Статья по обмену опытом
Оценка 4.9

Статья по обмену опытом

Оценка 4.9
Документация
docx
география
Взрослым
25.04.2018
Статья по обмену опытом
в статье рассмотрены возможности применения ИКТ-технологий на занятиях естественно-научного цикла, педагогические приемы, формы организации развития коммуникативных умений обучающихся на занятиях естественно-научного цикла в образовательных организациях СПО при изучении дисциплин "География", "Химия", "Биология". Рассмотрены различные приемы организации учебного процесса, применение которых поможет преподавателям различных дисциплин.
статья ГБПОУ БППК Титова Н.Ю..docx

Развитие коммуникативных умений для формирования творческого потенциала обучающихся с использованием

ИКТ-технологий на занятиях естественно-научного цикла

Титова Нина Юрьевна,

ГБПОУ Бугульминский профессионально-педагогический колледж

Министерства образования и науки

Республики Татарстан, г. Бугульма

 

Аннотация: в статье рассмотрены возможности применения ИКТ-технологий на занятиях естественно-научного цикла, педагогические приемы, формы организации развития коммуникативных умений обучающихся на занятиях естественно-научного цикла.

Ключевые слова: применение компьютерной поддержки в образовательном процессе,  коммуникативные умения, педагогические приемы, творческие способности, творческий потенциал.

 

В условиях увеличения количества информации человек должен быть готов к интенсивному информационному взаимообмену с окружающим миром. Это означает, что обучающийся должен быть готов к продуктивному решению встающих перед ним задач на основе самостоятельного отбора, освоения и практического использования необходимой информации. Применение компьютерной поддержки в образовательном процессе позволяет педагогу разнообразить уроки, сочетать различные виды наглядности, осуществлять возможность многоканальной подачи информации, тем самым шагать в ногу со временем и гораздо продуктивнее находить подход к обучающимся. Использование ИКТ предоставляет педагогу новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных презентаций, организации самостоятельных работ, моделирования ситуаций, развивающих познавательную активность обучающихся. Эффективность работы на уроке во многом зависит от грамотного использования мультимедийного оборудования [1]. Поэтому на занятиях естественно-научного цикла важно показывать не только возможности ИКТ, но и моделировать различные ситуации их использования.

Для проявления творческой самостоятельности возможно использование метода проектов, что позволит спланировать, организовать, контролировать собственную деятельность.

В ходе работы над проектом развиваются творческие способности обучающихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление [2].

Возможными продуктами проектной деятельности могут быть: Web-сайт; анализ данных социологического опроса; атлас; атрибуты несуществующего государства; бизнес-план; видеоклип; выставка; газета или журнал; карта; модель или макет; мультимедийный продукт; прогноз; путеводитель или справочник; экскурсия; эссе; стихи и т.д. При этом учитель является не источником знаний, он создает условия для активной познавательной деятельности обучаемых. Обучающиеся  самостоятельно приобретают знания, а преподаватель создает методические ситуации совместного обсуждения информации. Демонстрация на экране заданий, выполненных студентами, позволяет отметить достоинства и недостатки каждого, помочь обучающимся добиться максимальных результатов при выполнении заданий.

Виды презентационных продуктов могут быть различными, например, деловая игра; демонстрация видеофильма; научная конференция; отчёт исследовательской экспедиции; путешествие; телепередача и так далее.

В процессе проектной деятельности наряду с рефлексивными, поисковыми, менеджерскими, навыками оценочной самостоятельности формируются также умения работать в сотрудничестве, коммуникативные навыки.

В зависимости от изучаемой темы и уровня подготовки обучающихся применяются следующие педагогические приёмы: составление плана какого либо краткого конспекта текста; составление схемы либо таблицы по тексту; формулировка вопросов к тексту;  формулировка заглавия для отдельных частей текста;  нахождение в тексте материала, описывающего  предложенные схемы, диаграммы и так далее; нахождение в тексте материала, раскрывающего и (или) подтверждающего данные таблиц, справочного материала; «перевод с русского на русский».

Средством коммуникации является игра. Игры на занятиях естественно-научного цикла позволяют заинтересовать обучающегося с любым уровнем подготовки, включить всю группу в совместный процесс познания, способствуют развитию творческого начала. Кроме того, игра – это незаменимый опыт коллективной и групповой работы. В процессе игры происходит  воссоздание межличностных отношений, особенно при групповых и парных видах работы; возможность моделирования практически любого вида деятельности.

Ярким примером развития информационно-коммуникативных умений и навыков является игра «Создание атласа гипотетического материка». В процессе создания своего атласа обучающиеся работают в группе, создавая коллективный продукт. При этом используется огромное количество источников информации. На занятиях биологии -   разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснение пословиц и поговорок о растениях и животных. На занятиях по химии, например, можно использовать следующие дидактические игры1.Логические цепи. преподаватель задаёт начало фразы: "Калий - металл". Первый обучающийся повторяет его и придумывает продолжение со словами "потому что", "следовательно", "поэтому". Затем всё сказанное повторяет и продолжает следующий обучающийся. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры. Далее преподаватель предлагает новую фразу. 2.Сходства и различия. Игра тренирует умение давать сравнительную характеристику. Преподаватель  предлагает обучающимся два химических объекта: два вещества, два элемента, физическое и химическое явления, два химических явления, смесь и соединение и т.д. Обучающиеся должны найти и выписать в две колонки как можно больше общих признаков и отличий этих объектов. Затем студенты объединяются в пары или четвёрки и составляют общий список. Вслух зачитывают самый длинный перечень, его дополняют признаками, которые не были отмечены, из списков других групп. Дальнейшая работа со списком может быть различной. Можно предложить обучающимся выделить наиболее существенные признаки и аргументировать свой выбор либо выбрать признаки, которые помогут: а) различить объекты; б) разделить объекты; в) классифицировать объекты [3].

Для возможности формирования у обучающихся навыков нахождения и отбора нужной информации, её классификации и сопоставления чаще всего используем информационные технологии: создание  презентаций в программе Power Point, что актуально, например, для уроков, требующих наглядности, использование  Интернета раскрывает  возможности для  самостоятельной познавательной деятельности, даёт возможность доступа к  библиотечным фондам, космическим снимкам, новейшей статистической информации, топографическим и иным картам; демонстрация материалов происходит на этапе усвоения новых знаний  и заключается в использовании электронных средств обучения (учебников, энциклопедий), демонстрации видеофрагментов и т.д.; групповая (парная) работа с интерактивными картами, таблицами, графиками, диаграммами, схемами.

Для формирования коммуникативных умений, развития творческих способностей обучающихся используем такие приёмы, как: «Удиви меня» – обучающийся должен найти дополнительный как текстовый, так и видеоматериал (не общеизвестный), имеющий непосредственное отношение к изучаемой теме и представить  его на занятии. Возможно использование как одного из вариантов творческого домашнего задания; «Картографическая разминка» – этот приём подразумевает выполнение любых заданий по карте, не всегда связанных с темой занятия, но обязательно охватывающих всех обучающихся. Либо проверка усвоения терминов, понятий с использованием ИКТ-технологий (например, программированное тестирование в программе My Test), возможно с использованием фиш-технологии.

В заключение необходимо отметить, что в свете ФГОС коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач образования. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. И осуществить это возможно, применяя на занятиях компьютерные технологии.

 

 

Литература:

1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.,// М., 1995.

2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В.  Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. - Самара, 2003.

3. Павлова Н.С. Обучающие игры на уроках химии//Химия в школе. - 2001.-№6.

 

 

 


 

Развитие коммуникативных умений для формирования творческого потенциала обучающихся с использованием

Развитие коммуникативных умений для формирования творческого потенциала обучающихся с использованием

Обучающиеся самостоятельно приобретают знания, а преподаватель создает методические ситуации совместного обсуждения информации

Обучающиеся самостоятельно приобретают знания, а преподаватель создает методические ситуации совместного обсуждения информации

Обучающиеся должны найти и выписать в две колонки как можно больше общих признаков и отличий этих объектов

Обучающиеся должны найти и выписать в две колонки как можно больше общих признаков и отличий этих объектов

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018