«Переход на линейную систему преподавания истории в общеобразовательной школе в свете реализации требований Историко-культурного стандарта и концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории»
Гордеева Ольга Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №3 с УИОП»
В наше время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором его поступательного развития, а образование — одним из гарантов прогресса и национальной безопасности государства. Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является всё многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющимся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина.
В 2012 г. был принят новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ. В этот же год по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина был дан старт на разработку ИКС. В 2013 г., была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, основанная на историко-культурном стандарте.
Историко-культурный стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Он включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе по сегодняшний день.
В связи, с выше указанными нормативно-правовыми документами необходимо использовать новые подходы к преподаванию истории в школе.
Прежде всего, мы должны учитывать начавшийся переход к линейной системе преподавания и процессы синхронизации курса истории России с преподаванием истории зарубежных стран.
При линейной системе преподавания истории предмет изучается последовательно, концентрическая система предполагает изучение всего курса до девятого класса, а затем его повторение в старших классах.
С 1996 по 2015 гг. история в российских школах преподается по концентрической системе, и в этом есть свои плюсы. Благодаря концентрической системе школьникам удаётся не только изучить основные моменты истории человечества, но и вернуться к ранее изученному для закрепления материала и обсуждения его с целью формирования объемного представления о прошлом, и это, действительно, очень важно.
Возвращение на линейную систему изучения истории заставляет задуматься о том, что люди, окончившие 9 классов, не будут иметь полного представления об истории, в частности о ХХ веке. Но, по-моему мнению, в линейной системе также имеется много и положительных моментов. Преимущества линейного построения в первую очередь в том, что оно соответствует структуре исторической науки. Также радует то, что появляется больше времени для изучения и закрепления исторических знаний у школьников. А те дети, которые закончат 9 классов смогут совершенно спокойно продолжить изучение истории России в колледже, техникуме или училище, при получении профессионального образования.
В значительно расширившемся информационном пространстве школьных курсов учебник истории в его традиционной форме может и должен сохранять свою образовательную миссию. Тем не менее, роль учебника приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Необходимы рекомендации для работы с Интернет-ресурсами, поэтому новый учебно-методический комплекс должен служить «навигатором» в стремительно растущем информационном пространстве.
Немаловажно включить в состав учебно-методического комплекса исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.
Новый
учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя:
1) учебник;
2) хрестоматию или сборник документов;
3) исторический атлас;
4) рабочую тетрадь и сборник заданий;
6) книгу для чтения.
Названные материалы должны быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях. В зависимости от ступени обучения и возраста учащихся состав комплекта может варьироваться.
Комплект
методических материалов и пособий для учителя должен включать в себя:
1) нормативные документы и программно-методические материалы, включая
историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный
стандарт, примерную программу по истории;
2) тематическое планирование;
3) предметные и курсовые методические пособия.
При изучении истории в школе используются также настенные или экранные карты, хронологические таблицы, иллюстрации; обучающие и контрольные (тестирующие) программы; энциклопедии и справочные материалы; электронные книги; мультимедийные альбомы и др.
Современный
учебник истории, составляющий ядро учебно-методического комплекта, должен быть:
а) универсальным (многокомпонентным) носителем исторической информации,
б) средством развития познавательной деятельности, ресурсом личностного
становления учащихся.
Содержание учебника должно включать мировоззренческо-ценностные и познавательно-методологические компоненты.
Современный учебник истории:
- должен
содержать целостный взгляд на исторический процесс и возможности его познания;
- быть комплексным по составу и представлению исторического материала
(авторский текст; источники; элементы историографии и оценочные суждения,
способствующие целостному и диалектическому восприятию отечественной истории,
ее позитивного содержания, равно как и трагических страниц; изобразительные
материалы; справочный аппарат – хронологическая таблица, словарь терминов,
словарь персоналий и др.). При этом акцент в учебнике должен быть сделан на
презентацию не готовых авторских суждений, а определенного набора фактов и
аргументов, на основе которых ученики сами могут делать выводы и выносить
суждения;
- стимулировать познавательный и исторический диалог (обеспечивается характером
авторского текста, системой вопросов и заданий);
- быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными
ресурсами, средствами обучения (музеи и библиотеки, электронные пособия,
Интернет, периодическая печать и др.). Важнейшая рубрика по каждому параграфу
должна служить навигатором в научно-образовательном пространстве по истории;
- быть партнерским по отношению к учащимся (в том числе, учитывать их
возрастные особенности).
Учебник должен содержать предварительное обобщение (в форме введения, соотносимого по объему с параграфом), в котором рассматривается место курса в системе школьного исторического образования, представляется и обосновывается план дальнейших действий. Число параграфов должно быть примерно на треть меньше числа часов, отведенных на изучение курса (это позволит выделить время на другие виды деятельности, а не только на работу с учебником).
В начале каждого параграфа должен быть задан и мотивирован главный вопрос параграфа (урока). Содержание параграфа призвано помочь ученику сформулировать свой вариант ответа на этот вопрос о подобрать необходимые аргументы.
Учебник (по возможности) не должен содержать готовых определений понятий, а предусматривать работу с ними (самостоятельное определение через род и видовые отличия, соотнесение и пр.).
Для
организации познавательной деятельности школьников в учебник включаются
следующие компоненты:
1) дидактическое введение (о том, как работать с учебником);
2) система вопросов и заданий для учащихся;
3) элементы методических рекомендаций.
Дидактическая
система современного учебника предполагает:
а) включение вопросов и заданий ко всем компонентам учебника – авторскому
тексту, историческим источникам, картам, иллюстрациям и т. д.;
б) использование заданий разных видов, в том числе: способствующих развитию
предметных и логических умений; поисковых, творческих, проектных заданий;
заданий для работы с историко-краеведческими материалами; заданий,
предусматривающих участие в обсуждении, дискуссии, диспуте и др.;
в) дифференциацию заданий по сложности, обеспечивающую индивидуальный подход в
обучении.
В учебнике отечественной истории именно в дидактическом блоке, посредством специальных заданий предусматривается обращение школьников к изучению локальной истории, истории своей семьи, собиранию устной истории. Эти компоненты содержания способствуют формированию способности школьников применять полученные на уроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале, органичному включению его в историю Отечества («со-творению» истории).
Таким образом, современный урок по истории должен: формировать у школьников навыки анализа, синтеза, отбора и систематизации материала, умение самостоятельно работать с информацией и использовать приобретённые знания в повседневной жизни. Продуктивного обучения на уроках истории, мы можем достичь благодаря результату усвоения самостоятельно добываемых знаний, а также благодаря применению их на практике.
Цель педагогического сообщества - вернуть интерес молодежи к изучению родной истории с помощью современных подходов к преподаванию предмета в школе.
Приложение
Структура курса истории России:
6 класс
Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству
7 класс
Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству
8 класс
Раздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи
9 класс
Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.
10 класс
Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914-1922 гг.
10 класс
Раздел VI. Советское общество в 1920-е-1930-е гг.
10 класс
Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
10 класс
Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.
10 класс
Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.
11 класс
История России в мировом контексте (базовый и профильный уровни)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.