Статья по физике "Организация предпрофильных проектов по физике"
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
физика +1
Взрослым
30.05.2017
Статья по физике "Организация предпрофильных проектов по физике", рассказывает о том, что такое проект, в чем отличие проекта по физике от остальных предметов, о том какие есть типы проектов и т.д. Поможет учителю в создании, подготовке, проведении и оценивании проектной деятельности учащихся на уроках физики.
Организация предпрофильных проектов по физике.doc
Организация предпрофильных проектов по физике
Проект это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый
детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта
труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной
или письменной презентации". [2]
Предпрофильный проект по физике – осознанная познавательная деятельность
обучающегося в области учебного предмета «Физика», результатом которой является
продукт, связанный с конкретной профессиональной сферой. Проектный метод допускает
использование большого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов,
направленных на реальный практический результат.
Процесс организации и реализации предпрофильных проектов можно представить в
виде последовательных этапов:
организационноподготовительного,
ценностно
ориентированного, конструктивного, оценочнорефлексивного, презентативного.
1. Организационноподготовительный этап
реализуется непосредственно
учителем физики. Учитель формулирует примерные темы проектных заданий, имеющих
профориентационное значение. Разрабатывает план деятельности, подготавливает
дидактические средства и материалы, разрабатывает письменные рекомендации для
учащихся.
2. Ценностноориентационный этап принимают участие и учитель физики и
учащиеся, но ведущая роль принадлежит учителю, который организует проектную
деятельность учащихся. Первый этап – мотивация учащихся на выполнение проекта.
Второй этап – дискуссия, в результате которой формулируются проектные задания.
Третий этап – координирование учащихся.
3. Конструктивный этап. Обучающиеся самостоятельно или в группе реализуют
проектную деятельность: формулируют гипотезу и замысел проекта, разрабатывают план,
производят сбор и анализ информации по проекту, проводят эксперименты, конструируют
приборы и модели, оформляют полученные результаты.
4. Оценочнорефлексивный этап. На этом этапе учащиеся оформляют проекты,
проводят самоанализ и самооценку, получают отзывы и рецензии на свою работу.
5. Презентативный этап. Целью этого этапа является презентация результатов и
защита проекта.
Форма организации урока защиты проектов может быть разнообразна, в зависимости от типа проекта, продукта и целей, поставленных учащимися и учителем.
Этапы организации проектной деятельности обучающихся: [1]
1. Постановка перед учащимися проблемы для ее учебного исследования
2. Составление карты (или иной формы) исследования проблемы
3. Учебное исследование (индивидуальное, групповое) проблемы
4. Предъявление материала и его обсуждение
5. Постановка новых опросов (детализация и конкретизация), требующих
дальнейшего изучения проблемы
6. Формирование группы (групп) для проектной деятельности
7. Формулировка темы проекта и целеполагание исследовательской деятельности
8. Изучение литературы и выбор методов исследования для реализации
поставленных задач
9. Выполнение исследовательского проекта
10. Анализ результатов и составление отчета о проделанной работе
11. Предъявление результатов исследования (презентация)
Что же необходимо учесть при организации проектной деятельности в
подростковом возрасте, чтобы это повлияло на готовность к выбору профиля, согласно
задачам предпрофильной подготовки? [3]
Важно учесть личную заинтересованность учащихся в приобретаемых знаниях,
которые могут и должны пригодиться им в жизни, и в частности, в прогнозируемой
профессии. Для этого необходимо поставить задачу или зафиксировать проблему: а)
взятую из реальной жизни; б) знакомую и значимую для ребенка; в) для решения которой
появляется необходимость применить уже полученные знания и приобрести новые; г)
которая имеет разные варианты решений. При выборе содержания следует учитывать, что оно должно: иметь прикладное
профессиональноориентированное значение,
побуждать познавательный интерес,
требовать необходимость подключения к работе разных ресурсов, в том числе
профессиональных.
При выборе форм организации предпрофильных проектов необходимо
руководствоваться их сочетаемостью со следующими образовательными технологиями:
технологии активного обучения, технологии продуктивного обучения, технологии
организации исследовательской деятельности, технологии учебного диалога, технологии
дидактических игр, технологии организации групповой работы и др.
Проектная деятельность должна разворачиваться динамично. Для этого необходимо
предусмотреть: эмоционально окрашенное поведение; конкретные практические задачи;
частую смену видов деятельности; небольшие временные промежутки; публичную
презентацию достижений.
Большую методическую трудность представляет мотивирование учащихся на
выполнение проекта. Проектные задания учитель формулирует заранее, но предъявить их
нужно так, чтобы они были «открыты» самими учащимися. Для этого можно использовать
следующие методические приемы: организация проблемной учебной ситуации, требующей
поиска средств решения; постановка практической задачи, решение которой требует
дополнительных профессиональноориентированных сведений; предложение ряда
практикоориентированных и профессиональнозначимых заданий на выбор и т.д.
Чтобы перейти к этапу постановки задачи, надо организовать условия, при которых
учащиеся переформулируют проблему или идею и сформируют образ продукта
деятельности, который и будет являться результатом решения задачи или проблемной
ситуации. Образ продукта объединяет участников проектной деятельности и позволяет
использовать разный опыт и разные подходы для решения поставленной задачи.
Поиск средств и способов реализации проекта и созданию продукта идет через
обсуждение в проектной группе следующих моментов: создание замысла проекта;
определение методов и средств реализации замысла; распределение ролей между членами
проектной группы; разработка цепочки действий; анализ и самооценка промежуточных и итоговых продуктов; возможность консультационной поддержки (учителя физики,
учителейпредметников, других детей, родителей, специалистов и т.д.).
При презентации продуктов проектной работы желательно обеспечить широкое
представление результатов проекта в социально значимых для подростка пространствах:
мини конференции на параллели классов; выход в другие школы; родительские собрания;
творческие экзамены; школьные и иные информационные каналы.
Литература:
1.
2.
2004. №6.
3.
№4.
Адамский А.И. Сетевое партнерство в образовании. Книга 21, М., 2004.
Лебедев О. Модернизация управления образования. // Народное образование,
Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? // Школьные технологи, 2004.
Статья по физике "Организация предпрофильных проектов по физике"
Статья по физике "Организация предпрофильных проектов по физике"
Статья по физике "Организация предпрофильных проектов по физике"
Статья по физике "Организация предпрофильных проектов по физике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.