Статья «Переход на линейную систему преподавания истории в общеобразовательной школе в свете реализации требований Историко-культурного стандарта и концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории»
Оценка 4.7

Статья «Переход на линейную систему преподавания истории в общеобразовательной школе в свете реализации требований Историко-культурного стандарта и концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории»

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
история
Взрослым
04.03.2018
Статья «Переход на линейную систему преподавания истории в общеобразовательной школе в свете реализации требований Историко-культурного стандарта и концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории»
Данная статья освящает вопросы перехода на линейную систему преподавания истории в свете внедрения новых ФГОС. Особое внимание уделяется реализации требований Историко-культурного стандарта в средней школе. Поднимается вопрос о том, что должен включать в себя УМК по истории, отвечающий современным требованиям.Статья по методике преподавания истории.
Выступление.docx

«Переход на линейную систему преподавания истории в общеобразовательной школе в свете реализации требований Историко-культурного стандарта и концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории»

Гордеева Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания

 МБОУ «СОШ №3 с УИОП»

 

В наше время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором его поступательного развития, а образование — одним из гарантов прогресса и национальной безопасности государства. Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является всё многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющимся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина.

В 2012 г. был принят новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ. В этот же год по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина был дан старт на разработку ИКС. В 2013 г., была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, основанная на историко-культурном стандарте.

Историко-культурный стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Он включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе по сегодняшний день.

В связи, с выше указанными нормативно-правовыми документами необходимо использовать новые подходы к преподаванию истории в школе.

Прежде всего, мы должны  учитывать  начавшийся переход к линейной системе преподавания и процессы синхронизации курса истории России с преподаванием истории зарубежных стран.

При линейной системе преподавания истории предмет изучается последовательно, концентрическая система предполагает изучение всего курса до девятого класса, а затем его повторение в старших классах.

С 1996 по 2015 гг. история в российских школах преподается по концентрической системе, и в этом есть свои плюсы. Благодаря концентрической системе школьникам удаётся не только изучить основные моменты истории человечества, но и вернуться к ранее изученному для закрепления материала и обсуждения его с целью формирования объемного представления о прошлом, и это, действительно, очень важно. 

Возвращение на линейную систему изучения истории заставляет задуматься о том, что люди, окончившие 9 классов, не будут иметь полного представления об истории, в частности о ХХ веке. Но, по-моему мнению, в линейной системе также имеется много и положительных моментов. Преимущества линейного построения в первую очередь в том, что оно соответствует структуре исторической науки. Также радует то, что появляется больше времени для изучения и закрепления исторических знаний у школьников. А те дети, которые закончат 9 классов смогут совершенно спокойно продолжить изучение истории России в колледже, техникуме или училище, при получении профессионального образования.

В значительно расширившемся информационном пространстве школьных курсов учебник истории в его традиционной форме может и должен сохранять свою образовательную миссию. Тем не менее, роль учебника приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Необходимы рекомендации для работы с Интернет-ресурсами, поэтому новый учебно-методический комплекс должен служить «навигатором» в стремительно растущем информационном пространстве.

Немаловажно включить в состав учебно-методического комплекса исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.

Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя:
1) учебник;
2) хрестоматию или сборник документов;
3) исторический атлас;
4) рабочую тетрадь и сборник заданий;
6) книгу для чтения.

Названные материалы должны быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях. В зависимости от ступени обучения и возраста учащихся состав комплекта может варьироваться.

Комплект методических материалов и пособий для учителя должен включать в себя:
1) нормативные документы и программно-методические материалы, включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, примерную программу по истории;
2) тематическое планирование;
3) предметные и курсовые методические пособия.

При изучении истории в школе используются также настенные или экранные карты, хронологические таблицы, иллюстрации; обучающие и контрольные (тестирующие) программы; энциклопедии и справочные материалы; электронные книги; мультимедийные альбомы и др.

Современный учебник истории, составляющий ядро учебно-методического комплекта, должен быть:
а) универсальным (многокомпонентным) носителем исторической информации,
б) средством развития познавательной деятельности, ресурсом личностного становления учащихся.

Содержание учебника должно включать мировоззренческо-ценностные и познавательно-методологические компоненты.

Современный учебник истории:

- должен содержать целостный взгляд на исторический процесс и возможности его познания;
- быть комплексным по составу и представлению исторического материала (авторский текст; источники; элементы историографии и оценочные суждения, способствующие целостному и диалектическому восприятию отечественной истории, ее позитивного содержания, равно как и трагических страниц; изобразительные материалы; справочный аппарат – хронологическая таблица, словарь терминов, словарь персоналий и др.). При этом акцент в учебнике должен быть сделан на презентацию не готовых авторских суждений, а определенного набора фактов и аргументов, на основе которых ученики сами могут делать выводы и выносить суждения;
- стимулировать познавательный и исторический диалог (обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий);
- быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами, средствами обучения (музеи и библиотеки, электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.). Важнейшая рубрика по каждому параграфу должна служить навигатором в научно-образовательном пространстве по истории;
- быть партнерским по отношению к учащимся (в том числе, учитывать их возрастные особенности).

Учебник должен содержать предварительное обобщение (в форме введения, соотносимого по объему с параграфом), в котором рассматривается место курса в системе школьного исторического образования, представляется и обосновывается план дальнейших действий. Число параграфов должно быть примерно на треть меньше числа часов, отведенных на изучение курса (это позволит выделить время на другие виды деятельности, а не только на работу с учебником).

В начале каждого параграфа должен быть задан и мотивирован главный вопрос параграфа (урока). Содержание параграфа призвано помочь ученику сформулировать свой вариант ответа на этот вопрос о подобрать необходимые аргументы.

Учебник (по возможности) не должен содержать готовых определений понятий, а предусматривать работу с ними (самостоятельное определение через род и видовые отличия, соотнесение и пр.).

Для организации познавательной деятельности школьников в учебник включаются следующие компоненты:
1) дидактическое введение (о том, как работать с учебником);
2) система вопросов и заданий для учащихся;
3) элементы методических рекомендаций.

Дидактическая система современного учебника предполагает:
а) включение вопросов и заданий ко всем компонентам учебника – авторскому тексту, историческим источникам, картам, иллюстрациям и т. д.;
б) использование заданий разных видов, в том числе: способствующих развитию предметных и логических умений; поисковых, творческих, проектных заданий; заданий для работы с историко-краеведческими материалами; заданий, предусматривающих участие в обсуждении, дискуссии, диспуте и др.;
в) дифференциацию заданий по сложности, обеспечивающую индивидуальный подход в обучении.

В учебнике отечественной истории именно в дидактическом блоке, посредством специальных заданий предусматривается обращение школьников к изучению локальной истории, истории своей семьи, собиранию устной истории. Эти компоненты содержания способствуют формированию способности школьников применять полученные на уроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале, органичному включению его в историю Отечества («со-творению» истории).

Таким образом, современный урок по истории должен: формировать у школьников навыки анализа, синтеза, отбора и систематизации материала, умение самостоятельно работать с информацией и использовать приобретённые знания в повседневной жизни. Продуктивного обучения на уроках истории, мы можем достичь благодаря результату усвоения самостоятельно добываемых знаний, а также благодаря применению их на практике.

Цель педагогического сообщества  - вернуть интерес молодежи к изучению родной истории с помощью  современных  подходов к преподаванию  предмета  в школе. 

 

 

Приложение

Структура курса истории России:

6 класс

Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству

7 класс

Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству

8 класс

Раздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи

9 класс

Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.

10 класс

Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914-1922 гг.

10 класс

Раздел VI. Советское общество в 1920-е-1930-е гг.

10 класс

Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

10 класс

Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.

10 класс

Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.

11 класс

История России в мировом контексте (базовый и профильный уровни)

 


 

Переход на линейную систему преподавания истории в общеобразовательной школе в свете реализации требований

Переход на линейную систему преподавания истории в общеобразовательной школе в свете реализации требований

В связи, с выше указанными нормативно-правовыми документами необходимо использовать новые подходы к преподаванию истории в школе

В связи, с выше указанными нормативно-правовыми документами необходимо использовать новые подходы к преподаванию истории в школе

Тем не менее, роль учебника приобретает новые черты и особенности

Тем не менее, роль учебника приобретает новые черты и особенности

Комплект методических материалов и пособий для учителя должен включать в себя: 1) нормативные документы и программно-методические материалы, включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, примерную…

Комплект методических материалов и пособий для учителя должен включать в себя: 1) нормативные документы и программно-методические материалы, включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, примерную…

Интернет, периодическая печать и др

Интернет, периодическая печать и др

Дидактическая система современного учебника предполагает: а) включение вопросов и заданий ко всем компонентам учебника – авторскому тексту, историческим источникам, картам, иллюстрациям и т

Дидактическая система современного учебника предполагает: а) включение вопросов и заданий ко всем компонентам учебника – авторскому тексту, историческим источникам, картам, иллюстрациям и т

Приложение Структура курса истории

Приложение Структура курса истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018