Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»
Оценка 4.9

Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл
08.11.2018
Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»
Конспект урока Подготовка к сочинению (ЕГЭ).doc
Конспект урока русского языка в 10 классе Тема: Подготовка к сочинению­рассуждению (ЕГЭ, часть 2)  Цели:  образовательные – обучение написанию сочинения в формате ЕГЭ;  развивающие  –  развитие   умения   анализировать   текст,   выявлять   связь отдельных элементов (проблема, комментарии, способы выражения авторской позиции),  воспитательные – воспитание у школьников уверенности в себе, стремления к самосовершенствованию. Задачи:  ­ познакомить с различными способам визуализации материала;  ­   развивать   умения   выражать   свои   мысли,   понимать   и   осмысливать   текст, создавать свой текст на основе прочитанного в соответствии с критериями оценивания части С ЕГЭ по русскому языку;  ­ стимулировать творческую мыслительную активность учащихся; ­ пробуждать интерес к изучаемой теме; ­  развивать у школьников критический подход к получаемой информации. Использование технологий:  технология критического мышления (приемы: «Чтение с остановками»);  технология модерации. Оборудование и материалы: тексты С. Довлатова, справочные материалы  о комплексе   неполноценности,   таблицы­заготовки   для   занесения   результатов работы по теме урока, критерии оценки сочинения части С ЕГЭ по русскому языку, автобусная остановка и дерево, схематично нарисованные на доске, разноцветные   стикеры,   ватманы   или   флипчарты,   фломастеры,   магнитно­ меловая   доска,   мультимедийный   проектор   и   экран   для   демонстрации компьютерной презентации. Ход урока. 1. Вступительное слово учителя, этап инициации (5 мин.). Здравствуйте,   ребята!   Приветствую   вас   на   уроке   русского   языка,   тему которого мы определили как «Подготовка к сочинению­рассуждению (ЕГЭ, часть 2)».  В начале нашего урока предлагаю выполнить упражнение, которое поможет нам настроиться на дальнейшую работу. Оно называется «Невидимая связь». 1 (Метод   "Невидимая   связь".   Цель   –   содействие     созданию   в   классе доверительных   отношений   и   позитивной   обстановки     Численность   –   весь класс. Подготовка: следует освободить часть кабинета от столов и стульев, чтобы ученики могли собраться вместе.       Проведение:    Учитель отматывает от клубка часть нитки, после чего, продолжая держать конец нити в руке, передает клубок любому из участников.  Каждый   участник   передает   клубок   следующему.   После   того   как   все участники   оказались   связанными   одной   нитью,   учитель   может   попросить учеников   поднять   руки.   Заканчивается   упражнение   словами   учителя: «Распутать такую паутину помогут наши совместные действия»). 2. Вхождение в тему. Целеполагание (5 мин.) Учитель: ­   Ребята,   я   приглашаю   вас   поразмышлять   над   одним,   как   мне   кажется, немаловажным вопросом. Мне очень важно узнать ваше мнение. Внимание на доску. (1)Комплекс   неполноценности   –   огромная   сила.   (2)   Вот   только неясно – разрушительная или созидательная… Как вы думаете, можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос? (Возможные ответы детей:  ­ Люди, понимающие, что они не такие совершенные, какими хотели бы быть,   реагируют   на   это   по­разному.   Кто­то   спокойно   принимает   себя таким,   какой   он   есть,   а   кто­то,   недовольный   собой,   стремится   себя усовершенствовать во что бы то ни стало: обращается к пластическим хирургам, идет в спортзал, старается развивать в себе то хорошее, что в нем   есть…   Но   встречается   и   третья   категория   людей,   в   которых собственные   недостатки   вызывают   обратную   реакцию.   Такой   человек замыкается в себе, у него начинается депрессия. А если у такого человека сильный   характер,   то   он   из­за   своего   комплекса   неполноценности начинает творить зло, утверждаться, унижая других. Все чаще о таких случаях   мы   узнаем   из   средств   массовой   информации.   Наверное, жестокость   во   всех   формах   порождается   именно   комплексом неполноценности). Учитель: ­   Исходя   из   темы   нашего   урока   и   ваших   размышлений,   выскажите   ваши пожелания относительно целей нашего урока.  (Учащимися формулируются 2 цели   урока.   Учитель   предлагает   свой   вариант:  развивать   умения выражать свои мысли, понимать и осмысливать текст, создавать свой текст на основе прочитанного в соответствии с критериями оценивания части С ЕГЭ по русскому языку). Формирование ожиданий (5 мин.) 3. Учитель:  ­ Ребята, цели нашей встречи  определены. А теперь я хотела бы узнать, что вы ждете от нашей встречи (что хотели бы узнать, чему научиться, какие качества приобрести) и что вызывает у вас опасения? Перед вами на доске изображение дерева. Я предлагаю вам на желтых листочках написать ваши ожидания, а на красных – опасения и повесить на наше дерево. В конце урока мы вернемся к нему и проверим, оправдались ли наши надежды или сбылось то, чего вы боялись. Интерактивная лекция (15 мин.) 4. Учитель:  ­   Чтобы   наша   дальнейшая   работа   была   успешной,   нам   необходимо   знать требования   к   написанию   сочинения   (части   С   ЕГЭ   по   русскому   языку).   Я предлагаю   вашему   вниманию     теоретические   сведения   на   данную   тему   в сопровождении компьютерной презентации. Ваша задача – составить кластер, отражающий   основные   особенности   композиции   сочинения   части   С.   (См. Приложение 1) 5.  Проработка содержания темы  (45  мин. +  1­2  мин.  на   физкультурную паузу) Учитель: ­ Итак, ребята, критерии оценивания и особенности композиции сочинения части   С   вам   известны.   Теперь   вы   готовы   к   активной   работе   по   созданию собственного текста на основе данного. Я предлагаю вам продолжить работу над текстом С. Довлатова. Именно его слова о комплексе неполноценности прозвучали в начале нашего урока. При входе в кабинет вы выбрали одну из цветных карточек, которая поможет вам объединиться в группы (учащиеся распределяются в 5 групп по 5­6 человек.  Инструктаж учащихся: ­   На   столах   лежат   тексты   С.   Довлатова   (Приложение   4)   о   комплексе неполноценности,   справочные   материалы,   ватманы   с   таблицами   (см. Приложение   3),   которые   вам   предстоит   заполнить   в   процессе   групповой работы,     уменьшенные   копии   этой   таблицы   для   каждого.   Также   вы используете составленные вами кластеры. Время работы каждой группы – 10 минут.   Затем   группы   меняются   местами,   знакомятся   с   записями одноклассников на ватмане, при необходимости дополняют их своими. Так 3 продолжается до тех пор, пока все группы не познакомятся с содержанием работы друг друга. Затем группы приступают к обработке полученных материалов и готовятся к представлению своего варианта сочинения по тексту С. Довлатова. На эту работу отводится еще 10 минут. Во   время   представления   группами   результатов   своей   работы   остальные учащиеся оценивают их сочинения в соответствии с критериями оценки части С и делают соответствующие замечания (оценочные листы сдаются учителю).  В завершении работы учитель резюмирует сказанное всеми группами,     при необходимости вносит коррективы и подводит итоги. В   течение   проработки   содержания   темы   предусматривается   проведение физкультурной   паузы.   Поскольку   учащиеся   имеют   возможность   двигаться, целесообразно   организовать   упражнения   для   глаз   во   избежание перенапряжения.   Например:  упражнение   лучше   всего   выполнять   сидя. Расслабьтесь.   Закройте   глаза.   Представьте,   что   кончик   носа   ­   это   ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка­ручка, ­ все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран, небольшое письмо любимому человеку. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой,   как   рисовали   в   детстве),   просто   кружочек   или   квадратик.   Это упражнение направлено как на то, чтобы расслабить мышцы глаз, так и на то, чтобы   расслабить   шею.   Напряжение   в   этой   области   нарушает   правильное питание глаз (иначе говоря, замедляется процесс кровоснабжения). 6. Подведение итогов (10 мин.) Учитель: ­ А теперь, ребята, давайте подведем итоги нашей работы. Я предлагаю вам оценить собственный вклад в работу группы, найти пути ее улучшения, (АМО «Светофор»), а также проверить, соответствуют ли  результаты нашей работы намеченным ожиданиям в начале урока и сбылись ли ваши опасения (АМО «Дерево у автобусной остановки».  Цель:   выявить   ожидания   и   опасения   обучающихся   на   уроке,   отследить соответствие результатов  с намеченными ожиданиями в начале урока. Участники: все обучающиеся Необходимые   материалы:   автобусная   остановка   и   дерево,   схематично нарисованные на доске, на дереве – красные и жёлтые листочки, разноцветные стикеры). 4 Каждый   учащийся   оценивает   свой   вклад   в   работу   группы:   красный   –   не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий. В результате на доске появляется наглядный итог урока в виде светофора. Также учащиеся заклеивают на изображенном дереве листочки, оформленные в начале урока на этапе формирования ожиданий: сбывшиеся ожидания и не сбывшиеся опасения – желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными. Затем подводится итог. Если получилось желтое дерево –   цели   достигнуты,   корни   крепкие,   крона   густая,   ждём   плодов.   Красное дерево   выросло   –   выросло   не   то,   что   ожидали.   Но,   как   известно, отрицательный результат – тоже результат: есть над чем работать дальше. 7.  Домашнее   задание  (1­2   мин.):   отредактировать   сочинения   по   тексту С.   Довлатова   с   учетом   замечаний   или   (в   случае   их   отсутствия)   написать сочинение по предложенному тексту (на выбор). Использованная литература, источников информации. А. Г. Гейн.    Материалы  курса  «Информационно­методическое  обеспечение профессиональной   деятельности   педагога,   педагога­психолога,   работника школьной библиотеки»: лекции 1–4. – М. :    О. В. Загоровская, О. В. Григоренко. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С. ­ М. : Просвещение, 2009 г., 192 стр. 5

Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»

Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»

Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»

Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»

Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»

Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»

Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»

Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»

Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»

Урок развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ, часть 2)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2018