Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова, рифмовки), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
6/4ЛР: распознавать разносклоняемые имена существительные в тексте, правильно образовывать и писать формы косвенных падежей.
3ЛР: употреблять в речи конструкции с разносклоняемыми именами существительными в косвенных падежах.
Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка.
Запись под диктовку: (слайд 1)
Мы (не)слышали взрывов, грох. . та,
Мы (не)видели эту бл. . каду,
Но мы знаем, как трудно было
Ос. . жденному (Л, л)енинграду
(Ю. Воронов)
Обозначение орфограмм, объяснение знаков пунктуации
Синтаксический разбор предложения, составление схемы. (у доски)
[ - =], [ - =], но [ - =], (как ==).
– Определите, существительного какого склонения нет в этом предложении. Приведите пример (устно).
Постановка учебной проблемы.
1. Слово учителя: Ребята! Как вы поняли смысл строк из стихотворения Ю. Воронова? Кто знает, какую историческую дату сегодня, 27 января, отмечают люди нашей страны? Как она связана с темой стихотворения, которое мы с вами записали? (Ребята отвечают)
2. Словарная работа (слайд 6)
Блoкада, Великая Отечественная война, присяга, присягать
Толкование слов
Блокада (Словарь Ожегова) - окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его сношений с внешним миром.
Присяга – торжественное обещание
Составление предложений, словосочетаний: Ленинград оказался в блокадном кольце.
(в кольце блокады. снять, прорвать блокаду).
3. Слово учителя: (читает строки из стихотворения Ю. Воронова «Опять война, опять блокада…» не до конца (9 - 11слайды). Почему мы сегодня вспоминаем те страшные дни, почему не должны забывать этого?
( дочитывает стих - е, слайд 11)
4. Работа в группах. (слайд 12, 13) (тексты на столах учащихся) Темы для групп: «Из воспоминаний детей блокадного Ленинграда», «Непокорённые», «Цифры и факты»
Актуализация информации из текстов о блокаде Ленинграда, составление плана устного сообщения с опорой на подготовленный и проанализированный материал
Выступления от групп.
Сопоставление информации, представленной в разных формах
Вопросы:
Что вы знаете о блокаде Ленинграда?
Знаете ли вы, что такое «Дорога жизни» для ленинградцев?
Какую норму хлеба ежедневно получали жители блокадного Ленинграда?
Сколько дней длилась блокада? 900 дней длилась блокада Ленинграда 8 сентября 1941 - 27 января 1944
Кто такая Таня Савичева? Назовите имена ленинградцев, которые героически выстояли блокаду. (Д. Шостакович, О. Берргольц)
Демонстрация слайдов о блокадном Ленинграде идёт по ходу выступления групп учащихся (слайды 14 - 35)
Весь материал - смотрите документ.
Содержимое разработки
УРОК 101 Тема: Урок памяти «Помним подвиг Ленинграда» («Разносклоняемые имена существительные)Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова, рифмовки), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
6/4ЛР: распознавать разносклоняемые имена существительные в тексте, правильно образовывать и писать формы косвенных падежей.
3ЛР: употреблять в речи конструкции с разносклоняемыми именами существительными в косвенных падежах.
Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка.
Запись под диктовку: (слайд 1)
Мы (не)слышали взрывов, грох. . та,
Мы (не)видели эту бл. . каду,
Но мы знаем, как трудно было
Ос. . жденному (Л, л)енинграду
(Ю. Воронов)
Обозначение орфограмм, объяснение знаков пунктуации
Синтаксический разбор предложения, составление схемы. (у доски)
[ - =], [ - =], но [ - =], (как ==).
– Определите, существительного какого склонения нет в этом предложении. Приведите пример (устно).
Постановка учебной проблемы.
1. Слово учителя: Ребята! Как вы поняли смысл строк из стихотворения Ю. Воронова? Кто знает, какую историческую дату сегодня, 27 января, отмечают люди нашей страны? Как она связана с темой стихотворения, которое мы с вами записали? (Ребята отвечают)
2. Словарная работа (слайд 6)
Блoкада, Великая Отечественная война, присяга, присягать
Толкование слов
Блокада (Словарь Ожегова) - окружение войск противника, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его сношений с внешним миром.
Присяга – торжественное обещание
Составление предложений, словосочетаний: Ленинград оказался в блокадном кольце.
(в кольце блокады. снять, прорвать блокаду).
3. Слово учителя: (читает строки из стихотворения Ю. Воронова «Опять война, опять блокада…» не до конца (9 - 11слайды). Почему мы сегодня вспоминаем те страшные дни, почему не должны забывать этого?
( дочитывает стих - е, слайд 11)
4. Работа в группах. (слайд 12, 13) (тексты на столах учащихся) Темы для групп: «Из воспоминаний детей блокадного Ленинграда», «Непокорённые», «Цифры и факты»
Актуализация информации из текстов о блокаде Ленинграда, составление плана устного сообщения с опорой на подготовленный и проанализированный материал
Выступления от групп.
Сопоставление информации, представленной в разных формах
Вопросы:
Что вы знаете о блокаде Ленинграда?
Знаете ли вы, что такое «Дорога жизни» для ленинградцев?
Какую норму хлеба ежедневно получали жители блокадного Ленинграда?
Сколько дней длилась блокада? 900 дней длилась блокада Ленинграда 8 сентября 1941 - 27 января 1944
Кто такая Таня Савичева? Назовите имена ленинградцев, которые героически выстояли блокаду. (Д. Шостакович, О. Берргольц)
Демонстрация слайдов о блокадном Ленинграде идёт по ходу выступления групп учащихся (слайды 14 - 35)
Весь материал - смотрите документ.
Содержимое разработки
УРОК 101 Тема: Урок памяти «Помним подвиг Ленинграда» («Разносклоняемые имена существительные)
27_yanvarya-den_snyatiya_blokady_leningrada.docx
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«27 ЯНВАРЯ ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»
Цель: Воспитание нравственнопатриотических качеств подрастающего
поколения.
Задачи: 1. Привлечь внимание к истории России.
2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к
великим историческим событиям.
3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий
нашей страны.
4. Способствовать воспитанию уважительного отношения к памяти погибших
и пережившим блокаду
Ход мероприятия
Звучит песня: «Ну кто же тебя выдумал война…»
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слёзы да страдания несет всем она!
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей!
Не надо войны, не надо смертей.
Зачем же сиротами делать детей.
Зачем эти беды и слёзы нужны.
Не надо войны, не надо войны! (слайд 1) 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе
которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну всего
за 6 недель. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. По плану
гитлеровского командования Ленинград путём обстрела из артиллерии всех
калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха должен был сравняться с
землёй и исчезнуть с карты мира. Для осуществления этого варварского
замысла гитлеровское командование бросило к городу огромные силы более
40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов. Несмотря на героические
усилия Красной Армии к осени 1941 года город оказался в кольце блокады
8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского
озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. (слайд 2)
Битва за Ленинград, продолжавшаяся с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944
года, самая длительная в ходе Великой Отечественной войны. Она увенчалась
блестящей победой советского оружия, продемонстрировала высокий
моральный дух советских людей, стала символом мужества и героизма
советского народа и его Вооруженных Сил, поэтому эта тема всегда
актуальна для каждого из нас в нашей стране.
27 января 1944 г. день снятия блокады Ленинграда. Этот день был и
будет священным днём в истории России. 27 января 1944 года закрылась
одна из самых драматических и героических страниц Великой Отечественной
войны. (слайд 3)
Стоят монументы. Стихами и в прозе
Взывают к потомкам святые слова
Но память живет не в граните и бронзе.
А в людях – без нас эта память мертва.
Я слышу иногда «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне».
И может показаться правы
И убедительны слова.
Но даже, если это правда,
Такая правда не права!
Эти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей
Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них
внезапно. Но, не смотря ни на что, они не только сумели выдержать все
тягости и невзгоды блокады, но даже активно помогали нашим войскам в
борьбе против фашистских захватчиков.
Для внутренней обороны города в августе 1941 года было создано 49
рабочих батальонов, что превышает свыше 40 тысяч человек. (слайд 4)
В октябре в городе открылись 102 пункта Всевобуча. За время блокады
Ленинградский Всевобуч подготовил свыше 200 тысяч бойцов. (слайд 4)
На строительстве оборонительных сооружений под Ленинградом с
июля по декабрь работали свыше 475 тысяч человек. Было вырыто 626
противотанковых рвов, установлено 50 тысяч надолб, 306 километров
лесных завалов, 635 км проволочных заграждений. (слайд 5)
В 1942 году промышленность Ленинграда освоила производство
более 50 новых видов вооружения и боеприпасов, выпустила около 1700
тысяч снарядов и мин, свыше 22 тысяч авиабомб, 1260 тысяч ручных
гранат. (слайд 6)
Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и
зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы.
Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив наиболее важные кварталы, многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский
огонь. В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные
склады, и перед городом встала угроза голода. На 12 сентября 1941 года
запасов продовольствия было не более чем на 30 суток. Люди из блокадного
Ленинграда никогда не забудут 125 грамм драгоценного хлеба, который
помещался на ладони , в котором была жизнь и тепло. Каждый растягивал
свой кусочек насколько мог, а матери обычно отдавали свою порцию детям,
обрекая себя на голодную смерть, но спасая своего ребёнка. (слайд 7)
Надвигался голод! В конце декабря значительная часть населения погибла.
Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. В конце ноября
ударили морозы до 40С. Замерзли водопроводы и канализационные трубы,
жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали
работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали
устанавливать в комнатах железные печки времянки, выводя трубы в окно. В
них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было.
Целые семьи гибли от холода и голода. За ноябрь 1941 г. погибло 11 тыс.
человек, в декабре 1941 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. – 200
тысяч человек. (слайд 810)
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы. Тишина:
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных
В кастрюлях воду голубую возят, Дрова и скарб, умерших и больных.
Так с декабря кочуют горожане
За много вёрст, в густой туманной мгле,
В глуши слепых, обледеневших зданий
Отыскивая угол потеплей.
Особенно больно война ударила по детству. "Детистарички, безулыбчивые,
молчаливые, вялые, все понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война,
фашисты гдето там за городом, да и сама блокада оставалась для
шестилетних детей понятием отвлеченным. Конкретными были темнота,
голод, сирены, взрывы, а непонятно, куда исчезла еда и близкие?
В осаждённом городе продолжали работать 39 школ. Даже в таких
жутких условиях дети учились. Это был подвиг. В школах, бомбоубежищах,
где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики
сидели в пальто, шапках, рукавицах… Дети шатались от голода. Умирали не
только дома, на улице, по дороге в школу. (слайд 11)
работала
старшая сестра Тани,
Многие знают печальную историю 11летней ленинградской школьницы
Тани Савичевой. Её семья жила на 2ой линии Васильевского острова в доме
№ 13? Женя,
на Невском
машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал на
судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца,
работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка
Евдокия Григорьевна были домохозяйками. Большая дружная семья
Савичевых погибла на Васильевском острове от голода. Блокада отняла у
девочки родных и сделала ее круглой сиротой. В те же дни Таня сделала в
записной книжке 9 коротких трагических записей. (слайд 12)
"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года" "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
"Савичевы умерли"
"Умерли все"
"Осталась одна Таня"
При первой же возможности Таню вывезли с детским домом на большую
землю . Но истощение и гибель близких нанесли необратимый ущерб детскому
организму, и она вскоре умерла. В школе №35 города Санкт Петербурга,
где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.
Дети вместе со взрослыми работали на военных заводах, в тяжелых, порой
невыносимых условиях, голодные, изнеможенные, они по 1214 часов не
выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Песня «Дети войны» (слайд 13)
Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли
в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и
топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней
осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая город со
страной, оборвалась. И тогда проложили автомобильную трассу. От неё
зависело спасение жителей города. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему
льду пошли первые грузовики с мукой. Вплоть до 23 апреля 1942 года по
Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя
Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей,
раненных, ослабленных людей. (слайд 1415)
ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА (слайд 16) Осенью 1941 года, сразу после установления блокады, советские войска
предприняли две операции с целью восстановления сухопутной связи
Ленинграда с остальной страной. Наступление велось в районе «синявинско
шлиссельбургского выступа», ширина которого вдоль южного побережья
Ладожского озера была всего 12 километров. Основные бои велись на так
называемом «Невском пятачке» узкой полосе земли шириной в 500800
метров и длиной 2.53 км. на левом берегу Невы. Весь пятачок
простреливался врагом и советские войска несли тяжелейшие потери. Всего
за 19411943 годы на «Невском пятачке» погибло около 50000 советских
солдат.
«НЕВСКИЙ ПЯТАЧОК» (слайд 1718)
По данным с сайта kremnik.ru на «Невском пятачке» погибло более 1000
татарстанцев, в этом списке 15 уроженцев Кайбицкого района.
Песня: «Соловьи, не пойте больше песен соловьи….» (слайд 1927)
1) АБГАЛИЕВ КАБИР :
Кайбицкий район, д. Чукры Аланово,
мобилизован: Апастовским РВК : младший сержант : погиб:
08 августа 1943г. : Невский Пятачок, 8 ГРЭС
2) БАЗАРНИКОВ САЛАХ,
год рождения: 1909,
мобилизован: Кайбицким РВК, 265 стрелковая дивизия :
погиб : 25 октября 1941г. : Невский Пятачок
3) ГИЛЯЗОВ ЗАКИР,
год рождения: 1911 : Кайбицкий район,
мобилизован: Кайбицким РВК : сержант : 265 стрелковая дивизия :
погиб : 26 октября 1941г. : Невский Пятачок
4) ЗИЯТДИНОВ ШАЙХУТДИН,
год рождения: 1910 : Кайбицкий район, д. Баймурзино,
мобилизован: Кайбицким РВК,
погиб : декабрь 1941г. : Невский Пятачок (ПО "Патриот" г.Северодвинск) :
медальон, родные найдены
5) КУЗНЕЦОВ ИЛЬЯ АНТОНОВИЧ :
Кайбицкий район, с. Берлибаш, мобилизован: Апастовским РВК : сержант :
погиб : 03 мая 1942г. : Невский Пятачок
6) ПЕЛЕВИН ГАВРИЛ ЕФИМОВИЧ (ПЕМЫШ),
год рождения: 1908 : с. Уланово,
мобилизован: Кайбицким РВК : гвардии красноармеец : 45 гвардейская
стрелковая дивизия :
погиб : 19 января 1943г. : Невский Пятачок
7) СИБГАТУЛЛИН АБДУЛ,
год рождения: 1918 : Апастовский район, с. Багишево,
мобилизован: Кайбицким РВК, 296 стрелковый полк, 13 стрелковая дивизия :
погиб : 13 февраля 1943г. : Невский Пятачок
8) СОРОКИН СТЕПАН МИХАЙЛОВИЧ,
год рождения: 1908 : д. Александровка (Молькеево),
мобилизован: Кайбицким РВК,
погиб : январь 1942г. :
Невский Пятачок : медальон
9) СУНГАТУЛЛИН КАЛИМУЛЛА НАСЫБУЛЛОВИЧ
Апастовский район, с. Малые Кайбицы,
мобилизован.: Апастовским РВК, 567 мином. полк :
погиб : 24 февраля 1943г. :
Невский Пятачок
10) ТАЗЕТДИНОВ КАСЫМ,
год рождения: 1905 : Кайбицкий рн,
мобилизован: Кайбицким РВК, 265 стрелковая дивизия :
погиб : 25 октября 1941г. : Невский Пятачок
11) ТИЖАНИН ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ,
год рождения: 1903 : Кайбицкий район, д. Кичкеево,
мобилизован Кайбицким РВК : гвардии ефрейтор 131 гвардейский
стрелковый полк 45 гвардейской стрелковой дивизии:
погиб : 16 января 1943г. : Невский Пятачок
12) ТИМОФЕЕВ ДАНИЛ ТИМОФЕЕВИЧ,
год рождения: 1907 : Кайбицкий район, д. Янсуринское,
мобилизован: Выборгским ГВК : политрук : 141 стрелковый полк 85 стрелковой дивизии
погиб : июнь 1942г. : Невский Пятачок
13) ТРОШИН КУЗЬМА ФЕДОРОВИЧ,
год рождения: 1902 : Кайбицкий район, с. Арасланово,
мобилизован: Зеленодольским РВК, 68 стрелковый полк, 70 стрелковая
дивизия :
погиб : 30 сентября 1942 : Невский Пятачок
14) ЦАРЕВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ,
год рождения: 1908 : Кайбицкий район, с. Русское,
мобилизован: Кайбицким РВК, 11 отдельная стрелковая бригада :
погиб : 02 октября 1942г. : Невский Пятачок (Арбузово)
15) ПАНИКАРОВ ЕГОР ВАСИЛЬЕВИЧ
с. Ульянково, мобилизован Б. Кайбицким РВК,
гвардии сержант, 131 гвардейский стрелковый полк, 45 гвардейская
стрелковая дивизия,
погиб 13 февраля 1943г., захоронен Ленинградская обл., Красный бор
В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.
Минута молчания(метроном)
Презентация:
http://nsportal.ru/sites/default/files/2017/01/26/27_yanvarya
den_snyatiya_blokady_leningrada.rar
Блокада Ленинграда
Блокада Ленинграда
Блокада Ленинграда
Блокада Ленинграда
Блокада Ленинграда
Блокада Ленинграда
Блокада Ленинграда
Блокада Ленинграда
Блокада Ленинграда
Блокада Ленинграда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.