Статья "Организация работы с текстом при формировании ключевых компетенций обучающихся" (10 класс, русский язык и литература)
Оценка 4.6

Статья "Организация работы с текстом при формировании ключевых компетенций обучающихся" (10 класс, русский язык и литература)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература +1
10 кл
13.11.2018
Статья "Организация работы с текстом при формировании ключевых компетенций обучающихся" (10 класс, русский язык и литература)
В статье "Организация работы с текстом при формировании ключевых компетенций обучающихся" рассказывается о формировании ключевых компетенций на основе комплексной работы с текстом. Для анализа был взят отрывок из 3 главы поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Работа в группах подчинена общему алгоритму, с помощью которого раскрывается замысел автора. Работая в группах, ученики учатся понимать текст, развивают умения в овладении искусством художественного слова.
Краскова АЕ статья.doc
Организация работы с текстом при формировании ключевых компетенций обучающихся                                        Краскова А.Е., учитель русского языка и         литературы МБОУ «Гимназия №9 «Гармония» г.Горно­ Алтайска»   текста­   это   сложная, Комплексный   анализ   интересная, многоступенчатая   и   многоцелевая   работа,   при   которой   осуществляется формирование     всех   ключевых   компетенций   обучающихся.   С   помощью заданий   повышенной   сложности   ученики   проверяются   на   соблюдение орфоэпических,   лексических,   грамматических,   стилистических   норм,   т.е. развивается   языковая   компетенция.    Умение   наглядно   и   убедительно проводить презентацию своих идей, готовность к нестандартным, креативным решениям,   способность   работать   в   команде­   все   это   формирует коммуникативную   компетенцию   обучающихся.Текстовая   компетенция остается одним из факторов, который обеспечивает образовательный процесс, способствует   формированию   общекультурной,   учебно­познавательной, информационной,   коммуникативной,   социальной   ориентации   ученика. Текстовая компетенция является интегративным явлением, которая включает в себя  знания теории текста,  текстовые умения и эмоционально­ ценностное отношение к процессу и результату текстовой деятельности.  Работа     с   текстом   на   уроках   русского   языка   и   литературы   хорошо разработана   и   описана   во   многих   методических   пособиях:   Т.М.Пахновой, Л.С.Выгодского, Л.С.Степановой и др. Но каждыйь учитель для проведения уроков отбирает технологии, привносит что­то свое в известные уже всем приемы и методы работы.  Учителю   предстоит   продумать   весь   алгоритм   комплексной   работы   с текстом. Обычно она состоит из трех этапов:1) подготовительной домашней работы;   2)аналитической   классной;   3)   творческой   (как   классной,   так   и домашней).   Дома   ученики   должны   познакомиться   с   текстом,   подготовить выразительное   чтение,   найти   в   словаре   значение   малопонятных   слов   или незнакомых.   Учитель   выдает   обучающимся   план,   по   которому   затем осуществляет проверку. Когда ученики будут готовы к анализу текста, тогда и можно будет в классе проверить и оценить их собственные наблюдения над текстом, углубить лингвистические представления учеников, побудить их к творческой исследовательской работе. Возьмем для анализа   на уроке отрывок из 3 главы поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые   души».     Класс   разделен   на   четыре   группы.   Время   работы     над текстом   7­10  минут.  Затем   группы   представляют   свои   открытия   для   всех участников   учебного   процесса.   Задание   на   дом   для   1   группы   было   дано следующее: подчеркнуть красным цветом ключевые понятийно ­ логические слова (имена существительные) для выявления темы текста и подчеркнуть синим   цветом   экспрессивно   –   оценочные   (эмоциональные)   слова     для определения идеи (проблемы). Выписать ключевые слова и систематизировать их тематически.  Понятийно­логические (объективные) Экспрессивно­оценочные (субъективные) слова, связанные с обозначением основных образов, объектов или  понятий текста. Найти их необходимо, чтобы определить тему. Опираясь на найденные объективные ключевые слова, ученик  формулирует тему текста, которая может носить как  событийный или предметный, так и проблемный характер.      выражают   доминирующую   в   тексте   авторскую   оценку, следовательно   помогают   понять   авторскую   позицию,   идею текста. От общего переходит к частному, т.е. находит главную авторскую мысль, стремится понять основной смысл текста: проблему, поднятую автором. В нашем случае подчеркнем объективные ключевые слова курсивом, а субъективные ­ жирным шрифтом. Издали   послышался  собачий  лай.  Обрадованный  Чичиков  дал  приказание  погонять лошадей. Русский возница  имеет  доброе  чутье  вместо глаз; от этого случается, что  он, зажмуря глаза, качает иногда во весь дух и всегда куда­нибудь да приезжает. Селифан, не видя ни зги, направил лошадей так прямо на деревню, что остановился только тогда, когда бричка ударилася оглоблями в забор и когда решительно уже некуда было ехать. Чичиков  только заметил сквозь  густое покрывало лившего дождя  что­то похожее на крышу.  Он послал  Селифана  отыскивать  ворота, что, без сомнения, продолжалось бы долго, если бы на Руси не было вместо швейцаров лихих собак, которые доложили о нем так звонко, что он  поднес пальцы к ушам своим. Свет  мелькнул  в одном окошке и досягнул  туманною  струею  до   забора,   указавши  нашим дорожным  ворота.  Селифан принялся   стучать,   и   скоро,   отворив  калитку,   высунулась   какая­то   фигура,   покрытая армяком, и барин со слугою услышали хриплый бабий голос: – Кто стучит? чего расходились? – Приезжие, матушка, пусти переночевать, – произнес Чичиков. – Вишь ты, какой востроногий, – сказала старуха, – приехал в какое время! Здесь тебе не постоялый двор: помещица живет. – Что ж делать, матушка: вишь, с дороги сбились. Не ночевать же в такое время в степи. – Да, время темное, нехорошее время, – прибавил Селифан. – Молчи, дурак, – сказал Чичиков. – Да кто вы такой? – сказала старуха. – Дворянин, матушка. Слово «дворянин» заставило старуху как будто несколько подумать. – Погодите, я скажу  барыне, – произнесла она и минуты через две уже возвратилась с фонарем в руке.   Ворота  отперлись. Огонек мелькнул и в другом окне. Бричка, въехавши  на двор, остановилась перед небольшим домиком, который за темнотою трудно было рассмотреть. Только одна половина его была озарена светом, исходившим  из  окон; видна была  еще лужа перед домом, на которую прямо ударял тот же свет.  Дождь  стучал звучно  по деревянной крыше и журчащими ручьями стекал в подставленную бочку. Между тем псы заливались всеми возможными голосами…  Вот что получилось при работе с данным отрывком у ребят в классе: Время не видя ни зги     Образ  помещичьей усадьбы Коробочки собачий лай     Образ о Чичикове Чичиков     Образ                 Качества о Селифане русский возница доброе чутье он Селифан качает во весь дух     дурак         он поднес пальцы к ушам приезжие матушка переночевать «дворянин» нашим дорожным барин слугою   со обрадованный какой востроногий   доложили звонко густое покрывало лившего дождя        в какое время!      в такое время время   темное, нехорошее время за темнотою дождь   стучал звучно журчащими ручьями     забор что­то похожее на крышу   лихих собак  ворота   какая­то фигура дорожные ворота хриплый   бабий голос помещица барыне небольшой   домик и т.д. Чтобы   сформулировать   тему   текста,   обращаем   внимание   на   то,   что отмеченные понятийные ключевые слова объединены следующим образом (из наблюдений   учеников):   Время   ­   образ   ­   образ   ­   образ   –   качества. Переночевать, дождь­  помещичья усадьба ­ барин Чичиков ­  слуга Селифан. Следовательно, тема текста может быть сформулирована так:  ночью, во дождя,   Чичиков   и   его   слуга   Селифан   находят   помещичью время  усадьбу, чтобы там переночевать.  Если   проанализировать   эмоциональную   оценку,   то   выявим   основную идею текста: заблудившиеся ночью, во время  сильного   дождя,   Чичиков   и его слуга Селифан находят помещичью усадьбу, чтобы там переночевать.   Задания   для   2­группы:   найти   языковые     средства   связи   между предложениями   в   первом   абзаце.   По   какому   типу   синтаксической   связи соединены   предложения.   Почему   автор   использовал   именно   этот   тип синтаксической связи? Чего добивается этим автор? Определите тип речи. В   первом   абзаце     выстраиваются     предложения   в   такую   логическую цепочку: Чичиков­ Русский возница­ Селифан­ Чичиков­ Он­ Свет­ Селифан. Поэтому   в     первом   абзаце   используется     в   основном   параллельная   связь. Предложения   объединяются   перечислением   действий   то   Чичикова,   то Селифана.   быстроту перемещения героев в пространстве. Однако, например, 5 и 6 предложения связаны  цепной  связью.  Существительное  Чичиков   заменено   местоимением ОН. Таким образом, автор использует как цепную, так и параллельную связь с целью передачи более полного  раскрытия описываемых моментов.   Автор   стремился   передать   стремительность, Н.В.Гоголь  в описании действий героев использует в основном глаголы одного   вида:   дал   (приказание)­   заметил   –послал­   принялся   стучать   и   т.д. Данные   глаголы   указывают   на   последовательность   действий.   Значит,   это описание. III  группе   нужно   было   определить   композицию     данного   отрывка, составить план текста, разделив его на смысловые части. Сопоставить начало текста и конец текста. Почему автор использует такую композицию? Как она помогает раскрыть идею текста?  Примерные ответы ребят: композиция состоит из трех частей. Первая – это описание быстрой смены событий, когда Чичиков и его слуга Селифан отыскивают   в   непогоду   поместье     Коробочки.   Вторая   часть­   это   диалог Чичикова   и   Селифана   со   служанкой   Коробочки.   И   третья­   это   описание господского дома   Коробочки. Автор показывает, что Чичикову пришлось приложить немало усилий, чтобы попасть на ночлег в усадьбу Коробочки. То он обращается намеренно ласково к встретившей их старухе и называет её матушка (три раза!),   то «борется» со своим слугой, чтобы тот не сказал ничего лишнего. И в конце диалога мы слышим   реплику Чичикова, где он называет   себя   дворянином.   Именно   это   слово   и   подействовало   нужным образом на встретившую их женщину. И Чичиков, сам того не желая (хотел приехать   к   Собакевичу),   попадает   в   поместье   Коробочки.   Именно   такой событийный ряд выстраивает автор, чтобы читатель познакомился  с одним из самых ярких персонажей поэмы «Мертвые души»­ Коробочкой.  IV группа обучающихся решает  лингвистические задачи: 1. Найти фразеологические обороты и  объяснить их употребление.   2. Дать толкование словосочетанию «Русский возница», используя словарь. С какой целью автор   вводит в повествование данное словосочетание?  3. Найти     эпитеты   в   данном   отрывке.   Как  они   отражают   характер   героев отрывка? 4. Выпишите   СПП   с   разными   видами   придаточных.   Подчеркните грамматические   основы,   обозначьте   скобками   части   предложения, отметьте подчинительные союзы. С какой целью Н.В.Гоголь использует в данном отрывке такие предложения? После проведенного анализа отрывка   можно предложить несколько тем для   написания   сочинений   (очень   часто   с   недописанными   фразами): «Испытания в моей судьбе», «Когда случается, что жизненные обстоятельства способствуют   изменению      моих планов,  то …», «Когда ситуации  меняют меня…»,   «Случается,   что   я   нахожусь   в   зависимости   от   жизненных обстоятельств».   Либо   предлагаю       вместо   сочинений   коммуникативное упражнение    «Разброс мнений». Это организованные учителем высказывания участников   групповой   деятельности   по   определенной   проблеме   или   теме обсуждаемого   текста.   Методической   особенностью   такой   групповой деятельности   служит   набор   карточек   с   недописанными   фразами   по содержанию текста. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента.  Подводя итоги, отмечу, что  при работе с текстом на всех уроках учителем создается особая образовательная ситуация, когда через общение на уровне ученик   ­   учитель,   ученик   ­   ученики   происходит   осмысление   и   усвоение теоретических знаний и практических навыков, т. е. формируются ключевые компетенции школьников.

Статья "Организация работы с текстом при формировании ключевых компетенций обучающихся" (10 класс, русский язык и литература)

Статья "Организация работы с текстом при формировании ключевых компетенций обучающихся" (10 класс, русский язык и литература)

Статья "Организация работы с текстом при формировании ключевых компетенций обучающихся" (10 класс, русский язык и литература)

Статья "Организация работы с текстом при формировании ключевых компетенций обучающихся" (10 класс, русский язык и литература)

Статья "Организация работы с текстом при формировании ключевых компетенций обучающихся" (10 класс, русский язык и литература)

Статья "Организация работы с текстом при формировании ключевых компетенций обучающихся" (10 класс, русский язык и литература)

Статья "Организация работы с текстом при формировании ключевых компетенций обучающихся" (10 класс, русский язык и литература)

Статья "Организация работы с текстом при формировании ключевых компетенций обучающихся" (10 класс, русский язык и литература)

Статья "Организация работы с текстом при формировании ключевых компетенций обучающихся" (10 класс, русский язык и литература)

Статья "Организация работы с текстом при формировании ключевых компетенций обучающихся" (10 класс, русский язык и литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018