Статья по методике развития речи "Речь педагога" (класс предшкольной подготовки)
Оценка 4.6
Научные работы
docx
русский язык
Детсад
21.06.2017
Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Речь педагога.docx
Воспитатель: Конюшевская Т.Э.
Речь педагога
В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной
речи. Учить детей следует на лучших образцах родного языка. Дети
дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все
тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз,
но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От
культуры речи педагога зависит культура речи детей.
Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с
ними, является основным источником, из которого дети получают образец
родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только
правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка,
но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно
выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной
для понимания, с правильным и точным использованием словесных
обозначений.
Рассказ, прочитанный педагогом с использованием средств выразительности,
вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова,
надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром
темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к
художественному произведению.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии
недочетов в ней стремиться к их устранению. Однако установить и выявить
недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание
говорящего обращено, прежде всего, не на форму речи (как сказать), а на ее
содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного
отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в
дальнейшем не замечаться. Например, не замечаются такие недостатки, как
торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость
голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие
несовершенства.
Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, педагогу необходимо
прислушиваться к замечаниям товарищей. Открытые занятия полезно
записывать на видео, с тем, чтобы во время их разбора (или специально)
можно было обратить внимание на речь воспитателя, провести анализ ее
звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция,
нарушения в лексикограмматическом оформлении и т.д.) полезно отмечать в
специальной тетради, затем вырабатывается план и организовывается работа
по их устранению.
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения,
устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров,
правильно ставить ударение в словах.
В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается
не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному
использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа,
логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы,
прочитанные или рассказанные педагогом с использованием этих средств,
помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту
родного языка.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к
содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться,
смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.
Речь педагога должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями,
достаточно громкой и неторопливой. Речь воспринимается лучше, если она
протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость
речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной
для восприятия. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить
за ее содержанием, запоминать текст.
Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлюще. При чтении
художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть
оправдано передаваемым в данный момент содержанием, являться средством
художественной выразительности.
Голос – это профессиональный инструмент педагога, и им необходимо
правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование
голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости
(при шуме в группе).
Если всетаки ситуация общения потребует значительного усиления
громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует,
несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при
этом темп речи. Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и
укреплять специальными упражнениями. Может быть устранена и
неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и
четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные
наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать
выводы. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то
или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством
речи педагога. Последовательно излагая мысли, педагог не должен
загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами,
длинными фразами. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из
коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так
как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении
сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями,
осмыслить и понять содержание.
Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т.д., необходимо
выделять и давать им только главное, основное, т.е. то, что относится к
данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие,
наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для
восприятия. При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами,
дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание,
и такой рассказ не принесет им пользы. Доступность, понятность речи
воспитателя достигается, прежде всего, благодаря правильному и точному
использованию слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно
пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления. В
общении с детьми педагогу необходимо широко использовать лексическое
богатство русского языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и
употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для
понимания и легки для усвоения. В разговоре с детьми следует употреблять
слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и
диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и
разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем
больше слов могут усвоить дети.
В качестве недостатков словаря педагога можно назвать частое употребление
слов с уменьшительноласкательными суффиксами ( Катенька, убери
книжечку со столика; Маратик, вымой ручки и т.п.), засоренность лишними
словами ( так сказать, однако, значит), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей, т.е.неуместное использование
звукоподражательных слов (Вот муму).
Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда
уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем
другим работникам дошкольного учреждения, особенно в присутствии детей.
Статья по методике развития речи "Речь педагога" (класс предшкольной подготовки)
Статья по методике развития речи "Речь педагога" (класс предшкольной подготовки)
Статья по методике развития речи "Речь педагога" (класс предшкольной подготовки)
Статья по методике развития речи "Речь педагога" (класс предшкольной подготовки)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.