Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения
Оценка 4.9

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Оценка 4.9
Повышение квалификации +1
docx
информатика
Взрослым
13.09.2019
Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения
В своей педагогической деятельности руководствуюсь правилом, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Цель работы: Представить приемы создания ситуаций успех, которые использую на уроках информатики и во внеурочной деятельности.
Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения.docx
Приемы создания ситуации успеха в учебной деятельности  как условие личностного развития ученика Дементьева Ольга Степановна,  учитель информатики и ИКТ  МОУ Лицея №33 г. Комсомольска – на ­ Амуре Введение За   последние   полтора   десятка   лет   словосочетание   «ситуация   успеха   в   учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно   положительные   эмоции   могут   стать   важнейшим   стимулом   для   ребенка   в   учебной деятельности. Что необходимо педагогу для создания ему ситуации успеха? Уйдет ли обиженным учитель или ученик – все зависит от ситуации на уроке? Как этого избежать? Как организовать ситуацию успеха? О том, как лучше организовать обучение детей рассуждали многие великие педагоги. Константин   Дмитриевич   Ушинский   в   своем   педагогическом   сочинении   «Труд   в   его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес   ученика   к   учению.   Ребенок,   никогда   не   познавший   радости   труда   в   учении,   не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться. Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Большое   внимание   созданию   ситуаций   успеха   уделял   Август   Соломонович   Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться   на   его   «светлое   будущее».   Одно   неосторожное   слово,   один   непродуманный   шаг учителя   могут     надломить   ребенка   так,   что   потом   не   помогут   никакие   воспитательные ухищрения. Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Актуальность  В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это   в   полной   мере   относится   и   к   созданию   ситуации   успеха.     В   своей   педагогической деятельности руководствуюсь правилом, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить   психологическое   самочувствие,   что   резко   меняет   ритм   и   стиль   деятельности, взаимоотношений   с   окружающими.   Ситуация   успеха   может   стать   своего   рода   спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Дементьева Ольга Степановна Модель создания ситуации успеха Психологическая служба лицея помогает определить формы и методы работы с учетом возрастных особенностей (Таблица 1) и оценить уровень развития таких внутренних ресурсов учащегося, как интеллект, внимание, память, воображение и мышление для целенаправленной работы. Таблица 1 Младший школьный возраст Среднее звено Старшеклассники   Это период позитивных   изменений   и преобразований.   Поэтому даю   ребенку   почувствует радость познания, возможность   приобрести умения   учиться,   дружить, что   позволяет   обретать уверенность своих способностях и возможностях.     в     Ведущая деятельность   —   общение, общественно­полезная   Для   данной активность. категории учащихся использую   многообразные групповые   формы   обучения (игровых,   проблемных, проектных).        с Именно возраста подросткового сопоставление   реальных   и идеальных   представлений   о себе   становится   подлинной основой «Я»­концепции школьника.   Создаю   условия для личностного развития в процессе социально ориентированной активности и   учебно­профессиональной деятельности.      Во­вторых, придерживаюсь структурой успешной учебной деятельности: Учебные задачи и  действия  • Организационный  этап урока • Мотивацио нный этап  урока Мотивы • Итоговый  этап урока Контроль и  оценка  1. Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность. •Мотивационный этап урокаМотивы•Организационный этап урокаУчебные задачи и действия •Итоговый этап урокаКонтроль и оценка Дементьева Ольга Степановна Я ставлю перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить   учебное   задание,   ощутить   себя   «творцом   обстоятельств»,   преодолеть   трудности, которые  могут  встретиться   в ходе  работы,  другими  словами,  формирует  мотив  достижения успеха. Формируя мотив достижения как основу определенной атмосферы среди обучаемых, предлагаю  различные варианты мотивов:     стремление решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей, установить новые контакты в ходе выполнения и т.д. В   итоге,   на   мотивационном   этапе,   организую   определенные   ситуации   с   целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности.   2.  Организационный этап, или обеспечение деятельности. Моя задача ­ обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. Использую следующие методы решения задач:    организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы); содержательный контроль (консультации по содержанию); интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся. 3.  Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Стараюсь организовать   работу   таким   образом,   чтобы   обратить   результат   предыдущей   деятельности   в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого   обучающийся   должен   осознать   и   проанализировать   результат,   полученный   им   на предыдущих этапах деятельности. Оцениваю не только итог работы ребенка, но и его усилия в процессе деятельности. В   ходе   урока   ситуация   успеха   становится   условием   перерастания   положительного положительное отношение к деятельности; приятное   чувство   успеха,   вызванное   преодолением   им   трудностей,   предложенных отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности:   педагогом;     эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач; удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим обучаемым; осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления; формирование устойчивой потребности в самообразовании. Использую технологические операции создания ситуаций успеха: 1. Снятие страха – помогаю учащимся преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.  Мы все пробуем и ищем, только так может что­то получиться Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения Контрольная  работа довольно  легкая, этот  материал мы с  вами 2. Авансирование успешного результата  – выражаю свою твердую убежденность в том, что   ученик   обязательно   справиться   с   поставленной   задачей.   Это,   в   свою   очередь,   внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. Дементьева Ольга Степановна У вас обязательно получится Я даже не сомневаюсь в успешном результате 3.     Внесение   мотива   –   показать   ребенку   ради   чего,   ради   кого   совершается   эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Без твоей помощи твоим товарищам не справиться… 4. Персональная исключительность – обозначаю важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Только ты и мог бы Только тебе я и могу доверить… Ни к кому, кроме  тебя, я не могу  обратиться с этой  просьбой… 5.  Мобилизация   активности   или   педагогическое   внушение   –   побуждаю   к  выполнению конкретных действий. Нам уже не терпится начать работу…. Так хочется  поскорее увидеть… 6. Высокая оценка детали – помогаю эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой­то его отдельной детали. Тебе особенно удалось то объяснение Больше всего мне в твоей работе понравилось… Наивысшей похвалы заслуживает эта  часть твоей  работы Дементьева Ольга Степановна Приемы создания ситуации успеха. 1. «Эмоциональное поглаживание». На уроке много раз говорю «молодец», «умница», «Ребятки, я горжусь вами!». Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, ­ в этом , считаю, залог успешного воспитания. 2. «Умышленная ошибка» Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!  3. «Эврика» Создаю условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел  бы  к выводу,  раскрывающему  неизвестные  для  него  ранее  возможности.  Он  должен получить интересный результат, открывший перспективу познания.  4. «Следуй за нами» Пробую разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания   в   себе   интеллектуальных   сил.   Реакция   окружающих   будет   служить   для   него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий. 5. «Заражение» Создаю случаи, когда успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. 6. «Горизонт» Однажды   открыв   для   себя   увлекательность   поиска,   погружения   в   мир   неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума. Использование ситуации успеха должно помогает учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего   благополучия,   что,   в   свою   очередь,   благотворно   влияет   на   общее   отношение человека к окружающему миру. Система методов создания ситуации успеха на уроке Свои   уроки   я   стараюсь   проводить   с   учетом   индивидуальных   способностей   и   уровня подготовленности учащихся.  На   уроках   использую   электронные   и   другие   наглядные   пособия.   Бесплатный   онлайн­   LearningApps.com  позволяет   заинтересовать   учащихся   учебным   процессом   и сервис   практически каждый ученик с увлечением выполняют задания в различных игровых формах. Методы дифференцированного обучения Использую дифференцированное обучение, что   позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. Дементьева Ольга Степановна Ставлю перед учеником задачу, пробуждаю у учащегося желание  найти способ ее  разрешения. Затем организую деятельность учащихся по самостоятельному освоению способа  решения проблемы. Далее организую рефлексию с целью выхода на следующую проблемную  ситуацию.  Организация процесса обучения с использованием дистанционных технологий позволяет реализовать   основные   дидактические   принципы:   интерактивности,   индивидуализации, адаптивности,   интегративности,   наглядности,   динамичности   доступа   к   учебной   информации, оперативности обратной связи. Большая часть работы создана на Цифровой Образовательной платформе «Дневник.ру»:   организовали рабочую группу «Infoteenager’ы»,  где можно узнать о новых  конкурсах, олимпиадах, пройти дистанционное обучение, проконсультироваться не только у учителя, но и у учащихся Лицея  создала тесты Проектная деятельность. Метод   проектов   использую,   как   применение,   так     и   приобретение   новых   знаний;   это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.  Проект «Умный дом» Это один из личностно­ориентированных способов организации самостоятельной деятельности   учащихся,   направленный   на   решение   задач   учебного   проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.  В  Цифровые   каникулы   ребята  попробовали   примерить   на   себя   роль PROфессионалов в области информационных технологий. Людей, которые всё знают PRO то как, а главное зачем. Девятиклассники создавали сайт своей команды, разрабатывали Умный дом, в основе которого лежит технология Интернета вещей, строили примерную план­схему Умного   дома   с   помощью   SketchUp   Make   2016,   определялись   с   основными инфраструктурными объектами Умного города (используя для этого возможности программы   SketchUp),   выбирали   положение   Умного   города   на   планете   Земля, используя программу Google Earth. Проект «Робомишка» Аннотация проекта «Робомишка (макет – рисунок 1) – это роботизированное устройство, которое может стать   отличным   другом   и   повысить   интерес   у   детей   к   робототехнике.   Я   создала   робота   с акцентом на простоту использования и программирования. Им можно управлять с помощью специального  приложения  на смартфоне  посредством  Bluetooth  связи.   Робомишка  способен менять положение лап и головы, а также менять цвет глаз, благодаря встроенным RGB диодам и подсвечивать лапы.»(рисунок 2) Дементьева Ольга Степановна рисунок 1 рисунок 2 Исследовательская деятельность: Дистанционный   путешествие (рисунок   3) (https://sites.google.com/site/putesestvievnanomir/)   стимулировало   изучить   сервисы Google  (таблицы,   сайт),   узнать   интересные   факты   о   нанотехнологиях,   научиться строить   объекты   с   помощью   программы  Scrach,   составлять   развивающие   игры   в Learningapps.org, создавать ленту времени и облако эмоций.   в   «НАНО­миры»   рисунок 3 Инженерное образование. Инженерное   образование   и   техническое   творчество   детей   и   молодёжи   обозначено наивысшим   государственным   политическим   приоритетом,   определяющим   успешность реализации задачи опережающего технологического развития России.  В лицеи реализация проекта специализированных классов («Роснефть») решила многие задачи формирования новой школы: Дементьева Ольга Степановна  создание современной информационно­образовательной среды для развития одаренных и талантливых детей;   организация образовательной и проектной деятельности.  Проект показал высокую  мотивацию  обучения школьников  в РН­классах  (рисунок 5), значительные результаты их обучения, уровень развития их социализации, а самое главное – выбор выпускниками спецклассов профессии инженера и сформированность у них инженерных компетенций,   что   подтверждается   высокими   результатами   участия   в   соревнованиях, олимпиадах, конкурсах проектов, технического творчества.  Очень большое значение для учеников имеет победа в конкурсах или олимпиадах разных   рисунок 5 уровней. Это дает ребятам уверенность в умении использовать свои знания, полученные на  уроках или из дополнительных источников, и достигать значительных успехов. Известно, что  успех ­ это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования,  саморазвития школьника. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий  энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе  и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе ­  завтрашний успех в жизни! Список литературы Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989­355. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991­169. Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991­71. Иванов К.А. Все начинается с учителя. М.:"Просвещение", 1983­175. Ильин Е. Н. Искусство общения. М.:"Просвещение", 1982­175. Невский Т. А. Трудный успех. М.:"Просвещение", 1981­126. Дементьева Ольга Степановна Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация авторов и издателей  "ТАНДЕМ": "ГОСПЕДАТЕРСТВО", 1997­176. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование",  1998­53. Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: "Просвещение", 1960­140. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. ­ К.: Рад. шк., 1988­272. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: "Педагогика", 1979­175. Белкин А.С. Читаю чувства на лице твоем // Народное образование, 1990­№11, с.91 Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997­№2, с.42­43.

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения

Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2019