Статья по русскому языку на тему: Духовно-нравственное воспитание человека как педагогическая проблема

  • Разработки курсов
  • Семинары
  • docx
  • 30.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Трансформация всех сторон жизни в последнее время особенно болезненно отразилась на духовно-нравственной сфере. Гуманитарный кризис обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы и методы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
Иконка файла материала конспект.docx
Духовно­нравственное воспитание человека как педагогическая проблема Трансформация   всех   сторон   жизни   в   последнее   время   особенно   болезненно отразилась   на   духовно­нравственной   сфере.   Гуманитарный   кризис   обнажает   глубинные вопросы   человеческого   существования,   смысла   жизни   живущих   и   будущих   поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы и методы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей. Необходимость   обоснования   духовно   ориентированной   парадигмы   воспитания, актуальность   обращения   к   проблемам   духовности   обусловлены   ценностно­смысловой ситуацией   в   современной   России.   Резкая   смена   идеологических   ориентиров,   отказ   от каких­либо мировоззренческих оснований в начале 90­х гг. XX в. привели к духовному вакууму, который стал быстро заполняться массовой культурой.. Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности,   отражающая   целостность   и   гармонию   ее   внутреннего   мира,   способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира   и   себя   в   этом   мире,   стремление   к   совершенствованию   себя,   преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и   установлению   тонких   духовных   связей   между   людьми,   в   основе   которых   –   чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание . По   мнению   русских   философов   (И.   Ильина,   В.   Соловьева,   Г.   Федотова   и   др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему..                   Наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым следует стремиться учащимся, следует считать: ­   гуманизм,   в   основе   которого   заложено   уважение   и   доброжелательность   по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру; ­   ответственность   как   моральная   готовность   держать   ответ   за   свои   мысли   и действия, соотносить их с возможными последствиями; ­   долг   как   осознание   и   готовность   к   проявлению   своих   обязанностей   перед государством, обществом, людьми и самим собой; ­ совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека; ­ чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально­рефлексивной   и   позитивно­окрашенной   установки   на   самоуважение   и уважение к другому человеку; ­   гражданственность   как   чувство   Родины,   неразрывной   связи   с   отечеством, причастности к его судьбе. Акцент   на   данные   характеристики   позволяет   осмысливать   школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как: ­   культура   чувств   ­   умение   и   стремление   к   эмоциональному   самопроявлению   в горизонте меры и нравственности; ­   способность   к   нравственному   усилию,   "усилию   человека   быть"   (М.К.   самоопределения   и   как   основание   для   самооценки, Мамардашвили) 1самосовершенствования; ­   чувство   эмпатии   ­   эмоциональное   "чувствование"   другого,   соизмерение   своего поведения   в   соответствии   с   состоянием   другого   человека.   На   основе   способности   к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению. Проблема   третья   связана   со   способами   (методами   и   формами)   духовно­ нравственного   воспитания,   поскольку   ценности   человека   –   это   то,   что   труднее   всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей­воспитателей воспитанникам.. Понимание   духовных   ценностей   становится   важным   фактором   развития общественного   и   национального   самосознания.   Каждый   школьный   предмет   по   сути является   инструментом   становления   личностных   качеств   человека,   его   социальных   и духовных ориентиров. В   ходе   изучения   татарского   языка   затрагиваются   и   обсуждаются   проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды   с   нормами   общественной   морали.   На   уроке   татарского   языка   учитель   имеет возможность   формировать   мировоззрение   ученика,   его   нравственный   облик,   так   как предмет   «Татарский   язык»,   кроме   области   конкретных   лингвистических   и   экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации. Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения татарского языка звучат многие насущные проблемы.   Среди   них   выделяются   такие,   как   проблемы   толерантности,   проблемы современной   семьи,   проблемы   благотворительности,   проблемы   материализма   и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней. Обучение   татарскому   языку   даёт   большие   возможности   для   формирования   у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих.   В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Для  достижения   этих   целей   на   уроках   татарского   языка   в   нашей   школе   используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов,   написании   сообщений   и   докладов,   экскурсиях   по   историческим   местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В конце изучения темы “ Путешествие” в 9 классе, учащимся предлагается “пригласить  гостей и организовать для них путешествие”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Казани,  Елабуги, воспитательный аспект  – осознание  понятия  Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры. Работая по теме “Посещение исторических мест», учащимся предлагается составить отзывы  о них на изучаемом языке. Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических древ вплоть до пятого поколения. При изучении темы “Кто для тебя герой” в 10 классе мы знакомимся с биографиями выдающихся   людей  Татарстана   и  нашей   Родины,  также   и  при   изучении  таких   тем  как “Достопримечательности   Казани».   При   изучении   темы   “Образование”   имеет   место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов. Подростковый   возраст   ­   это   период   увлечения   искусством.   Опрос   показал,   что среди любимых видов искусства ­ музыка, телевидение, кино. Одной из характерных черт 2этого   возраста   является   мечтательность,   фантазирование.   Дети   проявляют   интерес   к произведениям героического и романтического плана, что очень способствует нравственно­ эстетическому воспитанию подростков. Школьники с удовольствием читают аутентичные тексты, составленные с учётом  психологии и интересов детей. Школьники сопереживают героям,   попадающим   в   разные   жизненные   ситуации,   а   сопереживание   влечет   интерес непосредственно к качественным сторонам личности. Учащиеся записывают на татарском языке   качества   личности   в   действии:   храбрый,   отважный,   решительный,   поспешный, находчивый, трусливый и т.д. Творчество подростков не затухает. Например, именно учащиеся средних классов делают успехи в области искусства театра (различные драматизации), а старшеклассники сочиняют стихи на татарском языке и пишут к ним музыку. В   возрастном   промежутке   с   10   до   14   лет   доминантой   развития   является формирование нравственности, моральных норм, понятий добра и зла, эстетического вкуса. Ребенок,   утверждаясь   как   личность   в   коллективе,   наиболее   сенситивен   к   восприятию нравственных   критериев,   воспитанию   таких   качеств,   как   милосердие,   великодушие, чувство   собственного   достоинства.   Начинается   поляризация   ближайшего   окружения   на своих и чужих и критерии оценок бывают очень жесткими. Бесконтрольное формирование таких критериев чревато проявлениями детской жестокости. Старший   школьный   возраст   ­   это   возраст   некоей   инфантильности,   ребячества, "открытых эмоций". В этом возрасте такие коллективные дела, как вечера и театральные постановки на родном языке вызывают у школьников многообразную гамму эмоциональных состояний: восторженность, интерес, готовность и желание к исполнению. Тематические вечера   и   подготовка   к   ним   развивают   художественные   способности,   чувство коллективизма, взаимовыручку, прививают любовь к труду. Старшеклассникам   предлагались   самостоятельно­творческие   задания   (доклады, проекты). Чтение доклада, защита проекта осуществлялись под сопровождение музыки; умело подобранные кинофрагменты помогали защитить проекты. В   проектном   исследовании   учитель   выступал   в   роли   консультанта,   помощника, рядового   участника   проекта,   задействовал   коллег   для   обсуждения.   Подобные   формы общения   и   совместной   творческой   коммуникативной   деятельности   способствовали нравственно­эстетическому воспитанию школьников. Все участники проектов ­ и педагог, и учащиеся ­ работают с интересом, творчески, инициативно и неформально. Школьники с большой ответственностью относятся к такой работе,   поскольку   видят   ее   практическую   пользу.   По   свидетельству   преподавателей, учащиеся, задействованные в проектах, проявляют такие качества, как ответственность, коллективизм,чувство,товарищества.                      Рассмотрим работу над творческими проектами на примере темы "Наш родной город". Среди возможных видов проектной работы по теме "Наш любимый  город" можно выделить следующие: ∙ подготовка и организация экскурсии; ∙ проведение интервью и сообщение его результатов; ∙ сочинение (индивидуальное); ∙ оформление плаката или стенгазеты; ∙ изготовление буклета для туристов; ∙ разработка викторины; ∙ написание статьи для журнала; ∙ дизайн карты с обозначением туристического маршрута по городу и описанием тура; ∙ создание рекламы туристической программы; 3∙ составление программы визита иностранного гостя; ∙ подготовка доклада об актуальных проблемах города. Залогом   успешной   презентации   проектов   стала   тщательная   подготовка.   Учитель должен взять на себя роль организатора итоговых выступлений и помочь учащимся выбрать форму презентации. Татарский   язык   как   предмет   школьной   программы   может   быть   действенным фактором приобщения школьников к духовным ценностям. . На основании теоретического анализа и изучения передового педагогического опыта по   проблемам   духовно­нравственного   воспитания   подростков   средствами   изучения татрского   языка   можно   сделать   следующие   заключения.   Изучение   татарского   языка повышает   духовно­нравственную   культуру,   развивает   логическое   мышление,   оказывает большое влияние  на память,  расширяет кругозор и повышает  общую культуру. В ходе освоения   языка   совершенствуются   профессиональные   теоретические   знания,   а   также учебно­организационные,   учебно­интеллектуальные,   учебно­информационные,   учебно­ коммуникативные   умения.   Изучение   татарского   языка   способствует   нравственно­ эстетическому   развитию,   оказывает   воздействие   на   духовное   становление   личности.   В современном обществе владениетатарским языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли,   делает   его   конкурентно   способным,   создает   условия   для   комфортного выполнения профессиональных обязанностей. Процесс   нравственно   воспитания   на   уроках   татарского   языка   становится   более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных произведений,   художественной   литературы,   кинематографа,   практики   их   перевода   и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к. позволяет формировать у подростков   личностно­значимое   отношение   к   нравственным   и   духовных   явлениям, обеспечивающим   личностное   постижение   вырабатываемых   обществом   духовно­ нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов. Школа   осуществляет   подготовку   ребенка   к   последующему   участию   в   процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение татарскому языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие  культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре   собственного   народа.   Процесс   восприятия   иноязычной   культуры   идет   через обогащение  внутреннего  опыта  ребенка, путем  формирования  у него познавательных  и коммуникативных навыков. 1. Аверкиева   Г.В.   Проблема   формирования   ценностных   ориентаций современных школьников Ребенок и современный мир. ­ Архангельск, 2001. C. 55­60. 2. Аллагулов А.М. Проблема нравственного воспитания личности школьника в современных  образовательных учреждениях: (В контексте идей В.А. Сухомлинского)  // Теория   и   практика   высшего   профессионального   образования:   содержание,   технологии, качество. ­ Оренбург: Изд­во ОГПУ. ­ 2003. ­ Ч.7. ­ C. 12­17. 3. Власова,   Т.И.,   Духовно   ориентированная   парадигма   воспитания   в отечественной педагогике// Педагогика – 2006. ­№10 – с 36­42. 4. Никитина   Н.Н.   Духовно­нравственное   воспитание   сущность   и   проблемы: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с. 5.  Суслова   Э.К.   Воспитание   у   детей   этики   межнационального   общения: Спецкурс. ­ М., 1994. 6. Шемшурина, А.И. Этика: Учебно­методическое пособие/ М.: Владос, 2001. ­ 96 с 45