Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".
Оценка 4.9

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
дефектология +1
Взрослым
16.02.2018
Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".
В статье раскрыты особенности развития коммуникативных навыков детей с особенностями развития (тяжелыми и множественными нарушениями развития).Обосновано, что в развитии ребенка со сложной структурой дефекта процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль. Систематизирован и описан опыт работы по развитию коммуникации детей данной категории.В статье раскрыты особенности развития коммуникативных навыков детей с особенностями развития.
Статья Особенности развития коммуникатиыных навыков..docx
Государственное Бюджетное Стационарное Учреждение Социального Обслуживания Московской Области Красно- Дубравский детский дом-интернат "Журавушка" Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР " (из личного опыта работы) Подготовила воспитатель Фиклеева Елена Станиславовна Орехово-Зуево 2017 г. Я работаю воспитателем в отделении милосердия детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Мои воспитанники – это дети со сложной структурой дефекта (сложными и множественными психофизическими нарушениями). К категории детей со сложной структурой дефекта относятся дети с умственной отсталостью, которая усугубляется нарушениями слуха и (или) зрения. Сложные дефекты развития многих детей дополнительно очень часто усугубляются соматическими пороками: такими, как: заболевания желудочно-кишечного тракта, почек и печени, врожденными пороками сердца. инертность, Характерными свойствами детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями является крайняя медлительность, трудность переключения с одного вида деятельности на другой, вялость, неумение использовать оказываемую им помощь. Затруднения проявляются и при общении с педагогом. Поэтому у детей данной категории так важно развитие навыков коммуникации и общения в доступных для них видах социальных отношений. безынициативность, Как научить такого ребенка общаться? Как научиться понимать его? Такие вопросы встают перед воспитателем, столкнувшимся в своей работе с данной категорией детей. Решая выше поставленные вопросы, я поняла, что любое занятие, любой вид деятельности, любой режимный момент должны включать в себя коммуникацию. Иными словами, с ребенком необходимо постоянно общаться: рассказывать о том, что сейчас с ним будет происходить или происходит. 2 Причем рассказывать таким способом, такими словами, какие будут понятны ребенку. Для того, что бы как то сориентировать ребенка в том, что с ним будет происходить, я использую предметы- символы. Такие как: перчатка с нашитыми на неё пуговицами (будет занятие); ложка (нас ждет прием пищи); шапка, панама (мы пойдем гулять); USB-носитель (нас ждет аудио- или видео-релаксация) и другие. Демонстрируя предметы- символы, я всегда поясняю словами, то, что будет дальше происходить с ребенком. Даже если у ребенка очень сложные нарушения, и, кажется, что он никак не реагирует на происходящее с ним и вокруг него, то ему все равно необходимо сказать, что сейчас с ним будет происходить. Любой педагог, кто хоть раз в своей работе, сталкивался с такими детьми, знает: внешнее спокойствие и даже какая-то отчужденность – не признак полного не-восприятия ребенком внешнего мира. Обращаясь к ребенку, я стараюсь всегда говорить одинаковыми, простыми и понятными для него словами. Причем, говоря, перемещаюсь на один уровень с ребенком, так, что бы он мог видеть мое лицо и мимику. И только в некоторых случаях, с тем ребенком, который находится на более высоком уровне когнитивного развития, я позволяю обращение к нему издалека. Тем самым, побуждая повернуть голову или взгляд в сторону говорящего и сосредоточиться на речевом потоке воспитателя. В каждом, конкретном случае расстояние между мной и ребенком подбирается индивидуально. 3 Свое общение с ребенком я начинаю с определенного обращения, с определенного прикосновения. И обращение, и прикосновение подбираю индивидуально. Чаще всего это жест касания груди, плеча ребенка, сопровождаемый речью. Помимо сигнала к началу общения, это способствует расширению представления ребенка о своем теле и его частях. Реже – это жест приветствия. Очень важно разграничить ритуалы (определенные прикосновения и жесты) приветствия от ритуалов прощания, так как это помогает ребенку сориентироваться: сейчас что- то начнется, или, наоборот, закончилось. Работая с детьми со сложной структурой дефекта, я поняла, что для того, чтобы добиться результата, нужно уметь ждать, уметь наблюдать и ни в коем случае не торопиться. Так как ребенку данной категории, в отличие от его сверстника, развивающегося нормально, требуется намного больше времени для того, чтобы, например, увидеть игрушку, приспособить свое тело под эту игрушку, что бы поиграть. Используя умение ждать и наблюдать, я даю возможность ребенку самому что-то сделать. Но важно не пропустить момент начала движения ребенка. Важно вовремя простимулировать его. Например: ребенок пытается дотронуться до предложенной ему игрушки, но его движения хаотичные и нескоординированные. В этой ситуации необходимо переместить игрушку так, что бы она находилась на пути траектории руки ребенка, или фиксировано направить руку ребенка к игрушке. 4 Немаловажную роль в работе с детьми данной категории играет удобное, привычное положение ребенка. Положение, в котором ребенок чувствует себя комфортно и безопасно. Это может быть удобное положение в коляске, на коленях и другие. А если ребенок находится в удобном и привычном для него положении легче вступить в «диалог» с ним, так как это позволяет увидеть иногда едва заметный сигнал, который он покажет. Это будет сигналом коммуникации. Тот педагог, который хоть раз заходил в отделение милосердия для детей со сложной структурой дефекта, не мог не отметить для себя особенности поведения некоторых детей. Кто-то из детей навязчиво дотрагивается руками, например, до лица (это коммуникативный сигнал: ребенку не хватает тактильных стимулов). Кто-то раскачивается или вращает головой (это то же коммуникативный сигнал: ребенку не хватает вестибулярных стимулов). Вот почему я говорю об умение наблюдать. Важно дождаться начала движения ребенка. Как показывает мой опыт, в одном случае это будет несколько секунд, а в другом минута, две, а то и больше. Все зависит от индивидуального темпа ребенка. Именно то, что ребенок делает, должно стать началом «разговора» между ребенком и воспитателем, его первой темой. Учитывая то, что речь идет о неговорящих детях, я всегда очень внимательно наблюдаю за средствами выражения детей данной категории. Во-первых, это дыхание. Особенно оно показательно у детей с очень тяжелыми нарушениями, движения которых 5 ограничены, мимика не развита, а зрение практически не используется. В этом случае я опираюсь на то, как ребенок дышит. Дыхание может быть очень информативно. Если дыхание поверхностное, взволнованное, то, значит, ребенка что-то беспокоит, волнует. А если дыхание глубокое, то, значит, ребенку комфортно, приятно. Если у ребенка наблюдается верхнее дыхание, его необходимо успокоить. Для этого я стараюсь удобно уложить ребенка, погладить его руки, ноги, используя глубокие прикосновения. Во-вторых, изменение сердцебиения. Если положить ладонь на грудь ребенка, то, по силе и скорости сердцебиения можно определить, как он реагирует на тот или иной раздражитель. В-третьих, это тонус руки или общий тонус тела ребенка. Но в случае с тонусом, его повышением или понижением все очень индивидуально. Он может изменяться в зависимости от того нравится ли ребенку общение с воспитателем или не нравится. Так же причиной повышения тонуса может стать неудобное положение ребенка или эмоции, как положительные, так и отрицательные. В-четвертых, это состояние кожи. В некоторых случаях можно наблюдать покраснение кожных покровов или наоборот излишнюю бледность. Это то же будет своеобразным сигналом коммуникации. В-пятых, это изменение работы кишечника. В моей практике это встречалось, но очень редко. В-шестых, это взгляд. Опираясь на этот информационный сигнал необходимо учитывать то, что он информативен тогда, когда у ребенка нет тяжелых нарушений зрения. 6 В-седьмых, это мимика. Но, работая с данной категорией детей, нельзя забывать, что улыбка в данном случае, может сигнализировать, как о приятных ощущениях ребенка, так и о неприятных. В своей работе я всегда опираюсь на индивидуальные особенности мимики ребенка. И пытаюсь понять, что стоит за определенными мимическими проявлениями: положительное или отрицательное. В-восьмых, это движение, жест. Если ребенок достиг того уровня развития, когда он может выразить свое желание движением или жестом, то целесообразно составить «словарь жестов и мимики». Использование жестов и мимики из этого словаря позволит более продуктивно контактировать с ребенком не только воспитателю, но и другим, окружающим его людям. В-девятых, это вокализация или крик. В этом случае в своей работе я наблюдала, как просто звуковой сигнал, издаваемый в определенной ситуации, так и первые, осмысленно произнесенные слова. Эти слова могут быть особыми, фонемно- не правильными, но обозначать ту или иную эмоцию или отношение ребенка к определенному действию с ним. Независимо, какой сигнал коммуникации использует ребенок, необходимо обращать внимание на все сигналы, которые он показывает и правильно реагировать. Например, если ребенок начинает произносить звуки, то можно поиграть в, так называемый, «вокальный теннис». То есть произносить звуки, которые произносит ребенок, тем самым закрепляя коммуникативный навык ребенка. 7 Если ребенок не способен издавать звуки, то можно комментировать его эмоции или движения, тем самым включая ребенка в диалог невербального общения. Отдельно хочу остановиться на принципах организации занятий, в частности занятия по развитию коммуникативных навыков, с детьми со сложной структурой дефекта. Эта стабильность Основным принципом является стабильность времени. То есть четкий и постоянный распорядок дня, распорядок недели. помогает ребенку ориентироваться в ситуации и чувствовать себя безопасно, что в последующем скажется на результатах развития ребенка. Так же необходима стабильность пространства. Ребенок должен знать, что определенному месту соответствует определенный вид деятельности. Немаловажную роль играет и стабильность структуры занятия. В своей работе я всегда стараюсь соблюдать ритуал начала и ритуал окончания занятия. Проводя занятие с ребенком, очень важно позволить ребенку сделать самому то, что он может сделать. А если необходимо помочь, но помочь вовремя, пока ребенок не устал и не потерял интереса к заданию. Тут необходимо придерживаться принципа адекватной степени помощи. Еще одним важным принципом является принцип разделения активности и отдыха. Тут необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, степень его внимания и степень истощения. 8 Предыдущий принцип влечет за собой еще один – принцип наблюдения за ребенком. Но на нем я останавливалась немного выше. В развитии ребенка со сложной структурой дефекта процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль. Поэтому процесс общения и коммуникации занимает большую часть времени общения воспитателя и ребенка. И красной нитью проходит через все виды деятельности и все режимные моменты. 9 Используемая литература и интернет. ресурсы. 1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А.И. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М.: Изд- во Акад. пед. наук РСФСР, 1982. 2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. – М.: Просвещение, 1995. 3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. 4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 5. http://fatihovalf.ucoz.ru/blog/deti_so_slozhnoj_strukturoj_defe kta_tendencija_vremeni/2011-01-18-6 10

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".

Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018