Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 31.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Недостаточной оказывается и эффективность практики начального обучения в обеспечении личностной значимости учения и активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Несмотря на большое количество разработок по проблеме активизации учения, по развивающему обучению, традиционный подход преобладает в учебно – воспитательном процессе. При этом ведущим источником информации важнейшим субъектом учения остается учитель, в то время как позиция ученика – это позиция объекта обучения. В моей работе обоснованы разновидности нестандартных уроков русского языка, содержательно – целевые и технологические компоненты которых «выстраиваются» так, что открываются возможности обогатить информационную культуру учащихся и активизировать их интеллектуальную деятельность.
Иконка файла материала Моя работа.docx
В основу статьи положена следующая гипотеза исследования: если методически  обоснованно внедрять активную форму обучения, использовать игровые ситуации,  различные нестандартные формы обучения, то это будет способствовать:  Обеспечению современного качественного обучения школьников;  Созданию творческой атмосферы познания, сотрудничества ученика и учителя;  Повышению активности и самоорганизации учащихся;  Закреплению интереса к изучаемой науке, побуждению к творчеству. Технологические характеристики работы 1.      Актуальность работы.       Вклад современной практики начального обучения в становление и развитие  информационной культуры младших школьников ограничивается, по оценке экспертов, расширением знаний и освоением базовых способов учебной деятельности. В то же  время отсутствует целостная система развития у учащихся способности безошибочно  воспринимать, систематизировать, хранить и использовать информацию в  разнообразных ситуациях деятельности и поведения.      Недостаточной оказывается и эффективность практики начального обучения в  обеспечении личностной значимости учения и активизации интеллектуальной  деятельности младших школьников. Несмотря на большое количество разработок по  проблеме активизации учения, по развивающему обучению, традиционный подход  преобладает в учебно – воспитательном процессе. При этом ведущим источником  информации важнейшим субъектом учения остается учитель, в то время как позиция  ученика – это позиция объекта обучения.       В моей работе обоснованы разновидности нестандартных уроков русского языка,  содержательно – целевые и технологические компоненты которых «выстраиваются»  так, что открываются возможности обогатить информационную культуру учащихся и  активизировать их интеллектуальную деятельность.       В связи с этим моя работа нацелена на успешное решение педагогических задач,  которые прямо связаны с временными затруднениями традиционной практики  начального обучения. Задачи: ­ создать положительную мотивацию учащихся на уроке; ­ облегчить процесс усвоения русского языка в начальной школе; ­ обеспечить активную и интенсивную работу по смысловому анализу информации; ­ помочь педагогам вычленить интересный, нужный материал из большого ряда  теоретических вопросов;  ­ активизировать лексический опыт учащихся и обогатить словарный запас;  ­ повысить качество усвоения учебной информации;  ­ строить процесс усвоения нового материала не на «зазубривании», а на глубоком  понимании, осмыслении, анализе информации; ­ развивать смысловую догадку; ­ формировать навыки адекватной самооценки;­ использовать различные варианты выполнения детьми одной и той же учебно –  познавательной задачи; ­ обучать учащихся соотносить свои способности с предоставленными вариантами  какого – либо задания; ­ развивать общеучебные практические умения и навыки, в том числе навыки  обработки, систематизации, хранения информации; ­ учить детей грамотно писать, опираясь на коррекционную работу, направленную на  предупреждение и исправление недочетов и ошибок.           3.  Педагогические средства.      В соответствии с задачами, успешно решаемыми в работе, мною обоснована  совокупность необходимых педагогических средств, инвариативное ядро которой  составляют нетрадиционные уроки по русскому языку.     Моя педагогическая деятельность позволила мне накопить немало разновидностей  нестандартных уроков.       В первую группу я отношу уроки состязательного характера. Из целого ряда  состязательных уроков я провожу следующие:  Уроки – викторины;  Уроки – соревнования;   Уроки – КВН;  Уроки – турниры;  Уроки – конкурсы;  Уроки – интеллектуальные игры;  Уроки – викторины «Что? Где? Когда?»     Во вторую группу я отношу проектную деятельность. Среди них:  Уроки в форме творческих отчетов, проектов;  Уроки – зачеты, смотры;  Уроки с оперативным контролем усвоения учебной информации;  Уроки с письменной индивидуальной проверкой при помощи перфокарт;  Уроки – консультации.      В третью группу нестандартных уроков я отношу уроки – проекты и путешествия.      Четвертая группа нестандартных уроков – театрализованные уроки:  Урок – спектакль;  Урок – концерт.          В пятую группу нестандартных уроков я могу отнести коллективные учебные  занятия. Главное отличие этих уроков в том, что обучение здесь протекает как  специально организуемое общение в парах и группах.4. Технология и организация проведения нестандартных уроков по русскому  языку. 4.1. Уроки состязательного характера.      Суть этих уроков состоит в то, чтобы организовать детей в малые и большие группы, соревнующиеся между собой. Во время проведения, можно увидеть, что даже  отстающий ученик хочет сравнить себя с другими. Он активно работает, прикладывает  старание, не сидит пассивно. А на обычном уроке, он боится это сделать, так как  знания надо показать в готовом виде, и за это сразу будет поставлена отметка.      Уроки – викторины помогают связать новый материал с ранее изученным. На таких  уроках я ставлю проблемный вопрос, ответ на который будет найден, ответив на ряд  вспомогательных. Дополнительные вопросы помогут повторить изученный материал и  связать его с новым. Тем самым, дети понимают, что правила русского языка вытекают  одно из другого. Также я провожу викторины для закрепления и обобщения изучаемого материала. С их использованием можно один вопрос программы повторить широко,  основательно.      Уроки – КВН по русскому языку я провожу по форме викторин, выполнив  следующую подготовительную работу: 1) Выбор команд; 2) Защита названия; 3) Конкурс капитанов; 4) Музыкальная пауза; 5) Конкурс болельщиков; 6) Домашнее задание; 7) Подведение итогов(награждение).      Команды формируются по интересам самих учащихся. Названия команд отражают  тему данного урока. Для капитанов дается более сложное задание, трудная  грамматическая задача.       В этом конкурсе я решаю педагогическую задачу по подготовке сильных учащихся к олимпиадам. Для команд дается теоретическое или практическое задание, отражающее отдельные вопросы изучения данной темы. Аналогичная работа проводится и с  болельщиками.       Музыкальная пауза – чаще физкультминутка. Или это могут быть задания  занимательного характера, позволяющие увидеть детям красоту русского языка.      Конкурс домашнего задания – это проверка выполнения домашних работ или анализ  творческих работ на заданную тему.     Уроки – соревнования, уроки – конкурсы ­ это наиболее распространенный тип  уроков в нашем классе. Дети разбиваются на три команды по рядам. Урок может  вестись в обычной форме, но за каждый правильный ответ какая – либо из команд  получает очко. Здесь можно оценивать практически всё: каллиграфические минутки,  словарную работу и пр. И обычный урок воодушевляет детей на активную работу.При проведении уроков – викторин «Что? Где? Когда?» важно иметь атрибуты  данной игровой программы. Такой урок может носить и ознакомительный, и  обобщающий характер.  4.2. Проектная деятельность.      Во – первых, это проекты, творческие отчеты. Здесь обучающиеся работают над  проблемой, выбирая орфограммы, правила или темы русского языка. Пишут сочинения, стихи, сказки. Подбирают необходимый материал. Тем самым, у детей расширяется  словарный запас, логически строить и доказывать свои предположения или выводы.       Во – вторых, уроки – зачеты носят обобщающий характер и целесообразнее их  проводить уже в 3 – 4 классах. Чаще всего проводятся в виде тестирования. Эта форма  контроля очень нравится ребятам. Они чувствуют себя спокойно, отстающим не надо  спешить, а, значит, отвечать наугад, а успевающим – ждать. И для меня эта работа  хороша тем, что один вопрос можно проверить глубоко, с разных сторон, чего нельзя  сделать во фронтальном опросе.      В – третьих, можно организовать оперативный контроль усвоения знаний.  Обучающиеся по команде учителя начинают выполнять задания, справиться с которым  нужно за определенный промежуток времени. Детям очень нравятся задания, в которых надо исправлять ошибки и провести над ними работу.        Ребята нашего класса получают очень много отметок. Чтобы каждый ученик знал на каком уровне усвоения знаний по русскому языку он находится, в классе ведется  рейтинговый учет знаний «Наши успехи».       Вовремя оказывать помощь отстающим мне помогают уроки – консультации. Мы  работаем над ошибками, учим дополнительные рифмованные правила. Я учу детей  видеть места в словах, в которых могут быть допущены ошибки.      4.3. В уроках – путешествиях и экспедициях находит себе место каждый ученик.  Творчески одаренный ребенок найдет ответ, выйдет из ситуации, докажет и  аргументирует свой выбор, а нетворческий воспроизведет материал учебника. В  путешествии правила и исключения так подаются, что дети запоминают их гораздо  легче и быстрее.       4.4. Мои ученики очень любят уроки – спектакли и концерты. На них могут быть  поставлены инсценировки, звучать песни. Здесь интегрируются грамматическое  содержание и музыкальная форма.      4. 5. К нестандартным урокам я отношу коллективные учебные занятия. Эта работа предусматривает совместный поиск ответа и путей решения. Такие уроки, как правило, очень эмоциональны. Во время групповой работы дети совещаются, обращаются друг к  другу за помощью. Здесь происходит сотрудничество, взаимоподдержка,  взаимопроверка.       Можно сделать вывод, что арсенал нестандартных уроков разнообразен. Их  применение помогает мне добиться от обучающихся понимания и любви к урокамрусского языка. Такие уроки оказывают и психологическое воздействие на учеников.  нестандартные формы уроков не предусматривают прямую зависимость содержания,  методов и форм обучения. Они повышают успеваемость, облегчают процесс обучения,  способствуют всестороннему развитию младших школьников.