Статья по теме: «Педагогические условия формирования словесно-логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития»
Оценка 4.9

Статья по теме: «Педагогические условия формирования словесно-логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития»

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
дефектология
Взрослым
12.02.2018
Статья по теме: «Педагогические условия формирования словесно-логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития»
Статья по теме: «Педагогические условия формирования словесно-логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития» На сегодняшний день вопрос развития словесно логического мышления достаточно актуален. Всё больше родителей младших школьников обращаются к психологу с вопросом проблемы успеваемости ребенка в школе. По мнению Л.С. Цветковой (Цветкова Л.С.,1995), в слове совершается мыслительная деятельность человека, причем мысль не только лишь внешне опосредуется знаками (словами), но также и во внутреннем плане опосредуется значениями. Словесно логическое мышление - это вид мышления, который осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Можно выделить следующие операции мышления: обобщение, аналогии, классификация, общая осведомленность и способность к абстрагированию. Общая осведомленность говорит об уровне запаса имеющихся знаний, представлений о различных предметах и явлениях. Классификация характеризует умение распределять предметы, по каким-либо признакам. Словесно-логическое мышление - наивысший уровень мыслительного процесса. Словесно-логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, синтеза, сравнения, классификации. Отставание в развитии мышления является одним из признаков, отличающих детей с задержкой психического развития (ЗПР) от нормально развивающихся сверстников. Словесно - логическое мышление как наиболее сложный вид мыслительной деятельности, начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте и получает свое развитие в младшем школьном возрасте и как процесс опосредованного познания, является доминирующей психической функцией. Характеризуя особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР, следует отметить значительные отличия внутри данной категории детей. На основе этиопатогенетического подхода К.С. Лебединская выделяет четыре типа ЗПР. - ЗПР конституционального характера (гармонический психофизический инфантилизм) возникает в результате наследственной передачи инфантилизма от родителей. У детей наблюдается в сочетании незрелость психики и физическое недоразвитие. Структура интеллекта изначально не нарушена. - ЗПР соматогенного происхождения. Данную группу детей характеризует соматическая слабость, снижение работоспособности, расстройства внимания и памяти на фоне часто переносимых различных заболеваний (инфекционных, хронических и т д.). - ЗПР психогенного происхождения возникает в результате длительно действующих психотравмирующих воздействий в неблагоприятных условиях воспитания (асоциально-попустительские семьи, авторитарно-конфликтные, явления гиперопеки или гипоопеки и т п.). Для определения уровня развития словесно-логического мышления младших школьников можно использовать методику Э.Ф. Замбацявичене [1, с. 62]. Методика состоит из нескольких субтестов. Первый субтест направлен на выявление уровня осведомленности. В нём представлены задания в виде незаконченных предложений. Второй субтест направлен на определение сформированности классификации, способности к абстрагированию. Третий субтест определяет уровень развития логической операции – аналогии. Для того чтобы правильно выполнить задания, ребенок должен уметь устанавливать логические связи между предметами. Последний субтест направлен на выявление уровня сформированности обобщающих понятий. Таким образом, словесно-логическое мышление, посредством которого человек, опираясь на язык, может пересечь границы непосредственного чувственного восприятия окружающего, отражать сложные взаимосвязи, сформировывать понятия, решать сложные аналитические задачи, является основным средством познавательной деятельности. Данный вид мышления осуществляется при помощи логических операций с понятиями и реализуется при решении многих задач, связанных с языком. Словесно-логическое мышление представляет наивысший уровень мыслительного процесса. Актуальность проблемы определяет выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия формирования словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития». Изучив литературу, мы выяснили, что в онтогенезе выделяют три этапа развития мышления у детей: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания настоящего мира, в котором в разных критериях может преобладать то одна, то другая форма мышления, и, в связи с этим, познавательный процесс, в общем, приобретает специфичный характер. Словесно-логическое мышление наиболее сложный вид мыслительной деятельности, элементы которого формируются к старшему дошкольному возрасту и получают свое дальнейшее развитие в младшем школьном возрасте.
новая статья.docx
Н.В. Москалева Студентка 5 курса  факультета  педагогики и психологии СГПИ филиал ПГНИУ г. Соликамск [email protected] «Педагогические условия формирования словесно­логического Статья по теме: мышления у младших школьников с задержкой психического развития»          На сегодняшний день вопрос развития словесно логического мышления достаточно     актуален.     Всё     больше     родителей     младших     школьников обращаются   к   психологу   с   вопросом   проблемы   успеваемости   ребенка   в школе.   По   мнению   Л.С.   Цветковой   (Цветкова   Л.С.,1995),   в   слове совершается мыслительная деятельность человека,   причем мысль не только лишь   внешне   опосредуется   знаками   (словами),   но   также   и   во   внутреннем плане опосредуется значениями. Словесно   логическое   мышление   ­   это   вид   мышления,   который осуществляется   при   помощи   логических   операций   с   понятиями.   Можно выделить   следующие   операции   мышления:   аналогии,   обобщение, классификация, общая осведомленность  и  способность  к  абстрагированию. Общая   осведомленность   говорит   об   уровне   запаса   имеющихся   знаний, представлений     о     различных     предметах     и   явлениях.   Классификация характеризует умение распределять предметы, по каким­либо признакам. Словесно­логическое мышление ­ наивысший уровень мыслительного процесса. Словесно­логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности   к   выполнению   основных   логических   операций:   обобщения, анализа, синтеза, сравнения, классификации. Отставание в развитии мышления является одним  из признаков,  отличающих детей с задержкой психического развития (ЗПР) от нормально  развивающихся сверстников. Словесно   ­   логическое   мышление   как   наиболее   сложный   вид мыслительной деятельности, начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте   и   получает   свое   развитие   в   младшем   школьном   возрасте   и  как процесс   опосредованного   познания,   является     доминирующей   психической функцией. Характеризуя   особенности   мыслительной   деятельности   детей   с   ЗПР, следует отметить значительные отличия внутри данной категории детей.  На основе этиопатогенетического подхода  К.С. Лебединская выделяет четыре типа ЗПР.                     ­  ЗПР   конституционального   характера  (гармонический психофизический   инфантилизм)   возникает   в   результате   наследственной передачи   инфантилизма   от   родителей.   У   детей   наблюдается   в   сочетании незрелость   психики   и   физическое   недоразвитие.   Структура   интеллекта изначально не нарушена.                    ­   ЗПР   соматогенного происхождения.   Данную группу детей   снижение   работоспособности, характеризует   соматическая   слабость, расстройства   внимания   и   памяти   на   фоне     часто   переносимых   различных заболеваний (инфекционных, хронических и т д.).             ­ ЗПР психогенного происхождения возникает в результате длительно действующих психотравмирующих воздействий в неблагоприятных условиях воспитания   (асоциально­попустительские   семьи,   авторитарно­конфликтные, явления гиперопеки или гипоопеки и т п.). Для определения уровня развития словесно­логического мышления  младших школьников можно использовать методику Э.Ф. Замбацявичене [1, с. 62].  Методика  состоит  из  нескольких   субтестов.  Первый  субтест   направлен  на выявление   уровня   осведомленности.   В   нём   представлены   задания   в   виде незаконченных   предложений.   Второй   субтест   направлен   на   определение сформированности     классификации,     способности     к     абстрагированию. Третий     субтест     определяет     уровень   развития   логической   операции   – аналогии. Для того чтобы правильно  выполнить  задания,  ребенок  должен уметь     устанавливать     логические     связи     между   предметами.   Последний субтест   направлен   на   выявление   уровня   сформированности   обобщающих понятий.  Таким образом, словесно­логическое мышление, посредством которого человек,   опираясь   на   язык,   может   пересечь   границы   непосредственного чувственного   восприятия   окружающего,   отражать   сложные   взаимосвязи,  сформировывать  понятия, решать сложные аналитические задачи, является основным   средством   познавательной   деятельности.   Данный   вид   мышления осуществляется при помощи  логических операций с понятиями и реализуется при   решении   многих   задач,   связанных   с   языком.   Словесно­логическое мышление представляет наивысший уровень мыслительного процесса. Актуальность проблемы определяет выбор темы нашего исследования: «Педагогические   условия   формирования   словесно­логического   мышления младших школьников с задержкой психического развития». Изучив литературу, мы выяснили, что в онтогенезе выделяют три этапа развития   мышления   у   детей:   наглядно­действенное,   наглядно­образное   и словесно­логическое. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания настоящего мира, в котором в разных критериях может преобладать то   одна,   то   другая   форма   мышления,   и,   в   связи   с   этим,   познавательный процесс, в общем, приобретает специфичный характер. Словесно­логическое мышление   наиболее   сложный   вид   мыслительной   деятельности,   элементы которого формируются к старшему дошкольному возрасту и получают свое дальнейшее развитие в младшем школьном возрасте. Список литературы 1. Афанасьева, С.М. Развитие логического мышления у детей  Образовательные проекты «Совёнок».  ­  2013. – № 7. – С. 2 – 5. 2. Голишникова, Е.И. Педагогические условия формирования обобщенных  компонентов логического мышления младших школьников с задержкой  психического развития ­ Диссертация на соискание ученой степени  кандидата психологических наук. ­ Москва, 2014 3. Овчинников, Н.Ф. Новый взгляд на мышление. [Текст] ­ Ростов­на­Дону.  ­ РостИздат. ­ 2008. 4. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.  заведений / [Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.]; под ред. В.И.  Лубовского. ­ 4­е изд., непр. ­ М.: Издательский центр «Академия»,  2007. ­ 464 с. 5. Трофимова, Н.М., Дуванова, С.П., Трофимова, Н.Б., Пушкина, Т.Ф.   Основы специальной педагогики и психологии. ­ СПб.: Питер, 2005. ­  304с.: ил. ­ (Серия «Учебное пособие»).

Статья по теме: «Педагогические условия формирования словесно-логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития»

Статья по теме: «Педагогические условия формирования словесно-логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития»

Статья по теме: «Педагогические условия формирования словесно-логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития»

Статья по теме: «Педагогические условия формирования словесно-логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития»

Статья по теме: «Педагогические условия формирования словесно-логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития»

Статья по теме: «Педагогические условия формирования словесно-логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития»

Статья по теме: «Педагогические условия формирования словесно-логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития»

Статья по теме: «Педагогические условия формирования словесно-логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2018