Статья "Особенности работы педагогов с семьями группы риска в современной начальной школе"
Оценка 4.6
Лекции
doc
воспитательная работа +1
4 кл
09.02.2017
В современных условиях проблема формирования работы педагога начальной школы с семьями группы риска особенно актуальна, так как семья даже в процессе нормального развития переживает критические ситуации, когда необходима помощь специалистов. На выполнение этой задачи и направлена в целом социально-педагогическая работа с семьёй.Представлен материал по работе с родителями
Статья ПРУдникова Сенина азарова.doc
Особенности работы педагогов с семьями группы риска в современной
начальной школе
Н.Н. Прудникова, Н.В. Сенина, Н.Н. Прудникова
пгт.Фёдоровский ХМАО Югра,
педагоги
МБОУ «Федоровская начальная общеобразовательная школа №4»
В современных условиях проблема формирования работы педагога
начальной школы с семьями группы риска особенно актуальна, так как семья
даже в процессе нормального развития переживает критические ситуации, когда
необходима помощь специалистов. На выполнение этой задачи и направлена в
целом социальнопедагогическая работа с семьёй.
В связи с вступлением в силу нового Закона «Об образовании в
Российской Федерации»,
приоритет отдаётся созданию адекватных
образовательных условий, а педагог является определяющим фактором
образовательной среды [4, с. 34].
В последнее десятилетие учёными отмечается тенденция роста количества
детей с риском социальной дезадаптации (С.А. Беличева; Л.Я.Селюкова, В.И.
Аксенова). В связи с реализацией права каждого ребёнка на образование и
развитие, становится актуальной проблемой обеспечение готовности педагога
дошкольного образования к работе с семьями воспитанников группы риска
(М.А. Ковардакова, Л.С. Семушина, Л.В.Поздняк). Однако проблема
подготовки педагогов к работе с семьёй группы риска в педагогических
исследованиях разработана недостаточно.
Многочисленные исследования по дошкольной педагогике и детской
психологии доказывают важность сотрудничества педагогов с родителями.
Вместе с тем, современная семья испытывает целый ряд социальных,
педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны
развития ребёнка, на его психологическое благополучие. В этих условиях
необходимо осуществлять поиск вариативных подходов к взаимодействию
образовательного учреждения и семьи, которые позволяют объединить
совместные усилия для оптимального развития ребёнка.
Работа с детьми и семьями группы риска должна строиться по принципу
оказания помощи и поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда
предполагает два направления оказание помощи ребенку и изменение
отношений в семье. Предметом особой заботы педагогов, социологов и
психологов образовательных учреждений являются семьи с факторами
социального риска, где выявлены межличностные и внутрисемейные трудности и
конфликты; факты отклоняющегося от нормы поведения. Это семьи с
алкогольной и наркотической зависимостью, семьи безработных, переселенцев и лиц, вернувшихся из мест заключения, семьи неблагополучные, распадающиеся
или уже распавшиеся. В каждой из них свои проблемы, но их объединяет одно –
невнимание к детям, затруднённость в исполнении родительских обязанностей.
Если говорить более определенно, то именно воспитательную функцию такие
семьи выполнить не в состоянии.
Основными функциями педагогов в работе с семьями и детьми группы риска
являются:
диагностическая (изучение особенностей семей,
отношений, степени влияния различных факторов на семью);
прогностическая (моделирование ситуаций с учётом диагностики семьи);
социальнопсихологическая (осуществление неотложной психологической
помощи, консультирования семьи);
организационнокоммуникативная (психологопедагогическое просвещение
родителей, организация общения);
коррекционная (психокоррекция поведения или психического развития);
развивающая (развитие качеств, способностей, умений и др.) [2, с.16].
Поскольку семьи и дети группы риска находятся в развитии, многое можно
изменить в особенностях их поведения, мировоззрения, ценностных ориентаций,
но это изменение очень сложный и длительный процесс, требующий особых
знаний, владения специфическими приемами и методами работы, умением
строить работу совместно со многими специалистами.
детскородительских
Прежде всего, следует выделить основную цель деятельности педагога,
которая состоит в защите прав и интересов ребенка.
Трудности работы педагогов с семьями группы риска определяются как
объективными, так и субъективными факторами. К числу основных
объективных факторов следует, прежде всего, отнести закрепленное
Конституцией РФ (ст.23, 24, 25), а также действующим Уголовным кодексом РФ
(ст.137) право каждого гражданина страны на неприкосновенность частной
жизни: незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни
лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо
распространение этих сведений в публичном выступлении, публично
демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если
эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и
причинили вред правам и законным интересам граждан. Таким образом, педагог
может осуществлять защиту прав детей только в рамках соблюдения
вышеуказанных нормативных актов.
Значимым является выделение
психологических характеристик семей и детей группы риска: наличие
отклоняющегося от нормы поведения, психической, познавательной депривации,
недостаточности удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и
потребностей детей и родителей, переживание кризисов, экстремальных
ситуаций, шоковых психических травм, способствующих утрате чувства
безопасности, психотравмирующих кратковременных ситуаций, ведущих к
утрате чувства защищенности, постоянных психотравмирующих ситуаций, враждебности, беспризорности в контексте особенностей развития данной
группы семей и детей. Поэтому, действуя в интересах ребенка, каждый педагог
призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи
входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей,
стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной
деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со
специалистамипсихологами, социальными работниками, врачами, юристами, а
также с представителями органов власти, общественностью.
Список литературы
1. Азаров Ю.Г. Семейная педагогика. М., 2007.148 с.
2. Вохмянин Г.И. Не подлежит оправданию. М.: Педагогика, 2006. 249 с.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.:
Академия, 2001. 266 с.
4. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш. /общ. ред Н.Е. Щуркова.
М.:Знание, 2009.144 с.
Статья "Особенности работы педагогов с семьями группы риска в современной начальной школе"
Статья "Особенности работы педагогов с семьями группы риска в современной начальной школе"
Статья "Особенности работы педагогов с семьями группы риска в современной начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.