Приемы сжатия текста

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА.docx

 

Муниципальное образовательное учреждение

«Центр образования №14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

 

(Урок по русскому языку в 9 классе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 

 

                                                                     Учитель  русского

                                                                     языка и литературы:

                                                                     Дедова Людмила Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           г. Новомосковск

 

Тема урока:  Текст. Приемы сжатия текста.

Цель: познакомить учащихся с различными способами компрессии текста, учить применять их на практике.

 

Задачи урока:

  • формировать структурированное восприятие и содержание текста;
  • формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;
  • формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;
  • развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста);
  • мобилизация памяти;
  • воспитывать интерес к предмету (с помощью содержания тексов, творческой работы с ними).

 

Планируемые результаты:

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность;

Предметные: развивать умение сокращать текст, используя приемы сжатия текста; учить выделять главную информацию

Метапредметные: Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Воспитательные: формировать культуру речи; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы

Содержание

Примечание

1.Организационный

Здравствуйте, ребята, посмотрите на соседа справа, улыбнитесь, посмотрите на соседа слева, улыбнитесь. А теперь с хорошим настроением начнем урок. Садитесь.

 

ДЗЭ: подготовка учащихся к работе на уроке.

2.Стадия вызова

1. У меня в одной руке апельсин. Кто любит данный фрукт? Что можно с ним сделать? Что получим? (Свежевыжатый сок)

2.А в другой руке у меня текст. Можем ли мы из него выжать сок? Что в итоге получим? (Сжатый текст)

3.Какие действия нам нужно выполнить, для того чтобы переработать этот апельсин и получить сок? (Почистить, избавиться от косточек, разрезать пополам)

4.А вы знаете, какие приемы используют при сжатии текста? Нужно ли нам знать, как это делается? Где нам потребуются эти знания? (для написания сжатого изложения)

Фронтальная работа с классом по установке целей и задач урока.

 

1.Какова же тема урока? (Приемы сжатия текста) СЛАЙД 1

2.Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Узнать приемы и научиться их использовать для сжатия текста) СЛАЙД 2

 

 

ДЗЭ: установление осознанности темы урока

3. Подготовка к УПД на основном этапе урока.

Актуализация полученных знаний

Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно cжать прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали и оставить только самое главное, важное, суть.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

— Традиционно текст состоит из трех микротем. А что такое микротема? (Наименьшая составная часть общей темы текста)СЛАЙД 3

 

Ну вот, что такое сжатое изложение, мы вроде бы разобрались.

Теперь нам нужно выяснить, какими способами можно сжать текст.

 

ДЗЭ: подготовка учащихся к тому виду познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.

4. Усвоение новых знаний

— Итак, что такое сжатие текста? (преобразование текста, при котором он становится короче, но при этом не теряется его смысл).СЛАЙД 4

— Какие же существуют способы сокращения текста? (экран)

– А для начала давайте вспомним, что такое текст?

Я предлагаю вам верные и неверные утверждения. Ваша задача- согласиться или не согласиться со мной. Да – поднимаем карточку со знаком «+», нет – со знаком «-».

 

1. Текст состоит из предложений  +

2. К тексту нельзя придумать название     -

3. Все предложения в тексте имеют границы      +

4.Предложения в тексте не имеют последовательности -

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится            +

6. Текст можно разделить на части            +

7. Каждая часть текста записывается с красной строки            +

 

- Итак, каковы же основные признаки текста?

 1. Предложения в тексте связаны по смыслу

2.Предложения в тексте расположены в определенном порядке

3.Текст имеет тему, основную мысль, его можно озаглавить) СЛАЙД 5

Учитель: Опираясь на полученные ранее знания, подскажите мне, как же можно сократить текст? (ответы детей)

 

Фронтальная работа

 

ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛАЙД 6

- повторов;

- одного или нескольких синонимов;

- уточняющих и поясняющих конструкций;

- фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;

- одного или несколько предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.

 

Работа в паре

— Попробуем вместе: у вас на столах лежат листочки. Под номером I напечатаны предложения, с которыми мы работаем. Посовещайтесь друг с другом, что можно исключить.

(однородные члены предложения)

-М.М.Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг: «Кладовая солнца», «Золотой луг», «Лесная капель».

( М. М.Пришвин навсегда подарил нам много замечательных книг)

Фронтальная работа

 

- Как еще можно сократить текст? ( с помощью обобщения)

ОБОБЩЕНИЕ СЛАЙД 7

- замена однородных членов обобщающим понятием;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Работа в паре

- Возьмите листочки под номером 2.

Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.

-Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой мраморной, листве берёз, лип, кленов.

Бульвар тонул в опавшей листве разных деревьев)

Фронтальная работа

- Как вы думаете, ребята, а еще как-то можно сократить текст (Упростить)

УПРОЩЕНИЕ СЛАЙД 8

Работа в паре

- Возьмите листочки с третьим текстом.  Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя мысль предложений

-Самое дорогое, что есть у человека,- жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое- это Время, потому что состоит из времени, складывается из часов, минут

(Самое дорогое-это Время, составляющее нашу жизнь)

 

 

ДЗЭ: сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемом материале; провести обобщения вместе с учащимися; на основе знаний вырабатывать умения.

5. Первичная проверка понимания учащимися новых знаний.

- Молодцы, ребята! Справились!

— Возможно сочетание различных приемов сокращения. Давайте вместе попробуем справиться с этой задачей.

Фронтальная работа

1. Задание:  сжать текст, используя один или несколько приемов.

 

(1) Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных («кажущихся») образов. (2) Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают ребёнка. (3) Мир этот словно коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход.  СЛАЙД 9

 (1. Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных образов, который привлекает ребёнка. 2. Это коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход).

СЛАЙД 9

 

2. Задание: сжать текст, используя один или несколько приемов.

(4) Всё большее число подростков и совсем маленьких детей, находясь рядом с нами, пребывают душой и мыслями далеко-далеко – в мире виртуальных образов. (5) Они плохо ощущают масштабы реального пространства, лишены чувства опасности, воображают себя суперменами. (6) Про таких говорят, что они попали в компьютерную зависимость.СЛАЙД 10

(Дети плохо ощущают реальность, лишены чувства опасности и быстро попадают в компьютерную зависимост).

 

ДЗЭ:установить осознанность усвоения учащимися нового материала; установить выявление проблемы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу.

5. Первичная проверка понимания учащимися новых знаний.

— А теперь вместе попробуем сократить текст.

Прочитаем, определим, о чем текст:

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.

 В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.

ДЗЭ:установить осознанность усвоения учащимися нового материала; установить выявление проблемы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу.

6. Закрепление знаний, работа с текстом другого стиля

- Ребята, помните, что любое прочтение любого текста начинается с осмысления!

Прослушивание текста.

Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души...

Не забывайте и о самых близких — родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достаётся меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь.

Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.

Вопрос учителя: ваше первое впечатление о прочитанном тексте?

- Что вызвало у вас эти эмоции?

- Что хотел донести до читателя автор текста?

- На какие вопросы может найти ответ в этом тексте думающий человек.

- Давайте попробуем сформулировать тему и основную мысль этого текста.СЛАЙД 10

- Сколько микротем (абзацев) вы определили в этом тексте? (3) (проверка) (2 мин)

- Попробуем составить план этого текста в соответствии с микротемами.

(Работа в группах) (4 мин)

Примерный план.

  1. Любовь и доброта – ценный подарок для любого человека
  2. Не забывайте о родителях
  3. Подарить любовь и доброту легко (Записываем в тетрадь)

Учитель: Каким способом компрессии надо воспользоваться при работе с предложенным текстом? (сочетание исключения, обобщения, замены)

РАЗДАЮТСЯ ТЕКСТЫ

Прочитайте текст. Разделите его на абзацы.

Прочитайте первый абзац.

Прочитайте второй абзац

Прочитайте третий абзац

- Сократите исходный текст, но при этом помните, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

- Чтобы правильно сократить текст

- в каждом предложении найдите слова, в которых сформулирована основная мысль (тезис), а те части, которые содержат разъяснение основной мысли. преобразуйте простые предложения в сложные;

- устраните повторы слов, согласуйте слова в словосочетаниях.

Работа в группах:

Задания для групп:

1группа производит компрессию первого абзаца;

2 группа производит компрессию второго и третьего абзаца;

( У каждой группы имеется памятка по сжатию текста)

Проверка выполненного задания. (Чтение текстов с комментированием приемов компрессии):

- 1 абзац. Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. – Самый ценный подарок для человека – любовь и доброта. (УПРОЩЕНИЕ слияние нескольких предложений в одно и ИСКЛЮЧЕНИЕ фрагмента предложения, Исключение риторического вопроса, вводного слова)

- Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. - Они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, отзывчивость к людям уже означает добро (УПРОЩЕНИЕ слияние нескольких предложений в одно и ИСКЛЮЧЕНИЕ фрагмента предложения, однородных членов)

- Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души… - Поддержите друга, помогите ему или сделайте подарок.(ИСКЛЮЧЕНИЕ второстепенных членов предложения)

- 2 абзац. Не забывайте и о самых близких – родителях! - Не забывайте о родителях! (ИСКЛЮЧЕНИЕ некоторых членов предложения)

- Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. - Они не меньше других нуждаются в нашем внимании и понимании. (ИСКЛЮЧЕНИЕ некоторых членов предложения)

- Именно им достается меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь. - Именно родителям достается меньше всего приятных слов от нас, а они тоже имеют право на нашу благодарность, доверие и помощь.( УПРОЩЕНИЕ слияние нескольких предложений в одно и ИСКЛЮЧЕНИЕ некоторых членов предложения)

- 3 абзац Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной. - Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела, и они сделают вашу жизнь удивительной. ( УПРОЩЕНИЕ слияние нескольких предложений в одно и ИСКЛЮЧЕНИЕ некоторых членов предложения)

 

ДЗЭ: организация деятельности учащихся по применению полученных знаний для самостоятельного построения предложений.

7. Контроль и самопроверка

— А сейчас я бы хотела вам предложить самостоятельно поработать с маленьким текстом. Сжать его:

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

Сжатый текст:

(Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. Все наши мысли формулируются языком).

 

 

8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

— Какую роль в жизни человека  имеет умение сжимать, сокращать текст? СЛАЙД 11 (ответы)

 

ДЗЭ: дать анализ успеваемости освоения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках

9. Информация о домашнем задании. Инструкция по его выполнению.

Раздать листочки

Это ваше задание на дом, дома сократите текст, запишите в тетради получившийся новый текст.

ДЗЭ: на основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также