Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)
Оценка 4.7

Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
4 кл
31.01.2017
Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)
Недостаточной оказывается и эффективность практики начального обучения в обеспечении личностной значимости учения и активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Несмотря на большое количество разработок по проблеме активизации учения, по развивающему обучению, традиционный подход преобладает в учебно – воспитательном процессе. При этом ведущим источником информации важнейшим субъектом учения остается учитель, в то время как позиция ученика – это позиция объекта обучения. В моей работе обоснованы разновидности нестандартных уроков русского языка, содержательно – целевые и технологические компоненты которых «выстраиваются» так, что открываются возможности обогатить информационную культуру учащихся и активизировать их интеллектуальную деятельность.
Моя работа.docx
В основу статьи положена следующая гипотеза исследования: если методически  обоснованно внедрять активную форму обучения, использовать игровые ситуации,  различные нестандартные формы обучения, то это будет способствовать:  Обеспечению современного качественного обучения школьников;  Созданию творческой атмосферы познания, сотрудничества ученика и учителя;  Повышению активности и самоорганизации учащихся;  Закреплению интереса к изучаемой науке, побуждению к творчеству. Технологические характеристики работы 1.      Актуальность работы.       Вклад современной практики начального обучения в становление и развитие  информационной культуры младших школьников ограничивается, по оценке экспертов, расширением знаний и освоением базовых способов учебной деятельности. В то же  время отсутствует целостная система развития у учащихся способности безошибочно  воспринимать, систематизировать, хранить и использовать информацию в  разнообразных ситуациях деятельности и поведения.      Недостаточной оказывается и эффективность практики начального обучения в  обеспечении личностной значимости учения и активизации интеллектуальной  деятельности младших школьников. Несмотря на большое количество разработок по  проблеме активизации учения, по развивающему обучению, традиционный подход  преобладает в учебно – воспитательном процессе. При этом ведущим источником  информации важнейшим субъектом учения остается учитель, в то время как позиция  ученика – это позиция объекта обучения.       В моей работе обоснованы разновидности нестандартных уроков русского языка,  содержательно – целевые и технологические компоненты которых «выстраиваются»  так, что открываются возможности обогатить информационную культуру учащихся и  активизировать их интеллектуальную деятельность.       В связи с этим моя работа нацелена на успешное решение педагогических задач,  которые прямо связаны с временными затруднениями традиционной практики  начального обучения. Задачи: ­ создать положительную мотивацию учащихся на уроке; ­ облегчить процесс усвоения русского языка в начальной школе; ­ обеспечить активную и интенсивную работу по смысловому анализу информации; ­ помочь педагогам вычленить интересный, нужный материал из большого ряда  теоретических вопросов;  ­ активизировать лексический опыт учащихся и обогатить словарный запас;  ­ повысить качество усвоения учебной информации;  ­ строить процесс усвоения нового материала не на «зазубривании», а на глубоком  понимании, осмыслении, анализе информации; ­ развивать смысловую догадку; ­ формировать навыки адекватной самооценки; ­ использовать различные варианты выполнения детьми одной и той же учебно –  познавательной задачи; ­ обучать учащихся соотносить свои способности с предоставленными вариантами  какого – либо задания; ­ развивать общеучебные практические умения и навыки, в том числе навыки  обработки, систематизации, хранения информации; ­ учить детей грамотно писать, опираясь на коррекционную работу, направленную на  предупреждение и исправление недочетов и ошибок.           3.  Педагогические средства.      В соответствии с задачами, успешно решаемыми в работе, мною обоснована  совокупность необходимых педагогических средств, инвариативное ядро которой  составляют нетрадиционные уроки по русскому языку.     Моя педагогическая деятельность позволила мне накопить немало разновидностей  нестандартных уроков.       В первую группу я отношу уроки состязательного характера. Из целого ряда  состязательных уроков я провожу следующие:  Уроки – викторины;  Уроки – соревнования;   Уроки – КВН;  Уроки – турниры;  Уроки – конкурсы;  Уроки – интеллектуальные игры;  Уроки – викторины «Что? Где? Когда?»     Во вторую группу я отношу проектную деятельность. Среди них:  Уроки в форме творческих отчетов, проектов;  Уроки – зачеты, смотры;  Уроки с оперативным контролем усвоения учебной информации;  Уроки с письменной индивидуальной проверкой при помощи перфокарт;  Уроки – консультации.      В третью группу нестандартных уроков я отношу уроки – проекты и путешествия.      Четвертая группа нестандартных уроков – театрализованные уроки:  Урок – спектакль;  Урок – концерт.          В пятую группу нестандартных уроков я могу отнести коллективные учебные  занятия. Главное отличие этих уроков в том, что обучение здесь протекает как  специально организуемое общение в парах и группах. 4. Технология и организация проведения нестандартных уроков по русскому  языку. 4.1. Уроки состязательного характера.      Суть этих уроков состоит в то, чтобы организовать детей в малые и большие группы, соревнующиеся между собой. Во время проведения, можно увидеть, что даже  отстающий ученик хочет сравнить себя с другими. Он активно работает, прикладывает  старание, не сидит пассивно. А на обычном уроке, он боится это сделать, так как  знания надо показать в готовом виде, и за это сразу будет поставлена отметка.      Уроки – викторины помогают связать новый материал с ранее изученным. На таких  уроках я ставлю проблемный вопрос, ответ на который будет найден, ответив на ряд  вспомогательных. Дополнительные вопросы помогут повторить изученный материал и  связать его с новым. Тем самым, дети понимают, что правила русского языка вытекают  одно из другого. Также я провожу викторины для закрепления и обобщения изучаемого материала. С их использованием можно один вопрос программы повторить широко,  основательно.      Уроки – КВН по русскому языку я провожу по форме викторин, выполнив  следующую подготовительную работу: 1) Выбор команд; 2) Защита названия; 3) Конкурс капитанов; 4) Музыкальная пауза; 5) Конкурс болельщиков; 6) Домашнее задание; 7) Подведение итогов(награждение).      Команды формируются по интересам самих учащихся. Названия команд отражают  тему данного урока. Для капитанов дается более сложное задание, трудная  грамматическая задача.       В этом конкурсе я решаю педагогическую задачу по подготовке сильных учащихся к олимпиадам. Для команд дается теоретическое или практическое задание, отражающее отдельные вопросы изучения данной темы. Аналогичная работа проводится и с  болельщиками.       Музыкальная пауза – чаще физкультминутка. Или это могут быть задания  занимательного характера, позволяющие увидеть детям красоту русского языка.      Конкурс домашнего задания – это проверка выполнения домашних работ или анализ  творческих работ на заданную тему.     Уроки – соревнования, уроки – конкурсы ­ это наиболее распространенный тип  уроков в нашем классе. Дети разбиваются на три команды по рядам. Урок может  вестись в обычной форме, но за каждый правильный ответ какая – либо из команд  получает очко. Здесь можно оценивать практически всё: каллиграфические минутки,  словарную работу и пр. И обычный урок воодушевляет детей на активную работу. При проведении уроков – викторин «Что? Где? Когда?» важно иметь атрибуты  данной игровой программы. Такой урок может носить и ознакомительный, и  обобщающий характер.  4.2. Проектная деятельность.      Во – первых, это проекты, творческие отчеты. Здесь обучающиеся работают над  проблемой, выбирая орфограммы, правила или темы русского языка. Пишут сочинения, стихи, сказки. Подбирают необходимый материал. Тем самым, у детей расширяется  словарный запас, логически строить и доказывать свои предположения или выводы.       Во – вторых, уроки – зачеты носят обобщающий характер и целесообразнее их  проводить уже в 3 – 4 классах. Чаще всего проводятся в виде тестирования. Эта форма  контроля очень нравится ребятам. Они чувствуют себя спокойно, отстающим не надо  спешить, а, значит, отвечать наугад, а успевающим – ждать. И для меня эта работа  хороша тем, что один вопрос можно проверить глубоко, с разных сторон, чего нельзя  сделать во фронтальном опросе.      В – третьих, можно организовать оперативный контроль усвоения знаний.  Обучающиеся по команде учителя начинают выполнять задания, справиться с которым  нужно за определенный промежуток времени. Детям очень нравятся задания, в которых надо исправлять ошибки и провести над ними работу.        Ребята нашего класса получают очень много отметок. Чтобы каждый ученик знал на каком уровне усвоения знаний по русскому языку он находится, в классе ведется  рейтинговый учет знаний «Наши успехи».       Вовремя оказывать помощь отстающим мне помогают уроки – консультации. Мы  работаем над ошибками, учим дополнительные рифмованные правила. Я учу детей  видеть места в словах, в которых могут быть допущены ошибки.      4.3. В уроках – путешествиях и экспедициях находит себе место каждый ученик.  Творчески одаренный ребенок найдет ответ, выйдет из ситуации, докажет и  аргументирует свой выбор, а нетворческий воспроизведет материал учебника. В  путешествии правила и исключения так подаются, что дети запоминают их гораздо  легче и быстрее.       4.4. Мои ученики очень любят уроки – спектакли и концерты. На них могут быть  поставлены инсценировки, звучать песни. Здесь интегрируются грамматическое  содержание и музыкальная форма.      4. 5. К нестандартным урокам я отношу коллективные учебные занятия. Эта работа предусматривает совместный поиск ответа и путей решения. Такие уроки, как правило, очень эмоциональны. Во время групповой работы дети совещаются, обращаются друг к  другу за помощью. Здесь происходит сотрудничество, взаимоподдержка,  взаимопроверка.       Можно сделать вывод, что арсенал нестандартных уроков разнообразен. Их  применение помогает мне добиться от обучающихся понимания и любви к урокам русского языка. Такие уроки оказывают и психологическое воздействие на учеников.  нестандартные формы уроков не предусматривают прямую зависимость содержания,  методов и форм обучения. Они повышают успеваемость, облегчают процесс обучения,  способствуют всестороннему развитию младших школьников.

Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)

Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)

Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)

Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)

Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)

Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)

Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)

Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)

Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)

Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017