Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Оценка 4.9

Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Оценка 4.9
Семинары
docx
русская литература +1
5 кл—7 кл
01.02.2017
Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Описание приемов работы по нравственному воспитанию на примерах подбора текстов по русскому языку и литературе, основываясь на теорию К.Д.Ушинского. Представлен материал для практического использования, с целью привития любви к родному краю, природе. Примеры текстов, жанровое многообразие литературных произведений дает возможность воздействовать на обучающихся, воспитывая в них доброту, отзывчивость, любовь к окружающему миру.
Доклад Курганова.docx
МКОУ «Садовская СШ», учитель русского языка и литературы. Курганова Ольга Ивановна ОСНОВЫ   НРАВСТВЕННОГО   ВОСПИТАНИЯ   ТЕОРИИ   К.Д.   УШИНСКОГО   ПРИ РАБОТЕ   С   ТЕКСТОВЫМ   МАТЕРИАЛОМ   НА   УРОКАХ   РУССКОГО   ЯЗЫКА   И ЛИТЕРАТУРЫ. Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания. При этом   задачи   воспитания   определялись   как   наиболее   существенные.   Ушинский охарактеризовал   особенности   нравственного   воспитания   в   различных   слоях   русского общества  В основе предложенной Ушинским методики нравственного воспитания ­ отказ от педагогики "страха", от поддержания школьной дисциплины путем наград и наказаний. Он предлагал   воспитывать   школьника   в   атмосфере   здравомыслия   и   гуманности.   Важным способом   нравственного   воздействия   Ушинский   считал   убеждение   словом,   примером наставника с опорой на личный опыт ребенка.  Великий   русский   учитель   Константин   Дмитриевич   Ушинский   создал   для   детей учебник '"Родное слово". Этот учебник выдержал 147 изданий. Он состоял из двух книг: "Азбуки" и "Первой после Азбуки книги". В "Азбуке" Ушинский помещает рисунки для изображения их по клеткам, чтобы подготовить ребенка к письму с помощью интересных рисунков. Затем дает прописи, письменную и печатную азбуки. Сначала дети должны были выделять звуки в простейших словах (ау, уа, оса), учились писать буквы, обозначающие их, затем   читать   написанное.   Письменная   азбука   К.   Д.   Ушинского   была   похожа   на современные прописи для обучения письму. Сейчас, в наше время, в прописях тоже есть разные   интересные   задания   по   раскраске,   обводке   рисунков   по   точкам.   Эти   задания предназначены   для   укрепления   пальцев   рук   для   письма.   А   впервые   предложил   такие задания  К.  Д.  Ушинский.  После  письменной,  дети   учились   читать   по  печатной  азбуке. Большое внимание уделял К.Д. Ушинский отбору текстов для чтения. Широко использованы в «Родном слове» пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Прекрасно подобраны упражнения для развития у детей умения сравнивать, различать, обобщать.  Простота,   образность   и   эмоциональность   изложения,   разнообразие   и   богатство материала   (из   художественной   литературы,   географии,   истории,   естествознания), прекрасный   язык,   умение   заинтересовать   ребенка,   сочетание   образовательного   и воспитательного элементов, разнообразие и богатство упражнений — таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении.  "Воспитание   мыслится   Ушинским   как   целенаправленный,   преднамеренный   процесс "управления   личностью"   цель   которого   ­подготовить   человека   к   жизни   и   активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои   интересы   с   интересами   своего   народа   и   всего   человечества.   Из   направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно ­ центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания . могли сделать гоголевского городничего "сытным человеком".  Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно   воспитывать   в   детях   стремление   к   добру,   чувство   патриотизма,   трудолюбие, чувство   общественного   долга,   гуманизм,   дисциплину,   твердый   характер   и   волю   как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе 1 нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, эгоизм, карьеризм, лицемерие, праздность и др.  Важными задачами нравственного воспитания являются:  ­   формирование   мировоззрения,   моральных   знаний,   правильных   взглядов   на   жизнь   и формирование   системы   убеждений,   которую   Ушинский   считает   главнейшей   дорогой человеческого поведения;  ­ развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством   в   человеке,   "его   общественным   цементом"   Ушинский   считал   патриотическое чувство,   которое   "последним   гибнет   даже   в   злодее".   Чувство   переведет   сознание, убеждение в поведение человека. Воспитанию чувств посвящена специальная глава;  ­   воспитание   навыков   и   привычек   поведения.   По   убеждению   Ушинского,   человек, благодаря хорошей привычке, "воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше". Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения.  Нравственное   воспитание   не   должно   строиться   на   страхе   наказания,   утомительных "словесных   назиданий".   Методы   и   средства   воспитания   зависят   от   его   содержания   и цели.Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений.  В   воспитании   важны   и   метод   упражнений,   режим   дня,   авторитет   родителей,   личность учителя,   пример   (организованная   среда),   поощрения   и   разумные,   предупреждающие наказания, организация детского общественного мнения. В деле воспитания большую роль играет   общий   дух   в   школе,   благоприятная   атмосфера.   Одним   из   сильных   средств воспитания Ушинский считает природу: "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений   моей   жизни   глубокое   убеждение,   что   прекрасный   ландшафт   имеет   такое огромное   воспитательное   влияние   на   развитие   молодой   души,   с   которым   трудно соперничать влиянию педагога". Эту идею более конкретно будет развивать в своих трудах наш современный педагог В.А.Сухомлинский.  Воспитание  Ушинский  рассматривал  в тесном единстве  с процессом  обучения и протестовал против разделения воспитания и обучения, между учителем и воспитателем.  Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидактики. Особое внимание он уделял   проблемам   содержания   образования.   В   условиях   общественно­педагогического движения 60­х годов XIX века она решалась в развернувшейся дискуссии о классическом и реальном образовании.  Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из "великих наставников   человечества",   не   только   потому,   что   логика   природы   наиболее   доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательного значения.  В   первую   очередь,   в   школе   надо   иметь   ввиду   душу   учащегося   в   ее   целости   и   ее органическое, постепенное и всестороннее развитие, а знания и идеи должны выстраиваться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь.  Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формального образования (цель обучения ­ развитие умственных способ ностей учащихся), так и материального (цель ­ приобретение знаний) за их односторонность. Показывая несостоятельность формального образования, он подчеркивал, что "рассудок развивается только в реальных знаниях. и что самый   ум   есть   не   что   иное,   как   хорошо   организованнее   знание".   Ушинский   считает необходимым и развитие умственных сил учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью.  Исходя из того, что в школе изучаются не науки, а основы наук, Ушинский различал понятия наука и учебный предмет и определил соотношение между ними. Заслуга его в том,   что   он   занимался   переработкой   научных   знаний   в   соответствии   с   возрастными   и психологическими   особенностями   учащихся,   т.е.   переработкой   научной   системы   в дидактическую.  2 Обучение   рассматривалось   Ушинским   как   посильная   деятельность   детей   под руководством учителя. Учение должно быть трудом, развивающим и укрепляющим волю детей.  Обучение   как   специфическая   форма   процесса   познания   имеет   свою   логическую структуру:   1­я   ступень   ­   познание   на   стадии   чувственного   восприятия   (ощущения, представления). Учитель должен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наблюдать, вторая ­ познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения. Третья ступень идейного (разумного) познания, это ступень формирования самосознания, мировоззрения.   Учитель   приводите   систему   знания,   способствует   формированию мировоззрения. И следующая ступень освоения приобретенных знаний ­ закрепление.  Преподавание   и   учение   связаны   в   единое   целое   тогда,   когда   преподавание начинается своевременно, развертывается постепенно и органично, сохраняет постоянство, возбуждает самодеятельность учащегося, избегает как чрезмерной напряженности, так и чрезмерной лёгкости занятий, обеспечивает нравственность и полезность материала и его применения.  Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения,  определённые  государственной  программой,  и  задачи  воспитания   личности  в неразрывном единстве. Решение задач обучения преследует цель «подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова», задачи воспитательного плана вытекают из этого же требования   и   состоят   в   необходимости   воспитать   личность   с   активной   жизненной позицией, творчески мыслящую и действующую в интересах общества. Школа   призвана   привить   ученику   любовь   к   родному   языку   как   национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности.  Звучащее   слово   –   это   тот   «материал»,   свободному   владению   которым   должны научить уроки русского языка.  Решение проблемы единства обучения и воспитания на уроке зависит от умения учителя слить в единый процесс воспитания и обучения на каждом уроке. И если при обучении русскому языку руководством для учителя являются программа и учебник, то решение воспитательных задач открывает необозримое поле деятельности для творчески работающего  учителя.   Ведь   характер   этой   работы   меняется   в  зависимости   от   подбора учащихся   в   классе,   возраста   учеников,   их   индивидуальных   особенностей,   специфики семейных   условий   и   др.   Поэтому   на   уроках   русского   языка   проблему   комплексного решения задач обучения и воспитания помогает решать, во­первых, текстовой материал, во­вторых,   отбор   наиболее   эффективных   приёмов   и   методов   работы   (с   учётом возможностей оборудования урока техническими средствами обучения, наглядностью). Перед   нами   стал   вопрос   о   принципах   отбора   текстового   материала   для   уроков русского   языка   (его   содержании,   объёме,   композиционной   расстановке,   составлении), особенно   для   уроков   синтаксиса,   где   дидактический   материал   должен   обеспечить   не только процесс усвоения структуры словосочетаний и предложений, но и сопутствующее повторение   лексики,   словообразования,   фонетики,   орфографии   в   спланированном учителем   порядке.   Первый   вывод   ,   к   которому   мы   пришли,   сводился   к   следующему: текстовой материал, отобранный для урока, не должен нарушать систему тренировочных упражнений,   предлагаемую   учебником,   но   и   призван   дополнить   её   и   подчинить воспитательным целям урока. В силу этого он должен в плане грамматики отвечать теме урока   (содержать   необходимые   орфо­   и   пунктограммы,   материал   для   наблюдений учащихся за жизнью слова в словосочетании и предложении – в различных стилях речи и т.д.),   при   условии,   что   текст   подбирается   на   определённую   тему   –   это   требование воспитательной   цели   урока.   Именно   воспитательные   задачи   обязывают   отобрать   для каждого   урока   тот   текстовой   материал,   содержание   которого   поможет   ему   в 3 формировании гражданственности, личных качеств школьника. Дидактический материал должен обратить внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке   и   технике,   на   факты   жизни   выдающихся   людей,   на   процессы   воспитания   воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества. Подбирая   материал   к   уроку,   необходимо   следующее:   при   малом   объёме   текст должен 1) быть максимально насыщен необходимым грамматическим материалом (и для повторения   правил   орфографии,   и   для   работы   с   соответствующими   синтаксическими конструкциями); 2) помочь ученику в развитии воображения, создании зрительного образа; 3) отвечать требованиям перспективы в обучении (разнообразие стилей речи, возможность наблюдения за экспрессией речи); 4) помогать в организации сопутствующего повторения; 5) расширить словарный запас учащихся. Практика   показывает,   что   урок,   на   котором   грамматика   изучается   на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, оставляет   в   памяти   учащихся   более   глубокий   след,   а   навыки   правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее. Например, к уроку «Двоеточие в бессоюзном сложном и простом предложениях» подобран материал на тему «Руки трудовые». 1. Записать под диктовку с последующей проверкой постановки знаков препинания при  характеристике предложений. Встречается сутулый человек, и думаешь: В труде он прожил век. А, может, стал таким не оттого: Поклоны спину сгорбили его? Кто в том виной: подхалимаж иль труд? Взгляни на руки: руки не соврут.  (М.Сазонов) 2.   Конструирование   предложений   по   заданной   ситуации   (используется   иллюстративный материал). Руки в труде – прекрасные руки: они у людей, не знающих покоя и самонадеянности, добрых и щедрых. Всё под силу рабочим рукам: дом построить, хлеба вырастить, космос освоить, недруга сокрушить. 3. Для чтения и анализа (упражнение на распознавание простого и сложного предложений с двоеточием). Текст воспроизводится с помощью мультимедийной установки. Руки труженика – характеристика его нравственной силы, неустанного стремления вперёд. Золотыми   народ   называет   руки   искусных:   сталевара   и   скульптора,   агронома   и исследователя, строителя и воспитателя. 4. Для грамматического разбора: Кто хочет сделаться глупцом, Тому мы предлагаем: Пускай пренебрежёт трудом И жизнь начнёт лентяем. Когда придёт упадок сил,  Хандра наступит злая, Верь: ни единый пёс не выл Тоскливее лентяя. (Некрасов) 5. Пословицы для выборочного диктанта. 4 Не лень, а труд возвышает человека. Лентяй всем ненавистен. Можно быть скромным, не будучи мудрым, не обладая скромностью. Некогда позёвывать, когда дело есть. У кого два дела в виду – ни одного не исполнит. На разных этапах урока и с разными целями использовались эти тексты, но кроме того, что закрепляется   навык   постановки   двоеточия   в   бессоюзном   сложном   и   простом предложениях, осуществлялось ещё и сопутствующее повторение правил правописания не с разными частями речи. К уроку были подготовлены яркие иллюстрации «Руки человека»: памятник   строителям   Магнитогорска   –   глыбы   руды   на   широкой   человеческой   ладони; памятник на могиле хирурга Бакулева – руки, держащие пульсирующее сердце; фрагмент на Мамаевом кургане – рука, поднявшая зажженный факел; и другие. Используя   ситуацию,   подсказанную   этими   материалами,   учащиеся   пишут   сочинения­ миниатюры. В работе над сказкой А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях я использую слова антонимы, дающие характеристику героя: Царица Царевна Гордая смиренная Работаем   со   словарем   В.И.Даля   .   Словарь   Даля   объясняет:   смирение   паче   гордости. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. Своенравная сдержанная (Делающая все по­своему, на свой лад, чтобы другие подчинялись этому порядку) гневная милостивая, кроткая. Где гнев, там и милость. Покорное слово гнев укрощает. Ребята, ссылаясь на поступки героев, составляют короткий рассказ о царевне или царице с элементами   характеристики,   определяя   положительные   и   отрицательные   человеческие качества героинь. Литературная   сказка   Х.К.Андерсена   “Снежная   королева”   глубоко   любима   детьми. Ученики,   узнав   о   писателе   Андерсене,   что   он   был   некрасив   и   хорошо   знал   это   …, рассуждают о красоте внешней и внутренней. Интересен для них поступок писателя, когда он, вынув алую розу, дарит ее самой некрасивой девочке судомойке, она была к тому же хромая, как утка… Описывая облик Снежной Королевы и Герды, вместе с учениками отвечаем на вопросы: Какие душевные качества отразились в облике Снежной Королевы и Герды? Можем ли мы сказать, что и Герда, и Снежная королева любили Кая? А Кай? Каков он? Кто победит в этой неравной борьбе? Разве мог добрый автор своих героев отдать злым силам? Эта   сказка   учит   детей   добру   и   любви,   добро   торжествует   над   злыми   силами.   После изучения темы провожу творческую работу по написанию сказки собственного сочинения.  Изучая «Слово о полку Игореве», говоря о гражданской позиции автора, о патриотизме русского   народа,   обращаю   внимание   девятиклассников   на   рассуждения   автора   о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и   потеря   ответственности   за   свои   поступки   влекут   за   собой   огромные   человеческие трагедии. Разбираем это на примере князя Игоря. Именно эти названные качества героя привели к новым страданиям Руси.                                                                                  Воспитание любви к родной природе посредством работы с художественным словом –   одна   из   важнейших   сторон   нравственного   воспитания.   Умение   видеть   и   чувствовать красоту   родной   природы   в   нашем   стремительном   жизненном   темпе   совсем   угасает   – потому­то, С.Есенин, И.Бунин, А.Блок, К.Бальмонт и другие русские поэты 19­20 веков,­ это глас вопиющего в пустыне: «Остановись, вглядись, ты – человек, частица природы, тебе необходимо видеть огненные закаты и  рассветы, а лунная дорожка  на реке и  звёздная дымка в небе не только скрасят твой мир, но и дадут силы для преодоления трудностей и решения проблем».       Стихи о родной природе позволяют привлечь внимание к живому 5 Закладывается любовь к природе в детстве: нет детей, равнодушных к цветам и деревьям. Поэтому на уроке литературы так нужно постараться развить в человеке важную грань общей культуры – интерес к родной природе, любовь к ней, а значит, и любовь к Родине, без которой нет человека. Итогом работы над темой являются творческие работы учащихся – сочинение стихов.  пример, который несет огромное воспитательно  ­ патриотическое значение ­ это чтение книг о войне. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют  искать свое  место в жизни,  по– доброму относиться к окружающим людям. И таких примеров в литературе много.                    Другой   миру, почувствовать его душу, его боль – найти в себе желание и силы сопереживать, сочувствовать, сострадать. Исходя из сказанного, следует определять и требования к содержанию тематически подобранного   текстового   материала.   Подбирая   текст,   следует   иметь   в   виду   его информативную   сторону   (о   чём   интересном,   полезном   и   важном   он   несет   сообщение), идейную   направленность,   способ   выражения   мыслей   (в   плане   синтаксических особенностей, экспрессии, сообщаемой тексту подбором художественных средств языка, лексики), стилистическую окраску, доступность для учащихся данного возраста. Значит,   текстовой   материал   может   иметь   своим   источником   поэзию   и художественную   прозу,   газету   и   документ,   пословицы   и   поговорки   –   т.е.   самые разнообразные формы речи. Каким же должен быть объём текстового материала? В определении объёма нужно идти от следующего требования: ученик на уроке, чтобы усвоить материал, сформировать и   закрепить   навык   правописания   и   постановки   знаков   препинания.   Должен   видеть, слышать,  читать,  писать. Иными  словами, дидактический материал  к уроку синтаксиса должен наглядно демонстрировать изучаемую конструкцию речи, способствовать развитию речевого   слуха,   давать   возможность   её   анализировать   и,   наконец,   упражняться   в синонимических заменах и правописании. И особенно строго надо подойти к отбору текстового материала, который учащиеся будут записывать, выполняя различные тренировочные упражнения. Тематический подбор текстов к урокам русского языка – процесс длительный. Требующий постоянного поиска. Определённую помощь оказывает интернет, поурочные разработки с тематической подборкой текстов, художественная литература. В любом случае  не следует при этом забывать главное – внимание  к тексту со стороны   его   «грамматической   оснащённости».   Отбирая   тексты,   учитель   прежде   всего руководствуется   тем,   чтобы   в   нём   в   должном   объёме   были   представлены   изучаемые орфограммы   и   пунктограммы,   позволяющие   создать   и   закрепить   навык   осознанного, грамотного   письма;   но   и   воспитательную   сторону   этого   процесса   нельзя   назвать второстепенной, поэтому они и должны выступать в органическом единстве, а чтобы это единство осуществить, учителю надо творчески подходить к каждому уроку.Добиваясь того,   чтобы   школьники   проникали   в   эмоциональный   мир   героев,   выявляли   авторское отношение   к   ним,   а   затем   вырабатывали   собственные   оценки   персонажей,   учитель объединяет  задачи   воспитания   с задачами  литературного  развития.  Поэтому на  уроке литературы так нужно постараться развить в человеке важную грань общей культуры – интерес к родной природе, любовь к ней, а значит, и любовь к Родине, без которой нет человека. Это способствует и развитию читательских навыков, и глубокому постижению произведения   искусства,   и   повышению   уровня   воспитанности   детей. Примечательно, что оригинальная теория  обучения и  воспитания, созданная Ушинским, 6 воплотила в себе лучшие черты классической русской педагогики –   любовь к Родине, высокий гуманизм и демократизм, уважение к человеческому достоинству. Ушинский поддержал установку мировой педагогики Нового времени на приоритет гуманного воспитания человеческой личности: "Только человек, у которого и ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек".  7

Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Статья ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТЕОРИИ К.Д. УШИНСКОГО ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017