Статья по теме: "Методы и формы работы с талантливыми и одарёнными детьми на уроках английского языка"
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
английский язык
5 кл—9 кл
02.06.2017
Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение этой потребности может быть достигнуто путем создания целостной системы работы с талантливыми учащимися.
Существуют разные стратегии обучения одарённых детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются разные программы и на основании данных программ планируются уроки.Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение этой потребности может быть достигнуто путем создания целостной системы работы с талантливыми учащимися.
Существуют разные стратегии обучения одарённых детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются разные программы и на основании данных программ планируются уроки.
статья.docx
Зеленова А.Ю.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВЫМИ И
ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной
сферах обострили потребность общества в одаренных, творческих людях,
способных отвечать на вызовы нового времени. Удовлетворение этой
потребности может быть достигнуто путем создания целостной системы работы
с талантливыми учащимися.
Существуют разные стратегии обучения одарённых детей, которые могут
быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются разные программы
и на основании данных программ планируются уроки.
Одарённый ребенок — это ребёнок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень,
качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда
результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и
социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических
механизмов саморазвития личности.
Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не
получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников,
подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.
Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть
названа теория известного американского специалиста в области изучения
одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это
сложный итог наложения друг на друга 3х факторов:
способности выше средних,
креативность,
включенность в задачу.
Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности.
Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им
учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от
трудности предмета
так
называемая академическая одарённость. У детей с этим видом одарённости
школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А
впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в
1
собственных интересов.
Это
и работе. Принято считать, что какихто особенных высот такие дети обычно не
достигают.
Других школьников отличает особая интеллектуальная одарённость: умение
мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы,
прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят
от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться
неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и "так себе" по
другому.
Особый вид одарённости творческая одарённость. Имеются в виду не
только способности к изобразительной, музыкальной или литературной
деятельности. Творческая одаренность это, прежде всего, нестандартное
восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.
Семь принципов сопровождения одарённых детей
Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов
выявления и сопровождения одарённых детей.
Первый принцип
Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен
быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники
информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей.
Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и
технологий:
различные варианты метода наблюдения за детьми;
специальные психодиагностические тренинги;
проведение пробных уроков по специальным программам, включение
детей в специальные игровые и предметноориентированные занятия;
организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад,
научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов,
фестивалей и т. п.;
экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями,
воспитателями;
экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей
профессионалами;
проведение психодиагностического исследования с использованием
различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа
конкретного случая одаренности.
2 Комплексный подход к выявлению детской одарённости тоже не гарантирует
полной безошибочности.
Оценивание ребенка как одарённого не должно являться самоцелью, а
служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения.
Выявление одарённых детей необходимо связывать исключительно с задачами
их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и
педагогической поддержки.
Второй принцип
Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на
несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях:
жизненных и учебных.
Третий принцип
Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в
максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение
ребенка в специально организованные предметноигровые занятия, вовлечение
его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).
Четвертый принцип
Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно
организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для
данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или
неполноценности и т.д.
Пятый принцип
Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей
квалификации в соответствующей предметной области деятельности
(математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о
возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке
продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его
переоценивать и тем более полностью на него полагаться.
Шестой принцип
Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению
к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его
ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной
образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной
траектории обучения).
Седьмой принцип
3 Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики,
имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации,
такие как:
анализ продуктов деятельности;
наблюдение;
беседа;
экспертные оценки;
естественный эксперимент.
Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические
методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой
квалификации и специального обучения.
Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных
детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют две
крайние точки зрения:
1. "Все дети являются одарёнными".
2. "Одарённые дети встречаются крайне редко".
Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим
образом:
Потенциальная одарённость присуща многим детям, т.к. каждый ребенок
талантлив посвоему.
Актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей; это
дети, которые талантливы особо.
На основании определения «талантливые и одарённые учащиеся» можно
выделить следующие стратегии работы:
ускоренное обучение
Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не
утихающих споров, как среди ученыхпсихологов, так и среди педагогов и
родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его
эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на
ускорение — односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта,
так как не учитываются их потребность в общении со сверстниками,
эмоциональное развитие. Ускорение связано, в первую очередь, с изменением
скорости обучения, а не содержания, того, чему учат.
обогащение обучения
Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей
появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали
4 практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием
ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение, без
установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать
эмоционально в среде сверстников,
одновременно развивая свои
интеллектуальные способности на соответствующем уровне.
Такое
представление об обогащении сохраняется у большинства современных
специалистов.
На данный момент существуют определенные стратегии обучения, которые
могут быть воплощены в различные формы. Из них следует выделить
следующие: ускорение обучения, в большей степени направленное на изменение
скорости процесса, нежели на состав знаний, которые в итоге получает ребенок.
Предполагается, что такой метод подходит для детей с одаренностью к
иностранным языкам и математике.
Выделяют следующие приёмы работы с одарёнными и талантливыми
обучающимися:
«Прыжок» через класс
Применение этой технологии направлено на то, чтобы ученик, наиболее
восприимчив к обучению, оказался в группе более интеллектуальных детей,
которые послужат дополнительным стимулом к обучению.
Профильные классы
Техника направлена на изучение определенного предмета по более сложной
программе. Подходит ученикам с выраженной предрасположенностью к одному
из предметов.
Обогащение обучения
Технологии обучения одаренных детей на основе обогащения подразумевают
ускорение продвижения к познавательным уровням в области наиболее
подходящей для ребенка. Речь идет о специальных интегрированных курсах,
благодаря которым ученик не будет продвигаться быстрее, однако будет
получать больше материала к традиционным знаниям.
Решение задач
В данном случае предполагается общий подход к развитию умений
рассуждения.
В процессе данной техники ребенку необходимо:
5 выявить существующую проблему;
тщательное ее проанализировать;
найти возможные варианты решения;
оценить плюсы и минусы каждого из вариантов;
обобщить найденное;
выбрать единственноверный вариант.
Список использованной литературы:
1. http://pedsovet.su/publ/123104468
6
Статья по теме: "Методы и формы работы с талантливыми и одарёнными детьми на уроках английского языка"
Статья по теме: "Методы и формы работы с талантливыми и одарёнными детьми на уроках английского языка"
Статья по теме: "Методы и формы работы с талантливыми и одарёнными детьми на уроках английского языка"
Статья по теме: "Методы и формы работы с талантливыми и одарёнными детьми на уроках английского языка"
Статья по теме: "Методы и формы работы с талантливыми и одарёнными детьми на уроках английского языка"
Статья по теме: "Методы и формы работы с талантливыми и одарёнными детьми на уроках английского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.