Статья "Патриотическое воспитание детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних"
Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
15.04.2018
В статье дается определение "девиантное поведение", "патриотизм". Описывается работа по патриотическому воспитанию с несовершеннолетними в социально-реабилитационном центре, формы и методы наиболее распространенных и действенных средств в воспитании подростков в духе любви к Родине. К какому результату стремятся педагоги центра в воспитании патриотизма.Статья по патриотическому воспитанию несовершеннолетних
Патриотическое воспитание детей в реабилитационных центрах.docx
Патриотическое воспитание детей в социальнореабилитационном
центре для несовершеннолетних
Девиантное поведение детей и подростков это поведение,
характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых
случаях и правовых норм. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные,
делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и
самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть
обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования.
Чаще это поведение реакции детей и подростков на трудные обстоятельства
жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться
не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в
поведении связана также с особенностями физического развития, условиями
воспитания и социального окружения. Отклоняющееся поведение можно назвать
актуальной проблемой современного общества.
Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и
общества, воспитавших его, связано с социальноэкономическим положением и
полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше
наступления социальной зрелости, Имеющаяся свобода выбора жизненного пути
удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит
неравномерно и зависит от завершения образования,
материальной
независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых
сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою
несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе спортсменов,
подросток может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с
лицами противоположного пола.
В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных
ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д.
Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому
эмоциональному напряжению и нарушению поведения.
Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого
педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной
дезадаптацией, которая усиливается такими психотравмирующими факторами,
как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода учреждения
(больница, приемникраспределитель, приют временного пребывания, санаторий
и т.д.).
По данным статистики, в стране 1 млн. беспризорных детей. Это – по
1 официальным данным. По неофициальным данным, возможно, более точным,
количество превосходит озвученную цифру в два, а то и в три раза.
В настоящее время в системе социальной защиты г.Новокузнецка
функционируют 3 специализированных учреждения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации (социальнореабилитационные центры
для несовершеннолетних). Одним из таких учреждений является МКУ СРЦН
«Полярная звезда», главная цель которого – помочь ребенку найти выход из
трудной жизненной ситуации и вернуться в родную семью.
Дети и сотрудники нашего Центра – это одна большая дружная семья, в
которой всегда найдется место для заботы, любви, ласки и внимания ко всем,
особенно к тем, кому это необходимо. Но, несмотря на все это, каждому
ребенку необходимо иметь свою родную семью. Своя семья – это то, чего так не
хватает нашим воспитанникам, то, к чему они всегда стремятся. Именно с семьи
начинается воспитание маленьких патриотов страны.
В современном обществе проблема патриотического воспитания детей и
молодежи остаётся одной из актуальнейших. Одним из подходов к решению
данного вопроса является вовлечение подростков, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации в систему патриотического воспитания, как составной
части целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и
становления личности.
Выявлены следующие проблемы в данном направлении: у ребят снижена
планка жизненных ценностей, они имеют смутное представление о героическом
прошлом России, немного знают о своей «малой» Родине, мало знакомы с
главными атрибутами государственности, своими гражданскими правами и
обязанностями. Для ребят, слово «патриотизм» ассоциируется в основном с
любовью к своей семье и близким.
Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. По
определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции
В.И. Даля, "патриот любитель отечества, ревнитель о благе его". Это понятие
включает в себя и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, уважение
семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед
Родиной.
Становление человека как гражданина всегда начинается с его малой
Родины – места, где он родился. Все большое всегда начинается с малого. Так и
любовь к Родине начинается с семьи, родного дома, родной улицы, родного
города, родного края. Знания о своей малой Родине является важным ресурсом
2 патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Оно
лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к
родному краю, формированию общественного сознания.
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком
своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье,
коллективу, к родному краю, Отечеству.
это
гражданином,
Быть
патриотом —
непременно
быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству,
гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием толерантного
сознания, доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому
человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
В МКУ СРЦН «Полярная звезда» организована большая работа по
патриотическому воспитанию.
Мы стремимся, чтобы наши воспитанники получили знания о значимых
страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и
патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о
моральных нормах и правилах поведения,
об этических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями. Добиваемся того, чтобы
подростки осознавали ответственность за судьбу страны, стараемся
формировать гордость за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.
Даем возможность воспитанникам получать опыт участия в социально –
значимой деятельности, творческих инициативах, проектах, в природоохранной
деятельности в учреждении вне его, опыт взаимодействия с людьми разного
возраста. Стараемся прививать подросткам осознание высших ценностей,
идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической
деятельности.
Для успешной реализации всего вышеперечисленного педагоги
реабилитационного центра используются различные формы и методы работы:
беседы, лекции, дискуссии, экскурсии, уроки мужества, встречи с ветеранами и
участниками боевых действий, волонтерская деятельность и т.д.
Среди наиболее распространенных и действенных средств в воспитании
подростков в духе любви к Родине, российскому народу, важное место
занимают уроки мужества. В ходе подготовки и проведении уроков мужества
дети воспитываются на героических традициях российского народа, знакомятся
3 с историей подвига в ВОВ, встречаются с ветеранами ВОВ, также они
знакомятся с историей боевых действий в Республике Афганистан, встречаются
с воинамиинтернационалистами. Гости рассказывают о примерах массового
героизма, мужества, отваги российских воинов, проявленных на фронтах ВОВ и
в горячих точках, свидетельствуют о появлении новых духовных качеств у
российских людей.
Это способствует становлению правильных
мировоззренческих позиций, побуждений подростков, формированию у них
стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.
Значительное место в воспитании патриотов занимает волонтерская
деятельность. Наши воспитанники постоянно оказывают помощь пожилым
людям нашего района, нуждающимся в этом. Они убирают придворовую
территорию от снега и мусора, складывают привезенный уголь, оказывают
помощь в копке огородов и посадке овощей, или просто проявляют внимание
людям старшего поколения, пообщавшись с ними. Также у нас налажена работа
с Центром реабилитации для детей и подростков с ограниченными
возможностями. Наши ребята приезжают к детяминвалидам с концертными и
игровыми программами, дарят им подарки, сделанные своими руками. Такие
встречи являются подарком для ребят с ограниченными возможностями, т.к.
они ограничены не только в возможностях, но и, к сожалению, в общении со
сверстниками, а для наших ребят это еще и воспитание толерантности,
уважительного отношения к таким людям, как к равным, а не проявление
жалости.
Хорошим моментом в воспитании патриотизма в нашем Центре является
проведение концертных программ не только для детейинвалидов, а также для
людей старшего поколения, изготовление и вручение открыток и подарков,
изготовленных своими руками, с теплотой и заботой о тех людях, для которых
они изготавливаются на различные праздники: День матери, 8 Марта, 23
февраля, Новый год, 9 Мая, день социального работника и т.д.
Неотъемлемой частью работы в данном направлении являются экскурсии в
музеи нашего города, к памятникам, историческим и боевым, в учреждения
культуры и т.д. В преддверии Дня Победы, воспитанники нашего Центра
убирают от мусора и грязи мемориальный комплекс в п. Абашево. Ежегодно 15
февраля и 2 августа мы приходим к мемориалу «Черный тюльпан», чтобы
возложить цветы, отдать дань памяти воинаминтернационалистам, вспомнить
еще раз их имена.
4 Наши дети постоянно принимают участие в городских патриотических
фестивалях, областных патриотических викторинах и т.д.
В заключении хочется отметить, что главной целью воспитательной работы
реабилитационного центра является создание единой воспитательной системы.
Только конкретные дела, встречи с живыми людьми, возможность на практике
проявить заботу, постоянно зарождает в наших детях теплое отношение к
людям, меняют их взгляд на жизнь, делают их более открытыми и
доброжелательными. Для социальной реабилитации подростков с девиантным
поведением все это очень важно, ведь это помогает им понять других людей,
почувствовать чужую боль, стать более внимательными к окружающим,
побороть в себе некий эгоизм и стремление быть центром внимания. Также
побороть в себе стремление находиться под вечной опекой других, не давая
ничего взамен.
5
Статья "Патриотическое воспитание детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних"
Статья "Патриотическое воспитание детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних"
Статья "Патриотическое воспитание детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних"
Статья "Патриотическое воспитание детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних"
Статья "Патриотическое воспитание детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.