Статья по физической культуре"ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Оценка 5
Семинары
docx
физическая культура
5 кл
26.05.2017
В статье рассматриваются вопросы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивная физическая культура даёт возможность ребёнку с ОВЗ сформировать качества, необходимые в любом виде деятельности; позволяет реализовать свои творческие способности в достижении результатов, превышающих, иногда, результаты здоровых людей.
Воспитание личности детей с ОВЗ через физру.docx
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С
ОВЗ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы адаптивной физической культуры лиц с
ограниченными возможностями здоровья. Адаптивная физическая культура даёт
возможность ребёнку с ОВЗ сформировать качества, необходимые в любом виде
деятельности; позволяет реализовать свои творческие способности в достижении
результатов, превышающих, иногда, результаты здоровых людей.
Каждое государство в зависимости от уровня своего развития, приоритетных задач и
возможностей формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.
Осуществление этой политики зависит от множества факторов: развития системы
здравоохранения, социальноэкономического развития, состояния экологической среды,
исторических и политических причин.
Увеличению числа детейинвалидов способствует ухудшение экологической обстановки,
высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость,
рост травматизма, отсутствие культуры здорового образа жизни, ряд переменных
социальнопедагогических и медицинских проблем. Специальные психологи работают над
разрешением комплекса проблем лиц с ОВЗ.[1, с 10]
Во всем мире в последние годы делаются усилия по организации и развитию спорта для
людей с ограниченными возможностями здоровья, с определенными нарушениями в
двигательной или интеллектуальной функциях. Чтобы доказать себе и обществу право на
активное существование в умственном и физическом плане лицам с ОВЗ нужен шанс,
который ему может дать спорт.
В последние годы значительно повысился уровень популяризации спортивной деятельности
лиц с ОВЗ. В городах России проводятся различные мероприятия по созданию
необходимых условий для физического развития людей с психофизиологическими
отклонениями. Рост интереса общества к паралимпийским играм – яркий пример
повышения толерантности общества к людям с ограниченными возможностями.
Изучением данной работы занимались многие учёныеисследователи, такие как М.М
Айшервуд, Р.Д.Бабенкова, И.И. Мамайчук, И.А. Оботурова, А.Р. Малер, Е.М. Мастюкова,
В.В. Ткачева, Е.М. Холостова и многие другие специалисты. В своих работах они делают
акцент на то, как сделать жизнь инвалида полноценной.
В нашей стране спорт среди лиц с ОВЗ приобрел значительную известность и
популярность. О чём свидетельствуют Паралимпийские игры по различным видам спорта: футбол; стрельба из лука, плавание, сидячий волейбол, гонки на колясках, баскетбол в
колясках и др.
Паралимпийские игры проводятся каждые 4 года и инициатором их проведения стал Л.
Гутман.
Наряду с Паралимпийскими играми широкое распространение получили сурдолимпийское
движение для лиц с нарушением слуха и проведение специальных олимпиад для лиц с
нарушением интеллекта.
Паралимпийцы служат примером для взрослых и детей по всему миру.
В 30е гг. ХХ в., Л.С. Выготский выдвинул принцип коррекционноразвивающей
направленности личности детей с ограниченными возможностями здоровья, который был
поддержан и стал ведущим отечественной дефектологии (Дульнев Л.В., 1981; Лапшин
В.А., Пузанов Б.П., 1990; и т.д.). Ученыеисследователи делают акцент на том, что
педагогическое влияние должны быть направлено не только на ослабление физических и
психических недостатков детей с ОВЗ, но и на активное развитие психических и
физических процессов, развитие их познавательной деятельности и формированию
нравственных качеств.
Воспитание лиц с ОВЗ очень сложный процесс, зависящий от множества различных
факторов. Для осуществления этого процесса требуется наличие специальных средств и
методов. Одним из средств воспитание личности является адаптивная физическая
культура, которая использует физические упражнения, соревновательную и игровую
деятельность наиболее подходящие для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важно использовать воспитательные возможности какого ребёнка в процессе занятий
адаптивной физической культуры, а для этого нужно знать общую направленность и
мотивы его личности: отношение к своему недугу, боязнь неудачи, достижение успеха,
приобретение новых друзей, повышение самооценки и оценки окружающих людей. [2, с. 19]
Необходимо учитывать, что физический потенциал человека формируется в первые
двадцать лет жизни.
Для процесса реабилитации и социальной адаптации ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья в окружающий мир являются физическая культура и спорт. У лиц
с ОВЗ затруднён контакт с окружающим миром изза его физического недостатка.
Следствие этого ребёнок теряет уверенность в себе, чувство собственного достоинства и
появляется чувство тревоги. С целю восстановления психического равновесия и
возможности заниматься активной жизнедеятельностью ребёнкуинвалиду рекомендуют
активные физкультурнооздоровительные и спортивные занятия.
Двигательная активность детейинвалидов значительно ограничена, это влечёт за собой
гиподинамию. Физические упражнения направлены на развитие различных систем
организма, на повышение уровня здоровья, стимулируют умственную деятельность и
повышают иммунитет. [3, с 67]
Адаптивная физическая культура развивает двигательные и физические возможности,
исправляет нарушения, улучшает здоровье и продвигает инвалидов в другие слои общества. В процессе занятий адаптивной физической культурой у детей с ОВЗ появляется
осознанное отношение к своим силам и уверенности в них, возникает потребность в
систематических занятиях физической культурой и, вообще, в введении ЗОЖ (здорового
образа жизни).
Спортивная карьера – перспектива развития для многих людей с ОВЗ, пример
«достижимости целей» и «реальности» полноценной жизни, включенности в социум,
несмотря на инвалидность. Что, в свою очередь, влияет на процесс реабилитации таких
людей, повышает их личностную мотивацию. [4, с. 14]
Английский нейрохирург Людвиг Гуттман считал, что инвалиды могут участвовать в
некоторых видах спорта, тем самым, разрушил стереотипы по отношению к людям с
физическими недостатками. Им на практике было доказано, что для лиц в ОВЗ
(ограниченными возможностями здоровья) спорт является средством для активной
жизнедеятельности, восстановления психическое равновесия, что в свою очередь, дает
возможность инвалиду приобщиться к полноценной жизни.
С древних времён известно о благотворном и оздоровительном влиянии физических
упражнений на организм человека.
Проблема развития детскоюношеского спорта среди лиц с ограниченными возможностями
на сегодняшний день в России является актуальной. Занятия профессиональным спортом
помогают лицам с ОВЗ развиваться физически и личностно формируют волевые качества и
навыки адаптации к условиям жизнедеятельности; благотворно влияют на психо
эмоциональную и психофизиологическую сферу ребёнка, повышают общий тонус; дают
большие возможности для коррекции и совершенствования моторики индивида.
Спорт для детей с ОВЗ особенно важен и потому, что является средством общения,
заставляет их забывать о своих проблемах; поверить в себя, в свои силы и возможности;
проявить лидерские качества. А это, в свою очередь, даёт им возможность почувствовать
себя обычными детьми.
Всем детям, но детям с ограниченными возможностями вдвойне важны регулярные
физические упражнения, которые тренируют сердце, нормализуют артериальное давление,
повышают силу и выносливость, гибкость и координацию движений.
Государство поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов. Для развития детско
юношеского адаптивного спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья
необходимы системный подход и создание благоприятных условий для занятий физической
культурой.
В реабилитационных воздействиях на детей с ОВЗ оказывают комплексные методы
социальнопедагогической направленности с учётом индивидуальных возможностей
каждого ребёнка. [5, с 22]
Родители детей с ОВЗ, которые хотят приобщить ребёнка к занятиям физической
культурой и сортом, должны начинать делать это постепенно с таких видов, которые не
требуют больших материальных вложений и специализированных заведений. Это может
быть настольный теннис, дартс, шахматы, бадминтон, шашки. Таким образом, адаптивная физическая культура позволяет приобрести ребёнку качества,
необходимые в любом виде деятельности; даёт возможности реализовать свои творческие
способности и достичь таких результатов, которые, зачастую превышают результаты
здоровых людей. Приведём в качестве примера имена таких людей, как Тамерлан,
Франклин Рузвельт, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль, Святослав Федоров, Ольга
Скороходова и многих других, поистине волевых, целеустремленных и
высоконравственных.
Развитию и закреплению различных форм заболеваний способствуют определенные
условия, которые не дают возможности человеку успешно бороться за признание
собственной личности окружающими и которые не предоставляют ему возможность
испытать чувство удовлетворения от процесса самоутверждения и самореализации.
Следовательно, укрепление и сохранение здоровья во многом обуславливаются
активностью и устойчивостью человека к воздействию отрицательных факторов
психической нагрузки.
Адаптивная физическая культура открывает резервные возможности организма ребёнка с
ОВЗ и помогает ему заниматься спортивной деятельностью, что является важным
средством компенсации нарушений в области социальной адаптации. Даже маленькие
победы принесут положительные результаты и придадут ребёнку с ОВЗ уверенность в себе.
Библиографический список
1. Основы специальной психологии: учебное пособие / [А.К. Акименко,
Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук,
Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред.
Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. 335 с.
2. Специальная педагогика: учеб.метод. пособие / сост. С. Б. Нарзулаев, Г. Н. Попов,
И. Н. Сафронова и др. Томск: Полиграф. Фирма «STAR», 2006. 147 с
3. Дубровский В.И. Реабилитация инвалидовспортсменов. – В кн.: Спортивная
медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заве дений. – 2е изд., доп. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 411417.
4. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе
знаний о человеке). // Теория и практика физической культуры, 1998. №1.
5. Комплексная реабилитация инвалидов, Учебное пособие для студ. высш. учеб.
Заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др.: Под ред. Т.В. Зозули.
— М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 304 с.
Статья по физической культуре"ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Статья по физической культуре"ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Статья по физической культуре"ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Статья по физической культуре"ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.