В статье подробно рассказано о необходимости изучения Правил Дорожного Движения для учащихся начальной школы. Рассказывается почему именно играя дети лучше усваивают материал.Как добиться, чтобы ребёнок с желанием, с интересом изучал данный предмет. Игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной и яркой форме. Приведен пример урока.
Учись-Играя.docx
МАОУ ДОД «ДЮСТШ»
Грошева Марина Владимировна
«Учись – Играя»
Но почему, почему, почему,
Был светофор зеленый?
А потому, потому, потому,
Что был он в жизнь влюбленный.
В. Леонтьев
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложит развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
1 Выбор данной тематики обусловлен тем, что
причиной дорожнотранспортных происшествий
(ДТП) часто становятся дети. По статистике,
четвертая часть от общего количества ДТП с
участием юных участников дорожного движения
относятся к детям младшего школьного возраста,
что зачастую обусловлено незнанием ими
элементарных правил дорожного движения и
поведения на улице. Поиск новых форм и приемов
изучения правил дорожного движения в наше
время явление не только закономерное, но и
необходимое. В современных условиях обучение
должно быть направлено на формирование сильной
личности. Чтобы жить и работать в непрерывно
меняющемся мире, необходимо разрабатывать
собственную стратегию поведения и нести за нее
ответственность.
Младшие школьники только что получили
самостоятельность и освобождены от постоянной
опеки взрослых. Им свойственна повышенная
возбудимость, импульсивность и эмоциональность.
Свою активность дети используют для игр, порой
небезобидных шалостей, необдуманных поступков.
Опасность поджидает их, прежде всего, на дороге.
2 Причем, несчастные случаи все чаще происходят
не на больших транспортных магистралях, а на
маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда
и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую
причиной дорожнотранспортных происшествий
бывают дети.
В России среди родителей не то что не принято
обучать своих детей правилам поведения вблизи и
на проезжей части, а потом проверять результаты
обучения, но и более того, некоторые семьи вообще
не считают обязательным самим соблюдать
правила и донести до ребенка элементарные
способы безопасного перехода через дорогу. Но
родители на то и родители, чтобы играть
главнейшую роль в процессе воспитания детей. А
начинается он с личного примера, когда взрослые с
ребенком не пренебрегают светофором, переходят
улицу в нужном месте, внимательно ведут себя на
проезжей части. Дети склонны учиться в первую
очередь у родителей, ведь именно папа и мама
являются для ребенка на первых порах
изображением модели мира, в котором он живет.
Дорожное движение является наиболее сложным и
требующим внимания аспектом окружающей
среды, с которым может столкнуться ребенок.
3 Поскольку с дорогой, движением и транспортом
ребенок сталкивается постоянно, то серьезно
относиться и правильно поступать в различных
ситуациях ему необходимо.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у
детей дошкольного возраста отсутствует та
защитная психологическая реакция на дорожную
обстановку, которая свойственна взрослым. Их
жажда знаний, желание постоянно открывать что
то новое часто ставит ребенка перед реальными
опасностями, в частности, на улицах.
При этом важнейшими условиями обучения
должны являться регулярность занятий, их
непрерывность, преемственность, систематичность.
Необходимо обучать детей навыкам поведения на
автобусной остановке, при посадке в автобус и
высадке из него, а также в самом автобусе в ходе
поездки. Такое обучение следует дополнять
практическими занятиями, в частности для
выработки навыков поведения в опасных
ситуациях; детей следует приучать к тому, как
должен вести себя пешеход (как переходить
дорогу, как идти по краю дороги, у которой нет
тротуаров, и т.д.); обучать детей, имеющих
велосипеды и мопеды основным правилам
4 дорожного движения; указывать им на важность
правильного оборудования их транспортного
средства
светоотражающие
приспособления, тормоза и т.д.)
(освещение,
наиболее
благоприятный
Избежать этих опасностей можно путем
соответствующего воспитания и обучения ребенка
с самого раннего возраста. Младший школьный
возраст
для
формирования устойчивых навыков и привычек. В
сложной ситуации, при появлении опасности
взрослого человека иногда выручает инстинкт
самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К
сожалению, дети этими качествами обладают не в
полной мере и, оказавшись в критической
ситуации, теряются, не могут принять правильное
решение, тем более, если они не знают правил
уличного движения.
Как добиться, чтобы ребёнок с желанием, с
интересом изучал тот или иной предмет?
Любой учебник для школьников — это книга, в
которой излагаются основы знаний в определенной
области на уровне современных достижений науки
и культуры, основной и ведущий вид учебной
литературы. В этом плане не должен быть
исключением и обучение правилам дорожного
5 основе
движения (ПДД). Однако оно имеет свои
особенности, отличающие его от всех других
школьных учебников. Если школьные учебники в
основе своей, какой бы предмет мы ни взяли,
создаются на
соответствующих
фундаментальных наук, то «Правила дорожного
движения Российской Федерации», предназначены
для участников движения: водителей, пешеходов,
пассажиров.
языком,
соответствующим такого рода документам и,
разумеется, без учета возраста и образования
читателя. Более того, требования ПДД также в
равной степени, без учета возраста и образования,
распространяются на всех участников движения.
Написаны ПДД
Обучение детей правилам и безопасности
дорожного движения это систематический и
целенаправленный процесс, в ходе которого
обучаемые получают знания, умения и навыки,
необходимые для безопасного движения. Задачи
обучения воздействовать на поведение участника
движения и тем самым прийти к уменьшению числа
ДТП и повысить общую культуру дорожного
движения.
В любом случае помощь ребенку необходима.
Требования ПДД, напоминаем, едины для всех —
6 как для взрослых, так и для детей. Выбрать только
доступный для детей материал, выделив его из
всего содержания Правил, невозможно! Опасности
угрожают детям и взрослым одинаково!
Автошкола ДЮСТШ г. Братска не забывает о
юных пешеходах своего города и старается помочь
им овладеть всеми знаниями ПДД. На базе школы
созданы все условия для того что бы дети в
игровой форме выучили и осознали всю
ответственность своего поведения на улице и в
общественном транспорте. В школе обрудованы
специальные классы с мультимедийным
оборудованием, игровой зал. Здесь дети могу
почувствовать себя равноправными участниками
дорожного движения:
быть водителями,
пассажирами, пешеходам. Важно что бы дети
поняли , что это не только игра, это жизненная
необходимость.
Важное условие – играть только до тех пор, пока
детям интересно. Важно принимать любые
дополнения и предложения детей. Материал,
который включается в игры, должен быть знаком и
любим детьми. Обучение осуществляется на основе
предполагающего
интегрированного подхода,
7 взаимосвязь занятий по обучению ПДД с игровой
изобразительной, практической деятельностью.
Одно из таких занятий:
Тема. Мы пассажиры. Правила поведения в
общественном транспорте.
Цель. Создать условия для ознакомления
учащихся с правилами поведения в общественном
транспорте и на остановках.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с местами
остановок общественного транспорта,
их
обозначениями и правилами поведения в
общественном транспорте и на остановках.
2. Создать условия для развития у учащихся
приемов логического мышления; устной речи;
обогащения словарного запаса обучающихся и
расширения детского кругозора.
3. Довести до сознания детей важность
соблюдения правил поведения в общественном
транспорте и на остановках.
Место проведения:
учебный класс ПДД.
Игровой зал.
Оборудование: мультимедийное оборудование,
лото, инвентарь для игр.
8 Ход проведения
1.Организационный момент.
сообщение темы и цели занятия.
2.Актуализация полученных знаний.
– Вспомните,
кого
Приветствие,
называют
пассажиром?
– Пассажиром считается не только
человек, находящийся в общественном транспорте
– но и люди, находящиеся в салоне легкового
автомобиля, в кузове грузового автомобиля, в
коляске мотоцикла.
– Что относится к общественному
транспорту?
– Расскажите, что вы знаете об этих
транспортных средствах.
– Вспомним правила поведения на
остановках общественного транспорта и места их
обозначения.
3.Основная часть.
1. Сегодня мы с вами рассмотрим правила
поведения в общественном транспорте. Все
нижеприведенные правила рассмотрим на слайдах.
По поведению человека в салоне общественного
транспорта можно судить не только о том, знает ли
он Правила дорожного движения, но и о его общей
культуре. Входить в общественный транспорт
можно только после его полной остановки и
выхода пассажиров
9 Необходимо уступать места престарелым людям
и инвалидам, пассажирам с детьми дошкольного
возраста, а также беременным женщинам.
Нельзя перевозить вещи, которые могут
запачкать сиденья или одежду пассажиров. Входя в
транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумкиранцы,
чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.
Роликовые коньки перевозят в специальной сумке,
а не на ногах.
Мелких животных надо перевозить в
специальных контейнерах или клетках, а крупных
собак – в намордниках.
Нельзя мусорить в салоне любого транспорта.
Если тебе нужно
чтото выкинуть то для этого используют
специальные мусорные контейнера
на остановках, а не окна автомобиля.
Войдя в салон, надо пройти в середину, не
толпиться на площадке, так
как это может затруднить посадку других
пассажиров. И конечно же нельзя
облокачиваться на двери это может привести к
несчастному случаю.
К выходу надо готовиться заранее (особенно,
если много пассажиров). Спрашивай у стоящих
впереди: «Вы выходите на следующей остановке?»
Не оттесняй молча людей прокладывая себе
дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе
пройти.
10 Находясь в салоне необходимо держаться за
поручни рукой, а не лежать на них, засунув руки в
карманы.
Находясь в салоне, не следует громко смеяться и
разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить
во всеуслышание с друзьями. Тем более
непозволительно оскорблять людей, сделавших вам
замечание.
Надо быть вежливым и уступать место пожилым
пассажирам, маленьким детям и инвалидам
Не занимай места для пассажиров багажом или
пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в
часы пик. А громоздкие острые предметы
(например, лыжи и коньки) перевозят хорошо
упакованными.
Входить в общественный транспорт можно
только после его полной остановки и выхода
пассажиров
В любом виде транспорта будь внимательным и
предупредительным такие слова, как «Будьте
добры»,
«Благодарю Вас» придадут тебе
уверенность в любой ситуации и создадут у
окружающих мнение о тебе как о человеке
воспитанном и доброжелательном.
2.После просмотренных слайдов дети играют в
лото. На карточках изображены ситуации, где
11 пассажиры ведут себя не правильно.
Преподаватель говорит правила поведения,
ребенок находит соответствующую ситуацию,
поднимает руку и объясняет, почему пассажир
поступает не правильно. Выигрывает тот, кто
первым закроет всю карточку.
3.Просмотр мультфильма «Правила поведения в
школьном автобусе».
4. в игровом зале
Дистанция. По сигналу судьи, участники, как
единая команда, взявшись одной рукой за скакалку
должны пройти дистанцию.
Наземный пешеходный переход – по скамье.
Туннель – пройти сквозь обручи.
Подземный пешеходный переход – на корточках.
Юный водитель. На дистанции расставляются
конусы, вокруг которых на самокатах должны
проехать участники. Возле конусов стоят знаки,
обозначающие, с какой стороны их надо объезжать.
По сигналу судьи каждый участник должен
проехать дистанцию, не сбив конусов, соблюдая
требования знаков, вернуться к линии старта,
12 объехать команду и передать самокат следующему
участнику.
Водитель и пассажир. Команда делиться на пары:
первый – водитель, второй пассажир. Пассажир
находится в обруче. По сигналу судьи, первая пара
как можно быстрее должна обежать вокруг конуса,
вернуться к линии старта и передать обруч
следующей паре.
Применение игровых технологий на уроках
позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже
слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких
уроках раскрывают свои способности, становятся
раскрепощенными, открытыми и доверчивыми.
Ребенок учится высказывать, оспаривать свое
мнение,
анализировать свою
деятельность и своих товарищей,
активно
формирует речевые умения, навыки чтения,
слушания, рассказывания.
сотрудничать,
Таким образом, игровые технологии позволяют
преподать материал в доступной, интересной,
яркой и образной форме, способствуют лучшему
усвоению знаний, вызывают интерес к познанию,
формируют
компетенции
Игра позволяет сделать урок
учащихся.
интересным,
реализует
познавательные
качественным,
13 интеллектуальный и творческий потенциал
учащихся.
игрового действия,
учебнопознавательный
Значение игры невозможно исчерпать. В том и
состоит ее феномен, что, являясь развлечением,
отдыхом, она способна перерасти в обучение, в
творчество, в терапию, в модель типа человеческих
отношений и проявлений в труде. Итоги
игры выступают в двойном плане как игровой и
как
результат.
Дидактическая функция игры реализуется через
обсуждение
анализ
соотношения игровой ситуации как моделирующей,
ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в
данной модели принадлежит заключительному
ретроспективному обсуждению,
в котором
учащиеся совместно анализируют ход и результаты
игры,
соотношение игровой (имитационной)
модели и реальности, а также ход учебноигрового
взаимодействия. В арсенале педагогики начальной
школы содержатся игры,
способствующие
обогащению и закреплению у детей бытового
словаря, связной речи; игры, направленные на
развитие числовых представлений, обучение счету,
и игры,
внимание,
наблюдательность, укрепляющие волю.
развивающие память,
14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игровые методы являются одними из самых
эффективных методов обучения, так как их
психологопедагогической основой является
игровая деятельность, которая вносит большой
вклад в психическое развитие личности.
Использование игровых технологий на уроках
соответствует познавательным потребностям
учащихся разных возрастных групп. В игре
активизируются мыслительные процессы,
и
возрастает мотивация школьников к изучению
предмета .
Игры оказывают сильное эмоциональное
воздействие на учащихся, формируют многие
умения и навыки: прежде всего коммуникативные,
умение работать в группе, принимать решения,
брать ответственность на себя. Они развивают
воспитывают
организаторские способности,
чувство
стимулируют
взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким
образом, использование в учебном процессе
игровых методов позволяет решать целый
комплекс педагогических задач.
сопереживания,
15 Литература:
1. Бойков А. А. Коллективнотворческое дело как
личностно ориентированная воспитательная
технология, 2005 (http://www.yandex.ru/)
2. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические
технологии в сфере дополнительного образования.
– Самара, 1998. – 36с.
3. Селевко Г.К. Социальновоспитательные
технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2005. –
176 с. (С.122137).
Современные технологии
16
Статья По ПДД "Учись, играя!"
Статья По ПДД "Учись, играя!"
Статья По ПДД "Учись, играя!"
Статья По ПДД "Учись, играя!"
Статья По ПДД "Учись, играя!"
Статья По ПДД "Учись, играя!"
Статья По ПДД "Учись, играя!"
Статья По ПДД "Учись, играя!"
Статья По ПДД "Учись, играя!"
Статья По ПДД "Учись, играя!"
Статья По ПДД "Учись, играя!"
Статья По ПДД "Учись, играя!"
Статья По ПДД "Учись, играя!"
Статья По ПДД "Учись, играя!"
Статья По ПДД "Учись, играя!"
Статья По ПДД "Учись, играя!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.