Статья "Пдагогические основывоспитания патриотизма"
Оценка 4.7
Семинары
docx
воспитательная работа
4 кл
01.09.2019
Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, соци-альное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гор-дость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям [2].
статья.docx
Кушкина М. Н.,
учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 38, г. Таганрог.
Сивенкова Н. В.,
учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 38, г. Таганрог.
Силаева Е. Н.,
учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 38, г. Таганрог.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного
образовательного учреждения. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс
сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной
стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач
нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует поиска
новых подходов к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса
[1]. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа воспитания и образования
детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим; обогащать ребенка знаниями,
формировать познавательные интересы и способности. Новые формы работы моделируют
творческий процесс и создают микроклимат, где проявляются возможности для творческой
стороны интеллекта. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к
родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и
желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Знакомство дошкольников с культурными истоками родного края становится в настоящее
время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ
этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Дошкольный возраст, как
возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для
формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует
представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой
эмоциональнопознавательной основы она не сможет появиться [2]. 59 Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое,
умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые
ростки гражданскопатриотических чувств. Таким образом, в педагогическом аспекте под
патриотическим воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного
человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими
свершениями своего народа и его культурой. В роли содержательных источников
патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная це
лостность чувств, эмоций и отношений.
Принцип личностноориентированного общения предусматривает индивидуальноличностное
формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и
взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для
наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры
современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его
отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.;
самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем
применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманнотворческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной
стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта,
характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и
др., полезность, новизна; а с другой создающий условия для проявления разнохарактерных
отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.).
Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции
невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание
образования, методы его реализации, предметноразвивающие условия организации (среду)
[1].
Условия патриотического воспитания:
• создание, благоприятного психологического климата в коллективе. Каждый день ребенка в
детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми
играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице,
родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более
сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;
• интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования,
которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа,
с традициями других народов);
• интеграция условий реализации содержания образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию;
б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметнопространственное окружение, учебнонаглядные пособия и материалы;
• результат:
а) интеллектуальные, личностные, физические качества;
б) универсальные предпосылки учебной деятельности;
в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания,
построенного на приоритете национальногосударственных ценностей;
• единые требования к предметноразвивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы
субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается
принцип интеграции. Предметноразвивающая среда структурирована с учётом Обогащение предметноразвивающей среды,
интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём
развитии.
обладающей разносторонним
потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в
образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования
познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;
• использование системы мониторинга (психологопедагогической диагностики): сочетание
разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов), обеспечивающих
объективность и точность получаемых данных.
Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра,
проектно поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное
творчество, общение, творческопродуктивная деятельность, средства эстетического
воспитания. Все жанры художественной литературы, рекомендуемой для старшего
дошкольного возраста, используются и для патриотического воспитания. Устное народное
творчество (малые формы, сказки, былины), авторские сказки, стихи, рассказы – все эти
формы встречаются среди литературы для патриотического воспитания. С рассказами,
сказками и былинами дети знакомятся по чтению вслух, стихи заучивают наизусть и де
кламируют их на праздниках.
Для закрепления впечатления от прочитанного, а также для контроля усвоения детьми
материала, детям дается возможность творчески выразить впечатления с помощью изо
деятельности, конструирования, лепки.
Воспитатель может организовать с детьми свободную игрудраматизацию, строительно
конструкторскую или сюжетноролевую игру. Заинтересованность детей или продуктивность
их деятельности показывает, насколько интересно было для детей художественное
произведение, как доступно и убедительно педагог передал чувства и события, изложенные в
произведении, насколько сформирован у детей образ национального героя, ответственного
гражданина, насколько близки и понятны им явления родной культуры, сюжеты сказок,
художественных произведений в целом.
Литература
1. Касимова Т.А., Яковлев Д.С. Патриотическое воспитание школьников. Метод. Пособие. –
М., 2006.
2. Солошенко Н. Н., Романенко В. М., Нечваль Н. И. Патриотическое воспитание младших
школьников // Молодой ученый. 2016. №25. С. 593596.
Статья "Пдагогические основывоспитания патриотизма"
Статья "Пдагогические основывоспитания патриотизма"
Статья "Пдагогические основывоспитания патриотизма"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.