Рекомендации родителям по подготовке детей к поступлению в школу. В статье рассматривается, из чего складывается готовность ребенка к учебе, по каким параметрам и как оценить его готовность к школе. Даются советы, как помочь ребенку адаптироваться в новом, незнакомом для него месте.
первый раз в 1 класс.doc
Запись в школу
1 раз в 1 класс.
Ребенок растет. Завершается его дошкольный период. Вы с волнением строите планы на
будущее. Обсуждаете с малышом дальнейшую школьную жизнь. И нервничаете, думая, каково
ему будет там. Кого ребенок в школе встретит, как будет учиться, кто его будет учить. Вы
собираете информацию обо всех окрестных школах, расспрашиваете знакомых, чьи дети там
учатся, выбираете и идете знакомиться на день открытых дверей.
В каком же возрасте лучше идти в школу? С 6 лет при отсутствии противопоказаний по
состоянию здоровья, но не позже 8 лет.
Готовность к школе – что это?
Как оценивается готовность к школе вашего ребенка? Она определяется тремя
взаимосвязанными компонентами: физическая готовность, личностная и интеллектуальная
готовность.
Физическое развитие:
Физическая готовность малыша определяется медиками и заносится в медицинскую
карту.
Личностное развитие.
Отношения с взрослыми
Дошкольникам характерны импульсивность, искренность, непосредственность. К 6
годам эта непосредственность теряется, поведение становится произвольным. Но под
произвольностью подразумевается не своевольность, а понимание ребенком учебной задачи,
умение находиться в условноролевых отношениях с взрослым (учительученик).
Отношения со сверстниками
Школьные формы обучения носят коллективный характер и предполагают
сотрудничество учащихся. Если ребенок неконфликтен, легко контактирует со сверстниками,
относится к ним, как к партнерам по игре, понимает общую задачу деятельности, то можно
говорить об оптимальном уровне развития его отношений с другими детьми.
Отношение к себе
Дошкольникам свойственна высокая самооценка – эта специфика детского
самосознания. Адекватность оценки своей деятельности придет сама собой, как результат
кризиса 7 лет.
Заниженная самооценка у ребенка тревожный «звоночек». Она сигнализирует о
дефиците внимания, поддержки со стороны взрослых.
Различие в самооценке дошкольника и младшего школьника заключается в умении
находить причины своих неудач. Дошкольник видит их только во внешних обстоятельствах:
высокий забор, тяжелая сумка, а младший школьник находит причину и в самом себе, в своей
умелости (точнее, неумелости): не умею прыгать, не занимаюсь спортом, еще не научился.
Интеллектуальное развитие.
Образное мышление
Показателем умственного развития ребенка к 6 годам является сформированность
образного, наглядносхематического мышления. Образное представление обеспечивает малышу
понимание условий задач, их соотношения с реальностью. Ребенок понимает и может использовать схематические изображения предметов: чертежи, планы, макеты. Улучшается
понимание абстрактных взаимосвязей: связь слов в предложении, связь между
математическими величинами. Это облегчает обучение детей грамоте и математике.
Как отмечал русский классик Лев Николаевич Толстой: « Грамота у всех
народов – это умение читать, писать и считать».
Многие великие люди научились читать в 23года. Интересно: научились они
рано читать, потому что родились необыкновенно способными или стали
великими людьми, потому что их научили рано читать?
Оценить сформированность образного мышления у своего ребенка можно, наблюдая за
их конструированием (по схеме), рисованием (фигур человека).
Словеснологическое мышление
Его зачатки выявляются в умении классифицировать предметы и явления: игрушки,
инструменты и т.д. Развитое словеснологическое мышление – это способность ребенка к
рассуждениям, которые он строит по законам логики. Усвоение знаний в школе основано на
логическом мышлении. Проверять развитие данного мышления, необходимо сочетая словесные
задания с наглядностью.
Развитие речи.
Основы словеснологического мышления взаимосвязаны с развитием речи. Речь – это
фундамент, на котором строится вся учебная деятельность. Очень важно научить ребенка
связной монологической речи: устной и письменной. Наиболее удобной формой монолога для
ребенка является пересказ. Пересказ занимает важное место в обучении: сначала пересказ того,
о чем говорил учитель, а затем самостоятельное воспроизведение текста, прочитанного самим
ребенком. На собеседовании ребенку предлагается серия последовательных картинок, чтобы он
проявил словеснологическое мышление с опорой на наглядность.
Хочется подчеркнуть еще раз, что целью собеседования по определению уровня
готовности вашего ребенка к школе является не отбор детей в школу, а представление учителю
достоверной информации о психологических способностях ребенка, для выбора форм заданий
и с детьми на уроке, для преодоления возможных проблем.
Период адаптации
Первые 8 недель обучения проходит период адаптации ребенка к школе, к
систематическому, ежедневному обучению. За время с апреля по сентябрь, а это 5месяцев,
срок немаленький, родителям надо постепенно подготовить ребенка к школьному режиму,
добросовестно выполняя рекомендации специалистов и учителей. Школа тем временем
занимается комплектованием классов, учитывая уровень готовности наших детей. Поэтому не
нужно бояться собеседований и консультаций со специалистами, которые всегда подскажут и
своевременно помогут. Давайте помнить, что все мы – сотрудники, соратники в нелегком, но
интересном процессе воспитания и обучения наших детей.
Чтобы оценить способности ребенка, можно поиграть с ним, давая ему эти задачи и
посмотреть, как у него получится. А как получится у Вас? 1. Показатель зрелости организма ребенка, определяет способность мозга воспринимать и
перерабатывать информацию:
достань правой рукой левое ухо, пронеся руку над головой.
2. Оценка зрительной памяти:
3. Логическое мышление:
посмотри на картинки с предметами и запомни, нарисуй так же.
дорисуй незнакомый рисунок или предмет (лицо, фигуру человека, машину и т.п.).
4. Способность к пространственному восприятию:
дана иллюстрация: небоземлявода, дорисуй виды транспорта по назначению.
5. Способность к классификация предметов:
убери лишний предмет, не соответствующий ряду остальных.
6. Использование словарного запаса:
«ребятам о зверятах»: назови детеныше зверей (кошка – котята, лев …, корова …,
овца …)
7. Понимание логикограмматических отношений – соотношение слова и действия, слова и
предмета:
нарисуй треугольник под кружком, затем кружок под треугольником;
скажи, что верно: осень наступает после лета или лето после осени?
8. Распознавание признаков предметов: формы, цвета, размера:
раздели предметы на 3 группы по цвету, форме, размерам;
посчитай их и сравни, где больше, где меньше.
Статья "Первый раз в первый класс"
Статья "Первый раз в первый класс"
Статья "Первый раз в первый класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.