Статья "Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Оценка 4.8
Лекции
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
02.09.2017
В данной статье описана организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении. С целью определения интересов обучающихся для занятий внеурочной деятельностью в нашей школе родителям первоклассников было предложено анкетирование. По результатам анкетирования были сформированы группы детей для занятий по интересам. За основу взяты направления, сформулированные в Федеральном учебном плане.Статья "Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Организация внеурочной деятельности.doc
Организация внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении .
(из опыта работы )
В 2010 2011 учебном году наша школа , МБОУ «Лицей №1 им. Н.К.Крупской», в числе семи
образовательных школ стала областной экспериментальной площадкой по теме «Организация апробации
введения федеральных образовательных стандартов начального общего образования»
Экспериментальным классом был выбран 1Б класс (сейчас –это 2 Б»), в котором я являюсь классным
руководителем. Хочу поделиться опытом работы в организации внеурочной деятельности в нашем
образовательном учреждении.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется
образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих
интересов на основе свободного выбора, постижения духовнонравственных ценностей и культурных
традиций.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Введение стандартов второго поколения вызвало массу вопросов, один из которых связан с организацией
внеурочной деятельности учащихся. По каким программам работать, как распределить предлагаемые
Учебным планом часы?
С целью определения интересов учащихся для занятий внеурочной деятельностью в нашей
школе родителям первоклассников были предложены анкеты, по результатам которых были сформированы
группы детей для занятий по интересам.
За основу взяты направления, указанные в Федеральном учебном плане, по которым необходимо вести
развитие детей, и проанализирован кадровый потенциал учителей школы. Проведенный анализ и
анкетирование родителей позволил нам сделать следующее распределение.
Направления внеурочной
деятельности
Спортивнооздоровительное
Научнопознавательное
Художественноэстетическое
Название кружка
Количество часов
Подвижные игры
Лесовичок
Клуб «Умняша»
Театр детям
Фольклор – детям
Декоративно прикладное
искусство
2 часа
2часа
1 час
1час
2часа
2часа
Подробнее остановлюсь на работе кружков.
Кружок «Подвижные игры»
Необходимость создания: ухудшение здоровья обучающихся в связи с экологической обстановкой,
интенсификацией учебного процесса и выросшей гиподинамией.
ЦЕЛЬ:
1. формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью, понимания значимости его
сохранения и укрепления; 2. привитие навыков здорового образа жизни;
3. профилактика безнадзорности и употребления ПАВ.
ЗАДАЧИ:
1. способствовать расширению кругозора учащихся;
2. содействовать взаимодействию взаимопониманий;
3. развивать умения ориентироваться в пространстве;
4. развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
5. создавать условия для проявления чувства коллективизма;
6.развивать активность и самостоятельность;
7. активизировать двигательную деятельность детей.
Миссия программы: научить школьников безопасному, полезному для здоровья времяпрепровождению.
Ожидаемые результаты:
1.Укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.
2. Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
3. Развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств.
4. Формирования у детей и уверенности в своих силах.
5. Умение применять игры в самостоятельных занятиях.
6. Увеличение числа подростков, соблюдающих нормы и требования ЗОЖ.
На занятиях кружка дети знакомятся с историей народных игр, разучивают народные и дворовые игры,
учатся работать в коллективе, развивают лидерские качества, учатся применять игры в самостоятельных
занятиях.
Кружок «Театральное искусство»
При планировании работы кружка учитываются основные цели:
1. Познакомить с элементами сценической грамоты.
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства,
научить чувствовать и ценить красоту.
3. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру,
наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
Целеполагание определило задачи кружковой деятельности:
1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
2. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
3. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в
искусстве.
4. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность
средствами театрального искусства.
5. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное
состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
6. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное
отношение к окружающему миру.
8. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и
контактность в отношениях со сверстниками;
9. Развивать чувство ритма и координацию движения;
10. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
11. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством
зрительного зала и сцены; Воспитывать культуру поведения в театре;
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических
линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в
мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка этюдов и
пьесок для свободного просмотра. Кружок «Декоративно прикладное искусство»
Необходимость создания этого кружка: слабо развитая моторика мелких мышц у нынешних
первоклассников, а в 1классе на технологию отводится всего 1час.
Цель:
1.Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно прикладного
искусства.
Задачи:
1.Развивать природные задатки способности, помогающие достижению успеха в прикладном искусстве.
2.Научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте
мастеров искусств.
3.Освоение детьми основных правил рукотворчества.
4.Овладение материалами и инструментами деятельности.
5.Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира.
6 Развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности.
7. Формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
8.Умение осознанно использовать образно выразительные средства для решения творческой задачи.
Итоги занятий были подведены на отчётной выставке перед родителями.
Руководителем экологического кружка «Лесовичок» является сотрудник Детского Экологического
Центра
Цель:
1.Повернуть ребенка к природе.
2. Показать сложность и богатство растительного и животного мира.
3.Пробудить уважение к окружающей среде.
Задачи:
1.Расширение и углубление экологических представлений о природе родного края.
2.Развитие духовно – нравственных и патриотических чувств
3. Воспитание любви к природе и бережному отношению к ней.
4.Развитие трудовых навыков.
Ожидаемые результаты:
1. Обобщение и углубление знаний в области экологии.
2. Развитие художественных и творческих способностей в процессе изготовления поделок из природного
материала.
3. Развитие трудовых навыков посредством ухаживания за животными и растениями.
4. Умение проводить опыты и наблюдения в природе и использование своих наблюдений на научно
практической конференции.
5. Увеличение числа подростков, соблюдающих правила поведения в природе.
Занятие кружка проводится в живом уголке. Дети любят ухаживать и наблюдать за животными и
растениями, готовят сообщения о животных и растениях, изготавливают поделки из природного
материала. Участвуют в интеллектуальных конкурсах, викторинах экологической направленности.
Кружок « Фольклор детям»
Цель:
1.Продолжить изучение родного края и страны посредством привития интереса к народным традициям,
фольклорным произведениям;
2.Развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать
уважение к истории, культуре, традициям своего народа;
3.Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма; 4.Развивать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора.
Задачи:
1.Обеспечить усвоение знаний по краеведческой литературе, фольклорных произведений, народных
традиций, народных промыслов, связанных с развитием истории края;
2.Формировать навыки работы с литературными источниками, историческими источниками, фольклорными и
музыкальными произведениями.
Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу Родину, историю страны, творчество
писателей, поэтов, композиторов родного края учащийся становится сопричастным историческим событиям,
которые происходили не гдето далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, способствует
воспитанию патриотизма. Знакомясь с литературным, музыкальным, культурным наследием своего народа,
обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории области, края, что
поможет правильно выбрать активную жизненную позицию.
Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект,
т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За
основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а
так же изучение истории своего края.
Рядом с лицеем находится Детский Центр чтения. Мы с ними тесно сотрудничаем. Поэтому
работниками данного учреждения был организован клуб любителей книг «Умняша»
В современном мире с появлением компьютера отношение к книге изменилось. Теперь, для того чтобы знать
и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно
черпать информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера.
Цель:
1. Вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний.
2. Предоставить возможность детям стать читателями и как можно чаще посещать библиотеку.
Задачи:
1.Формирование читательской самостоятельности.
2.Воспитание посредством литературных произведений.
3. Обогащение словарного запаса.
4. Развитие умения высказывать своё мнение: грамотно строить предложения.
5. Формировать коммуникативную грамотность младших школьников
6. Формирование талантливого слушателя.
Ожидаемые результаты:
1.Необходимость посещать школьные, городские библиотеки.
2. Сформировать потребность поделиться с товарищами своим мнениями о прочитанных книгах.
3.Создание домашней библиотеки.
На занятиях дети знакомятся с книгами, проводят викторины, творческие конкурсы по прочитанным
произведениям: «Нарисуй любимого героя сказки», «Напиши письмо автору полюбившегося рассказа»
Учатся вслушиваться в художественное произведение, давать оценку сюжету, героям произведения.
Развивают умение рекламировать прочитанную книгу, учатся рассматривать книгу, узнавать героев и
эпизоды, изображённые на рисунках. Вследствие этого формируется не только личность, владеющая
современными техническими информационными носителями, но и классическая интеллигентная
образованная личность, для которой книга – «источник знаний», источник вдохновения и лучший подарок
Внеурочные занятия с удовольствием посещают и те дети, которые заняты в городских учреждениях
дополнительного образования. Десять часов внеурочной деятельности проходят для детей незаметно. Это не дополнительная учебная
нагрузка, а работа для пальчиков, для мышц, для речи, для мысли, а самое главное для души. На занятиях
театрального кружка всегда весело и немножко шумно, экологический кружок «Лесовичок» работает в
классе с живым уголком. Сколько интересных поделок сотворили своими руками, изучая декоративно
прикладное искусство, сколько песен и танцев выучили на занятиях кружка «Фольклор детям». И,
конечно же, какой отдых без веселых спортивных игр. Любят ребята посещать школьный и краеведческий
музей, детскоюношеский центр чтения, детский экологический центр.
Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием
занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму
дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В
течение года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей,
представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников
В конце учебного года каждый руководитель провёл открытое мероприятие для родителей: выставка
проектных работ кружка «Декоративноприкладное искусство», концерт для ветеранов Великой
Отечественной войны в школьном музее, инсценировки произведений Бориса Заходера на утреннике
«Прощай первый класс». Родители убедились, что внеурочная деятельность –это путь к общекультурному,
личностному и познавательному развитию учащихся. Их дети развиваются гармонично и разносторонне. В
этом учебном году ребята также продолжают посещать кружки, организованные учителями лицея и
педагогами учреждений дополнительного образования..
Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов)
увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт
возможности для организации индивидуальной проектноисследовательской работы с учащимися. Но в
организации внеурочной деятельности есть проблемы. Далеко не все школы могут обеспечить материально
техническую базу, т.к. обучение производится в 2 смены, не хватает кабинетов для проведения кружков.
финансирования для заработной платы учителям.. Цель работы в начальной школе: Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к
искусству слова путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся
такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение
городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров,
просмотра телепередач. Вследствие этого формируется не только личность, владеющая современными
техническими информационными носителями, но и классическая интеллигентная образованная личность, для
которой книга – «источник знаний», источник вдохновения и лучший подарок.
В летнем оздоровительном лагере мы с детьми читаем книги, рисуем, делаем поделки, разыгрываем
сценки по произведениям писателейюбиляров. Знакомство с книгами, игры со словами, сказки и
рассказы помогают ребятам скоротать дождливую непогоду в помещении. К тому же это
замечательный повод поговорить о прочитанном, предложить детям творческие конкурсы – «нарисуй
любимого героя сказки…», «напиши письмо автору полюбившегося рассказа…» и др.
. Уроки чтения художественного произведения с последующим обсуждением (1 класс). Задачи
таких уроков: научить детей вслушиваться в художественное произведение, наслаждаться
языком автора, давать оценку сюжету и героям произведения; учить детей рассматривать
книгу, узнавать героев и эпизоды, изображённые на рисунках; формировать талантливого
слушателя.
II. Урокианонсы(2 класс), задачи которых научить прорекламировать прочитанную книгу тем
методом, который кажется наиболее удачными: нарисовать иллюстрации к книге, выпускать
стенгазету (в ГПД или с родителями); советы: «ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ! ПРОЧИТАТЬ!»
Почему?
III. Библиотечные уроки(3 класс). Задачи: формировать читательскую самостоятельность,
уметь выбрать книгу по картотеке, формировать коммуникативную грамотность младших
школьников; посещать школьную библиотеку (может проводить школьный библиотекарь или
старшеклассники); посещать городские библиотеки; классные библиотечные уроки: создавать
классные библиотеки, избирать классного библиотекаря на определённый срок.
IV. Уроки спектакли. Диалог искусств: литература – театр кино (4 класс). Задачи таких
уроков: учить составлять киносценарии к небольшим эпическим произведениям; распределять роли; изготавливать костюмы; снимать на фото или видеокамеру; просматривать видео;
формировать юных кинокритиков: игра актёров, уместность и правильность подбора
декораций, соответствие сюжета первоисточнику.
На уроке необходимо создавать ситуацию (часто может продолжиться и вне урока), при которой
у школьников возникает потребность поделиться с товарищами своим мнениями о прочитанных
книгах:
проводить анонс книг;
словарную работу;
беседы;
читать рассказы, повести, сказки, стихотворения;
на каждом уроке проводить анализ прочитанного произведения;
пересказывать прочитанное;
готовить исследовательскую работу.
Успех в работе будет при условии тесного сотрудничества с родителями. Привитие детям
интереса к чтению на 90% зависит от родителей. Читают родители – читают и дети! Есть в
семье культ книги – это н
знаний по биологии, приобщение учащихся к активному обучению, развитие учебнопознавательных умений
и навыков, расширение кругозора. Программа рассчитана на учащихся 47х классов.
Выполняя на занятиях кружка различного рода задания (наблюдения за растениями и животными, работа с
микроскопом, гербарием, влажными препаратами, практические работы по уходу за растениями и
животными и т.п.), учащиеся приобретают более глубокие и прочные знания по биологии, четкие
представления о природе и природных явлениях. В процессе кружковой работы у юннатов развиваются
внимание, наблюдательность, исследовательские навыки.
Используются различные формы и методы работы с детьми: рассказ, беседа, практическая работа в
оранжерее и уголке живой природы, самостоятельные работы, наблюдения в природе и т.п. Широко
применяются занимательные методы: кроссворды, загадки, игры по биологической тематике. Во время
занятий и экскурсий воспитывается бережное отношение, интерес к природе родного края, умение не
навредить ей. Проводится экологическое воспитание школьников, знакомство с экологическими проблемами
города, республики, уделяется внимание здоровому образу жизни.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными
особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная
программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать
нравственно эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные
нормы поведения в обществе, формируется духовность. Внеурочные занятия с удовольствием посещают и те дети, которые заняты в городских учреждениях
дополнительного образования.
Десять часов внеурочной деятельности проходят для детей незаметно. Это не дополнительная учебная
нагрузка, а работа для пальчиков, для мышц, для речи, для мысли, а самое главное для души. На занятиях
театрального кружка всегда весело и немножко шумно, экологический кружок «Лесовичок» работает в
классе с живым уголком. Сколько интересных поделок сотворили своими руками, изучая декоративно
прикладное искусство, сколько песен и танцев выучили на занятиях кружка «Фольклор детям». И,
конечно же, какой отдых без веселых спортивных игр. Любят ребята посещать школьный и краеведческий
музей, детскоюношеский центр чтения, детский экологический центр. Во второй половине дня дети не
проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами
деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия
оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение года проведён ряд
родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной
деятельности – творческие работы учеников.
В конце учебного года каждый руководитель провёл открытое мероприятие для родителей: выставка
проектных работ кружка «Декоративноприкладное искусство», концерт для ветеранов Великой
Отечественной войны в школьном музее, инсценировки произведений Бориса Заходера на утреннике
«Прощай первый класс». Родители убедились, что внеурочная деятельность –это путь к общекультурному,
личностному и познавательному развитию учащихся. Их дети развиваются гармонично и разносторонне. В
этом учебном году ребята также продолжают посещать кружки, организованные учителями лицея и
педагогами учреждений дополнительного образования..
Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов)
увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт
возможности для организации индивидуальной проектноисследовательской работы с учащимися. Но в
организации внеурочной деятельности есть проблемы. Далеко не все школы могут обеспечить материально
техническую базу, т.к. обучение производится в 2 смены, не хватает кабинетов для проведения кружков.
финансирования для заработной платы учителям..
Статья "Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Статья "Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Статья "Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Статья "Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Статья "Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Статья "Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Статья "Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Статья "Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.