Конспект урока русского языка в 10 классе
Тема: Подготовка к сочинениюрассуждению (ЕГЭ, часть 2)
Цели:
образовательные – обучение написанию сочинения в формате ЕГЭ;
развивающие – развитие умения анализировать текст, выявлять связь
отдельных элементов (проблема, комментарии, способы выражения авторской
позиции),
воспитательные – воспитание у школьников уверенности в себе, стремления
к самосовершенствованию.
Задачи:
познакомить с различными способам визуализации материала;
развивать умения выражать свои мысли, понимать и осмысливать текст,
создавать свой текст на основе прочитанного в соответствии с критериями
оценивания части С ЕГЭ по русскому языку;
стимулировать творческую мыслительную активность учащихся;
пробуждать интерес к изучаемой теме;
развивать у школьников критический подход к получаемой информации.
Использование технологий:
технология критического мышления (приемы: «Чтение с остановками»);
технология модерации.
Оборудование и материалы: тексты С. Довлатова, справочные материалы о
комплексе неполноценности, таблицызаготовки для занесения результатов
работы по теме урока, критерии оценки сочинения части С ЕГЭ по русскому
языку, автобусная остановка и дерево, схематично нарисованные на доске,
разноцветные стикеры, ватманы или флипчарты, фломастеры, магнитно
меловая доска, мультимедийный проектор и экран для демонстрации
компьютерной презентации.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя, этап инициации (5 мин.).
Здравствуйте, ребята! Приветствую вас на уроке русского языка, тему
которого мы определили как «Подготовка к сочинениюрассуждению (ЕГЭ,
часть 2)».
В начале нашего урока предлагаю выполнить упражнение, которое поможет
нам настроиться на дальнейшую работу. Оно называется «Невидимая связь».
1 (Метод "Невидимая связь". Цель – содействие
созданию в классе
доверительных отношений и позитивной обстановки Численность – весь
класс.
Подготовка: следует освободить часть кабинета от столов и стульев, чтобы
ученики могли собраться вместе.
Проведение:
Учитель отматывает от клубка часть нитки, после чего, продолжая держать
конец нити в руке, передает клубок любому из участников.
Каждый участник передает клубок следующему. После того как все
участники оказались связанными одной нитью, учитель может попросить
учеников поднять руки. Заканчивается упражнение словами учителя:
«Распутать такую паутину помогут наши совместные действия»).
2. Вхождение в тему. Целеполагание (5 мин.)
Учитель:
Ребята, я приглашаю вас поразмышлять над одним, как мне кажется,
немаловажным вопросом. Мне очень важно узнать ваше мнение. Внимание на
доску.
(1)Комплекс неполноценности – огромная сила. (2) Вот только
неясно – разрушительная или созидательная…
Как вы думаете, можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос?
(Возможные ответы детей:
Люди, понимающие, что они не такие совершенные, какими хотели бы
быть, реагируют на это поразному. Ктото спокойно принимает себя
таким, какой он есть, а ктото, недовольный собой, стремится себя
усовершенствовать во что бы то ни стало: обращается к пластическим
хирургам, идет в спортзал, старается развивать в себе то хорошее, что в
нем есть… Но встречается и третья категория людей, в которых
собственные недостатки вызывают обратную реакцию. Такой человек
замыкается в себе, у него начинается депрессия. А если у такого человека
сильный характер, то он изза своего комплекса неполноценности
начинает творить зло, утверждаться, унижая других. Все чаще о таких
случаях мы узнаем из средств массовой информации. Наверное,
жестокость во всех формах порождается именно комплексом
неполноценности).
Учитель:
Исходя из темы нашего урока и ваших размышлений, выскажите ваши
пожелания относительно целей нашего урока. (Учащимися формулируются
2 цели урока. Учитель предлагает свой вариант: развивать умения
выражать свои мысли, понимать и осмысливать текст, создавать свой
текст на основе прочитанного в соответствии с критериями оценивания
части С ЕГЭ по русскому языку).
Формирование ожиданий (5 мин.)
3.
Учитель:
Ребята, цели нашей встречи определены. А теперь я хотела бы узнать, что
вы ждете от нашей встречи (что хотели бы узнать, чему научиться, какие
качества приобрести) и что вызывает у вас опасения? Перед вами на доске
изображение дерева. Я предлагаю вам на желтых листочках написать ваши
ожидания, а на красных – опасения и повесить на наше дерево. В конце урока
мы вернемся к нему и проверим, оправдались ли наши надежды или сбылось
то, чего вы боялись.
Интерактивная лекция (15 мин.)
4.
Учитель:
Чтобы наша дальнейшая работа была успешной, нам необходимо знать
требования к написанию сочинения (части С ЕГЭ по русскому языку). Я
предлагаю вашему вниманию теоретические сведения на данную тему в
сопровождении компьютерной презентации. Ваша задача – составить кластер,
отражающий основные особенности композиции сочинения части С. (См.
Приложение 1)
5. Проработка содержания темы (45 мин. + 12 мин. на физкультурную
паузу)
Учитель:
Итак, ребята, критерии оценивания и особенности композиции сочинения
части С вам известны. Теперь вы готовы к активной работе по созданию
собственного текста на основе данного. Я предлагаю вам продолжить работу
над текстом С. Довлатова. Именно его слова о комплексе неполноценности
прозвучали в начале нашего урока. При входе в кабинет вы выбрали одну из
цветных карточек, которая поможет вам объединиться в группы (учащиеся
распределяются в 5 групп по 56 человек.
Инструктаж учащихся:
На столах лежат тексты С. Довлатова (Приложение 4) о комплексе
неполноценности, справочные материалы, ватманы с таблицами (см.
Приложение 3), которые вам предстоит заполнить в процессе групповой
работы,
уменьшенные копии этой таблицы для каждого. Также вы
используете составленные вами кластеры. Время работы каждой группы – 10
минут. Затем группы меняются местами, знакомятся с записями
одноклассников на ватмане, при необходимости дополняют их своими. Так
3 продолжается до тех пор, пока все группы не познакомятся с содержанием
работы друг друга.
Затем группы приступают к обработке полученных материалов и готовятся к
представлению своего варианта сочинения по тексту С. Довлатова.
На эту работу отводится еще 10 минут.
Во время представления группами результатов своей работы остальные
учащиеся оценивают их сочинения в соответствии с критериями оценки части
С и делают соответствующие замечания (оценочные листы сдаются учителю).
В завершении работы учитель резюмирует сказанное всеми группами, при
необходимости вносит коррективы и подводит итоги.
В течение проработки содержания темы предусматривается проведение
физкультурной паузы. Поскольку учащиеся имеют возможность двигаться,
целесообразно организовать упражнения для глаз во избежание
перенапряжения. Например:
упражнение лучше всего выполнять сидя.
Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа это ручка,
которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная
указкаручка, все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши
глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой.
Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран,
небольшое письмо любимому человеку. Нарисуйте домик с дымом из трубы
(такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик. Это
упражнение направлено как на то, чтобы расслабить мышцы глаз, так и на то,
чтобы расслабить шею. Напряжение в этой области нарушает правильное
питание глаз (иначе говоря, замедляется процесс кровоснабжения).
6. Подведение итогов (10 мин.)
Учитель:
А теперь, ребята, давайте подведем итоги нашей работы. Я предлагаю вам
оценить собственный вклад в работу группы, найти пути ее улучшения, (АМО
«Светофор»), а также проверить, соответствуют ли результаты нашей работы
намеченным ожиданиям в начале урока и сбылись ли ваши опасения (АМО
«Дерево у автобусной остановки».
Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке, отследить
соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.
Участники: все обучающиеся
Необходимые материалы: автобусная остановка и дерево, схематично
нарисованные на доске, на дереве – красные и жёлтые листочки, разноцветные
стикеры).
4 Каждый учащийся оценивает свой вклад в работу группы: красный – не
доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все,
что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с
изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая
стратегия для подобных заданий. В результате на доске появляется наглядный
итог урока в виде светофора.
Также учащиеся заклеивают на изображенном дереве листочки, оформленные
в начале урока на этапе формирования ожиданий: сбывшиеся ожидания и не
сбывшиеся опасения – желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся
опасения – красными. Затем подводится итог. Если получилось желтое дерево
– цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждём плодов. Красное
дерево выросло – выросло не то, что ожидали. Но, как известно,
отрицательный результат – тоже результат: есть над чем работать дальше.
7. Домашнее задание (12 мин.): отредактировать сочинения по тексту
С. Довлатова с учетом замечаний или (в случае их отсутствия) написать
сочинение по предложенному тексту (на выбор).
Использованная литература, источников информации.
А. Г. Гейн. Материалы курса «Информационнометодическое обеспечение
профессиональной деятельности педагога, педагогапсихолога, работника
школьной библиотеки»: лекции 1–4. – М. :
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть
С. М. : Просвещение, 2009 г., 192 стр.
5
Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»
Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»
Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»
Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»
Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.