Статья по английскому языку на тему "Мифологические аллюзии в романе Джона Фаулза "Волхв""

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 22.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Джон Фаулз - поклонник Древней Греции, ее литературы, мифологии и философии, поэтому в его произведениях часто прослеживаются античные образы и мотивы той эпохи. В данной статье рассматриваются наиболее значимые мифологические аллюзии в романе Джона Фаулза «Волхв», которые помогают сделать сюжет романа более самобытным, оригинальным и разнообразным.
Иконка файла материала Мифологические аллюзии в романе Джона Фаулза - Волхв.docx
Мифологические аллюзии в романе Джона Фаулза «Волхв» Английская   литература  XX  века   отличается   небывалым   интересом писателей   к   античной   мифологии.   Это   происходит   на   фоне   всеобщего интереса в Европе к  истории, культуре и географии Древней Греции и Рима. На античную тематику писали Д. Джойс, Э. М. Фостер, У. Голдинг и другие. Джон Фаулз также является одним из поклонников Древней Греции, ее литературы, мифологии и философии, поэтому мы часто обнаруживаем в его произведениях  античные образы и мотивы той эпохи. Это помогает сделать сюжет   более   самобытным,   оригинальным   и   разнообразным.   Кроме   того писатель­постмодернист   использует   события   из   прошлого   для   решения проблем современности.    «Коллекционер»,   «Маг»,   «Женщина   французского   лейтенанта», «Дэниэл Мартин», «Мантисса» ­ все эти произведения Джона Фаулза столь непохожи,     но   в   них   отражется   художественное   наследие   минувших поколений,   поднимаются   серьезные вопросы о   взаимоотношении человека с социумом, о любви, о борьбе прекрасного и отвратительного.  Характерной   особенностью   авторского   стиля   Дж.   Фаулза   является намеренное   отстранение   от   собственной,   авторской   оценки   тех   или   иных событий, ситуаций, что дает читателю возможность самому сделать вывод. Такое отстранение достигается путем широкого использования литературных и мифологических аллюзий. Аллюзия,  по   мнению   Н.   Н.  Романовой,  это   «стилистическая   фигура, содержащая явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический,   мифологический   или   политический   факт,   закреплённый   в текстовой культуре или в разговорной речи» [2, 34]. Н.М.Разинкина   определяет   аллюзию   как   «косвенное   указание   с помощью   слова   или   словосочетания   на   какой­либо   исторический, географический,   литературный,   мифологический   или   библейский   факт.Косвенное указание может быть также связано и с событиями повседневной жизни человека»[1, 7]. Наибольшее количество литературных аллюзий, связанных с античной мифологией, встречается в романе Джона Фаулза «Волхв». Это одно из самых популярных,   но   в   то   же   время   сложных   произведений   Фаулза,   которое вызвало немало критики. Заинтересованность   мифами   возникла   у   Фаулза   в   том   числе   и   под влиянием   психоаналитических   идей   и   философии   Карла­Густава   Юнга. «Современный человек, … обращается к душевной жизни и ожидает от нее достоверности, утраченной им в мире» [3, 15].  К «душевной жизни» стремится и Джон Фаулз, пытаясь найти решение проблемы души в глубинах человеческой психики, поиске собственного «я». Опираясь   на   идеи   К.   Г.   Юнга,   Фаулз   пришел   к   выводу,   что   в   нынешнем обществе   нарушена   связь   духовного   прошлого   и   настоящего,   поэтому   в романе «Волхв» он активно обращается к мифам, чтобы восстановить  эту утраченную связь и обрести целостность.  Действие романа «Волхв» происходит на острове Фраксос   в   Греции. Главый персонаж романа – Николас Эрфе, двадцатипятилетний англичанин, испытывающий  неприязнь  ко всем    правилам и принципам, на которых он воспитывался   в   детстве,   после   окончания   Оксфордского   университета приезжает   на   остров   Фраксос   работать   учителем.   Знакомство   с   местным жителем, колдуном Морисом Кончисом стало для него судьбоносным, с этого момента начинаются основные события романа. В Греции Николас полностью   великолепными   греческими погружается   в   мифологию,   наслаждается   пейзажами, античными скульптурами и спектаклями с мифическими героями –   все   это   помогает   ему   постичь   свое   внутреннее   «я»   и   переоценить   свои жизненные ценности. Во   всем   происходящем   в   романе   прослеживаются   аллюзии   на   мифы Древней Греции. Одним из самых главных в романе является миф об Одиссее.Подобно Одиссею Николас отправляется в путешествие, чтобы обрести себя, найти   цель   в   жизни.   Однако   это   путешествие   вовсе   не   по   миру,   а   по собственному   подсознанию   с   целью   обретения   своего   «я».   И   успокоиться герой сможет лишь раскрыв все секреты и мотивы Кончиса, обретя новое самосознание в реальном мире. Затрагиваются в романе и мифы о путешествии Тесея на Крит и его победе над Минотавром, а также миф о путешествии Орфея к Аиду в поисках   по   собственному Эвридики.   В   них   много   сходств   с   блужданиями   подсознанию самого Николаса Эрфе. Даже   сама   фамилия   Эрфе   связана   с   мифом   о   древнегреческом музыканте Орфее. Аллюзия с Орфеем видна не только в созвучии имен героя и певца, но и в испытаниях, которым Николас подвергается на вилле мага Кончиса, а Орфей в подземном царстве Аида.    «Something was expected of me, some Orphean performance that would gain me access to the underworld where she was hidden… or hiding herself. I was on probation. But no one gave me any real indication of what I was meant to be proving. I had apparently found the entrance to Tartarus. But that brought me no nearer Eurydice» [4 , 357].  Николасу   пришлось   спуститься   под   землю     за   своей   возлюбленной Жюли,   потому   что   Кончис   решил   разлучить   влюбленных   как   Орфея   с Эвридикой, чтобы провести Николаса через все ритуалы.  Еще одним из центральных мифов, затронутых в романе, является миф об Ариадне и Тесее, а одним из центральных образов – лабиринт. Лабиринт – это   остров   Фраксос   в  представлении   Николаса,   где   он   блуждает,   пытаясь разгадать все тайны мага Кончиса. Николас сравнивает себя с Тесеем:  «My heart was beating faster than it should. It was partly at the thought of meeting Lily, partly at something far more mysterious, the sense that I was now deep in the strangest maze in Europe. I remembered the feeling I had had one morning walking back to the school; of being Odysseus or Theseus. Now I wasTheseus   in   the   maze;   somewhere   in   the   darkness   Ariadne   waited;   and   the Minotaur» [4 , 190].  Лабиринт   у   Фаулза   –   это   загробный   мир,   это   стремление   спастись, возродиться,   найти   из   него   выход.   Николас   подобно   Тесею   должен переродиться и обрести свое истинное «я». Самым   таинственным   и   могущественным   в   романе   является   колдун Морис   Кончис.   Он   представляет   собой   совокупность   образов   Зевса, Посейдона,   Аида,   языческого   бога,   демона.   Кончис   богат   как   Аид,   очень гостеприимен   и   отличается   щедростью,   знает   все   на   свете,   но   Николас чувствует себя рядом с ним под постоянным контролем, даже когда он один. Родственен Кончису и образ величественного Посейдона,  бога морей и покровителя всех мореплавателей. Это прослеживается в деталях одежды – флотской рубашке и туфлях с пятнами соли, а также в наличии морской воды в душевой виллы. «He was nearly completely bald, brown as old leather, short and spare, a man whose age was impossible to tell; perhaps sixty, perhaps seventy; dressed in a navy­blue shirt, knee­length shorts, and a pair of salt­stained gymshoes» [ 4, 48]. Образ почтальона Гермеса несет в себе мифологические аллюзии на имя собственное.   Это   единственный   человек,   который   посещает   виллу   и возвращается обратно в деревню. Словно проводник между царством живых и мертвых он приносит вести колдуну Кончису.  Еще   одним   подобным   примером   такой   аллюзии   на   имя   собственное является   образ   Димитриадиса,   школьного   учителя,   который   рассказывает Николасу   о   Кончисе,   направляет   его,   осуществляет   связь   с   «царством мертвых».   Имя   Димитриадис   образовано   от   имени   греческой   богини плодородия Деметры, скорбящей матери, потерявшей свою дочь Персефону, которую   похитил   Аид.   При   этом   две   трети   года   Персефона   проводит   с матерью на Олимпе, ликуя и радуясь, а одну треть – в мрачном царстве Аида. Данная аллюзия отражена в композиции романа, потому что роман состоит изтрех частей: две из них Николас проводит в реальном мире Лондоне, а одну – в царстве Кончиса­Аида, получая духовное перерождение и очищение. Все испытания, которым подвергается главный герой, похожи на те, что преодолевали   мифические   герои,   вынужденные   по   воле   богов   вечно пребывать в царстве Аида.  Николас Эрфе проходит через «танталовы муки». Мучаясь   от   желания   обрести   свою   возлюбленную   Жюли   и   невозможности этого, он испытывает себя как Тантал, обреченный на вечную жажду и голод. Многочисленные мифологические аллюзии, которые использовал Джон Фаулз в романе «Волхв» помогают нам проследить за изменениями в жизни главного   героя   Николаса   Эрфе,   за   обретением   им   нового   смысла   жизни. Сначала   Николас   предстает   перед   нами   бесстрашным   Одиссеем,   который отправился в путешествие, затем воинственным Тесеем, который в лабиринте жаждит встречи с Минотавром, после этого – отважным Орфеем, готовым идти   в   подземное   царство   за   своей   возлюбленной,   и,   наконец,   Танталом, которого одолевают терзания по поводу своей судьбы и который стремится разгадать все тайны. Таким образом, проходя через все испытания и муки, главный герой романа   Николас   Эрфе   обретает   целостность   и   гармонию,   восстанавливает утраченную связь с человечеством и природой, он открывает для себя свое   Все   эти   испытания   лишь   помогли   эгоистичному   и истинное   «я».   легкомысленному юноше повзрослеть, утратить иллюзии, получить бесценный опыт, познать горечь потерь, испытать чувство вины, научить ответственности и стремлению к свободе выбора. Это путешествие на остров Фраксос стало для Николаса Эрфе уроком на всю жизнь. Литература 1. Разинкина, Н.М. /Функциональная стилистика. ­ М., 1986. 2. Романова,  Н.Н./ Стилистика и стили. ­ М.: Флинта, 2009. 3. Юнг,   К.Г./   Архетип   и   символ/   предисл.   А.   М.   Руткевича.   М.: «Ренессанс», 1991..4. John Fowles  «The Magus » [Электронный ресурс]: etextlib электронная библиотека.   URL: http://www.etextlib.ru/Book/Details/11342 The Magus. pdf

Посмотрите также