Современные вызовы и перспективы развития коррекционного образования
Оценка 4.9

Современные вызовы и перспективы развития коррекционного образования

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
дефектология +1
Взрослым
31.01.2018
Современные вызовы и перспективы развития коррекционного образования
В статье обозначены ключевые вызовы современности: рост сложности новых задач; движение общества к разнообразию. Для решения проблем коррекционного образования необходимы новые программы личностной и профессиональной социализации педагогов. В статье затронуты современные проблемы и задачи развития коррекционного образования. Обсуждаются возможные пути достижения этих задач, преимущества и риски, связанные с ними.
Шикина И.Э. Современные вызовы и перспективы развития коррекционного образования.docx
Современные вызовы и перспективы развития коррекционного образования Муниципальное  бюджетное учреждение «Центр психолого­педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района г. Челябинска» (МБУ «ЦППМСП Калининского района г. Челябинска») Шикина И.Э.                                                            Россия АННОТАЦИЯ: В статье обозначены ключевые вызовы современности: рост сложности новых задач; движение   общества   к   разнообразию.   Для   решения   проблем   коррекционного образования   необходимы   новые   программы   личностной   и   профессиональной социализации   педагогов.    В   статье   затронуты   современные   проблемы   и   задачи развития коррекционного образования. Обсуждаются возможные пути достижения этих задач, преимущества и риски, связанные с ними.   Россия принадлежала и принадлежит к тем странам, которые не только формируют свою собственную культуру, но и оказывают влияние на всю мировою цивилизацию. И в рамках нового общественного вызова эта задача является приоритетной для образования. Современное российское образование ругает даже самый ленивый. Все говорят, что оно год от года становится все хуже, но каждый ставит ему свой диагноз. Одни убеждены, что главная беда в том, что мы потеряли «лучшее в мире образование», другие утверждают, что проблемы в образовании связаны с тем, что его реформа не доведена до конца.  У нас была одна из лучших в мире систем образования, в том числе школьного. Но в основном   российское   образование   нуждается   не   в   радикальной   реформе,   а   в   быстрой модернизации,   когда   извне   поступают   в   основном   ресурсы   и   «социальные   сигналы»,   а система развивается в значительной мере на основе своих внутренних сил.  Отличие модернизации от реформы ­ опора на сохранившиеся, «живые» элементы системы.  Извечные   цели   образования   ­   дать   ребенку   знания   о   мире,   развить   его   как многогранную личность, ответственную за себя и общество ­ практически отвергнуты. За   последние   двадцать   лет   в   жизни   нашей   страны   произошли   такие   глубокие изменения, которых, не было в ее истории никогда ранее. Практически в одно и то же время   случились   три   революции   мирового   масштаба:   распад   страны   и   крушение   ее плановой системы хозяйствования, переход цивилизации в информационное общество, в котором   Россия   активно   участвует,   и   глобализация,   в   которую   страна   неуклонно втягивается. Эти процессы радикально меняют все наше общество и всесторонне влияют на систему образования.  Сегодня   педагог   имеет   дело   с   детьми,   которые   очень   отличаются   от   детей, учившихся  десять ­ двадцать лет тому назад.  Прежде   всего,   следует   отметить   изменение   у   детей   ментальности,   ценностных ориентаций,   сопровождающихся   принятием   чуждых   российской   культуре   образцов поведения. В отличие от детей 80­х и даже 90­х годов, которые развивались в основном в условиях   семьи,   класса,   кружков   по   интересам,   дворовых   компаниях,   пионерской   и комсомольской   организаций,   под   непременным   присмотром   взрослых,   дети   растут   в условиях разорванных связей. Даже на детей дошкольного и младшего школьного возраста обрушивается   шквал   хаотической   информации,   которая   многократно   превалирует   над систематизированными знаниями, получаемыми от родителей, воспитателей и учителей.  Эта, казалось бы, бессистемная информация, идущая из Интернета и телевидения, формирует у ребенка многовекторные формы связей, отношений и действий, порождает клиповое   сознание   маленького   человека.   Такой   поток   информации   способствует 1 формированию у ребенка контрпродуктивных взглядов на мир и самого себя, выражается в эпатажном,   вызывающем   поведении,   а   также   ведет   к   формированию   антисоциальных сообществ.  «Экранным» детям не интересно общаться друг с другом. Они не умеют это делать, предпочитают получать готовые развлечения, нажимая кнопки. В результате,  проявляется неразвитость   тонкой   моторики   руки   старших   дошкольников,   отсутствие   графических навыков, что свидетельствует не только о дефиците графических двигательных умений, но и о недостаточной сформированности определенных мозговых структур ребенка. Некоторым   парадоксом   является   то,   что   одновременно   с   этим   проявляется   все возрастающая   численно   категория   особо   одаренных   детей,   которых   в  последнее   время стали   называть   «дети­индиго».   Как   правило,   их   талант   ярко   проявляется   в   некоторых узких областях деятельности (музыка, языки, спорт, управленческое лидерство). При этом они плохо поддаются традиционным методам и приемам воспитания. Жизненный   опыт   показывает,   что   конкретные   знания,   полученные   в   школе (например,   доказательство   десятков   теорем,   огромное   число   химических   формул, исторических дат и т. д.), в девяти из десяти случаев не востребованы в повседневной деятельности. Для успешности нужно иметь смекалку, уметь выстраивать компромиссы, публично выступать, разбираться в людях, проявлять лидерство, владеть скорочтением и т. д.  (это  помимо   конкретных   программных  знаний).  Однако  этому  на  школьных  уроках, точнее школьные предметы, не учат.  Возникает вопрос, так ли уж эффективна классно­урочная система, доминирующая в образовании? Для каких жизненных реалий нужно сегодня учить школьников? Какие знания будут для них ключевыми в самостоятельной жизни?  Демографы и социологи отмечают, что в условиях современной жизни российского общества   более   всего   страдает   семья.   Ослабляются   сложившиеся   нравственные   и этические   нормы,   традиции   семьи.   Возрастает   напряженность   отношений   в   семье вследствие   недостаточной   ее   экономической   защищенности.   Все   это   снижает воспитательный потенциал семьи, а в случае рождения проблемного ребенка ее роль в реабилитации   и   социализации   становится   незначительной.   Семейное   неблагополучие становится   важнейшей   причиной   возросшего   количества   детских   и   подростковых эмоциональных отклонений и нарушений. Это создает значительные проблемы в развитии ребенка и затрудняет процесс специальной коррекционно­педагогической помощи. Десятилетиями   во   всех   слоях   общества,   причастных   к   системе   коррекционного образования ­ во власти, у педагогов, у родителей  вообще и родителей, дети  которых имели   проблемы   в   развитии,   в   самом   детском   сообществе,   воспитывалось   негативное отношение   к   образовательным   учреждениям,   имевшим   определение   «вспомогательная», «специальная»,   «коррекционная»   и   т.д.   (теперь,   какого   либо   вида).   Это   отношение сформировало   некую   устойчивую   ситуацию,   когда   такого   рода   образовательные учреждения рассматриваются как учреждения второго или третьего сорта. Родители часто отказываются   от   прохождения   обследования   специалистами   психолого­медико­ педагогической   комиссии   (ПМПК),   боясь,   что   появится   нежелательный   диагноз.   Хотя специалисты ПМПК устанавливают (рекомендуют) программу обучения для конкретного ребенка с учётом его состояния и развития. А выбор остается за родителями. Необходимо добиваться   реабилитации   этой   части   образовательной   системы   и   в   сознании педагогических  работников, и в сознании  родителей, а также, в сознании всего общества. К   концептуальным   вопросам   развития   коррекционного   образования   в   первую очередь относится дальнейшее системное развитие структур, занимающихся проблемами диагностики в направлениях: ­ повышение профессионализма и компетентности должностных лиц; ­ отказ от постановки диагнозов, имеющих характер пожизненных приговоров; 2 ­организация непрерывного контроля со стороны психолого­медико­педагогических комиссий за организацией и содержанием деятельности образовательных учреждений всех видов  по  реализации  ими  рекомендаций   комиссии,  за  осуществлением  индивидуальной работы по коррекции, за наличием результатов. Во­первых, коррекция является категорией всей системы образования, реализуемой не только  в особых случаях,  а в  повседневной педагогической работе, независимо от типа и вида образовательного учреждения. Результаты   отечественных   и   зарубежных   научных   исследований   убедительно доказывают, что раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с   первых   лет   или   даже   месяцев   жизни   ребенка   позволяют   предупредить   появление дальнейших   отклонений   в   его   развитии,   скорригировать   уже   имеющиеся,   значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого уровня их общего развития, а впоследствии и образования, а также более успешной интеграции в общество. Одним   из   направлений   развития   современной   системы   помощи   детям   с ограниченными   возможностями   здоровья   является   создание   условий   для   стабильного функционирования   ныне   действующих   видов   специальных   (коррекционных) образовательных   учреждений   для   всех   категорий   детей   с   проблемами   в   развитии.   Это предусматривает,   прежде   всего,   поддержку   и   совершенствование   функционирующей государственной системы специального образования за счёт введения инноваций на уровне вариативности   форм   организации,   методов   и   средств   обучения   в   коррекционном учреждении. Инновации, инклюзия, интеграция, образовательные технологии, новые стандарты – эти   слова   стали   привычными   в   нашей   жизни.   Да   и   как   по­другому.   Меняется   время, меняются   социальные   запросы,   ориентиры,   ценности.   Все   эти   процессы,   безусловно, требуют от школы,  в том числе и коррекционной, переход на качественно новую систему образования. Какие   бы   реформы   в   образовании   не   проводились,   о   каких   бы   инновациях   ни говорили,   какие   бы   громкие   лозунги   ни   провозглашали,   главными   ориентирами, ценностями остаются слова: личность ученика, роль учителя, семьи, знание, опыт. Роль учителя:    обеспечение поисковой и познавательной деятельности учащихся; передача способов работы; создание вокруг ученика учебной ситуации, при которой он вынужден искать способы решения, в том числе научить его работать с информацией, в интернете. На   сегодняшний   день   приоритетными   направлениями   в   специальной   педагогике являются: создание   научных   основ   системы   раннего   (с   первых   месяцев   жизни   ребенка) выявления нарушений в развитии детей и гибкой системы ранней комплексной (медико­ психолого­педагогической) помощи; разработка   научных   основ   интегрированного   обучения   и   новых   форм взаимодействия массового и специального образования; переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе   специального   школьного   образования,   определяющее   новое   содержание специального обучения, разработка   методов   и   технологий   качественной   индивидуализации   специального образования, разработка концепции, определяющей роль и функции компьютерных технологий в решении центральных проблем коррекционного обучения, 3 разработка   содержания   и   методов   психологического   сопровождения   детей   с различными нарушениями в развитии в процессе образования, разработка   технологий   взаимодействия   специалистов   разного   профиля, участвующих в процессе образования; разработка   содержания   и   методов   взаимодействия   специалистов   с   семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. Таким образом, основная задача специальной педагогики – это целостный системный опыт,   накопленный   в   результате   многовекового   исторического   развития,   реализующего систему дифференцированного обучения и воспитания лиц с отклонениями в развитии.  Одним из ключевых понятий специальной педагогики является понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями».  Переосмысление этого понятия  дает возможность опережающего проектирования общей   модели   системы   специального   образования   нового   типа,   на   платформе   которой можно   моделировать   пути   ее   реализации   применительно   к   обучению   разных,   ранее   не охваченных   системой   специального   образования   категорий   детей,   а   также совершенствовать ранее созданные системы. Во­вторых,   речь   идет   о   гражданах,   обладающих   абсолютно   всеми   правами, зафиксированными   в   Конституции   Российской   Федерации,   и   в   этом   смысле   ничем   не отличающихся от остальных детей и подростков. В­третьих,   по   самым   разным   причинам,   количество   детей,   нуждающихся   в коррекционной помощи, с каждым годом только растет. В­четвертых, вся масса этих детей впоследствии на общих основаниях вливается в общество и составляет его неотделимую часть. Вызовы   ­   это   обстоятельства   развития   общества,   которые   воспринимаются   как проблемы глобального масштаба, состоящие из множества «подпроблем», и которые, при их осознании обществом, могут дать толчок рождению чего­то абсолютно нового. Первое ­ это технологический вызов. Анализ этого вызова позволяет увидеть здесь два аспекта. Современное   общество,   сформировавшееся   в   результате   научно­технической революции,   предъявляет   к   образованному   человеку   требование   высокого   владения технологическим   инструментарием,   технологическими   приемами   и   средствами, обеспечивающими надежный уровень решения различных задач. С другой стороны, технологический вызов связан с тем, что использование интернет­ технологий,   современных   компьютерных   систем   коммуникации   ставит   под   вопрос   не только традиционное классическое, но и инновационное образование. В его рамках, как отмечают многие исследователи, значительно уменьшилось, а в некоторых образовательных ситуациях стала отсутствующей прямая коммуникация между обучаемыми и педагогами.  К концептуальным вопросам развития коррекционного образования относится также все, что связано с кадровым обеспечением системы коррекционного образования. С одной стороны,   необходимо   поднимать   уровень   профессионализма   тех,   кто   работает   в коррекционных образовательных учреждениях, коррекционных структурах и   в обычных учреждениях   образования.   Чтобы   его   добиться,   нужно   во   всех   педагогических образовательных   учреждениях   ввести   значительный   по   объему   курс   коррекционной педагогики. С другой стороны, необходимо изменить   саму подготовку специалистов на факультетах   и   отделениях   коррекционной   педагогики.   Ведь,   в   основном,   обучение направлено на работу с «аномальными» детьми, т.е.   имеются в виду только врожденные физические   или   умственные   недостатки.   Но   реалии   сегодняшнего   дня   таковы: значительная   часть   факторов,   приводящих   к   необходимости   коррекции,   находится   в социальной среде обитания ребенка, т.е. преобладают приобретенные негативные качества, 4 вызванные внешней средой или нарушением структуры детства (питание, двигательный режим, педагогическая запущенность и пр.). Еще одно направление развития коррекционного образования связано с  изменением материально­технической части этого образования. Также   принципиальной   задачей   развития   коррекционного   образования   является практика   выведения   учащегося   из   процесса   коррекции   и   возвращение   его   в   обычную образовательную   среду.   Над   этим   необходимо   работать   и   педагогам,   работающим   в коррекционной системе, и педагогам, работающим в общеобразовательных учреждениях. Необходимо отметить, что огромное значение должно отводиться  просветительской работе с родителями. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого   функционирования   системы   воспитания,   определяющей   нравственные ориентиры,   дающей   прочную   духовную   опору   на   подлинные,   а   не   мнимые   жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм. Таким образом, для дальнейшего решения проблем и вызовов, изложенных выше, система   и   педагогика   коррекционного   образования   должна   развиваться   не   рядом   и   не параллельно с другими структурами образования, а внутри всей системы. Список литературы 1.   Нестеров   В.В.   Основные   направления   развития   коррекционного   образования//Дети   с проблемами в развитии. – 2005. ­ №1. – С.42­43. 2.   Кулагина   Е.В.   Актуальные   вопросы   модернизации   специального   образования   // "Национальные приоритетные проекты" (под ред. д.э.н. А.Ю. Шевякова), ИСЭПН РАН. 2007 3.   Малофеев   Н.Н.   Современный   этап   в   развитии   системы   специального   образования   в России:   результаты   исследования   как   основа   для   построения   программы   развития   / Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. Выпуск 1/2000, с.8  4. Специальная педагогика: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова,   Б.А.   Архипов,   Л.И.   Белякова   и   др.;   Под   ред.   Н.М.   Назаровой.   ­   М.: Издательский центр Академия, 2000.  5. Спиваковский В. Образовательный взрыв. ­ Киев; ИФ МУВЦ «Гранд­Экспо», 2011. 6. Фельтдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого­педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Педагогика. ­ 7. ­ 2010. ­ С. 3­11. 5

Современные вызовы и перспективы развития коррекционного образования

Современные вызовы и перспективы развития коррекционного образования

Современные вызовы и перспективы развития коррекционного образования

Современные вызовы и перспективы развития коррекционного образования

Современные вызовы и перспективы развития коррекционного образования

Современные вызовы и перспективы развития коррекционного образования

Современные вызовы и перспективы развития коррекционного образования

Современные вызовы и перспективы развития коррекционного образования

Современные вызовы и перспективы развития коррекционного образования

Современные вызовы и перспективы развития коррекционного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2018