Статья организация с детьми по ОВЗ
Оценка 5

Статья организация с детьми по ОВЗ

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
чтение
5 кл
29.08.2019
Статья организация с детьми по ОВЗ
Раньше дети чаще всего обучались на дому если имели справку. И тот, кто занимался с такими детьми, знает , на сколько трудно но очень важно установить контакт с ребеном удержать внимание хотябы в течение десяти 15 минут, построить урок, чтоб ребенку было интересно
Статья Рыхловой ТС.docx
Организация работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и чтения в 5 классе Число   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и   детей–инвалидов,   к сожалению,   неуклонно   растет,   и   проблемы   образования   детей   с   ОВЗ   сегодня являются одним из самых актуальных. Учащиеся с ОВЗ ­ это особая и чрезвычайно неоднородная группа детей. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно­ двигательного   аппарата,   с   выраженными   расстройствами   эмоционально­волевой сферы, интеллекта. Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей­инвалидов, школа создает специальные условия обучения; утверждает необходимое штатное расписание; разрабатывается адаптированная образовательная программа. В течение 15 лет я работаю с данной категорией ребят, которые переходят в основную   школу   из   начальной,   где   они   уже   получили   определенные   знания   и приобрели   определенные   навыки   работы   по   различным   предметам   школьного курса. Раньше   дети­инвалиды   чаще   всего   обучались   на   дому,   если   имели соответствующую   справку.   И   тот,   кто   занимался   с   такими   детьми,   знает, насколько   трудно,   но   очень   важно   установить   контакт   с   ребенком,   удержать внимание хотя бы в течение 10­15 минут, построить урок таким образом, чтобы ребенку было интересно,  и чтобы он усвоил знания насколько это возможно с его диагнозом.     У   большинства   обучающихся   с   ОВЗ   отмечается   недостаточный   уровень познавательной   активности,   незрелость   мотивации   к   учебной   деятельности, сниженный   уровень   работоспособности   и   самостоятельности.   Поэтому   поиск   и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых   средств   повышения   эффективности   коррекционно­развивающего процесса в работе учителя. 5 класс – очень важный и сложный этап в обучении таких детей русскому языку и чтению. Русский   язык   и   чтение   –   сложные   предметы.   Поэтому     уделяю   особое внимание здоровьесберегающим технологиям.  Когда я начала общаться с такими детьми, мне стало понятно,  что  нужен индивидуальный подход к каждому, что детям   с   ОВЗ   трудно   привыкнуть,   приспособиться   к   правилам   и   условиям общества.  Основная задача изучения детьми с ОВЗ предмета   русский язык   — открыть  школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства. В 5 классе особое внимание уделяю коррекционно­развивающим задачам – развитию речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической).   Воспитательная – воспитание интереса к языку через содержание материала, основанного на связи с окружающей действительностью. Помимо задач по  обучению   необходимо решить следующие задачи:  ­ повысить самооценку ребёнка; ­ расширить представления обучающегося о мире в целом; ­  усилить положительное отношение к учебной деятельности. При работе с детьми с ОВЗ   необходима разноуровневая дифференциация обучения. Она  широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая   проверка   усвоения   пройденного   материала;   самостоятельные   и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. Необходимо учитывать,   что при опросе учащиеся с ОВЗ часто не могут привести   свои   примеры   к   правилу,   и   не   только   дети   с   ЗПР,   но   и   с   другими заболеваниями в силу своего состояния, а лишь по возможности заучивают теорию с уже существующими примерами.   Максимально использую наглядные средства обучения,   большое   внимание   уделяю   практической   работе,   выполнению простейших  заданий, если это ребенок с ЗПР.  Стимулы повышения интереса к предмету  разнообразны: 1. занимательность; 2. заинтересованность в конечном результате учебной деятельности; 3. похвала со стороны учителя, положительная оценка деятельности,  стараниям для таких детей очень важна. Для формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ использую   занимательный   материал.   Он   прекрасно  воздействует   на   развитие   ребенка   в учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках помогает разнообразить   учебный   процесс,   развивает   познавательную   активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей, придаёт позитивное настроение.   Одним   из   эффективных   средств   развития   интереса   к   учебному   предмету наряду   с   другими   методами   и   приемами,   используемыми   мною   на   уроках, является дидактическая игра.  Например,  «Найди окончание»  (найди потерянные окончания   пословиц), «Убери лишнее слово “Кто больше придумает слов?” ­ это самые любимые игры обучающихся. Можно в 5­6 кл использовать шарады, загадки­ шутки. Если   в  начальной   школе   больше   внимание   в  работе   с   данной   категорией учащихся   уделяется   развитию   устной   речи,   то   в   5   классе   наряду   с   развитием навыков   разговорной   речи   очень   важным   аспектом   в   изучении   русского   языка становится и развитие речи письменной. Письменная   речь   представляет   собой   сложный   процесс   для   данной категории детей, так как представляет собой сложные процессы, состоящие из многочисленных операций. Письмо предполагает: ­   осуществление   точного   и   последовательного   фонематического   анализа   слова, соотнесения звуков с соответствующими фонемами; ­фонемы должны быть обозначены определенными буквами; ­четкое разграничение сходных фонем; ­запоминание графического изображения букв; ­воспроизведение букв слова в определенной последовательности. Трудности , возникающие у данной категории детей при овладении письменной речью: ­Нарушение   фонематического   анализа,   что   препятствует   разделению   слова   на составляющие его звуки(буквы); ­пропуск звуков(букв); ­смешение звуков(букв); ­смешение на основе акустического сходства; ­нарушение последовательности звуков( букв) и как следствие нарушение строения слова; ­затруднение в соотнесении звуков с соответствующими буквами; ­затруднение   в   запоминании   графического   образа   букв(оптические   нарушения, зеркальность, упрощение графического начертания). Таким образом, овладение письменной   речью у таких   школьников происходит замедленно и с большими трудностями. Это  связано с нарушением интеллекта поздно формируется устная речь, которая влияет   на   становление   письменной   речи.   У   таких   детей   нередки   дислексии   и дисграфии. Дети допускают многообразные ошибки и часто не замечают их. Поэтому   на   своих   уроках   русского   языка   развитие   устной   и   письменной   речи стараюсь ставить и решать следующие задачи: ­выработать прочные навыки грамотного письма; ­научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; ­повысить уровень общего развития учащихся. Специальные задачи: ­коррекция речи и мышления. В процессе обучения провожу работу над устранением недостатков всех сторон  речи ребенка. Принцип по которому идет усвоение материала   строится на концентричности. Происходит постоянное повторение ранее усвоенного материала и разъединения сложных   грамматических   понятий   и   умений   на   составляющие   элементы,   где каждый отрабатывается отдельно. Так как дети с нарушением в познавательной деятельности и эмоционально­волевой сферы испытывают  большие трудности в усвоении   сложных   систем   понятийных   связей     и   наиболее   легче   усваиваются простые. Для этого я разработала особую композицию урока русского языка, которая позволяет   ежеурочно,   систематически   повторяя   теоритический   материал, закреплять его в языковой практике, используя разнообразные методы обучения. Первая   часть   урока.   Работа   над   словом:   его   звуковой   (фонетический),   словосоставляющий морфологический   (принадлежность   к   части   речи), (морфемный   состав),   лексический   (смысловой   анализ),   использование   данного слова в устной и письменной речи. (Исследуется 1­2х слов) Вторая   часть.   Работа   с   учебником.   Она   включает   в   себя   знакомство   с предлагаемым   материалом   по   теме,   справочным   материалом,   упражнениями, схемами, тематическими рисунками.  Учитель   поясняет,   конкретизирует   материал,   предельно   упрощая   его содержание, давая возможность ребенку осмыслить и запомнить наиболее важные аспекты темы. Основной   принцип   работы   на   данном   этапе­   доступность,   наглядность: красочные рисунки, игра «Нарисуй правило» очень эффективны на данном этапе урока. Третья часть. Развитие речи. Работа со словами изученными в первой части, использование их в речи, составление словосочетания, а затем и предложений с этими словами. На   данном   этапе   урока   я   обычно   использую   красочные   иллюстрации   к сказкам  или произведениям,  изучаемым на уроках  чтения,  репродукции  картин известных   русских   художников:   И.Левитана,   И.Шишкина,   В.Васнецова, И.Крамского и других. Такая работа развивает интеллект ребенка обогащает его эстетически,   расширяет   представление   о   мире,   побуждает   к   общению. Обязательным   элементом   этого   этапа   является   беседа,   в   ходе   которой   дети, отвечая на вопросы учителя, пытаются выразить свои мысли, просто воспроизвести словом содержание изображенного эпизода. А   это   очень   важно   для   развития   речи   устной   и,   конечно,   письменной,   и делает изучение языка необходимым для ребенка. Четвертая   часть.   Пятиминутка   молчания.   На   этом   этапе   урока   дети сосредоточенно, внимательно работают над списыванием нескольких предложений или небольшого текста на изученные орфограммы (в соответствии с темой урока). Главное   условие:   писать   грамотно   и   аккуратно,   мысленно   проговаривая написанное, важным моментом развития моторики кисти, умение концентрировать внимание   на   письме   с   последующим   выразительным   чтением   текста,   перед которым можно провести само и взаимопроверку выполненной работы. Во время этой проверки дети могут не только поменяться работами, но подойти к тому ученику, который будет делать эту работу. Не стоит забывать, что к этому этапу урока ребята уже могут устать и им необходимо немного отдохнуть и расслабиться. Пятая   часть.   Традиционное   повторение   и   закрепление   изученного,   Оно   может   быть объяснение   и   мотивация   домашнего   задания. дифференцированным, общим, иногда вообще может отсутствовать, или ребятам дается задание ещё раз пройти, используя поурочные записи, материал данного урока и постараться запомнить его ключевые моменты, выделенные в четвертой части. Такая композиция урока может быть использована в других классах и не является чем­то новым, просто от неё не следует отступать, и тогда осуществляя принцип «от простого к сложному», от слова к словосочетанию, предложению и, наконец,   тексту,   учитель   может   сделать   познавательный   процесс   для   своих учеников наиболее интересным и эффективным. Такая   композиция   урока   позволяет   использовать   разнообразные   методы обучения: ­наглядно­демонстрационный; ­словесно­объяснительный; ­экспериментально­практический; ­индивидуально­развивающий. Формы работы: ­урок(как основная форма коррекционно­развивающего обучения); ­тестирование; ­индивидуальные занятия по дидактическому материалу; ­элементы логопедических занятий; ­занятия для развития мелкой и крупной моторики пальцев рук; ­прослушивание аудиозаписей  и просмотр обучающих презентаций. На уроках широко использую дидактические игры. Дидактическая игра­наиболее эффективное средство, которое позволяет вызвать у ребенка   интерес   к   уроку,   привлечь   его   внимание   к   изучаемому   материалу. Дидактическая игра в отличии от обычных игр является не только развлекательной частью   урока.   Основная   цель­выполнять   познавательные,   воспитательные   и коррекционные задачи обучения. Педагог подбирает дидактические игры к уроку основываясь на изучаемой теме, целях и содержании   урока. Применение   разнообразных   по   форме   практических   упражнений,   игровых приемов,   в   частности   дидактических   игр,   позволяют   выработать   прочные грамматические   навыки   у   детей,   оптимизировать   процесс   усвоения   ими орфографических   правил,   сформировать   первоначальные   умения   языкового обобщения, привить устойчивый интерес к занятиям родным языком и успешно социализировать их в обществе. Письменная   речь   представляет   собой   сложный   процесс   для   данной категории детей (особенно с ЗПР), так как представляет собой сложные процессы, состоящие из многочисленных операций. Письмо предполагает: ­   осуществление   точного   и   последовательного   фонематического   анализа   слова, соотнесения звуков с соответствующими фонемами. Постоянная работа, например, в 5  классе  по  списыванию   текста  с  пропущенными   буквами,  а затем  поиск  по образцу своих ошибок учит ребенка вниманию.  На   уроке   ребенок   с   ОВЗ     постоянно   нуждается   в   помощи   учителя. Выделяются   три   вида   помощи:   стимулирующая,   направляющая,   обучающая.   Я стараюсь использовать по возможности все эти виды. У таких детей наиболее развито наглядно­образное мышление, поэтому   и эффективны   уроки   с   применением   наглядности: памятки.   схемы,   опорные   таблицы, На уроках     применяю   приемы, позволяющие развивать внимание, память,   слов,   задания   с   пропуском   отдельных   букв,   мышление   школьников:   словосочетаний, нахождение лишнего слова, исправление ошибок.      Устойчивый интерес к учебной деятельности у детей с ОВЗ, в том числе и ЗПР     формируется   через   проведение   уроков­путешествий,   уроков­игр,   уроков­ викторин,   уроков­встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через   привлечение   сказочных   персонажей,   игровую   деятельность,   внеклассную работу   и   использование   различных   приёмов.   Например:   поможем   сказочному герою посчитать   буквы, звуки, помочь герою добраться к цели путем   подбора пропущенных слов.    Информационно­коммуникативные  технологии   помогают   решать практические задачи: формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать и расширять словарный запас, организовать работу по формированию, учету и коррекции знаний учащихся. Построение схем, таблиц с использованием   ИКТ   позволяет   экономить   время,   более   эстетично   оформить материал.    Чтобы   отследить   положительную   динамику   в   продвижении   ребенка   и выявить   пробелы   в   знаниях     можно   использовать   диагностическую   таблицу. Грамотно выстроенный образовательный маршрут для учащихся с ОВЗ позволяет обеспечить личностное развитие каждого школьника. Работая с такими детьми, мы  должны  помнить, что все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять, так как снижение произвольной памяти у учащихся ­   одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. Им свойственно   и   быстрое   забывание   выученного. Они   редко   замечают   свои ошибки. Поэтому    коррекционная   работа   должна   вестись   в   следующих   направлениях: подбор   индивидуальных   заданий,   предотвращение   наступления утомления (физкультминутки),    поощрять   успехи детей,     развивать       веру в собственные   силы   и   возможности,  включать     в  содержание   урока  развивающие игры, занимательный материал, наглядность. Огромная роль в формировании личности детей с ОВЗ отводится урокам чтения.  В 5 классе они приобретают новое звучание и новые формы. Для данного класса в 2018 году вышел замечательный учебник «Чтение» под редакцией З.Ф.Малышевой. Учебник яркий, интересный, доступный. Тщательный   отбор   материала   позволяет   познакомить   детей   ОВЗ   с произведениями русской литературы разных жанров и включает разделы: «Устное народное творчество», «Картины русской природы в творчестве русских поэтов и писателей», «О друзьях­товарищах» (отрывки из известных рассказов Д.Яковлева, Н.Носова) и другие разделы. Не обойдена вниманием и зарубежная литература. Организация  работы по чтению с детьми с ОВЗ принципиально  ничем не отличается   от   работы   на   уроках   литературы   с   детьми   обычных   классах   и происходит по схеме: прочитал, понял, прочувствовал, подумал о прочитанном, сделал выводы. Главным в этой цепочке, безусловно, является три первых утверждения: a) прочитал…   (нужно   читать   вместе,   акцентируя   внимание   на   образах, картинах природы, характерах и поступках персонажей); b) понял… (у детей с ОВЗ это сложнее, для этого нужно погрузить ребенка в   атмосферу   произведения,   задать   нужные   вопросы,   сконцентрировать внимание на главном, не забывая о важных деталях); c) прочувствовал…   (самое   сложное­пробудить   чувства,   заставить сопереживать,   смеяться   и   плакать,   любить   и   ненавидеть),   вызвать соответствующие   эмоции   может   и   выразительное   чтение,   и   музыка,   и живопись, и эмоциональный рассказ учителя, и обстановка в классе. Над   всем   этим   работаю   на   каждом   уроке,   если   надо,   читаем   по   ролям, играем отдельные сценки, рисуем иллюстрации к прочитанному, спорим о том, что хорошо, что плохо, а иногда молчим в тишине. Но   самое   главное,   безусловно,   научить   ребенка   читать   и   понимать прочитанное­этой цели стараюсь посвятить большинство уроков. Современный урок чтения невозможно и для детей с ОВЗ, и для остальных уч­ся   представить без сопоставления художественных произведений с другими видами   искусства.   Этот   органический   синтез   помогает   учителю   будить воображение   учеников,   стимулировать   их   творческую   активность.   Конкретно– наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и запоминающимся по теме. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку   становится   творческим   процессом.   А   зрелищность,   яркость,   новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Театрализованная игра на уроке, которая вызовет у учащихся несомненный интерес.  Можно сделать костюмы к таким урокам.  Басни Крылова  и др. На таких уроках создается атмосфера раскованности, свободы мышления.  Электронные учебные пособия по русскому языку и литературе, созданные на   базе   мультимедиа,   оказывают   благотворное   воздействие   на   память   и воображение,   облегчают   процесс   запоминания,   позволяют   сделать   урок   более интересным   и   динамичным,  «погрузить»  ученика   в   эпоху   литературного   героя, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания. От   правильной   организации   урока   во   многом   зависит   функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать   умственную   работоспособность   на   высоком   уровне.   Не   менее важным является эмоциональный климат урока, который во многом зависит от доброжелательного   тона   учителя,   от   юмористической   составляющей педагогического общения. Несомненно,   хороший смех дарит здоровье и радость ребенку от общения.      Новые   образовательные   технологии   способствуют   совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют эффективно организовать самостоятельную   работу   и   дифференцировать   процесс   обучения,   повышают интерес,   активизируют   познавательную   деятельность   учащихся.   Благодаря   их внедрению в образовательный процесс     учащиеся с ОВЗ овладевают приемами учебной   деятельности,   умением   самостоятельно   конструировать   свои   знания, имеют   больший   шанс   использовать   умения   и   навыки  для   дальнейшей   жизни   и успешной   социализации   в   обществе, информационном пространстве.   ориентироваться   в   современном

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ

Статья организация с детьми по ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2019