Статья по русскому языку "Развитие орфографической зоркости у младших школьников" 1-4 классы
Оценка 4.8

Статья по русскому языку "Развитие орфографической зоркости у младших школьников" 1-4 классы

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русский язык
1 кл—4 кл
06.10.2018
Статья по русскому языку "Развитие орфографической зоркости у младших школьников" 1-4 классы
Главной задачей в обучении русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Освоение орфографии предполагает грамотное письмо. Чтобы грамотно писать , учащиеся должны уметь находить орфограммы в разных частях слова. Великие языковеды предлагают различные этапы развития орфографической зоркости. Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процесс выполнения различных заданий: звуковой анализ слов, списывание, комментированное письмо, различные виды диктантов.
Развитие орфографической зоркости у младших школьников.docx
Развитие орфографической зоркости у младших школьников. Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является изучение родного  языка. В свою очередь, формирование орфографической грамотности − главнейшая задача  обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность является  одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения  мыслей и взаимопонимания в письменном общении. Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. Основной единицей орфографии  является орфограмма. Известно что, основанием проверки орфограмм служит умение  увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой.  Это умение замечать орфограммы мы и называем орфографической  зоркостью. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются  одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: ученик просто не видит орфограмм в  процессе письма.  Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости:     низкий уровень развития произвольности внимания; несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения  действовать по правилу);  низкий уровень объёма и распределения внимания;  низкий уровень развития кратковременной памяти. Ученые­психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как  он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова.  Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы  ликвидировать ошибку.  Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого.  Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам  себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.  Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только  при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на  уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает  графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже  автоматически.  Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет,  орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. По мнению М. С. Соловейчик, формирование орфографической зоркости младших  школьников проходит в 3 этапа. Первый этап ­  соотношение звучащих единиц речи и графических единиц письма, то есть  соотношение звуков и букв. Данное направление реализуется в процессе обучения грамоте,  когда дети выделяют из слова звук, артикулируют его, учатся произносить в различных  позициях. Особое внимание на этом этапе следует отвести работе с ударением. Второй этап ­  запоминание графического состава слова, его зрительного образа.  Запоминание — важнейший элемент усвоения орфографии — происходит также на основе  звуко­буквенного анализа. Этот этап работы формирует у учащихся представление о том,  что звуки в русском языке могут находиться в сильной и слабой позиции, учит различать,  какой звук находится в сильной позиции, а какой — в слабой. Третий  этап ­ обучение решению грамматико­орфографических задач. Этот этап  предполагает обучение выполнению младшими школьниками действий на основе  применения правил и способов проверки. Обоснованный выбор правильного написания есть решение грамматико­орфографической задачи. Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для  решения орфографической задачи:       увидеть орфограмму в слове; определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить  правило; определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить  алгоритм задачи; решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму; написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.  Виды работ, применяемых при формировании орфографической зоркости  Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения  разнообразных заданий, при чтении, при написании диктантов, при списывании (если оно осложнено соответствующими заданиями). Для успешного развития  орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.  Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что выполнение  упражнения – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для  точности речи. В то же время учитель должен помнить, что оценка не снижается,  если ребёнок после написания сочинения или изложения и диктанта сам нашёл свои  ошибки и исправил их, так как это говорит о сформированности у ученика умения  находить и исправлять допущенные ошибки.  1. Звуковой анализ слов  Прежде всего, необходимо научить слушать звуки, определять их количество в  слогах, а затем в словах.  Орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически  (позиционно) оценивать каждый звук слова: различать, какой звук в сильной  позиции, то есть однозначно указывает на букву, а какой в слабой позиции, а значит,  может быть обозначен разными буквами при том же звучании.  Начиная с 1­го класса, необходимо вести работу по обучению звуковому анализу  слов. Этой цели соответствуют следующие упражнения:          ­ занятия звуковым анализом (ежедневно), независимо от количества читающих  детей в классе; ­ наличие образца анализа звучащего слова (постоянно); ­ обучение интонационному выделению звуков слове: с­с­с­с­ыр, сы­ы­ы­ы­р, сыр­р­ р­р­р. ­ предъявление готовой модели для самоконтроля (на первом этапе); ­ приём трансформации (Если закрою первую букву, какое слово получится?) ­ подбор слов к звуковым моделям; ­ поиск звуковых моделей к словам; ­ звуковой анализ с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места»; ­ задания­ловушки (Сколько звуков в слове «два»? Какое слово длиннее: «час» или  «минута»? Мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие?) и др.  Очень важно проявлять терпение ­ при звуковом анализе ребёнка нельзя торопить  или делать работу за него; класс в это время может работать в паре со своими  моделями (кинестетически прочувствовать).  Также возможно применение дидактических игр и игровых приёмов: «Найди  одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди предметы с заданным  звуком», «Шифровальщики» с пропусками «опасных» мест сразу по слуху, «Зажги  маячок», «Полсловечка за вами» (бал…­кон, во…­рон), «Рассмотри рисунки и  найди одинаковый звук в словах», «Слоговой аукцион» (Ба…­ня, ­нан, ­ран),  «Перевертыши» (кот­ток, сорт­трос), «Исключение звука из слова» (роса­оса),  «Отгадайте слово по первым звукам в названиях картинок» (дом, арбуз, шар, астра ­ Даша) и т.п.   2. Списывание 1) Списывание с предварительной подготовкой  Списывание, проводимое по технологии, предложенной П.С. Жедек, сочетает два  традиционных вида упражнения: списывание и письмо по памяти. Систематическое  использование этого упражнения позволяет надеяться на успешное становление не только орфографической зоркости, но и орфографической памяти, а также на  формирование умения проверять написанное. Для результативности данного вида работы необходимо соблюдать следующие требования  к её организации: во­первых, она должна проводиться ежедневно , во­вторых, должен  жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определённую  смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение  алгоритма гарантирует успех. 2) Выборочное списывание Выборочное списывание является подготовительной работой к обучению  написанию  выборочным диктантам. При объяснении задания детям даётся установка: всё списывать не требуется, нужно списать только... предложения, выражающие основную мысль текста, или слова с определённой орфограммой, или необходимо распредели слова из текста по  группам, в зависимости от вида орфограмм и т.п. 3. Работа с готовым текстом Это полезный вид словарно­орфографической работы, формирующий орфографическую  зоркость, по­другому его ещё называют «поиск орфограмм в чистом тексте». Детям даётся текст, в котором нужно устно или при списывании выделить орфограммы и объяснить их.  При выделении орфограмм можно использовать приём «Секрет письма зеленой пастой», с  помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется орфограмма – начинает работать зелёная паста. Чем больше орфограмм изучается, тем  чаще зелёный свет «зажигается» в тетрадях учеников. 4. Комментированное письмо, или письмо с проговариванием Этот вид работы выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок,  приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке  навыков грамотного письма. Комментирование включает в себя объясняющее рассуждение  в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень  самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Ученик  должен, прежде всего, найти орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает  орфографическую зоркость учащихся. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – это предупреждение ошибок. И если  ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя исправят, не дадут  зафиксировать эту ошибку на письме. Кроме всего выше сказанного, комментированное письмо развивает мышление, память,  внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у  детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет  осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить  знания учеников и проверить их орфографические навыки. 5. Орфографическое чтение Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе  орфографического чтения. Если ежедневно на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, окружающего мира) отводить по 5­7 минут для орфографического чтения, это  принесёт хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики  слов, словосочетаний; в парах, по памятке, по упражнению и т.д.). 6. Диктант 1) Предупредительный диктант Это такой вид работы, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи  в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без  показа текста (слуховой). В классе со слабой подготовкой следует отдавать предпочтение  первому варианту. При проведении зрительного предупредительного диктанта  предложение или слова с орфограммами записываются на доске, затем разбираются, после  этого написанное на доске закрывается – и учащиеся под диктовку пишут слова или  предложение. Затем текст открывается, учащиеся сверяют его со своей записью и  исправляют допущенные ошибки. При слуховом предупредительном диктанте перед записью текста учащиеся устно  повторяют правила орфографии и пунктуации, на которые проводится диктант. Трудные  случаи написания из предстоящего диктанта разбираются вместе с учителем. Затем  следует запись под диктовку. Предупредительный диктант позволяет произвести двойную проверку. На обратной  стороне доски диктант вместе с классом пишут два ученика. После диктанта проверяем их  работу по очереди, потом учащиеся сверяют её со своей записью в тетрадях. Таким  образом, работа над каждой орфограммой проводится многократно.  2) Объяснительный диктант Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные  следят по своим тетрадям и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и развивает у них фонематический слух.  3) «Диктант с обоснованием» Учитель диктует слова, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.  Дети должны сначала записать проверочное слово и только потом то, что диктует учитель,  так как должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму,  обосновывать выбор её написания до записи слова. 4) Выборочный диктант Учитель диктует слова или предложения, а учащиеся записывают только те, из них,  которые соответствуют правилу, заданному перед диктантом. Выборочный диктант ценен  тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать насыщенный  изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию  написания слов. 5) Диктант с простукиванием Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с  орфограммой. Это постукивание заставляет учеников задумываться над написанием слова. 6) Самодиктант, или письмо по памяти Перед записью текст зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на  изучаемой орфограмме, ученики самостоятельно объясняют написание слов с заданной  орфограммой, по окончании подобной работы ученики «диктуют» себе текст, то есть  записывают его по памяти, а затем сверяют свою запись с образцом. От списывания с  предварительной подготовкой этот вид диктанта отличается отсутствием фронтальной  работы перед записью текста. 7) Взаимодиктант Этот вид диктанта может проводиться как после подготовки, описанной для самодиктанта, так и после домашней подготовки. В первом случае диктант проходит в парах с  взаимопроверкой при использовании образца (учебник, карточка и т.п.); во втором ­ один  из учащихся диктует классу подобранные им дома из книги для чтения или учебника слова, после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками, далее  работы сдаются на проверку учителю. 8) Диктант “Проверяю себя”» (письмо с «окошками») В конце 60­х годов в журнале «Русский язык в школе», адресованном учителям­ словесникам, появилась статья методистов А.И. Кобызева и Е.М. Заморзаевой «Диктант  “Проверяю себя”» как средство развития орфографической зоркости». По технологии  такого диктанта разрешалось пропускать те буквы, в написании которых ученик  сомневался. Потом учащиеся должны были задавать классу вопросы, ответы на которые  искали в коллективной беседе. После выяснения вопроса пропуски заполняли. Все перечисленные методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают у  учащихся орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Формирование орфографически и пунктуационно грамотного письма, пожалуй, одна из  наиболее трудных задач, решаемых в школе. Поэтому для наиболее эффективного обучения начинать работу над орфографической  грамотностью нужно с первых дней. Ещё в период обучения грамоте, когда мы говорим о  звуках, учим детей распознавать их, обозначать определённой буквой, появляются первые  орфограммы, а значит, и необходимость формировать орфографическую зоркость и  самоконтроль

Статья по русскому языку "Развитие орфографической зоркости у младших школьников" 1-4 классы

Статья по русскому языку "Развитие орфографической зоркости у младших школьников" 1-4 классы

Статья по русскому языку "Развитие орфографической зоркости у младших школьников" 1-4 классы

Статья по русскому языку "Развитие орфографической зоркости у младших школьников" 1-4 классы

Статья по русскому языку "Развитие орфографической зоркости у младших школьников" 1-4 классы

Статья по русскому языку "Развитие орфографической зоркости у младших школьников" 1-4 классы

Статья по русскому языку "Развитие орфографической зоркости у младших школьников" 1-4 классы

Статья по русскому языку "Развитие орфографической зоркости у младших школьников" 1-4 классы

Статья по русскому языку "Развитие орфографической зоркости у младших школьников" 1-4 классы

Статья по русскому языку "Развитие орфографической зоркости у младших школьников" 1-4 классы

Статья по русскому языку "Развитие орфографической зоркости у младших школьников" 1-4 классы

Статья по русскому языку "Развитие орфографической зоркости у младших школьников" 1-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2018