Доклад на тему "Коррекция дисграфии"
Оценка 4.7

Доклад на тему "Коррекция дисграфии"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
дефектология +1
Взрослым
04.02.2018
Доклад на тему "Коррекция дисграфии"
Данные упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, на развитие мелкой моторики, нормализацию эмоциональной сферы. Дидактические упражнения расширяют арсенал педагогических средств. У детей в игровой форме формируются необходимые предпосылки для успешного развития письменной речи, повышения речевой культуры, расширения словарного запаса.
доклад на м.о.коррекция дисграфии.docx
Приёмы коррекционной работы на уроках по преодолению дисграфии.    Проблема нарушений письма и чтения — одна из самых актуальных для для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку письмо и  чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний  детьми.(слайд1) Процесс овладения чтением и письмом умственно отсталых детей протекает медленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями. Дисграфия (нарушение письма) проявляется в большом количестве ошибок на письме и сложностью их механизмов, сопровождающиеся распространенными орфографическими ошибками, так как применение  правил требует высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений.(слайд№2) Дисграфия у умственно отсталых школьников проявляется чаще всего в сложном виде, в сочетании различных форм : (слайд№3) дисграфия на почве языкового анализа и синтеза(деления предложений на  слова, слогового и звукового анализа и синтеза) оптическаядисграфия (связана с недоразвитием зрительного  гнозиса,пространсвенных представленийи проявляется в заменах и  искаженияхграфического образа букв. Акустическая(на основе нарушений фонематического распознания),  Аграмматическая (обусловлена недоразвитием грамматического строя речи­ морфологических ,синтаксических обобщений. Артикуляторно­акустическая представляет собой отражение на письме  неправильного звукопроизношения ,проявляется в пропусках ,заменах букв.  Ребёнок пишет так ,как произносит и т.д.).(слайд№5) Приёмы коррекционной работы. 1. Развитие моторики,графомоторных навыков (развитие крупной  моторики и физические упражнения)  ( слайд№6) 2. 2.Развитие мелкой моторики ( пальчиковая гимнастика ,штриховка и  т.д)  ( слайд№7 ,8 ) 3. Рзвитие зрительного восприятия (упражненя: « Дорисуй картинку»,  «Найди слова»    (слайд№9) 4. Равзвитие  осязания , обоняния  и  вкусовых ощущений. (слайд№10) Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и  синтеза(слайд№10) особенно важно при устранении дисграфии на почве языкового анализа синтеза, а также артикуляторно­акустической дисграфии. При работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза можно порекомендовать учителю: ­исключить проговаривание во время письма тем детям, у которых имеются грубые нарушения звукопроизношения. ­включать в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха, которые могут проводиться на любом этапе урока. Например: Игра «Хлоп­топ» Цель: развитие фонематического слуха, внимания, быстроты реакции. Игра имеет несколько вариантов. 1. Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (закачивающееся) на определенный звук. 2. Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово со звуком [к], и топнуть, если он услышит слово со звуком [г]. 3. Учитель произносит слоги, предлагая ребенку хлопнуть себя по коленям, если он услышит слог па, и подпрыгнуть если он услышит слог ба. Игра «У кого хороший слух?» Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. Учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук.  На болеепоздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся  проговаривают название картинки про себя и реагируют также. Игра «Какой звук чаще всего слышим?» Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук. Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали. Щеткой чищу я щенка, Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага. Игра с передачей мяча «Мяч передава  й ­       слово называй» Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Учитель называет первое слово и передает мяч ребенку, приговаривая ­Свяжем мы из слов цепочку, Мяч не даст поставить точку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова начальный звук последующего (весна­ автобус­ слон­ нос ­ сова). Кроме игр, на уроке и дома можно использовать индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза: • вставить пропущенные буквы в слова (ви..ка, ди..ан, ут..а, лу..а); • подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка); • выбрать из данных предложений слова с определенным количеством звуков; • добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па­(пар, парк, паром, паруса); • преобразовать слова различными способами: ­добавляя звук (рот — крот, осы — косы, мех — смех); ­изменяя один звук слова (сом — сок, сук — суп — сух — сох — сор — сыр — сын — сон); ­переставляя звуки (пила — липа, палка — лапка, кукла — кулак); ­разгадать ребус; • составить как можно больше слов из букв одного слова (крапива —  парк,ива, карп, пар, рак, Ира); • составить слово, выделив данный по порядку звук (третий звук в словах рак, брови, сумка, трава, сыр — комар). Конечная цель работы логопеда и учителя формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению без проговаривания. Развитие языкового анализа и синтеза(слайд№12) необходимо при устранении дисграфии на почве нарушения языкового  анализа и синтеза. Коррекционная работа сводится к формированию умения  определять количество,последовательность и место слов в предложении.  Этого можно достичь,выполняя следующие задания. 1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов. 2. Придумать предложение с определенным количеством слов. З. Увеличить количество слов в предложении. 4. Составить графическую схему данного предложения. 5. Придумать предложение, соответствующее схеме. 6. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово). 7. Выделить из текста предложения определенное количество слов. 8. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в данном предложении. Ученики могут использовать сигнальные карточки на каждом уроке, а  также ,выполняя домашние задания. Развитие восприятия пространства и времени. (слайд№14) Развитие речевого дыхания. (слайд№15) Развитие артикуляционной моторики ,укрепление артикуляционного  аппарата. (слайд№16,17,18) Развитие слогового анализа и синтеза(слайд№19 20) Используется при формировании навыков слогового анализа и синтеза работа  начинается со вспомогательных приемов (отхлопать или отстучать слово по  слогам и назвать их количество). Затем, опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают  основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных  звуков. Для групповой и индивидуальной работы в классе следующие игры и упражнения: • определить количество слогов в слове, поднять соответствующую цифру; • записать слова в два столбика (разложить картинки на две группы) в зависимости от количества слогов; • определить пропущенный слог, записать восстановленные слова ( ­­буз, ут­­ , лод­­,ка —даш); • найти в предложении слова с определенным количеством слогов; • составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цытт, лё; тот,  лас,ка); • выделить в словах первый слог; записать полученные слоги, объединив их в слова (улей, домик, машина, луна, жаба — У дома лужа); • выделить из слова и записать слог с заданным гласным. Игра «Отгадайте, кого я называю?» Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает З раза, учащиеся считают, затем встают (Се­ре­жа, Ма­ри­на). Игра «Перевертыши» Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов. Оборудование: карточки со слогами (4—6) каждому играющему. Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на;  чай,ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой. Игра «Цепочка» Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последнего слога данного слова (окно — но­ра— ра­ма). Игра «Встречу слово на дороге   —       разобью его на слоги» Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления. Учитель бросает мяч детям, называя одно­, двух­ и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по  слогам,одновременно отбивая слово мячом. (слайд№21)   Итак, данные упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие высших психических функций: памяти, внимания,   восприятия,   мышления,   речи,   на   развитие   мелкой   моторики, нормализацию эмоциональной сферы. Дидактические упражнения расширяют арсенал   педагогических   средств.   У   детей   в   игровой   форме   формируются необходимые   предпосылки   для   успешного   развития   письменной   речи, повышения речевой культуры, расширения словарного запаса. (слайд№22) Для повышения  успеваемости и качества знаний у обучающихся , имеющих нарушения устной и письменной речи необходима взаимосвязь  всех педагогов в образовательном учреждении. (слайд№23) Используемая литература: 1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в  школе. М., 2007. 2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. М., 1991. 3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы  коррекционнойработы логопеда на школьномлогопункте: Пособие для  логопеда. М., 1991. 4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп­топ: Нетрадиционные  приемыкоррекционной логопедической работы с детьми 6—10 лет. М.,  2004. 5. Ягилева С.Л., Взаимодействие в коррекционно­речевой работе учителя­ логопеда и учителя начальных классов журнал «Логопед» № 5, 2010__

Доклад на тему "Коррекция дисграфии"

Доклад на тему "Коррекция дисграфии"

Доклад на тему "Коррекция дисграфии"

Доклад на тему "Коррекция дисграфии"

Доклад на тему "Коррекция дисграфии"

Доклад на тему "Коррекция дисграфии"

Доклад на тему "Коррекция дисграфии"

Доклад на тему "Коррекция дисграфии"

Доклад на тему "Коррекция дисграфии"

Доклад на тему "Коррекция дисграфии"

Доклад на тему "Коррекция дисграфии"

Доклад на тему "Коррекция дисграфии"

Доклад на тему "Коррекция дисграфии"

Доклад на тему "Коррекция дисграфии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018