Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".
Оценка 4.9
Особые потребности
docx
дефектология +1
Взрослым
16.02.2018
В статье раскрыты особенности развития коммуникативных навыков детей с особенностями развития (тяжелыми и множественными нарушениями развития).Обосновано, что в развитии ребенка со сложной структурой дефекта процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль. Систематизирован и описан опыт работы по развитию коммуникации детей данной категории.В статье раскрыты особенности развития коммуникативных навыков детей с особенностями развития.
Статья Особенности развития коммуникатиыных навыков..docx
Государственное Бюджетное Стационарное Учреждение
Социального Обслуживания Московской Области Красно-
Дубравский детский дом-интернат "Журавушка"
Статья
"Особенности развития коммуникативных навыков детей с
ТМНР "
(из личного опыта работы)
Подготовила
воспитатель
Фиклеева Елена
Станиславовна
Орехово-Зуево 2017 г.
Я работаю воспитателем в отделении милосердия
детского дома-интерната для умственно отсталых детей.
Мои воспитанники – это дети со сложной структурой дефекта
(сложными и множественными психофизическими
нарушениями). К категории детей со сложной структурой
дефекта относятся дети с умственной отсталостью, которая
усугубляется нарушениями слуха и (или) зрения. Сложные
дефекты развития многих детей дополнительно очень часто
усугубляются соматическими пороками: такими, как:
заболевания желудочно-кишечного тракта, почек и печени,
врожденными пороками сердца.
инертность,
Характерными свойствами детей со сложными и
множественными психофизическими нарушениями является
крайняя медлительность,
трудность
переключения с одного вида деятельности на другой,
вялость,
неумение использовать
оказываемую им помощь. Затруднения проявляются и при
общении с педагогом. Поэтому у детей данной категории так
важно развитие навыков коммуникации и общения в
доступных для них видах социальных отношений.
безынициативность,
Как научить такого ребенка общаться? Как научиться
понимать его? Такие вопросы встают перед воспитателем,
столкнувшимся в своей работе с данной категорией детей.
Решая выше поставленные вопросы, я поняла, что любое
занятие, любой вид деятельности, любой режимный момент
должны включать в себя коммуникацию. Иными словами, с
ребенком необходимо постоянно общаться: рассказывать о
том, что сейчас с ним будет происходить или происходит.
2 Причем рассказывать таким способом, такими словами, какие
будут понятны ребенку.
Для того, что бы как то сориентировать ребенка в том,
что с ним будет происходить, я использую предметы-
символы. Такие как: перчатка с нашитыми на неё пуговицами
(будет занятие); ложка (нас ждет прием пищи); шапка,
панама (мы пойдем гулять); USB-носитель (нас ждет аудио-
или видео-релаксация) и другие. Демонстрируя предметы-
символы, я всегда поясняю словами, то, что будет дальше
происходить с ребенком.
Даже если у ребенка очень сложные нарушения, и,
кажется, что он никак не реагирует на происходящее с ним и
вокруг него, то ему все равно необходимо сказать, что сейчас
с ним будет происходить. Любой педагог, кто хоть раз в
своей работе, сталкивался с такими детьми, знает: внешнее
спокойствие и даже какая-то отчужденность – не признак
полного не-восприятия ребенком внешнего мира.
Обращаясь к ребенку, я стараюсь всегда говорить
одинаковыми, простыми и понятными для него словами.
Причем, говоря, перемещаюсь на один уровень с ребенком,
так, что бы он мог видеть мое лицо и мимику. И только в
некоторых случаях, с тем ребенком, который находится на
более высоком уровне когнитивного развития, я позволяю
обращение к нему издалека. Тем самым, побуждая повернуть
голову или взгляд в сторону говорящего и сосредоточиться
на речевом потоке воспитателя. В каждом, конкретном
случае расстояние между мной и ребенком подбирается
индивидуально.
3 Свое общение с ребенком я начинаю с определенного
обращения, с определенного прикосновения. И обращение, и
прикосновение подбираю индивидуально. Чаще всего это
жест касания груди, плеча ребенка, сопровождаемый речью.
Помимо сигнала к началу общения, это способствует
расширению представления ребенка о своем теле и его
частях. Реже – это жест приветствия.
Очень важно разграничить ритуалы (определенные
прикосновения и жесты) приветствия от ритуалов прощания,
так как это помогает ребенку сориентироваться: сейчас что-
то начнется, или, наоборот, закончилось.
Работая с детьми со сложной структурой дефекта, я
поняла, что для того, чтобы добиться результата, нужно
уметь ждать, уметь наблюдать и ни в коем случае не
торопиться. Так как ребенку данной категории, в отличие от
его сверстника, развивающегося нормально, требуется
намного больше времени для того, чтобы, например, увидеть
игрушку, приспособить свое тело под эту игрушку, что бы
поиграть.
Используя умение ждать и наблюдать, я даю
возможность ребенку самому что-то сделать. Но важно не
пропустить момент начала движения ребенка. Важно
вовремя простимулировать его. Например: ребенок пытается
дотронуться до предложенной ему игрушки, но его движения
хаотичные и нескоординированные. В этой ситуации
необходимо переместить игрушку так, что бы она находилась
на пути траектории руки ребенка, или фиксировано
направить руку ребенка к игрушке.
4 Немаловажную роль в работе с детьми данной категории
играет удобное, привычное положение ребенка. Положение,
в котором ребенок чувствует себя комфортно и безопасно.
Это может быть удобное положение в коляске, на коленях и
другие.
А если ребенок находится в удобном и привычном для
него положении легче вступить в «диалог» с ним, так как это
позволяет увидеть иногда едва заметный сигнал, который он
покажет. Это будет сигналом коммуникации.
Тот педагог, который хоть раз заходил в отделение
милосердия для детей со сложной структурой дефекта, не
мог не отметить для себя особенности поведения некоторых
детей. Кто-то из детей навязчиво дотрагивается руками,
например, до лица (это коммуникативный сигнал: ребенку не
хватает тактильных стимулов). Кто-то раскачивается или
вращает головой (это то же коммуникативный сигнал:
ребенку не хватает вестибулярных стимулов). Вот почему я
говорю об умение наблюдать. Важно дождаться начала
движения ребенка. Как показывает мой опыт, в одном случае
это будет несколько секунд, а в другом минута, две, а то и
больше. Все зависит от индивидуального темпа ребенка.
Именно то, что ребенок делает, должно стать началом
«разговора» между ребенком и воспитателем, его первой
темой.
Учитывая то, что речь идет о неговорящих детях, я
всегда очень внимательно наблюдаю за средствами
выражения детей данной категории.
Во-первых, это дыхание. Особенно оно показательно у
детей с очень тяжелыми нарушениями, движения которых
5 ограничены, мимика не развита, а зрение практически не
используется. В этом случае я опираюсь на то, как ребенок
дышит. Дыхание может быть очень информативно. Если
дыхание поверхностное, взволнованное, то, значит, ребенка
что-то беспокоит, волнует. А если дыхание глубокое, то,
значит, ребенку комфортно, приятно. Если у ребенка
наблюдается верхнее дыхание, его необходимо успокоить.
Для этого я стараюсь удобно уложить ребенка, погладить его
руки, ноги, используя глубокие прикосновения.
Во-вторых, изменение сердцебиения. Если положить
ладонь на грудь ребенка, то, по силе и скорости
сердцебиения можно определить, как он реагирует на тот
или иной раздражитель.
В-третьих, это тонус руки или общий тонус тела ребенка.
Но в случае с тонусом, его повышением или понижением все
очень индивидуально. Он может изменяться в зависимости
от того нравится ли ребенку общение с воспитателем или не
нравится. Так же причиной повышения тонуса может стать
неудобное положение ребенка или эмоции,
как
положительные, так и отрицательные.
В-четвертых, это состояние кожи. В некоторых случаях
можно наблюдать покраснение кожных покровов или
наоборот излишнюю бледность. Это то же будет
своеобразным сигналом коммуникации.
В-пятых, это изменение работы кишечника. В моей
практике это встречалось, но очень редко.
В-шестых, это взгляд. Опираясь на этот информационный
сигнал необходимо учитывать то, что он информативен
тогда, когда у ребенка нет тяжелых нарушений зрения.
6 В-седьмых, это мимика. Но, работая с данной категорией
детей, нельзя забывать, что улыбка в данном случае, может
сигнализировать, как о приятных ощущениях ребенка, так и
о неприятных. В своей работе я всегда опираюсь на
индивидуальные особенности мимики ребенка. И пытаюсь
понять, что стоит за определенными мимическими
проявлениями: положительное или отрицательное.
В-восьмых, это движение, жест. Если ребенок достиг того
уровня развития, когда он может выразить свое желание
движением или жестом, то целесообразно составить
«словарь жестов и мимики». Использование жестов и мимики
из этого словаря позволит более продуктивно
контактировать с ребенком не только воспитателю, но и
другим, окружающим его людям.
В-девятых, это вокализация или крик. В этом случае в
своей работе я наблюдала, как просто звуковой сигнал,
издаваемый в определенной ситуации, так и первые,
осмысленно произнесенные слова. Эти слова могут быть
особыми, фонемно- не правильными, но обозначать ту или
иную эмоцию или отношение ребенка к определенному
действию с ним.
Независимо, какой сигнал коммуникации использует
ребенок, необходимо обращать внимание на все сигналы,
которые он показывает и правильно реагировать.
Например, если ребенок начинает произносить звуки, то
можно поиграть в, так называемый, «вокальный теннис». То
есть произносить звуки, которые произносит ребенок, тем
самым закрепляя коммуникативный навык ребенка.
7 Если ребенок не способен издавать звуки, то можно
комментировать его эмоции или движения, тем самым
включая ребенка в диалог невербального общения.
Отдельно хочу остановиться на принципах организации
занятий, в частности занятия по развитию коммуникативных
навыков, с детьми со сложной структурой дефекта.
Эта стабильность
Основным принципом является стабильность времени. То
есть четкий и постоянный распорядок дня, распорядок
недели.
помогает ребенку
ориентироваться в ситуации и чувствовать себя безопасно,
что в последующем скажется на результатах развития
ребенка.
Так же необходима стабильность пространства. Ребенок
должен знать, что определенному месту соответствует
определенный вид деятельности.
Немаловажную роль играет и стабильность структуры
занятия. В своей работе я всегда стараюсь соблюдать ритуал
начала и ритуал окончания занятия.
Проводя занятие с ребенком, очень важно позволить
ребенку сделать самому то, что он может сделать. А если
необходимо помочь, но помочь вовремя, пока ребенок не
устал и не потерял интереса к заданию. Тут необходимо
придерживаться принципа адекватной степени помощи.
Еще одним важным принципом является принцип
разделения активности и отдыха. Тут необходимо учитывать
индивидуальные особенности ребенка, степень его внимания
и степень истощения.
8 Предыдущий принцип влечет за собой еще один –
принцип наблюдения за ребенком. Но на нем я
останавливалась немного выше.
В развитии ребенка со сложной структурой дефекта
процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно
важную роль. Поэтому процесс общения и коммуникации
занимает большую часть времени общения воспитателя и
ребенка. И красной нитью проходит через все виды
деятельности и все режимные моменты.
9 Используемая литература и интернет. ресурсы.
1. Выготский Л.С. Избранные психологические
исследования: Проблемы психологического развития
ребенка / Под ред. А.И. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М.: Изд-
во Акад. пед. наук РСФСР, 1982.
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт.
вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А.
Степанова. – М.: Просвещение, 1995.
3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного
развития ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985.
4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у
детей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
5. http://fatihovalf.ucoz.ru/blog/deti_so_slozhnoj_strukturoj_defe
kta_tendencija_vremeni/2011-01-18-6
10
Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".
Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".
Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".
Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".
Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".
Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".
Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".
Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".
Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".
Статья "Особенности развития коммуникативных навыков детей с ТМНР ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.