Трансформация всех сторон жизни в последнее время особенно болезненно отразилась на духовно-нравственной сфере. Гуманитарный кризис обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы и методы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
Духовнонравственное воспитание человека как педагогическая проблема
Трансформация всех сторон жизни в последнее время особенно болезненно
отразилась на духовнонравственной сфере. Гуманитарный кризис обнажает глубинные
вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений.
Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы и методы
воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
Необходимость обоснования духовно ориентированной парадигмы воспитания,
актуальность обращения к проблемам духовности обусловлены ценностносмысловой
ситуацией в современной России. Резкая смена идеологических ориентиров, отказ от
какихлибо мировоззренческих оснований в начале 90х гг. XX в. привели к духовному
вакууму, который стал быстро заполняться массовой культурой..
Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания
личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность
выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она
определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и
интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление
мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию
пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый
эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном
восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям
и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое
отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение
слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание .
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.),
истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна
без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному
отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему..
Наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым следует стремиться
учащимся, следует считать:
гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по
отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к
окружающему миру;
ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и
действия, соотносить их с возможными последствиями;
долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед
государством, обществом, людьми и самим собой;
совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;
чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе
эмоциональнорефлексивной и позитивноокрашенной установки на самоуважение и
уважение к другому человеку;
гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством,
причастности к его судьбе.
Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам,
приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями
такие собирательные и образные понятия как:
культура чувств умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в
горизонте меры и нравственности;
способность к нравственному усилию, "усилию человека быть" (М.К.
самоопределения и
как основание для самооценки,
Мамардашвили)
1самосовершенствования;
чувство эмпатии эмоциональное "чувствование" другого, соизмерение своего
поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к
эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и
соответствующему в связи с этим проявлению.
Проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно
нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего
поддается простой трансляции, передаче от их носителейвоспитателей воспитанникам..
Понимание духовных ценностей становится важным фактором развития
общественного и национального самосознания. Каждый школьный предмет по сути
является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и
духовных ориентиров.
В ходе изучения татарского языка затрагиваются и обсуждаются проблемы,
позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои
взгляды с нормами общественной морали. На уроке татарского языка учитель имеет
возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как
предмет «Татарский язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра
лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той
или иной жизненной ситуации.
Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения татарского языка звучат многие насущные
проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы
современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и
национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.
Обучение татарскому языку даёт большие возможности для формирования у
учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение
к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой
страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся
раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о
себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников.
Для достижения этих целей на уроках татарского языка в нашей школе используются
самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут
участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении
кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам,
работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В конце изучения темы “
Путешествие” в 9 классе, учащимся предлагается “пригласить гостей и организовать для
них путешествие”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма
знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями
Казани, Елабуги, воспитательный аспект – осознание понятия Родина, “малая Родина”,
более глубокое осознание своей культуры.
Работая по теме “Посещение исторических мест», учащимся предлагается составить
отзывы о них на изучаемом языке.
Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиеся изучают родословную своей
семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических древ вплоть до пятого поколения.
При изучении темы “Кто для тебя герой” в 10 классе мы знакомимся с биографиями
выдающихся людей Татарстана и нашей Родины, также и при изучении таких тем как
“Достопримечательности Казани». При изучении темы “Образование” имеет место
культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.
Подростковый возраст это период увлечения искусством. Опрос показал, что
среди любимых видов искусства музыка, телевидение, кино. Одной из характерных черт
2этого возраста является мечтательность, фантазирование. Дети проявляют интерес к
произведениям героического и романтического плана, что очень способствует нравственно
эстетическому воспитанию подростков. Школьники с удовольствием читают аутентичные
тексты, составленные с учётом психологии и интересов детей. Школьники сопереживают
героям, попадающим в разные жизненные ситуации, а сопереживание влечет интерес
непосредственно к качественным сторонам личности. Учащиеся записывают на татарском
языке качества личности в действии: храбрый, отважный, решительный, поспешный,
находчивый, трусливый и т.д.
Творчество подростков не затухает. Например, именно учащиеся средних классов
делают успехи в области искусства театра (различные драматизации), а старшеклассники
сочиняют стихи на татарском языке и пишут к ним музыку.
В возрастном промежутке с 10 до 14 лет доминантой развития является
формирование нравственности, моральных норм, понятий добра и зла, эстетического вкуса.
Ребенок, утверждаясь как личность в коллективе, наиболее сенситивен к восприятию
нравственных критериев, воспитанию таких качеств, как милосердие, великодушие,
чувство собственного достоинства. Начинается поляризация ближайшего окружения на
своих и чужих и критерии оценок бывают очень жесткими. Бесконтрольное формирование
таких критериев чревато проявлениями детской жестокости.
Старший школьный возраст это возраст некоей инфантильности, ребячества,
"открытых эмоций". В этом возрасте такие коллективные дела, как вечера и театральные
постановки на родном языке вызывают у школьников многообразную гамму эмоциональных
состояний: восторженность, интерес, готовность и желание к исполнению. Тематические
вечера и подготовка к ним развивают художественные способности, чувство
коллективизма, взаимовыручку, прививают любовь к труду.
Старшеклассникам предлагались самостоятельнотворческие задания (доклады,
проекты). Чтение доклада, защита проекта осуществлялись под сопровождение музыки;
умело подобранные кинофрагменты помогали защитить проекты.
В проектном исследовании учитель выступал в роли консультанта, помощника,
рядового участника проекта, задействовал коллег для обсуждения. Подобные формы
общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствовали
нравственноэстетическому воспитанию школьников.
Все участники проектов и педагог, и учащиеся работают с интересом, творчески,
инициативно и неформально. Школьники с большой ответственностью относятся к такой
работе, поскольку видят ее практическую пользу. По свидетельству преподавателей,
учащиеся, задействованные в проектах, проявляют такие качества, как ответственность,
коллективизм,чувство,товарищества.
Рассмотрим работу над творческими проектами на примере темы "Наш родной
город". Среди возможных видов проектной работы по теме "Наш любимый город" можно
выделить следующие:
∙ подготовка и организация экскурсии;
∙ проведение интервью и сообщение его результатов;
∙ сочинение (индивидуальное);
∙ оформление плаката или стенгазеты;
∙ изготовление буклета для туристов;
∙ разработка викторины;
∙ написание статьи для журнала;
∙ дизайн карты с обозначением туристического маршрута по городу и описанием
тура;
∙ создание рекламы туристической программы;
3∙ составление программы визита иностранного гостя;
∙ подготовка доклада об актуальных проблемах города.
Залогом успешной презентации проектов стала тщательная подготовка. Учитель
должен взять на себя роль организатора итоговых выступлений и помочь учащимся выбрать
форму презентации.
Татарский язык как предмет школьной программы может быть действенным
фактором приобщения школьников к духовным ценностям. .
На основании теоретического анализа и изучения передового педагогического опыта
по проблемам духовнонравственного воспитания подростков средствами изучения
татрского языка можно сделать следующие заключения. Изучение татарского языка
повышает духовнонравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает
большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе
освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также
учебноорганизационные, учебноинтеллектуальные, учебноинформационные, учебно
коммуникативные умения. Изучение татарского языка способствует нравственно
эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. В
современном обществе владениетатарским языком повышает рейтинг специалиста в любой
отрасли, делает его конкурентно способным, создает условия для комфортного
выполнения профессиональных обязанностей.
Процесс нравственно воспитания на уроках татарского языка становится более
эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в
рамках различных культур. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных
произведений, художественной литературы, кинематографа, практики их перевода и
специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к. позволяет формировать у
подростков личностнозначимое отношение к нравственным и духовных явлениям,
обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно
нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов.
Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе
межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение татарскому языку. При
этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное
восприятие культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к
культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через
обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и
коммуникативных навыков.
1.
Аверкиева Г.В.
Проблема формирования ценностных ориентаций
современных школьников Ребенок и современный мир. Архангельск, 2001. C. 5560.
2.
Аллагулов А.М. Проблема нравственного воспитания личности школьника в
современных образовательных учреждениях: (В контексте идей В.А. Сухомлинского) //
Теория и практика высшего профессионального образования: содержание, технологии,
качество. Оренбург: Издво ОГПУ. 2003. Ч.7. C. 1217.
3.
Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в
отечественной педагогике// Педагогика – 2006. №10 – с 3642.
4.
Никитина Н.Н. Духовнонравственное воспитание сущность и проблемы:
Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск:
УлГПУ, 2006. – 273 с.
5.
Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения:
Спецкурс. М., 1994.
6. Шемшурина, А.И. Этика: Учебнометодическое пособие/ М.: Владос, 2001.
96 с
45