Статья по информатике Интерактивная доска как инструмент закрепления знаний на уроках информатики
Оценка 4.8

Статья по информатике Интерактивная доска как инструмент закрепления знаний на уроках информатики

Оценка 4.8
Интерактивная доска +1
docx
информатика +1
Взрослым
24.01.2018
Статья по информатике Интерактивная доска как инструмент закрепления знаний на уроках информатики
Использование современных интерактивных средств становится сегодня неотъемлемой частью урока. Самым распространенным инструментом, поддерживающим динамичное взаимодействие учителя и учащихся на уроке, является в настоящее время электронная интерактивная доска. В данной статье я хочу рассмотреть (на конкретных примерах) некоторые методические приемы использования возможностей программного обеспечения интерактивной доски на этапе закрепления знаний, показать её преимущества и недостатки.
Интерактивная доска как инструмент закрепления знаний на уроках информатики.docx
Интерактивная доска как инструмент закрепления знаний на уроках информатики XXI век – это век новых информационных технологий. Использование современных интерактивных   средств   становится   сегодня   неотъемлемой   частью   урока.   Самым распространенным инструментом, поддерживающим динамичное взаимодействие учителя и учащихся на уроке, является в настоящее время электронная интерактивная доска.    Интерактивная   доска   модели   StarBoard   с   программным   обеспечением   Notebook (SMART   Board),   которая   позволяет   создавать   и   редактировать   страницы,   появилась   в кабинете     информатики   в   2012   году.   Первоначально   я   использовала   доску   только   для демонстрации на большом экране электронных  образовательных ресурсов, разработанных как самостоятельно, так и приобретенных в Интернете через портал Единой коллекции цифровых образовательных   ресурсов   [4]   (различные   презентации,   Flash­ролики,   программы,   тесты, электронные учебные пособия и т.п.). Кроме того, интерактивная  доска – очень удобный инструмент на уроке информатики, когда необходимо на большом экране показать принципы работы какой­либо компьютерной программы (текстового, графического редактора, системы программирования и т.п.). В   дальнейшем   использование   программного   обеспечения   интерактивной   доски позволило использовать ее не только при объяснении нового материала, но и на других этапах урока (при проверке домашнего задания, усвоении, систематизации и обобщении знаний). В   данной   статье   я   хочу   рассмотреть   (на   конкретных   примерах)   некоторые методические   приемы   использования   возможностей   программного   обеспечения интерактивной доски на этапе закрепления знаний, показать её преимущества и недостатки. Этот этап урока важен, прежде всего, тем, что на нем наиболее рельефно выступают результаты урока. Система интерактивного опроса на данном этапе позволяет рационально подойти к фактору временных затрат. Виртуальные лаборатории, практикумы электронных учебников позволяют применять новые идеи повторения и закрепления новых знаний. На данном этапе на доске выполняются задания, требующие мыслительной активности обучающихся,   творческого   осмысления   материала,   дающие   возможность   взглянуть   на изучаемые вопросы с иной стороны. Например, на том же самом уроке «Информация и ее свойства»   в   7   классе   учащимся   предлагается   провести   аналогию   между   человеком   и компьютером:   учащимся   дается   задание   «Сгруппируйте   органы   человека   и   устройства компьютера,   выполняющие   одинаковые   функции».   Ученикам   необходимо,   передвигая картинки, составить группы «устройство компьютера» – «орган человека», отвечающие за одинаковый   информационный   процесс,   например   «процессор»   –   «мозг»   (оба   отвечают   за обработку информации). После выполнения задания учитель открывает страницу флипчарта с правильной схемой, и учащиеся могут сравнить свои ответы с эталоном.  Скрин­шот экрана компьютера: До выполнения задания (Рис. 1) После выполнения задания (Рис. 2) Задания, выполняемые на интерактивной доске на данном этапе должны обеспечивать проверку не только объема и правильности полученных ранее знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; они должны быть   интересны   учащимся,   способствовать   их   активной   познавательной   деятельности. Например, в 7 классе при обобщении и систематизации знаний, полученных при изучении темы   «Компьютер   как   универсальное   устройство   для   работы   с   информацией»   по   УМК Босовой   Л.Л.   [1]   учащимся   можно   предложить   «собрать»   на   доске   системный   блок компьютера: они должны поставить в нужные места устройства, входящие в системный блок компьютера, передвигая на странице документа картинки этих устройств, и подписать их. После выполнения задания учитель открывает ссылку на страницу флипчарта с правильной схемой, и учащиеся могут сравнить свою схему с эталоном (при наличии времени можно также найти устройства компьютера из схемы в реальном  системном блоке). Скрин­шот экрана компьютера: До выполнения задания (Рис. 3) После выполнения задания (Рис. 4) Страница документа с правильной схемой (Рис. 5) Также   на   этапе   проверки   знаний   можно   организовать   совместное   коллективное оценивание любого объекта, составление общего взгляда на проблему, выработку групповых точек зрения. Например, в 7 классе при закреплении темы «Компьютер» по УМК Босовой Л.Л. [1] учащимся предлагается разгадать кроссворд «Устройства компьютера». В процессе выполнения   задания   у   доски   успевают   поработать   как   минимум   8   учеников,   остальные подсказывают работающим у доски, исправляют их ошибки. После заполнения кроссворда учитель   выводит   на   экран   правильные   ответы   на   вопросы   кроссворда   (эти   элементы флипчарта предварительно скрыты за границами страницы) и учащиеся могут сравнить свои ответы с эталоном. Скрин­шот экрана компьютера: До выполнения задания (Рис. 6) После выполнения задания (Рис. 2) С моей точки зрения, преимущества использования интерактивной доски на уроках информатики на этапе закрепления знаний заключаются в следующем: 1) создание различных образов, путем “собирания” их средствами доски; 2) проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися; 3) выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и т.д. 4) повышение   мотивации,   заинтересованности   учеников   за   счет   новизны   способа закрепления материала, потому что в случае возникновения  вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Сохраненные на ИД решения, всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, кто пропустил или не вполне хорошо освоил тему. Конечно,   используя   интерактивную   доску   в   процессе   закрепления   знаний,   нужно иметь в виду и минусы данного технического средства: 1) большие временные затраты учителя на подготовку материала (поиск в Интернете подходящих программ, тестов, разработка собственных тестов и флипчартов); 2) иногда урок превращается в игру (для 5­6­х классов это еще допустимо, но для 7­9­ х, а тем более 10­11­х нежелательно и даже недопустимо); 3) ухудшение зрения учащихся (необходимо соблюдать нормы САНПИНа при работе с доской – не более 20 минут); 4)   возможны   технические   сбои   в   оборудовании   (может   быть   нарушена   калибровка доски, «сесть» батарейки в указке и т.п.). За   время   использования   интерактивной   доски   мною   созданы   разнообразные контрольно­измерительные   материалы   (тесты,   кроссворды,   флипчарты   и   т.д.)   которые   я успешно   и   эффективно   использую   при   закреплении   знаний   после   изучения   тем/   разделов курса информатики в 6 – 11 классах. Приглашаю к сотрудничеству всех заинтересованных учителей, так как   школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить   к   доске.   Электронные   интерактивные   доски   подталкивают   их   к   дискуссии,   из желающих   ответить   выстраиваются   целые   очереди.   Если   была   допущена   ошибка,   то   с помощью маркера они сотрут неправильную часть или отменят  действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация и личная самооценка. Всю проведенную в ходе урока работу по закреплению материала, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. В нее также по желанию можно внести изменения и корректировку заданий для конкретного класса. Как   видно   из   примеров,   приведенных   в   статье   и   моего   личного   опыта   сочетание интерактивной доски и цифровых образовательных ресурсов, возможно применять не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы на уроке, при использовании которого ученики не просто воспринимают материал, а являются активными участниками познавательной деятельности, демонстрирующими результаты освоения знаний. При этом интерактивная доска принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации   средств   и   методов   закрепления   этих   знаний,   что   делает   урок   более увлекательным, наглядным и эффективным в плане общего развития учеников и повышения качества образования.  .Используемые бумажные и электронные ресурсы: 1. Босова   Л.Л. Информатика   и   ИКТ.   Учебник   для   7   класса.   –   М.:   БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015. 2. Волкова И.А. Шпарута Н.В. Современный урок с интерактивной доской StarBoard. – Екатеринбург: ИРО, 2014.  ://   www  3. http   .  ua   /  articles 4. http://school­collection.edu.ru/catalog/  .  smartboard    .  com     /115/

Статья по информатике Интерактивная доска как инструмент закрепления знаний на уроках информатики

Статья по информатике Интерактивная доска как инструмент закрепления знаний на уроках информатики

Статья по информатике Интерактивная доска как инструмент закрепления знаний на уроках информатики

Статья по информатике Интерактивная доска как инструмент закрепления знаний на уроках информатики

Статья по информатике Интерактивная доска как инструмент закрепления знаний на уроках информатики

Статья по информатике Интерактивная доска как инструмент закрепления знаний на уроках информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018