Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Оценка 4.8

Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Оценка 4.8
Научные работы
docx
география +1
5 кл—11 кл
04.04.2017
Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
В статье рассказывается об истории метода проектов, а также о том какое значение приобрели они сегодня. В условиях введения ФГОС проекты стали обязательны! В своей педагогической практике я их широко использую. Тематика их разнообразна. С методом проектов очень связана экскурсионная деятельность. Это большое поле для деятельности педагога.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ .docx
УДК Заешникова Лариса Павловна (МБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением истории и обществознания   г. Новосибирска) ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В   статье   представлено   развитие   понятия   проектная   деятельность   в   историческом аспекте. Цель обучения методу проектов: развитие умения самостоятельно обращаться к различным носителям информации, извлекать информацию, критически перерабатывать её, делать из этой информации выводы. Ключевые   слова: проектная   деятельность, технологическая карта, оценочный лист.   коммуникационные   технологии, В современном обществе проектная деятельность приобретает все большее распространение и общественное значение. Проекты создаются и реализуются в различных сферах профессиональной деятельности человека: строительство архитектурных сооружений и домов, конструирование самолётов, разработка продуктов рекламного  бизнеса и различных предприятий. Одним из основных способов   ведения   специалистами   научной   деятельности   являются   научные проекты. В   связи   с   этим   перед   системой   образования   встала   задача   подготовки учащихся к проектной деятельности на всех ступенях общего образования. Необходимость организации такой подготовки зафиксирована требованиями Федерального   государственного   образовательного   стандарта   второго поколения,  а  условия   достижения   и  оценивания   результатов   определены  в основной образовательной программе. Данные   требования   привели   к   переосмыслению   роли   метода   проекта   в процессе   обучения,   а   именно   он   стал   основой   построения   предметного обучения   проектной   деятельности.   На   решение   этой   задачи   направлены работы   Е.С. Полат,   К.Н. Поливановой   и   др.   Данные   исследования ориентированы, прежде всего, на создание условий формирования готовности учащихся   к   проектной   деятельности   при   изучении   таких   дисциплин, как технология, география, история и другие. Понятие «проект» использовался в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения моделей, эскизов, чертежей. С этого этапа Михаэль Нолл начинает   описание   развития   и   распространение   метода   проекта   [6,   с.2].   В России и за рубежом метод проектов был направлен на решение личностно значимых для ребенка проблем путём приобретения знаний и применение их в реальной   жизни,   то   есть   накопление   опыта.   Это   отмечалось   в   трудах С.Т. Шацкого,   Дж. Дьюи,   У. Килпатрика   [3,   с.15].   В   90­е   годы   ХХ   века благодаря   трудам   Е.С. Полат,   М.В. Кларина, О.С. Кругловой метод проектов был положен в основу технологии проектного   Н.Ю. Пахомовой, обучения.   «Скажи мне ­ и я забуду, покажи мне ­ и я запомню, вовлеки меня ­ и я научусь».   Вот   основной   тезис   современного   понимания   метода   проектов, который   является   привлекательным   для   образования,   стремящегося   найти разумный   баланс   между   академическими   знаниями   и   прагматическими умениями. Цель обучения методу проектов сводится к развитию умения самостоятельно обращаться   к   различным   носителям   информации,   извлекать   информацию, критически перерабатывать, делать выводы.  Проекты различаются, по продолжительности: от 1 урока  до 1­3 месяцев; по организационным   формам:   в   урочное   и   внеурочное   время,   количество учащихся выполняющих один проект;  по виду деятельности: 1) реферативно­ описательный ориентирован на обработку информации, выявление проблем; 2) практико­ориентированный – направлен на расширение социальных задач, требующих экспериментальной проверки; 3) исследовательский – он включает в   себя   обоснование   актуальности   выбранной   темы,   постановку   задач   её   проверкой, исследования,   выдвижение   гипотезы   с   последующей   обсуждение   и   анализ   полученных   результатов;   4)   информационный   –  сбор информации   о   каком­либо   объекте   или   явлении   с   целью   анализа;   5) творческий   –   предполагает   свободный   и   нетрадиционный   подход   к выполнению проекта и презентации его результатов.  Основными   этапами   проектной   деятельности   являются:   1)   выбор   объекта проектной деятельности; 2) планирование работы; 3) выполнение проектной деятельности; 4) реализация проекта; 5) рефлексия и защита проекта.  Я разрабатываю     проекты   географические,   краеведческие,   экологические, исторические. Тематика создаваемых мною работ разнообразна: «География участия  России   «География   внешнеэкономической в   международных   организациях», деятельности   Новосибирской   области»,   «Участие   России   в   формировании мировых цен на нефть», «Женщины ­ путешественницы  и  исследовательницы разных эпох» и другие. Применение   данной   технологии   обучения   на  уроках   географии   и   истории помогает   добиваться   поставленной   цели,   создает   творческую, соревновательную   атмосферу   среди   учащихся.   Свободная   форма   общения способствует   повышению   работоспособности,   воспитывает   навыки взаимоконтроля   и   самоконтроля,   готовит   к   практической   трудовой деятельности. Использование   данной   формы   работы   в   обучении   географии   и   истории позволило мне достигнуть определённых результатов: ­                    школьников; обучение   активизировало   мыслительную   деятельность ­                    у   большинства   учащихся   сформировалась   положительная мотивация   к   изучению   предмета   и   познавательный   интерес   не   только   к отдельным темам курса, а в целом к географии; ­                    возросла   эффективность   развития   творческих   способностей  учащихся. На   основе   анализа   психолого­педагогической   и   методической   литературы выделены этапы проектной деятельности, включающие в себя  планирование, поиск   и   сбор   информации,   обобщение   и   систематизация   информации, презентация   проекта.   Наиболее   сложным   является   первый   этап.   На   нём следует   организовать   работу   учащихся   таким   образом,   чтобы   они   могли самостоятельно спланировать свою деятельность. В первую очередь учащимся необходимо   выбрать   проблему   для   создания   проекта.   Для   этого   можно провести   с   ними   беседу   или   вовлечь   их   в   «мозговой   штурм».   Во   время проведения   беседы   выявляются   общие   интересы.   Поэтому   на   основе   этих интересов,   учащимся   предлагается   разбиться   на   группы   или   работать индивидуально.   В   группах   выбирают   лидера   и   сообща   формулируют проблему, над  которой  они  будут  работать. Затем  учащимся  предлагается решить   данную   проблему   и   оформить   полученный   результат   в   конечный продукт,   который   можно   применять   в   дальнейшем.   Путём   обсуждений участники   групп   создают   пошаговый   план   своих   действий.   Если   в   плане пропущены важные шаги,  их можно возместить путём наводящих вопросов. Для создания эскиза или модели будущего проекта школьникам предлагается выполнить ряд заданий. Задание 1. Создать эскиз запланированного продукта. Задание 2. Подготовить краткое описание эскиза: название, цель, структура (содержание), применение продукта. Задание 3. Презентовать полученный эскиз. При   публичном   обсуждении   предлагаемых   моделей   проектов   учащиеся смогут   скорректировать   план,   узнать   недостатки   и   достоинства   своего будущего проекта, установить примерные временные рамки для его создания. Заключительный   этап   проектной   деятельности   подразумевает   не   только презентацию   проекта,   но   и   оценку.   Оценивать   учащегося   следует   не   за конечный   продукт,   а   за   весь   процесс   создания   проекта   Для   оценивания необходимо   установить   минимальное   и   максимальное   количество   баллов, например, минимальное количество баллов «0», а максимально «5». В ходе следующих уроков вводится термин «проектная деятельность». Для выявления   её   особенностей   организуется   беседа,   в   процессе   которой учащиеся   могут   выделить   особенности   проектной   деятельности (проблематика,   консультирующая   роль   учителя,   этапы   и   их   содержание, результат   деятельности   —   реальный   продукт,   готовый   к   использованию, оценивается   весь   процесс   создания   проекта   всеми   участниками   проектной деятельности). Таким   образом,   планомерная,   систематическая   работа   по   организации проектной деятельности учащихся при изучении географии позволяет мне: ­   осуществить   более   глубокое   освоение   учебного   материала,   значительно расширить кругозор учащихся;  ­   познакомить   с   методами   проектирования,   научить   выбирать   конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;  ­ сформировать умения построения алгоритма эксперимента, а также выбора и использования методов анализа его результатов;  ­ научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;  ­   приобщить   к   разнообразным   формам   организации   проектной   работы, формам итогового оформления и оценивания ее результатов; ­ научить учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять   свои   знания   и   ценностные   суждения   в   новой   ситуации, аргументировать личные взгляды. Список использованных источников 1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — С. 41­71. 2. ГОСТ   №   1897.   Федеральный   государственный   образовательный стандарт. Основное общее образование. — Введ. 2010­12­17. —  С. 29­ 31. 3. Красноярский   государственный   педагогический   университет   им. URL: В.П.Астафьева ресурс]     [Электронный http://www.fkgpu.ru/project/project_about.php   29.05.2013). (дата   обращения: 4. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Практикум.  СПб.: Питер, 2010. — С. 206­240. 5. Матяш   Н.В.   Инновационные   педагогические   технологии.   Проектное обучение. М.: Издательский центр «Академия», 2012. — С. 66­80. 6. Михаэль   Нолл.   его   профессиональное происхождение   и   международное   развитие   //   Индустриальное   Метод   проектов: педагогическое образование. —1997. — №3 — С. 2­34.

Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Статья по географии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017