Недостаточной оказывается и эффективность практики начального обучения в обеспечении личностной значимости учения и активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Несмотря на большое количество разработок по проблеме активизации учения, по развивающему обучению, традиционный подход преобладает в учебно – воспитательном процессе. При этом ведущим источником информации важнейшим субъектом учения остается учитель, в то время как позиция ученика – это позиция объекта обучения.
В моей работе обоснованы разновидности нестандартных уроков русского языка, содержательно – целевые и технологические компоненты которых «выстраиваются» так, что открываются возможности обогатить информационную культуру учащихся и активизировать их интеллектуальную деятельность.
В основу статьи положена следующая гипотеза исследования: если методически
обоснованно внедрять активную форму обучения, использовать игровые ситуации,
различные нестандартные формы обучения, то это будет способствовать:
Обеспечению современного качественного обучения школьников;
Созданию творческой атмосферы познания, сотрудничества ученика и учителя;
Повышению активности и самоорганизации учащихся;
Закреплению интереса к изучаемой науке, побуждению к творчеству.
Технологические характеристики работы
1.
Актуальность работы.
Вклад современной практики начального обучения в становление и развитие
информационной культуры младших школьников ограничивается, по оценке экспертов,
расширением знаний и освоением базовых способов учебной деятельности. В то же
время отсутствует целостная система развития у учащихся способности безошибочно
воспринимать, систематизировать, хранить и использовать информацию в
разнообразных ситуациях деятельности и поведения.
Недостаточной оказывается и эффективность практики начального обучения в
обеспечении личностной значимости учения и активизации интеллектуальной
деятельности младших школьников. Несмотря на большое количество разработок по
проблеме активизации учения, по развивающему обучению, традиционный подход
преобладает в учебно – воспитательном процессе. При этом ведущим источником
информации важнейшим субъектом учения остается учитель, в то время как позиция
ученика – это позиция объекта обучения.
В моей работе обоснованы разновидности нестандартных уроков русского языка,
содержательно – целевые и технологические компоненты которых «выстраиваются»
так, что открываются возможности обогатить информационную культуру учащихся и
активизировать их интеллектуальную деятельность.
В связи с этим моя работа нацелена на успешное решение педагогических задач,
которые прямо связаны с временными затруднениями традиционной практики
начального обучения.
Задачи:
создать положительную мотивацию учащихся на уроке;
облегчить процесс усвоения русского языка в начальной школе;
обеспечить активную и интенсивную работу по смысловому анализу информации;
помочь педагогам вычленить интересный, нужный материал из большого ряда
теоретических вопросов;
активизировать лексический опыт учащихся и обогатить словарный запас;
повысить качество усвоения учебной информации;
строить процесс усвоения нового материала не на «зазубривании», а на глубоком
понимании, осмыслении, анализе информации;
развивать смысловую догадку;
формировать навыки адекватной самооценки; использовать различные варианты выполнения детьми одной и той же учебно –
познавательной задачи;
обучать учащихся соотносить свои способности с предоставленными вариантами
какого – либо задания;
развивать общеучебные практические умения и навыки, в том числе навыки
обработки, систематизации, хранения информации;
учить детей грамотно писать, опираясь на коррекционную работу, направленную на
предупреждение и исправление недочетов и ошибок.
3. Педагогические средства.
В соответствии с задачами, успешно решаемыми в работе, мною обоснована
совокупность необходимых педагогических средств, инвариативное ядро которой
составляют нетрадиционные уроки по русскому языку.
Моя педагогическая деятельность позволила мне накопить немало разновидностей
нестандартных уроков.
В первую группу я отношу уроки состязательного характера. Из целого ряда
состязательных уроков я провожу следующие:
Уроки – викторины;
Уроки – соревнования;
Уроки – КВН;
Уроки – турниры;
Уроки – конкурсы;
Уроки – интеллектуальные игры;
Уроки – викторины «Что? Где? Когда?»
Во вторую группу я отношу проектную деятельность. Среди них:
Уроки в форме творческих отчетов, проектов;
Уроки – зачеты, смотры;
Уроки с оперативным контролем усвоения учебной информации;
Уроки с письменной индивидуальной проверкой при помощи перфокарт;
Уроки – консультации.
В третью группу нестандартных уроков я отношу уроки – проекты и путешествия.
Четвертая группа нестандартных уроков – театрализованные уроки:
Урок – спектакль;
Урок – концерт.
В пятую группу нестандартных уроков я могу отнести коллективные учебные
занятия. Главное отличие этих уроков в том, что обучение здесь протекает как
специально организуемое общение в парах и группах.4. Технология и организация проведения нестандартных уроков по русскому
языку.
4.1. Уроки состязательного характера.
Суть этих уроков состоит в то, чтобы организовать детей в малые и большие группы,
соревнующиеся между собой. Во время проведения, можно увидеть, что даже
отстающий ученик хочет сравнить себя с другими. Он активно работает, прикладывает
старание, не сидит пассивно. А на обычном уроке, он боится это сделать, так как
знания надо показать в готовом виде, и за это сразу будет поставлена отметка.
Уроки – викторины помогают связать новый материал с ранее изученным. На таких
уроках я ставлю проблемный вопрос, ответ на который будет найден, ответив на ряд
вспомогательных. Дополнительные вопросы помогут повторить изученный материал и
связать его с новым. Тем самым, дети понимают, что правила русского языка вытекают
одно из другого. Также я провожу викторины для закрепления и обобщения изучаемого
материала. С их использованием можно один вопрос программы повторить широко,
основательно.
Уроки – КВН по русскому языку я провожу по форме викторин, выполнив
следующую подготовительную работу:
1) Выбор команд;
2) Защита названия;
3) Конкурс капитанов;
4) Музыкальная пауза;
5) Конкурс болельщиков;
6) Домашнее задание;
7) Подведение итогов(награждение).
Команды формируются по интересам самих учащихся. Названия команд отражают
тему данного урока. Для капитанов дается более сложное задание, трудная
грамматическая задача.
В этом конкурсе я решаю педагогическую задачу по подготовке сильных учащихся к
олимпиадам. Для команд дается теоретическое или практическое задание, отражающее
отдельные вопросы изучения данной темы. Аналогичная работа проводится и с
болельщиками.
Музыкальная пауза – чаще физкультминутка. Или это могут быть задания
занимательного характера, позволяющие увидеть детям красоту русского языка.
Конкурс домашнего задания – это проверка выполнения домашних работ или анализ
творческих работ на заданную тему.
Уроки – соревнования, уроки – конкурсы это наиболее распространенный тип
уроков в нашем классе. Дети разбиваются на три команды по рядам. Урок может
вестись в обычной форме, но за каждый правильный ответ какая – либо из команд
получает очко. Здесь можно оценивать практически всё: каллиграфические минутки,
словарную работу и пр. И обычный урок воодушевляет детей на активную работу.При проведении уроков – викторин «Что? Где? Когда?» важно иметь атрибуты
данной игровой программы. Такой урок может носить и ознакомительный, и
обобщающий характер.
4.2. Проектная деятельность.
Во – первых, это проекты, творческие отчеты. Здесь обучающиеся работают над
проблемой, выбирая орфограммы, правила или темы русского языка. Пишут сочинения,
стихи, сказки. Подбирают необходимый материал. Тем самым, у детей расширяется
словарный запас, логически строить и доказывать свои предположения или выводы.
Во – вторых, уроки – зачеты носят обобщающий характер и целесообразнее их
проводить уже в 3 – 4 классах. Чаще всего проводятся в виде тестирования. Эта форма
контроля очень нравится ребятам. Они чувствуют себя спокойно, отстающим не надо
спешить, а, значит, отвечать наугад, а успевающим – ждать. И для меня эта работа
хороша тем, что один вопрос можно проверить глубоко, с разных сторон, чего нельзя
сделать во фронтальном опросе.
В – третьих, можно организовать оперативный контроль усвоения знаний.
Обучающиеся по команде учителя начинают выполнять задания, справиться с которым
нужно за определенный промежуток времени. Детям очень нравятся задания, в которых
надо исправлять ошибки и провести над ними работу.
Ребята нашего класса получают очень много отметок. Чтобы каждый ученик знал на
каком уровне усвоения знаний по русскому языку он находится, в классе ведется
рейтинговый учет знаний «Наши успехи».
Вовремя оказывать помощь отстающим мне помогают уроки – консультации. Мы
работаем над ошибками, учим дополнительные рифмованные правила. Я учу детей
видеть места в словах, в которых могут быть допущены ошибки.
4.3. В уроках – путешествиях и экспедициях находит себе место каждый ученик.
Творчески одаренный ребенок найдет ответ, выйдет из ситуации, докажет и
аргументирует свой выбор, а нетворческий воспроизведет материал учебника. В
путешествии правила и исключения так подаются, что дети запоминают их гораздо
легче и быстрее.
4.4. Мои ученики очень любят уроки – спектакли и концерты. На них могут быть
поставлены инсценировки, звучать песни. Здесь интегрируются грамматическое
содержание и музыкальная форма.
4. 5. К нестандартным урокам я отношу коллективные учебные занятия. Эта работа
предусматривает совместный поиск ответа и путей решения. Такие уроки, как правило,
очень эмоциональны. Во время групповой работы дети совещаются, обращаются друг к
другу за помощью. Здесь происходит сотрудничество, взаимоподдержка,
взаимопроверка.
Можно сделать вывод, что арсенал нестандартных уроков разнообразен. Их
применение помогает мне добиться от обучающихся понимания и любви к урокамрусского языка. Такие уроки оказывают и психологическое воздействие на учеников.
нестандартные формы уроков не предусматривают прямую зависимость содержания,
методов и форм обучения. Они повышают успеваемость, облегчают процесс обучения,
способствуют всестороннему развитию младших школьников.