Статья по русскому языку на тему "Понятие «формы контроля» в методической литературе"
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
Взрослым
17.04.2019
В данной статье анализируется понятие "формы контроля", описываются функции контроля (обучающая, развивающая, воспитывающая, контролирующая, диагностическая, прогностическая),его виды (предварительный, текущий, итоговый), формы (фронтальный, групповой индивидуальный, комбинированный, взаимоконтроля, самоконтроль), наиболее частотно употребляемые методы (повседневное наблюдение, устный контроль, проверка письменных работ, тестирование зачет, экзамен).
статья.docx
Понятие «формы контроля» в методической литературе
М.Т. Баранов определяет контроль за усвоением знаний и
формированием умений как «важнейший этап учебного процесса, который
позволяет констатировать объективный уровень знаний, умений и навыков
школьников после изучения темы, а также выяснить, насколько успешно идет
освоение нового материала в ходе его изучения [ 1, с. 141].
Перейдем к рассмотрению основных принципов проверки. Под
принципом проверки мы будем придерживаться определения, предложенного
О.Ю. Богдановой: «это такое теоретическое положение, которое относится ко
всей проверке, т.е. и к её содержанию, и к методам, и к формам, а не только к
какойлибо одной её стороне или части: методической, организационной и
т.д.» [2, c. 49].
В процессе обучения контроль реализуется в разнообразных формах.
П.И. Пидкасистый дает следующее определение: «формы контроля – это
система последовательных взаимосвязанных диагностических действий
учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с
целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного
процесса» [4, с. 359]. Б.П. Есипова интерпретирует понятие «формы
контроля» как «способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которых
выявляется усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми
знаниями, умениями, навыками» [3, с. 118]. В своей работе мы будем
придерживаться интерпретации, которую предлагает Б.П. Есипова.
Контроль учебных достижений является важным компонентом процесса
обучения русскому языку. Выделяют следующие функции контроля:
1) обучающая (выполнение различных заданий и упражнений
способствует совершенствованию ЗУНов учащихся)
2)развивающая (в процессе выполнения заданий школьники развивают
память, мышление, внимание и речь); 3)
воспитывающая
(проверки формируют у школьников
дисциплинированность, аккуратность и чувство ответственности за
результаты обучения);
4) контролирующая (констатация уровня усвоения знаний и
сформированности компетенций)
5) диагностическая (учитель, получая точные данные о пробелах в
знаниях учащихся, может своевременно корректировать учебную программу в
соответствии с потребностями класса и подобрать наиболее уместные
средства и методы обучения);
6)
прогностическая
(степень изученности материала и
сформированности компетенций позволяют судить о возможности перехода к
следующей теме) [4, с. 366].
В зависимости от целей и функций контроля в методической литературе
выделяется три его вида:
1) предварительный;
2) текущий;
3) итоговый.
Предварительный контроль предназначен для констатации исходного
уровня имеющихся знаний, умений и навыков у учащихся. Поскольку
успешное освоение нового учебного материала напрямую зависит от того,
насколько прочно усвоен школьниками предыдущий материал. Если учитель
предметник не обладает данной информацией, то у него не будет
возможности управлять, проектировать и прогнозировать учебный процесс,
выбирать наиболее оптимальные варианты его развития.
Необходимо отметить, что фиксация исходного уровня обученности
позволяет измерить «прирост» знаний, проанализировать динамику и
эффективность обучения, а также сделать объективные выводы об
эффективности педагогического труда и профессионализме учителя [4, с.
354]. Текущий контроль предназначен для того, чтобы учитель мог получать
сведения о ходе процесса получения знаний каждого школьника (функция
обратной связи). Обратная связь – одно из важнейших условий успешности
процесса усвоения нового учебного материала, она должна нести информацию
не только о соответствии / несоответствии конечного результата
намеченному, но и давать возможность производить своевременную
коррекцию процесса усвоения, а также действий учеников.
Школьники должны знать, что обучение ограничено во времени и
должно иметь вполне конкретный результат, который должен быть оценен по
определенным критериям. Это значит, что нужен такой вид контроля,
который позволит оценить достигнутые результаты обучения. Такой вид в
методике обучения называется итоговым. Итоговый контроль может быть
проведен в конце учебного года, отдельного цикла обучения или в конце
раздела [4, с. 255].
Есипова отмечает, что общим для педагогики вопросом является «Как
контролировать?». По средствам педагогической коммуникации контроль
можно рассматривать с разных точек зрения:
• способов (традиционный или нетрадиционный);
• характера (субъективный, объективный);
• использования ТСО (машинный, безмашинный);
• формы (устный, письменный);
• времени (предварительный, начальный, исходный, текущий,
поэтапный, итоговый, заключительный);
• массовости (индивидуальный, фронтальный/ групповой);
• контролирующего лица (учитель, ученик – напарник, самоконтроль);
• дидактического материала:
• контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос,
диспут); • с дидактическим материалом (раздаточный материал, тесты, билеты,
контролирующие программы);
• на основе знакомого, проработанного и усвоенного материала;
• на основе нового материала, сходного по форме и содержанию с
усвоенным ранее материалом [3, с. 126].
Данная классификация создана в начале 90х годов, но мы считаем, что
она не потеряла своей актуальности и сейчас. Однако стоит отметить, что в
своей классификации автор использовал устаревшее понятие ТСО
(технические средства обучения). В век развития Интернета логичной видится
замена понятия ТСО на ИКТ (информационнокоммуникационные
технологии). Логичной замена представляется еще и потому, что современная
система обучения основана на взаимодействии, диалоге, обратной связи; это
значит, что техника должна работать не в одностороннем порядке, не быть
а служить «проводником» между субъектами
лишь средством,
образовательного процесса, способствовать их взаимодействию.
Чтобы реализовать на практике задачи,
поставленные
государственными стандартами, необходимо проводить проверку не только
организации процесса обучения, но и получаемых результатов. Знания и
навыки школьников отслеживаются регулярно.
При этом используются следующие формы педагогического контроля:
Фронтальный. Учитель проводит устный или письменный опрос всего
класса.
Групповой. Учителем дается коллективное задание или проводится
опрос определенной группы учеников.
Индивидуальный. Учитель проверяет знания одного учащегося, причем
чаще всего у доски.
Комбинированный. Предполагается сочетание двух и более видов
контроля, когда класс выполняет общее для всех задание, и одновременно некоторые ученики получают отдельные задания (карточки, опрос,
выполнение задания у доски).
Взаимоконтроль. Ученики проверяют работы друг друга.
Самоконтроль. Школьник самостоятельно ищет ошибки в собственной
работе, исправляет их по эталону, анализирует причины ошибок и недочетов,
устраняет пробелы в знаниях [1, с. 213].
Все описанные формы, в свою очередь, предполагают определенные
методы, с помощью которых они реализуются. В трудах методистов
[Образцова, Антонова] перечень этих методов значительно отличается. Мы в
своей работе не преследуем цель упорядочить множество существующих
методов контроля, а лишь опишем те методы, которые наиболее частотны на
уроках русского языка. Основными из них являются следующие:
1) повседневное наблюдение (выявляет отношение ученика к учебе,
посильности материала);
2) устный контроль:
а) опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный) – сбор
первичной информации путем постановки стандартизированной системы
вопросов;
б) беседа (вопросноответный метод привлечения учащихся к изучению
и обсуждению новой темы);
в) рассказ (устное повествовательное изложение содержания учебного
материала);
г) чтение текста;
3) проверка письменных работ:
а) проверка классной и домашней работы;
б) диктант – вариант письменного задания, при котором обучающиеся
пишут различные тексты под диктовку преподавателя;
в) изложение – пересказ текста (устный или письменный),
представленный в виде учебной работы для развития речи учащихся, формирования и закрепления навыков стилистического построения и
правописания.;
г) сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий
рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме;
д) самостоятельная работа – вид учебной деятельности, при котором
предполагается определенный уровень самостоятельности учеников во всех
ее структурных компонентах;
е) лингвистический анализ текста – изучение языковых аспектов
художественного произведения, раскрытие значения различных элементов
языка с целью полного и ясного понимания текста;
4) тестирование – система специальных заданий с вариантами ответа;
5) зачет – проверка совокупности знаний, умений и навыков по теме /
блоку тем / за четверть, полугодие, год. Данный метод используется только в
старших классах;
6) экзамен – итоговая форма проверки знаний по окончании той или
иной ступени образования.
Итак, в данной статье мы выяснили, что под понятием «контроль» в
науке понимают деятельность учителя и учащихся, в ходе которой
выявляется усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми
знаниями, умениями, навыками. Выделяют следующие формы контроля:
комбинированный,
фронтальный,
взаимоконтроль, самоконтроль. Формы контроля реализуются в следующих
индивидуальный,
групповой,
методах: повседневное наблюдение, устные методы контроля (опрос беседа,
рассказ, чтение текста), письменный контроль (классная и домашняя работы,
сочинение, изложение, диктант, самостоятельная работа, лингвистический
анализ текста), тестирование, зачет, экзамен. Список использованных источников
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П.
Беспаленко − Москва: Педагогика, 1989. − 192 c.
2. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы: учебник для
студ. пед. вузов / О. Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф.Чертов − Москва :
Академия, 1999. − 400 с.
3. Есипова, Б. П. Основы дидактики / Б. П. Есипова. – Москва :
«Просвещение», 1994. – 45 с.
4. Пидкасистый П. И. Педагогика. / П.И. Пидкасистый. – Москва: Пед.
общество России, 1998. – 355 с.
Статья по русскому языку на тему "Понятие «формы контроля» в методической литературе"
Статья по русскому языку на тему "Понятие «формы контроля» в методической литературе"
Статья по русскому языку на тему "Понятие «формы контроля» в методической литературе"
Статья по русскому языку на тему "Понятие «формы контроля» в методической литературе"
Статья по русскому языку на тему "Понятие «формы контроля» в методической литературе"
Статья по русскому языку на тему "Понятие «формы контроля» в методической литературе"
Статья по русскому языку на тему "Понятие «формы контроля» в методической литературе"
Статья по русскому языку на тему "Понятие «формы контроля» в методической литературе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.