Конспект урока "Речевая деятельность"
Оценка 4.8

Конспект урока "Речевая деятельность"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл
31.10.2019
Конспект урока "Речевая деятельность"
Речевая деятельность – это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово. Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов), которые представляют собой подготовку и реализацию высказывания, целиком, независимо от его объема (это может быть реплика в диалоге, рассказ и т. д.) В лингвистике наиболее известна схема речевого акта, предложенная Р. О. Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед), передаваемая информация (сообщение). Выделяют 3 ступени речевого акта: подготовка и исполнение высказывания, его восприятие и понимание, обратная связь.
урок 22.doc
10А от  21.10. 10Б от 21.10. 10В от 22.10. 2019 «Речевая деятельность» обобщить материал, связанный с основными видами речевой деятельности. Урок № 22 Тема Цель урока: Задачи:                                                                                                                        предметные: метапредметные : повторить основные виды речевой деятельности; формировать коммуникативную и лингвистическую  компетенции; развивать аналитические способности (умение  сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение  практического применения полученных знаний на практике; создание положительного настроя и позитивной установки на  изучение русского языка;  поощрение  интереса  к новым  знаниям. Тип урока: комбинированный. Методы урока: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический. Технология: модерации. Оборудование: презентация. личностные: ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ 1. Организационный этап ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале  и тетради приёма­передачи.  Приветствуют.  Дежурные по классу отвечают. 2. Проверка домашнего задания Проверить наличие 5 паронимов. 3. Мотивация УУД. Целеполагание На доске написано слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ­Что такое деятельность? Виды деятельности. ­Общение может быть деятельностью? ­Попробуем составить модель общения. ­Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять? Показывают папки. Настраи­ ваются на рабочий процесс. Говорящий или пишущий человек, то есть отправитель информации Сама информация, то есть текст в устной или письменной форме Слушающий или читающий человек, то есть получатель информации ­Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой?  (Речевую) ­ Если связать слова  «речь» и «деятельность», можно  сформулировать тему урока? (Речевая деятельность) ­Речевая деятельность может делиться на виды? (Да) Исходя из этого сформулируем цель нашего урока: повторить  основные виды речевой деятельности. 4. Объявление темы. Постановка  цели, задач. Объяснение плана урока Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала. Оформление тетради.  5. Актуализация опорных знаний Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Остановимся  подробнее на процессе слушания. Как правило, мы не умеем слушать  собеседника. Проблемная ситуация ­Почему Сократ потребовал с молодого человека двойную плату за  обучение риторике? К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий  желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив несколько минут,  Сократ потребовал с него за обучение риторике двойную плату.  «Почему?» ­спросил удивленный ученик. (Я должен научить тебя не  только красиво говорить, но и слушать.) Прослушайте  беседу героев знаменитого писателя эпохи Возрождения,  жившего в Нидерландах в XVI веке, Эразма Роттердамского, описанную в  его известных «Разговорах запросто».  ­Слушают ли участники этой истории друг друга?  ­Наблюдали ли вы в жизни подобные ситуации?  ­Почему они возникают? Анний.  Я слышал, ты был на свадьбе Панкратия с Альбиной. Левкий.  Никогда не бывало у меня такого неудачного плавания, как в этот раз. Анний.   Что ты говоришь? Так много собралось народу! Левкий.  И никогда еще жизнь моя не стоила дешевле. Анний.   Смотри, что делает богатство! Ко мне на свадьбу пришло всего  несколько человек, да и то все люди мелкие. Левкий.  Едва мы вышли в море, налетел страшный вихрь. Анний.   Прямо собрание богов какое­то! Столько, говоришь, князей,  столько благородных дам? Левкий.  Борей разодрал и сорвал парус. Анний.   Невесту я знаю. Красивее и вообразить невозможно! Левкий.  Потом волною сбило кормовое весло. Анний.   Это общее мнение. Говорят, что и жених красотою почти ей не  уступает... ( возвратиться к вопросам) Вывод: ­ Каким видом речевой деятельности каждый из нас практически  ежедневно пользуется? (говорением) Существуют профессии, где говорение становится основным видом  деятельности. ­ Назовите их. (Учитель, актер, диктор, ведущий телепрограмм и т.д.) ­ А задумывались ли вы, почему одних людей мы слушаем с  удовольствием, а других слушать трудно, а порой и не хочется? Чтобы тебя понимали и хотели слушать, необходимо  ­хорошо разобраться в теме высказывания; ­знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя; ­ чётко сформулировать её; ­уметь импровизировать. В случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохо  слушателя. Распределите их в таблицу. (Работа в парах) Хороший слушатель Плохой слушатель  Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно,  доброжелательно.  Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний.  Перебивает собеседника, как только представиться случай.  Если чего­то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).  Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.  Рассматривает тему как скучную и неинтересную.  Улавливает только факты и не понимает главной идеи.  Пока говорит собеседник, внимательно слушает и старается понять,  что он имеет в виду.  Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.  Резко, категорично выражает свое мнение.  Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает  головой.  Тратит время на обдумывание посторонних тем.  Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.  Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а  другим собеседникам. Сделаем вывод. Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание  (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы  учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после  пробует говорить. Насколько внимательно человек умеет слушать, зависит уровень его  интеллекта и развития.  Проблемная ситуация  Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. К. Ушинский ­Как вы понимаете эти слова? Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения  информации и в жизни современного образованного человека занимает  значительное место. Умеете ли вы читать? Поднимите руки. Давайте выясним, так ли это.  ( на партах у каждого лежит раздаточный материал – текст и задание).  Откройте текст, но не задание. Один раз я читаю его вслух, вы про себя  одновременно. /Чтение/. Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник,  Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь  несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский  сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и  астроном. Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году,  а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу,  академию и университет, сделаться священником и учителем. Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы,  коллективная работа в классе, ­ всё это ввёл Коменский. Он учил, что  науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до  Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, ­ другого способа усвоить их не было. Коменский  впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель  учителей. Английский парламент пригласил его в Англию, затем он поехал в  Швецию, в Венгрию – вся Европа торопилась научиться у Коменского.  Когда при только что открытом Московском университете появилась  типография, то одной из первых книг, которые там стали печатать, была  книга Коменского «Мир в картинках», переведённая на все европейские  языки. (С.Соловейчик «Час ученичества») Переверните лист, прочитайте задание и запишите номера  правильных утверждений 1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе. 2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты  наизусть. 3.Коменский – сын чешского мельника. 4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от  руки. 5.Коменский закончил академию и университет. 6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому. 7.Коменский ввёл школьную форму для учеников. 8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник. 9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский. А теперь проверим.  Правильные ответы: 3,5,9. ­ Кто же у нас умеет читать?  ­ Почему задание оказалось трудным?  ­ Чему мы должны учиться? Мы должны знать виды и цели чтения, основные его способы. 6. Работа над темой урока (конспектирование презентации) Работа со статьей учебника «Основные способы чтения».  Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова. Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и  отдельным деталям. Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней  содержится, для кого она написана, то он использует _______________. Другими  словами, __________ чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде.  Именно поэтому в ходе _______ чтения мы прежде всего обращаем внимание на  внешние данные книги: __________________. Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы  прибегаем к медленному___________ чтению. Цель _________ чтения – определить  замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою  точку зрения. Иначе говоря, целью _______ чтения является максимально полный  охват нужной информации, стремление её осмыслить. Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою  дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:______________. Для справок: чтение ­ просмотр, ознакомительное, название книги,  автор книги или  текста, оглавление, аннотация, чтение­сканирование, данного, ознакомительное,  углублённое.  Вернемся к тексту о Коменском. ­Почему получилось много неправильных ответов? (выбрали не тот способ чтения) ­Просто чтение и эффективное чтение, в чем разница? Письмо как вид речевой деятельности. Письмо – это ( продолжить) Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает  речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение  или текст, предназначенный для прочтения. Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать,  как написать и для чего написать. Максим Горький (прокомментировать  высказывание) Что? Для кого? Для чего? Просмотр слайд­презентации «Речевая деятельность». Речевая деятельность ­ речевые действия, направленные на достижение цели.  Цель: особенности различных видов речевой деятельности. Задачи: • Рассмотреть особенности каждого вида речевой деятельности; • Практически опробовать различные виды речи; Речь ­ процесс использования вербальных знаков в целях общения,  формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений. • Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она  недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть  средством общения. • Внешняя речь служит общению, поэтому  ее  основной  признак  ­ доступность  восприятию (слуху, зрению) других людей. Различают  устную и письменную  внешнюю речь.   Формы речи • Письменная речь ­ речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков  на бумаге, ином материале, экране монитора.  • Устная речь ­ речь, произносимая в процессе говорения. Виды устной речи • Монологическая речь предполагает, что говорит одно  лицо,  другие  только  слушают, не участвуя в разговоре.  • Диалогическая речь – это  разговор,  беседа  двух  или  нескольких  лиц,  которые  говорят  попеременно. • Полилог ­ жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких  лиц.   Для диалога характерны  • реплики • повторения фраз и отдельных слов за собеседником • вопросы, дополнения, пояснения • употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных  вспомогательных слов и междометий.  Для монолога характерны  • большая композиционная сложность  • завершенность мысли • более строгое соблюдения грамматических правил • строгая логика и последовательность при изложении того, что хочет сказать  произносящий монолог.  Видами речи являются:  • Говорение ­ отправление звуковых сигналов, несущих информацию;  • Слушание, или аудирование ­ восприятие  и понимание звучащей речи;  • Письмо ­ использование видимых графических символов для передачи  сообщения;  • Чтение ­ восприятие графических символов и их понимание.  Говорение 1. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как  средство общения.  2.  В основе говорение лежит осознание значения лексической единицы языка.  • Цель:  Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями  общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое     овладение монологическими высказываниями  (рассказ­описание,  повествование,  рассуждение на доступные детям темы); устный рассказ об играх,  праздниках,  прогулках и  пр.  Процесс вербального общения:  • 1 этап ­ построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что  человек хочет сказать.  Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная.  Процесс вербального общения • 2 этап — построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется  общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, осуществляется поиск  нужного слова.  • 3 этап ­ проговаривание, реальное звучание речи.  Процесс вербального общения • 1 этап ­ построение смыслового костяка речевого высказывания; • 2 этап — построение синтаксической структуры предложения;  • 3 этап – проговаривание, реальное звучание речи.  Слушание Ораторское искусство начинается с умения слушать.  Скилеф • Будьте физически внимательны.        • Повернитесь лицом к говорящему.  • Не притворяйтесь, что слушаете.  • Никогда не заканчивайте предложение вместо другого человека.  • Дайте собеседнику время высказаться.  • Не перебивайте без надобности.   • Отвечайте! Задавайте вопросы по сути!  Чтение • Книга делает человека крылатым.  Ф.В.Гладков • Книга – это драгоценный сосуд, который нас наполняет, но сам не становится  пустым.                                                                 Декурсель • Книга – сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далёких и тёмных  дорогах жизни.                                          А.М.Упит Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как  с произношением, так и с пониманием речи.  • Просмотровое чтение мы используем для того, чтобы понять в самых общих  чертах, о чем данный текст. • Изучающее чтение имеет своей целью детальное изучение содержания текста. Письмо 7. Закрепление Аудирование (по вариантам). Ответы: №1 ­ 1 а,  2 в,  3 а, 4 б,  5 а,  6 б, 7 б, 8 в, 9 в, 10 а, 11 в, 12 а  №2 ­ 1 в,  2 а,  3 б,  4 б, 5 б,  6 в, 7 б, 8 а, 9 б, 10 в, 11 б, 12 а Читают, отвечают на вопросы. 8. Рефлексия Над чем мы сегодня работали?  Что было сложным? 9. Д/з., оценивание Изучить §3, выполнить упр. 35.   Анализируют, делают выводы. Запись в дневник. Таблица «Поведение слушателя во время разговора» Плохой слушатель Хороший слушатель  Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно.  Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных  замечаний.  Перебивает собеседника, как только представиться случай.  Если чего­то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).  Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.  Рассматривает тему как скучную и неинтересную.  Улавливает только факты и не понимает главной идеи.  Пока говорит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он  имеет в виду.  Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.  Резко, категорично выражает свое мнение.  Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой.  Тратит время на обдумывание посторонних тем.  Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.  Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим  собеседникам. Работа с текстом Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о  третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не  меньше, чем прославленные мореход и астроном. Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в  1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и  университет, сделаться священником и учителем. Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная  работа в классе, ­ всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к  ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, ­ другого  способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его  так и называли – учитель учителей. Английский парламент пригласил его в Англию, затем он поехал в Швецию, в  Венгрию – вся Европа торопилась научиться у Коменского. Когда при только что  открытом Московском университете появилась типография, то одной из первых  книг, которые там стали печатать, была книга Коменского «Мир в картинках»,  переведённая на все европейские языки. (С.Соловейчик «Час ученичества») Прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений 1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе. 2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть. 3.Коменский – сын чешского мельника. 4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки. 5.Коменский закончил академию и университет. 6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому. 7.Коменский ввёл школьную форму для учеников. 8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник. 9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский. Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова. Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер  самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным  частям и отдельным деталям. Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в  ней содержится, для кого она написана, то он использует  _________________________ Другими  словами,____________________________чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе______________________чтениямы  прежде всего обращаем внимание на внешние данные  книги:_________________________________________________________________ _____ Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы  прибегаем к медленному______________________ чтению. Цель  _____________________чтения – определить замысел автора, главные мысли  каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря,  целью___________________чтения является максимально полный охват нужной  информации, стремление её осмыслить. Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов  чтения:_________________________________________________________________ _____ Для справок: чтение­ просмотр, ознакомительное, название книги,  автор книги или  текста, оглавление, аннотация, чтение­сканирование, данного, ознакомительное,  углублённое.

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"

Конспект урока "Речевая деятельность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2019