"Формирование УУД на уроках в начальной школе"
Оценка 4.8

"Формирование УУД на уроках в начальной школе"

Оценка 4.8
Лекции
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
24.12.2018
"Формирование УУД  на уроках в начальной школе"
В данной статье представлены цель и задачи школьной программы по развитию универсальных учебных действий в начальной школе. Описаны целостные ориентиры УУД. Раскрыты все четыре блока УУД , которые можно использовать в работе, их подгруппы. Представлены некоторые типовые задания для использования УУД на уроках в начальной школе, с вопросами и конкретными заданиями.
на сайт-Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.docx
Из опыта работы "Формирование УУД  на уроках в начальной школе" Автор: Алферьева Светлана Владимировна,  учитель начальных классов  МАОУ «СОШ №34 с углубленным  изучением  обществознания и экономики»  города Великого Новгорода 1 город Великий Новгород, 2018 год Многие  учёные, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в  обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать,  слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чём заключается роль современной начальной школы?  Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя ­ вот та задача, в решении которой школе сегодня  замены нет.  Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков  от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели,  проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря –  формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем»  образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным, благодаря формированию  системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС НШ). В нашей школе разработана  "Основная образовательная программа начального общего  образования". В разделе "Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий"  указана конкретная ее цель: формировать универсальные учебные действия как систему действий учащегося, обеспечивающих культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Задачи программы: установить ценностные ориентиры начального образования; определить  состав и характеристику универсальных учебных действий; выявить в содержании предметных  линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном  процессе и жизненно важных ситуациях.  Ценностные ориентиры данной программы начального общего образования включают в себя:   формирование основ гражданской идентичности личности;   восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий;   формирование психологических условий для сотрудничества на основе уважения к окружающим,  готовность к сотрудничеству;   развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов  нравственности и гуманизма;   развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;   развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её  самоактуализации. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на  всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1)  личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно­смысловую ориентацию  обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание  моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и  межличностных отношениях.  Применительно к учебной деятельности следует выделить: • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её  мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего  она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня  учение? — и уметь на него отвечать;  • нравственно­этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из  социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.   Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей  учебной деятельности.  2 • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено  учащимися, и того, что ещё неизвестно;  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного  результата; составление плана и последовательности действий;  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны х  характеристик;  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью  обнаружения отклонений и отличий от эталона;  • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае  расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим  обучающимся, учителем, товарищами;  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,  осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации  мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.  Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные  действия, а также постановку и решение проблемы.  Общеучебные универсальные действия:  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием  общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;  • структурирование знаний;  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение  необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и  второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,  публицистического и официально­делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств  массовой информации;  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при  решении проблем творческого и поискового характера.  действий составляют знаково ­_символические действия:  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно­графическая или знаково­символическая);  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.  Особую группу общеучебных универсальных  Логические универсальные действия:  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением  недостающих компонентов;  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  • подведение под понятие, выведение следствий;  • установление причинно­следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;  • доказательство;  • выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы:  • формулирование проблемы;  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и  учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в  диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  Коммуникативные действия:  • планирование учебного сотрудничества с учителем и свестниками – определение цели, функций  участников, способов взаимодействия;  3 • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных  способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с  грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.  Таким образом, универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в  которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с  другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Содержание и способы  общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и  деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к  себе. Например, урок литературного чтения. Читая произведение, ученик находится не только перед  текстом, следя глазами за строчками, но и внутри него, углубляясь во внутренний мир героев и  одновременно в самого себя, выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми  чувствами. Каждый ребенок чувствует читаемое по­своему. Ученики учатся разбираться в поведении и  поступках людей, в мотивах этих поступков, чувствовать красоту добра, осуждать зло. Для того, чтобы  им было легче разобраться в своих впечатлениях и чувствах, рекомендуем использовать на уроках  следующие виды заданий, формирующие личностные УУД: – Расскажи, что ты чувствуешь? (умение сопереживать героям произведений) – Для чего писатель рассказал эту историю? В чем мудрость (мораль) произведения? (умение понимать  контекстную речь) – Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя на месте …? (умение осуществлять личностную рефлексию). – Если бы я был... (погружение во внутренний мир персонажа) В процессе формирования УУД ученик получает возможность удовлетворить присущую ему  любознательность, самостоятельно найти ответ на множество интересующих вопросов, почувствовать  себя исследователем.  Обучающиеся рассуждают, строят предположения, сами ставят перед собой  задачи, ищут пути их решения, оценивают себя и других.  На формирование регулятивных УУД: – Что тебе надо было сделать? Что удалось, а что не получилось? Оцени свою работу (формирование  способности к самооценке, умение оценивать работу с помощью различных знаковых символов) – С чего все начиналось? Как, по­твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся?»  (проективное мышление по структурированию событий) – Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или  рассказ?» «Что мы будем делать сегодня на уроке? (умение прогнозировать); – Читай внимательно. Найди, исправь ошибки и прочитай правильно. Какие ошибки при чтении допустил  одноклассник? (формирование способностик контролю, самоконтролюи коррекции) Обучающиеся учатся высказывать и оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать и  оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. При этом взрослый – не «учитель –  наставник», а равноправный партнёр, что позволяет ученику проявлять самостоятельность, собственную  исследовательскую активность. Я как учитель объясняю, показываю, подвожу к проблеме, сознательно  ошибаюсь, советуюсь. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые ученики «раскрываются»,  становятся более раскрепощенными, открытыми.  На уроках царит атмосфера сотрудничества и дружелюбия. В этом помогают задания,  направленные на формирование коммуникативных УУД: – устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному (умение строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами); – пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий), чтение наизусть, словесное иллюстрирование  (формирование навыка монологического высказывания); – беседы, обсуждение творческих работ, защита творческих проектов (умение выражать и отстаивать  свою точку зрения); – викторины, интеллектуальные командные игры, творческие конкурсы, работа в группах, чтение по  ролям (умение владеть диалогической речью, идти на компромисс, выслушивать и уважать точку зрения  других) и т.д. Каждый урок должен быть интересным, логичным, деятельностным. Ведь ученика необходимо  «зарядить» познавательным интересом, дать особый стимул к чтению.                 4 Приведу примеры некоторых заданий для развития УУД. Для развития       регулятивных УУД     на уроке «Математики»: ­ «Преднамеренные ошибки». Например, выпиши примеры или уравнения, в которых допущены ошибки.  Реши их правильно. ­ «Сравнение». Например, рассмотри рисунок, сравни: чего больше или меньше, или предметов равное  количество. ­ «Решение текстовых задач». ­ «Проблемные ситуации» и т. д.  образцу и т.д.  Всегда на уроках использую ­ взаимопроверка, самопроверка по  Например, для развития       познавательных       УУД на уроках возможно применение таких видов  заданий как: ­ «Найди отличия». ­ «На что похоже?». ­ «Поиск лишнего». ­ «Упорядочивание предметов». ­ «Логические цепочки». ­ а также составление схем­опор; работа с разного вида таблицами; работа со словарями. Для развития       УУД применяю проектно­исследовательскую деятельность, т.к.  она имеет большое значение в развитии коммуникативных компетенций младших школьников. Одним из  видов групповой работы учащихся на уроках является создание творческих проектов.     коммуникативных   Ведь недаром,  пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать  – и я пойму».Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на  этом и основано формирование универсальных учебных действий в современной школе. Список литературы и интернет­ресурсов: 1. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего   образования: утвержден   приказом   Минобрнауки   России   от   17.12.2010   №   1897   (начало)   //Официальные документы в образовании. – 2011. – № 8. – C. 9­35. 2. Воробьёва Т.А. Формируем универсальные учебные действия. 2014 3. Дергунова   Т.А.   Формирование   коммуникативных   универсальных   учебных   действий   младших школьников // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы 4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. Студенческий   научный   форум. http://www.rae.ru/forum2011/137/1070 5. Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. ­ [Электронный   ресурс]   Неткасова.   И.А. /       5

"Формирование УУД на уроках в начальной школе"

"Формирование УУД  на уроках в начальной школе"

"Формирование УУД на уроках в начальной школе"

"Формирование УУД  на уроках в начальной школе"

"Формирование УУД на уроках в начальной школе"

"Формирование УУД  на уроках в начальной школе"

"Формирование УУД на уроках в начальной школе"

"Формирование УУД  на уроках в начальной школе"

"Формирование УУД на уроках в начальной школе"

"Формирование УУД  на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2018