Статья "Особенности работы педагогов с семьями группы риска в современной начальной школе"
Оценка 4.6

Статья "Особенности работы педагогов с семьями группы риска в современной начальной школе"

Оценка 4.6
Лекции
doc
воспитательная работа +1
4 кл
09.02.2017
Статья "Особенности работы педагогов с семьями группы риска в современной начальной школе"
В современных условиях проблема формирования работы педагога начальной школы с семьями группы риска особенно актуальна, так как семья даже в процессе нормального развития переживает критические ситуации, когда необходима помощь специалистов. На выполнение этой задачи и направлена в целом социально-педагогическая работа с семьёй.Представлен материал по работе с родителями
Статья ПРУдникова Сенина азарова.doc
Особенности работы педагогов с семьями группы риска в современной начальной школе Н.Н. Прудникова, Н.В. Сенина, Н.Н. Прудникова пгт.Фёдоровский  ХМАО ­Югра,   педагоги  МБОУ «Федоровская начальная общеобразовательная школа №4»                 В   современных   условиях   проблема   формирования   работы   педагога начальной школы с семьями группы риска особенно актуальна, так как семья даже в процессе нормального развития переживает критические ситуации, когда необходима помощь специалистов. На выполнение этой задачи и направлена в целом социально­педагогическая работа с семьёй.  В   связи   с   вступлением   в   силу   нового   Закона   «Об   образовании   в Российской   Федерации»,   приоритет   отдаётся   созданию   адекватных образовательных   условий,   а   педагог   является   определяющим   фактором образовательной среды [4, с. 34]. В   последнее   десятилетие   учёными   отмечается   тенденция   роста   количества детей с риском социальной дезадаптации (С.А. Беличева; Л.Я.Селюкова, В.И. Аксенова).   В   связи   с   реализацией   права   каждого   ребёнка   на   образование   и развитие, становится актуальной проблемой обеспечение готовности педагога дошкольного   образования   к   работе   с   семьями   воспитанников   группы   риска (М.А.   Ковардакова,   Л.С.   Семушина,   Л.В.Поздняк).   Однако   проблема подготовки   педагогов   к   работе   с   семьёй   группы   риска   в   педагогических исследованиях разработана недостаточно.             Многочисленные   исследования   по   дошкольной   педагогике   и   детской психологии   доказывают   важность   сотрудничества   педагогов   с   родителями. Вместе   с   тем,   современная   семья   испытывает   целый   ряд   социальных, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития   ребёнка,   на   его   психологическое   благополучие.   В   этих   условиях необходимо   осуществлять   поиск   вариативных   подходов   к   взаимодействию образовательного   учреждения   и   семьи,   которые   позволяют   объединить совместные усилия для оптимального развития ребёнка.  Работа с детьми и семьями группы риска должна строиться по принципу оказания   помощи   и   поддержки   в   трудной,   кризисной   ситуации.   Она   всегда предполагает   два   направления   ­   оказание   помощи   ребенку   и   изменение отношений   в   семье.   Предметом   особой   заботы   педагогов,   социологов   и психологов   образовательных   учреждений   являются   семьи   с   факторами социального риска, где выявлены межличностные и внутрисемейные трудности и конфликты;   факты   отклоняющегося   от   нормы   поведения.   Это   семьи   с алкогольной и наркотической зависимостью, семьи безработных, переселенцев и лиц, вернувшихся из мест заключения, семьи неблагополучные, распадающиеся или уже распавшиеся. В каждой из них свои проблемы, но их объединяет одно – невнимание к детям, затруднённость в исполнении родительских обязанностей. Если говорить более определенно, то именно воспитательную функцию такие семьи выполнить не в состоянии.       Основными функциями педагогов в работе с семьями и детьми группы риска являются: ­диагностическая   (изучение   особенностей   семей, отношений, степени влияния различных факторов на семью); ­ прогностическая (моделирование ситуаций с учётом диагностики семьи); ­   социально­психологическая   (осуществление   неотложной   психологической помощи, консультирования семьи); ­организационно­коммуникативная   (психолого­педагогическое   просвещение родителей, организация общения); ­ коррекционная (психокоррекция поведения или психического развития); ­ развивающая (развитие качеств, способностей, умений и др.) [2, с.16].        Поскольку семьи и дети группы риска находятся в развитии, многое можно изменить в особенностях их поведения, мировоззрения, ценностных ориентаций, но это изменение ­ очень сложный и длительный процесс, требующий особых знаний,   владения   специфическими   приемами   и   методами   работы,   умением строить работу совместно со многими специалистами.   детско­родительских Прежде всего, следует выделить  основную цель деятельности  педагога, которая состоит в защите прав и интересов ребенка.  Трудности работы педагогов с семьями группы риска определяются как объективными,   так   и   субъективными   факторами.   К   числу   основных объективных   факторов   следует,   прежде   всего,   отнести   закрепленное Конституцией РФ (ст.23, 24, 25), а также действующим Уголовным кодексом РФ (ст.137)   право   каждого   гражданина   страны   на   неприкосновенность   частной жизни: незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица,  составляющих   его  личную   или   семейную   тайну,  без  его   согласия   либо распространение   этих   сведений   в   публичном   выступлении,   публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти   деяния   совершены   из   корыстной   или   иной   личной   заинтересованности   и причинили вред правам и законным интересам граждан. Таким образом, педагог может   осуществлять   защиту   прав   детей   только   в   рамках   соблюдения вышеуказанных   нормативных   актов.   Значимым   является   выделение психологических   характеристик   семей   и   детей   группы   риска:   наличие отклоняющегося от нормы поведения, психической, познавательной депривации, недостаточности   удовлетворения   сенсорных   и   эмоциональных   контактов   и потребностей   детей   и   родителей,   переживание   кризисов,   экстремальных ситуаций,   шоковых   психических   травм,   способствующих   утрате   чувства безопасности,   психотравмирующих   кратковременных   ситуаций,   ведущих   к утрате   чувства   защищенности,   постоянных   психотравмирующих   ситуаций, враждебности,   беспризорности   в   контексте   особенностей   развития   данной группы семей и детей. Поэтому, действуя в интересах ребенка, каждый педагог призван   оказывать   необходимую   помощь   и   поддержку   семье.   В   его   задачи входит   установление   контактов   с   семьей;   выявление   проблем   и   трудностей, стимулирование   семьи   и   отдельных   ее   членов   к   участию   в   совместной деятельности;   оказание   посреднических   услуг   в   установлении   связей   со специалистами­психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью. Список литературы 1. Азаров Ю.Г. Семейная педагогика. ­ М., 2007.­148 с.  2. Вохмянин Г.И. Не подлежит оправданию. ­ М.: Педагогика, 2006.­ 249 с. 3.   Василькова   Ю.В.   Методика   и   опыт   работы   социального   педагога.   ­   М.: Академия, 2001.­ 266 с. 4. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш. /общ. ред Н.Е. Щуркова. ­ М.:Знание, 2009.­144 с.

Статья "Особенности работы педагогов с семьями группы риска в современной начальной школе"

Статья "Особенности работы педагогов с семьями группы риска в современной начальной школе"

Статья "Особенности работы педагогов с семьями группы риска в современной начальной школе"

Статья "Особенности работы педагогов с семьями группы риска в современной начальной школе"

Статья "Особенности работы педагогов с семьями группы риска в современной начальной школе"

Статья "Особенности работы педагогов с семьями группы риска в современной начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2017