша молодёжь хоть и использует
рунглиш в своей речи, но, тем не менее, может выражаться русским
литературным языком и осознаёт, что употребление сленговых выражений
засоряет, а не обогащает нашу русскую речь. В перспективе мои учащиеся
решили работать со своими сверстниками и дальше: проводить мастерклассы
по культуре речи, чтобы научить своих сверстников говорить грамотно и
литературно. Участие в проекте способствовало развитию у учащихся
интереса к грамотной литературной речи, интереса к исследованию такового
языкового аспекта, как сленг. Особое внимание в ходе работы над проектом
было уделено словообразованию. Были рассмотрены способы образования
слов и выражений из рунглиша, например, суффиксация: лайкнуть,
репостнуть, лайтовый; калькирование: юзер, бан, спам, френд, лук;
упрощение: админ; слияние двух основ: френдзона. Результаты исследования
были представлены на ежегодной научнопрактической конференции
школьников в г. Белоярский.
Участники проекта «Телешоу Dvorets has got talent» решили запустить аналог
телешоу «America has got talent» в нашем Дворце Творчества. Целью данного
проекта учащиеся обозначили привлечение подростков 1216 лет к изучению
английского язык посредством попкультуры: зарубежной музыки, кино и
хореографии. Вначале ребята собирали информацию о данном телепроекте в
разных странах, об участниках и ведущих шоу, искали фото и
видеоматериалы. Затем работали над сценарием и языковой составляющей
проекта: подбирали клишевые слова и выражения для участников, членов
жюри и ведущих. Постепенно набирали талантливых детей – артистов,
работали над образами ведущих и членов жюри – грим, костюмы и др. Работа
над проектом способствовала развитию у учащихся, прежде всего, творческих
и организаторских способностей. Что касается языковой составляющей, дети
научились работать с языковым материалом: подбирать фразы и выражения
для ведущих, членов жюри и артистов. Участие в проекте способствовало
развитию у учащихся межкультурной компетенции: дети узнали историю
становления и развития телепроекта в разных странах, отсмотрели много
видеоматериала, улучшив тем самым свои навыки аудирования. На данный момент сценарий телешоу готов, реализация проекта проведение телешоу
планируется в мае 2016 г.
Участники проекта «Видеоролик «Welcome to my homeland!» решили
познакомить носителей других культур с нашим родным городом, показать
его достопримечательности, рассказать об истории развития и становления г.
Белоярский, а также об особенностях природы и климата в нашем регионе.
Вначале учащиеся собирали и систематизировали информацию о Белоярском,
его истории, инфраструктуре, особенностях природы и климата. Далее
информация была переведена на английский язык. Для съёмок были выбраны
наиболее красивые и интересные места нашего города. Далее видеоролик был
смонтирован и выложен в сеть Интернет для просмотра широкой аудиторией.
Участие в данном проекте дало учащимся возможность углубиться в историю
развития своего родного города, что способствует формированию культурной
идентичности.
учащиеся
усовершенствовали навыки работы с информацией, а также навыки чтения и
перевода. В ходе съёмок ролика и записи фраз учащиеся сделали для себя
вывод, что нужно в дальнейшем уделять больше внимания произношению и
правильной артикуляции.
Что касается языковой составляющей,
Анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения
на практике показывает, что проекты предоставляют новые возможности
решения методических и образовательных задач. Что касается английского
языка, в ходе работы над проектами учащиеся могут усовершенствовать свои
коммуникативные навыки, а также навыки работы с лексическим и
страноведческим материалом.
для организации
внеаудиторных проектов требуются значимые внешние стимулы (поощрения,
призы, возможность продемонстрировать результаты широкому кругу людей и
т.п.) и значительные дополнительные затраты времени как со стороны
учащихся, так и со стороны преподавателей. При этом важно, чтобы проекты
были ориентированы не только на внешний наглядный результат, но и
действительно реализовывали основные принципы метода проектов и
органично решали задачи обучающего и творческого характера.
Безусловно,
[3]
Список литературы:
1)
Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева,
А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр "Академия", 1999. 2) Побокова О.А.. Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку:
проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики,
технологии и методики преподавания языков. Иркутск, 2003.
3) Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные
языки в школе. 2000. № 2, 3.
4) Телегина Г. В., Штыкова Н. В., Золотавина Ф. Г. Языковое образование и
интеграция культур. Тюмень, 2003.
5) Коптюг Н.М. Интернетпроект как дополнительный источник мотивации
учащихся // Иностранные языки в школе. 2003. №3.
Статья "Организация проектной деятельности учащихся средней школы в обучении иностранному языку"
Статья "Организация проектной деятельности учащихся средней школы в обучении иностранному языку"
Статья "Организация проектной деятельности учащихся средней школы в обучении иностранному языку"
Статья "Организация проектной деятельности учащихся средней школы в обучении иностранному языку"
Статья "Организация проектной деятельности учащихся средней школы в обучении иностранному языку"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.