Статья По ПДД "Учись, играя!"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 25.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье подробно рассказано о необходимости изучения Правил Дорожного Движения для учащихся начальной школы. Рассказывается почему именно играя дети лучше усваивают материал.Как добиться, чтобы ребёнок с желанием, с интересом изучал данный предмет. Игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной и яркой форме. Приведен пример урока.
Иконка файла материала Учись-Играя.docx
МАОУ ДОД «ДЮСТШ»           Грошева Марина Владимировна                       «Учись – Играя»                                         Но почему, почему, почему, Был светофор зеленый? А потому, потому, потому, Что был он в жизнь влюбленный. В. Леонтьев   Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учебой сложит развлеченье, То праздником станет любое ученье! 1Выбор   данной   тематики   обусловлен   тем,   что причиной   дорожно­транспортных   происшествий (ДТП)   часто   становятся   дети.   По   статистике, четвертая   часть   от   общего   количества   ДТП   с участием   юных   участников   дорожного   движения относятся к детям младшего школьного возраста, что   зачастую   обусловлено   незнанием   ими элементарных   правил   дорожного   движения   и поведения на улице. Поиск новых форм и приемов изучения     правил   дорожного   движения   в   наше время   ­   явление   не   только   закономерное,   но   и необходимое.   В   современных   условиях   обучение должно быть направлено на формирование сильной личности.   Чтобы   жить   и   работать   в   непрерывно меняющемся   мире,   необходимо   разрабатывать собственную стратегию поведения и нести за нее ответственность. Младшие   школьники   только   что   получили самостоятельность и освобождены от постоянной опеки   взрослых.   Им   свойственна   повышенная возбудимость, импульсивность и эмоциональность. Свою активность дети используют для игр, порой небезобидных шалостей, необдуманных поступков. Опасность поджидает их, прежде всего, на дороге. 2Причем, несчастные  случаи  все  чаще  происходят не   на   больших   транспортных   магистралях,   а   на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и   во   дворе   дома.   И,   к   сожалению,   зачастую причиной   дорожно­транспортных   происшествий бывают дети. В России среди родителей не то что не принято обучать своих детей правилам поведения вблизи и на проезжей части, а потом проверять результаты обучения, но и более того, некоторые семьи вообще не   считают   обязательным   самим   соблюдать правила   и   донести   до   ребенка   элементарные способы   безопасного   перехода   через   дорогу.   Но родители   на   то   и   родители,   чтобы   играть главнейшую роль в процессе воспитания детей. А начинается он с личного примера, когда взрослые с ребенком не пренебрегают светофором, переходят улицу в нужном месте, внимательно ведут себя на проезжей  части. Дети  склонны  учиться  в первую очередь   у   родителей,   ведь   именно   папа   и   мама являются   для   ребенка   на   первых   порах изображением модели мира, в котором он живет. Дорожное движение является наиболее сложным и требующим   внимания   аспектом   окружающей среды,   с   которым   может   столкнуться   ребенок. 3Поскольку   с   дорогой,   движением   и   транспортом ребенок   сталкивается   постоянно,   то   серьезно относиться   и   правильно   поступать   в   различных ситуациях ему необходимо. Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей   дошкольного   возраста   отсутствует   та защитная   психологическая   реакция   на   дорожную обстановку,   которая   свойственна   взрослым.   Их жажда знаний, желание постоянно открывать что­ то   новое   часто   ставит   ребенка   перед   реальными опасностями, в частности, на улицах. При   этом   важнейшими   условиями   обучения должны   являться   регулярность   занятий,   их непрерывность, преемственность, систематичность. Необходимо обучать детей навыкам поведения на автобусной   остановке,   при   посадке   в   автобус   и высадке из него, а также в самом автобусе в ходе поездки.   Такое   обучение   следует   дополнять практическими   занятиями,   в   частности   для выработки   навыков   поведения   в   опасных ситуациях;   детей   следует   приучать   к   тому,   как должен   вести   себя   пешеход   (как   переходить дорогу, как идти по краю дороги, у которой нет тротуаров,   и   т.д.);   обучать   детей,   имеющих велосипеды   и   мопеды   основным   правилам 4дорожного   движения;   указывать   им   на   важность правильного   оборудования   их   транспортного   средства светоотражающие приспособления, тормоза и т.д.) (освещение,         наиболее благоприятный Избежать   этих   опасностей   можно   путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с   самого   раннего   возраста.   Младший   школьный возраст для формирования устойчивых навыков и привычек. В сложной   ситуации,   при   появлении   опасности взрослого   человека   иногда   выручает   инстинкт самосохранения,   ловкость,   быстрота   реакции.   К сожалению, дети этими качествами обладают не в полной   мере   и,   оказавшись   в   критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение,   тем   более,   если   они   не   знают   правил уличного движения. Как   добиться,   чтобы   ребёнок   с   желанием,   с интересом изучал тот или иной предмет?  Любой   учебник   для   школьников   —   это   книга,   в которой излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и   культуры,   основной   и   ведущий   вид   учебной литературы.   В   этом   плане   не   должен   быть исключением   и     обучение   правилам   дорожного 5основе   движения   (ПДД).   Однако   оно   имеет   свои особенности,   отличающие   его   от   всех   других школьных учебников.  Если  школьные  учебники  в основе   своей,   какой   бы   предмет   мы   ни   взяли, создаются   на соответствующих фундаментальных   наук,  то    «Правила   дорожного движения Российской Федерации», предназначены для участников движения: водителей, пешеходов, пассажиров. языком, соответствующим   такого   рода   документам   и, разумеется,   без   учета   возраста   и   образования читателя.   Более   того,   требования   ПДД   также   в равной степени, без учета возраста и образования, распространяются на всех участников движения.   Написаны   ПДД   Обучение   детей   правилам   и   безопасности дорожного   движения   ­   это   систематический   и целенаправленный   процесс,   в   ходе   которого обучаемые   получают   знания,   умения   и   навыки, необходимые   для   безопасного   движения.   Задачи обучения ­ воздействовать на поведение участника движения и тем самым прийти к уменьшению числа ДТП   и   повысить   общую   культуру   дорожного движения. В   любом   случае   помощь   ребенку     необходима. Требования ПДД, напоминаем, едины для всех — 6как для взрослых, так и для детей. Выбрать только доступный   для   детей   материал,   выделив   его   из всего содержания Правил, невозможно! Опасности угрожают детям и взрослым одинаково! Автошкола   ДЮСТШ   г.   Братска     не   забывает   о юных пешеходах своего города и старается помочь им овладеть всеми знаниями ПДД. На базе школы созданы   все   условия   для   того   что   бы   дети   в игровой   форме   выучили   и   осознали   всю ответственность   своего   поведения   на   улице   и   в общественном   транспорте.   В   школе   обрудованы специальные   классы   с   мультимедийным оборудованием,   игровой   зал.   Здесь   дети   могу почувствовать     себя   равноправными   участниками дорожного   движения:   быть   водителями, пассажирами,   пешеходам.   Важно   что   бы   дети поняли   ,   что   это   не   только   игра,   это   жизненная необходимость. Важное условие – играть только до тех пор, пока детям   интересно.   Важно   принимать   любые дополнения   и   предложения   детей.   Материал, который включается в игры, должен быть знаком и любим детьми. Обучение осуществляется на основе   предполагающего интегрированного   подхода, 7взаимосвязь занятий по обучению ПДД с игровой изобразительной, практической деятельностью. Одно из таких занятий:       Тема. Мы  пассажиры.   Правила   поведения   в   общественном транспорте.     Цель. Создать   условия   для   ознакомления учащихся с правилами поведения в общественном транспорте и на остановках.    Задачи: 1.      Познакомить   учащихся   с   местами остановок   общественного   транспорта,   их обозначениями   и   правилами   поведения   в общественном транспорте и на остановках. 2.      Создать условия для развития у учащихся приемов   логического   мышления;   устной   речи; обогащения   словарного   запаса   обучающихся   и расширения детского кругозора. 3.      Довести   до   сознания   детей   важность соблюдения   правил   поведения   в   общественном транспорте и на остановках. Место   проведения:  учебный   класс   ПДД. Игровой зал.      Оборудование: мультимедийное оборудование, лото, инвентарь для игр. 8Ход проведения  1.Организационный   момент. сообщение темы и цели занятия. 2.Актуализация полученных знаний.   –        Вспомните,   кого  Приветствие, называют пассажиром? –        Пассажиром считается   не   только человек, находящийся в общественном транспорте –   но   и   люди,   находящиеся   в   салоне   легкового автомобиля,   в   кузове   грузового   автомобиля,   в коляске мотоцикла. –        Что   относится   к   общественному транспорту? –        Расскажите,   что   вы   знаете   об   этих транспортных средствах. –        Вспомним   правила   поведения   на остановках общественного транспорта и места их обозначения. 3.Основная часть.   1.   Сегодня   мы   с   вами   рассмотрим   правила поведения   в   общественном   транспорте.   Все нижеприведенные правила рассмотрим на слайдах.     По поведению человека в салоне общественного транспорта можно судить не только о том, знает ли он Правила дорожного движения, но и о его общей культуре.        Входить   в   общественный   транспорт можно   только   после   его   полной   остановки   и выхода пассажиров 9Необходимо уступать места престарелым людям и   инвалидам,   пассажирам   с   детьми   дошкольного возраста, а также беременным женщинам.         Нельзя   перевозить   вещи,   которые   могут запачкать сиденья или одежду пассажиров. Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки­ранцы, чтобы   не   задеть   (иногда   даже   запачкать)   людей. Роликовые коньки перевозят в специальной сумке, а не на ногах.    Мелких   животных   надо   перевозить   в специальных контейнерах или клетках, а крупных собак – в намордниках.        Нельзя мусорить в салоне любого транспорта.     Если тебе нужно  что­то   выкинуть   то   для   этого   используют специальные мусорные контейнера  на остановках, а не окна автомобиля.         Войдя   в   салон,   надо   пройти   в   середину,   не толпиться на площадке, так   как   это   может   затруднить   посадку   других пассажиров. И конечно же нельзя  облокачиваться   на   двери   это   может   привести   к несчастному случаю.        К выходу надо готовиться заранее (особенно, если   много   пассажиров).   Спрашивай   у   стоящих впереди: «Вы выходите на следующей остановке?» Не   оттесняй   молча   людей   прокладывая   себе дорогу,   а,   извиняясь,   попроси   разрешения   тебе пройти. 10Находясь в салоне  необходимо держаться за поручни рукой, а не лежать на них, засунув руки в карманы.    Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во   всеуслышание   с   друзьями.   Тем   более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.    Надо быть вежливым и уступать место пожилым пассажирам, маленьким детям и инвалидам      Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами,   крупные   вещи   лучше   перевозить   не   в часы   пик.   А   громоздкие   острые   предметы (например,   лыжи   и   коньки)   перевозят   хорошо упакованными.         Входить   в   общественный   транспорт   можно только   после   его   полной   остановки   и   выхода пассажиров    В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным   такие   слова,   как   «Будьте добры»,   «Благодарю   Вас»   придадут   тебе уверенность   в   любой   ситуации   и   создадут   у окружающих   мнение   о   тебе   как   о   человеке воспитанном и доброжелательном. 2.После   просмотренных   слайдов   дети   играют   в лото.   На   карточках   изображены   ситуации,   где 11пассажиры   ведут   себя   не   правильно. Преподаватель   говорит   правила   поведения, ребенок   находит   соответствующую   ситуацию, поднимает   руку   и   объясняет,   почему   пассажир поступает   не   правильно.   Выигрывает   тот,   кто первым закроет всю карточку. 3.Просмотр   мультфильма   «Правила   поведения   в школьном автобусе». 4. в игровом зале Дистанция.  По   сигналу   судьи,   участники,   как единая команда, взявшись одной рукой за скакалку должны пройти дистанцию.   Наземный пешеходный переход – по скамье.   Туннель – пройти сквозь обручи.   Подземный пешеходный переход – на корточках. Юный   водитель.  На   дистанции   расставляются конусы,   вокруг   которых   на   самокатах   должны проехать   участники.   Возле   конусов   стоят   знаки, обозначающие, с какой стороны их надо объезжать. По   сигналу   судьи   каждый   участник   должен проехать   дистанцию,   не   сбив   конусов,   соблюдая требования   знаков,   вернуться   к   линии   старта, 12объехать команду и передать самокат следующему участнику. Водитель и пассажир. Команда делиться на пары: первый   –   водитель,   второй   пассажир.   Пассажир находится в обруче. По сигналу судьи, первая пара как можно быстрее должна обежать вокруг конуса, вернуться   к   линии   старта   и   передать   обруч следующей паре.       Применение   игровых   технологий     на   уроках позволяет   вовлекать   в   работу   всех   детей.   Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными,   открытыми   и   доверчивыми. Ребенок   учится   высказывать,   оспаривать   свое мнение,   анализировать   свою деятельность   и   своих   товарищей,   активно формирует   речевые   умения,   навыки   чтения, слушания, рассказывания.    сотрудничать,        Таким образом, игровые технологии позволяют преподать   материал   в   доступной,   интересной, яркой   и   образной   форме,  способствуют   лучшему усвоению   знаний,   вызывают   интерес   к   познанию, формируют компетенции   Игра   позволяет   сделать   урок учащихся. интересным, реализует познавательные       качественным,   13интеллектуальный   и   творческий   потенциал учащихся.       игрового   действия,   учебно­познавательный Значение   игры   невозможно   исчерпать.   В   том   и состоит   ее   феномен,   что,   являясь   развлечением, отдыхом,   она   способна   перерасти   в   обучение,   в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.                Итоги игры выступают в двойном плане ­ как игровой и как результат. Дидактическая   функция   игры   реализуется   через обсуждение анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной   модели   принадлежит   заключительному ретроспективному   обсуждению,   в   котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры,   соотношение   игровой   (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно­игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы   содержатся   игры,   способствующие обогащению   и   закреплению   у   детей   бытового словаря,   связной   речи;   игры,   направленные   на развитие числовых представлений, обучение счету, и   игры,   внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.    развивающие   память, 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ Игровые   методы   являются   одними   из   самых эффективных   методов   обучения,   так   как   их психолого­педагогической   основой   является игровая   деятельность,   которая   вносит   большой вклад   в   психическое   развитие   личности. Использование   игровых   технологий   на   уроках соответствует   познавательным   потребностям учащихся   разных   возрастных   групп.   В   игре активизируются   мыслительные   процессы,   и возрастает   мотивация   школьников   к   изучению предмета . Игры   оказывают   сильное   эмоциональное воздействие   на   учащихся,   формируют   многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение   работать   в   группе,   принимать   решения, брать   ответственность   на   себя.   Они   развивают   воспитывают организаторские   способности, чувство стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом,   использование   в   учебном   процессе игровых   методов   позволяет   решать   целый комплекс педагогических задач. сопереживания,     15Литература: 1. Бойков А. А. Коллективно­творческое дело как  личностно ориентированная воспитательная  технология, 2005 (http://www.yandex.ru/)  2. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические  технологии в сфере дополнительного образования.  – Самара, 1998. – 36с. 3. Селевко Г.К. Социально­воспитательные  технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с. (С.122­137). Современные технологии  16

Посмотрите также