В своей педагогической деятельности руководствуюсь правилом, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Цель работы: Представить приемы создания ситуаций успех, которые использую на уроках информатики и во внеурочной деятельности.
Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения.docx
Приемы создания ситуации успеха в учебной деятельности
как условие личностного развития ученика
Дементьева Ольга Степановна,
учитель информатики и ИКТ
МОУ Лицея №33 г. Комсомольска – на Амуре
Введение
За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной
деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что
именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной
деятельности.
Что необходимо педагогу для создания ему ситуации успеха?
Уйдет ли обиженным учитель или ученик – все зависит от ситуации на уроке?
Как этого избежать?
Как организовать ситуацию успеха?
О том, как лучше организовать обучение детей рассуждали многие великие педагоги.
Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его
психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает
интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не
переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной
деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное
заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это
определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделял Август Соломонович Белкин,
доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно
надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг
учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные
ухищрения.
Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,
когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Актуальность
В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания.
Это в полной мере относится и к созданию ситуации успеха. В своей педагогической
деятельности руководствуюсь правилом, что даже разовое переживание успеха может настолько
изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности,
взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым
механизмом дальнейшего движения личности. Дементьева Ольга Степановна
Модель создания ситуации успеха
Психологическая служба лицея помогает определить формы и методы работы с учетом
возрастных особенностей (Таблица 1) и оценить уровень развития таких внутренних ресурсов
учащегося, как интеллект, внимание, память, воображение и мышление для целенаправленной
работы.
Таблица 1
Младший школьный
возраст
Среднее звено
Старшеклассники
Это
период
позитивных изменений и
преобразований.
Поэтому
даю ребенку почувствует
радость
познания,
возможность
приобрести
умения учиться, дружить,
что позволяет обретать
уверенность
своих
способностях
и
возможностях.
в
Ведущая
деятельность — общение,
общественнополезная
Для данной
активность.
категории
учащихся
использую многообразные
групповые формы обучения
(игровых,
проблемных,
проектных).
с
Именно
возраста
подросткового
сопоставление реальных и
идеальных представлений о
себе становится подлинной
основой
«Я»концепции
школьника. Создаю условия
для личностного развития в
процессе
социально
ориентированной активности
и учебнопрофессиональной
деятельности.
Вовторых, придерживаюсь структурой успешной учебной деятельности:
Учебные задачи и
действия
• Организационный
этап урока
• Мотивацио
нный этап
урока
Мотивы
• Итоговый
этап урока
Контроль и
оценка
1. Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность.
•Мотивационный этап урокаМотивы•Организационный этап урокаУчебные задачи и действия •Итоговый этап урокаКонтроль и оценка Дементьева Ольга Степановна
Я ставлю перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее
выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности,
которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения
успеха. Формируя мотив достижения как основу определенной атмосферы среди обучаемых,
предлагаю различные варианты мотивов:
стремление решить интересные задачи,
попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым,
рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей,
установить новые контакты в ходе выполнения и т.д.
В итоге, на мотивационном этапе, организую определенные ситуации с целью
актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности.
2. Организационный этап, или обеспечение деятельности. Моя задача обеспечение
учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы
ему удовольствие в ходе выполнения работы. Использую следующие методы решения задач:
организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы);
содержательный контроль (консультации по содержанию);
интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся.
3. Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Стараюсь
организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в
эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для
этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на
предыдущих этапах деятельности. Оцениваю не только итог работы ребенка, но и его усилия в
процессе деятельности.
В ходе урока ситуация успеха становится условием перерастания положительного
положительное отношение к деятельности;
приятное чувство успеха, вызванное преодолением им трудностей, предложенных
отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности:
педагогом;
эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач;
удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим обучаемым;
осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления;
формирование устойчивой потребности в самообразовании.
Использую технологические операции создания ситуаций успеха:
1. Снятие страха – помогаю учащимся преодолеть неуверенность в собственных силах,
робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
Мы все пробуем и
ищем, только так
может чтото
получиться
Люди учатся на своих
ошибках и находят
другие способы
решения
Контрольная
работа довольно
легкая, этот
материал мы с
вами
2. Авансирование успешного результата – выражаю свою твердую убежденность в том,
что ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает
ребенку уверенность в свои силы и возможности. Дементьева Ольга Степановна
У вас обязательно
получится
Я даже не
сомневаюсь в
успешном
результате
3. Внесение мотива – показать ребенку ради чего, ради кого совершается эта
деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
Без твоей помощи
твоим товарищам не
справиться…
4. Персональная исключительность – обозначаю важность усилий ребенка в предстоящей
или совершаемой деятельности.
Только ты и
мог бы
Только тебе я и
могу доверить…
Ни к кому, кроме
тебя, я не могу
обратиться с этой
просьбой…
5. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждаю к выполнению
конкретных действий.
Нам уже не
терпится начать
работу….
Так хочется
поскорее увидеть…
6. Высокая оценка детали – помогаю эмоционально пережить успех не
результата в целом, а какойто его отдельной детали.
Тебе особенно
удалось то
объяснение
Больше всего мне в
твоей работе
понравилось…
Наивысшей похвалы
заслуживает эта
часть твоей
работы Дементьева Ольга Степановна
Приемы создания ситуации успеха.
1. «Эмоциональное поглаживание».
На уроке много раз говорю «молодец», «умница», «Ребятки, я горжусь вами!». Внушить
ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для
добра и сочувствия, в этом , считаю, залог успешного воспитания.
2. «Умышленная ошибка»
Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же
такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо:
обнаружил ошибку у самого учителя!
3. «Эврика»
Создаю условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя
пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен
получить интересный результат, открывший перспективу познания.
4. «Следуй за нами»
Пробую разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость
признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него
одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
5. «Заражение»
Создаю случаи, когда успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других,
перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
6. «Горизонт»
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого,
школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У
него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
Использование ситуации успеха должно помогает учащимся осознать себя полноценной
личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется
желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;
положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение
внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение
человека к окружающему миру.
Система методов создания ситуации успеха на уроке
Свои уроки я стараюсь проводить с учетом индивидуальных способностей и уровня
подготовленности учащихся.
На уроках использую электронные и другие наглядные пособия. Бесплатный онлайн
LearningApps.com позволяет заинтересовать учащихся учебным процессом и
сервис
практически каждый ученик с увлечением выполняют задания в различных игровых формах.
Методы дифференцированного обучения
Использую дифференцированное обучение, что позволяет каждому ученику работать в
своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к
учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. Дементьева Ольга Степановна
Ставлю перед учеником задачу, пробуждаю у учащегося желание найти способ ее
разрешения. Затем организую деятельность учащихся по самостоятельному освоению способа
решения проблемы. Далее организую рефлексию с целью выхода на следующую проблемную
ситуацию.
Организация процесса обучения с использованием дистанционных технологий позволяет
реализовать основные дидактические принципы: интерактивности, индивидуализации,
адаптивности, интегративности, наглядности, динамичности доступа к учебной информации,
оперативности обратной связи. Большая часть работы создана на Цифровой Образовательной
платформе «Дневник.ру»:
организовали рабочую группу «Infoteenager’ы», где можно узнать о новых конкурсах,
олимпиадах, пройти дистанционное обучение, проконсультироваться не только у учителя,
но и у учащихся Лицея
создала тесты
Проектная деятельность.
Метод проектов использую, как применение, так и приобретение новых знаний; это
самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут
выполняться детьми как индивидуально, так и группами.
Проект «Умный дом»
Это один из личностноориентированных способов организации самостоятельной
деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта,
интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса,
рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
В Цифровые каникулы ребята попробовали примерить на себя роль
PROфессионалов в области информационных технологий. Людей, которые всё знают
PRO то как, а главное зачем.
Девятиклассники создавали сайт своей команды, разрабатывали Умный дом, в
основе которого лежит технология Интернета вещей, строили примерную плансхему
Умного дома с помощью SketchUp Make 2016, определялись с основными
инфраструктурными объектами Умного города (используя для этого возможности
программы SketchUp), выбирали положение Умного города на планете Земля,
используя программу Google Earth.
Проект «Робомишка»
Аннотация проекта
«Робомишка (макет – рисунок 1) – это роботизированное устройство, которое может
стать отличным другом и повысить интерес у детей к робототехнике. Я создала робота с
акцентом на простоту использования и программирования. Им можно управлять с помощью
специального приложения на смартфоне посредством Bluetooth связи. Робомишка способен
менять положение лап и головы, а также менять цвет глаз, благодаря встроенным RGB диодам и
подсвечивать лапы.»(рисунок 2) Дементьева Ольга Степановна
рисунок 1
рисунок 2
Исследовательская деятельность:
Дистанционный путешествие
(рисунок 3)
(https://sites.google.com/site/putesestvievnanomir/) стимулировало изучить сервисы
Google (таблицы, сайт), узнать интересные факты о нанотехнологиях, научиться
строить объекты с помощью программы Scrach, составлять развивающие игры в
Learningapps.org, создавать ленту времени и облако эмоций.
в «НАНОмиры»
рисунок 3
Инженерное образование.
Инженерное образование и техническое творчество детей и молодёжи обозначено
наивысшим государственным политическим приоритетом, определяющим успешность
реализации задачи опережающего технологического развития России.
В лицеи реализация проекта специализированных классов («Роснефть») решила многие
задачи формирования новой школы: Дементьева Ольга Степановна
создание современной информационнообразовательной среды для развития одаренных
и талантливых детей;
организация образовательной и проектной деятельности.
Проект показал высокую мотивацию обучения школьников в РНклассах (рисунок 5),
значительные результаты их обучения, уровень развития их социализации, а самое главное –
выбор выпускниками спецклассов профессии инженера и сформированность у них инженерных
компетенций, что подтверждается высокими результатами участия в соревнованиях,
олимпиадах, конкурсах проектов, технического творчества.
Очень большое значение для учеников имеет победа в конкурсах или олимпиадах разных
рисунок 5
уровней. Это дает ребятам уверенность в умении использовать свои знания, полученные на
уроках или из дополнительных источников, и достигать значительных успехов. Известно, что
успех это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования,
саморазвития школьника. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе
и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе
завтрашний успех в жизни!
Список литературы
Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989355.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991169.
Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 199171.
Иванов К.А. Все начинается с учителя. М.:"Просвещение", 1983175.
Ильин Е. Н. Искусство общения. М.:"Просвещение", 1982175.
Невский Т. А. Трудный успех. М.:"Просвещение", 1981126. Дементьева Ольга Степановна
Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация авторов и издателей
"ТАНДЕМ": "ГОСПЕДАТЕРСТВО", 1997176.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование",
199853.
Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: "Просвещение", 1960140.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К.: Рад. шк., 1988272.
Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: "Педагогика", 1979175.
Белкин А.С. Читаю чувства на лице твоем // Народное образование, 1990№11, с.91
Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997№2, с.4243.
Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения
Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения
Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения
Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения
Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения
Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения
Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения
Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения
Статья_Приемы создания ситуации успеха_изменения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.