Об этом стоит задуматься.
Профилактика асоциального поведения среди подростков.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации.
Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению. Подростков и молодежь успешно используют в своих целях криминальные структуры, лидеры различных движений, организаций и группировок.
Анализ данных социологических исследований и официальной статистики последних лет показывает следующую картину:
1. Ухудшается состояние физического и психического здоровья детей и подростков;
2. В отношении подростков и детей систематически совершаются акты насилия (физического, психического и т.д.);
3. В среде несовершеннолетних распространяются стереотипы поведения, связанные с уклонением от учёбы и работы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям, антиобщественными формами группового поведения.
Что же такое асоциальное поведение? Асоциальное поведение – это поведение, которое противоречит социальным нормам.
Появляющееся у подростков чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, эмоциональность становится неустойчивой, отмечаются резкие колебания настроения. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков и в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.
Выделяют следующие поведенческие нарушения:
Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью.
Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает асоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками.
Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного асоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми.
Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Со взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.
Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с асоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов
Ранняя алкоголизация и наркотизация. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками.
Девиации сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении.
Каковы же причины возникновения в детско-подростковой среде асоциального поведения:
1) социально-экономические причины: сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, неполная семья.
2) социально-педагогические причины: невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание заниматься проблемами детей, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.;
3) психолого-педагогические причины: разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, систематическое нарушение дисциплины в школе, пропуски уроков без уважительных причин, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).
В Федеральном Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Поэтому приоритет в области профилактики асоциального поведения принадлежит семье и образовательным учреждениям, что подтверждено законом «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе. Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация.
Определены следующие направления, требующие повышенного внимания со стороны воспитательной системы образовательных учреждений:
x Формирование социально-активной личности и культуры здорового образа жизни.
x Активное вовлечение семьи в процесс воспитания. x Обеспечение деятельности детских объединений и кружков по интересам.
x Формирование толерантности и способности к осознанному выбору у
обучающихся, сопротивления вредным, асоциальным привычка.
На сегодняшний день в нашей школе можно говорить о существовании комплексной программы социальной профилактики. В нее входят следующие блоки:
1. Медико - социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медикосоциальный патронаж и т.п.
2. Социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и планирование.
3. Правовое просвещение.
4. Психолого – педагогическое просвещение.
В нашей школе созданы все условия для внеурочной занятости и организации дополнительного образования, разработаны и реализуются:
– Программа дополнительного образования;
– Программа организации физкультурно-оздоровительной работы в школе.
В рамках Программы дополнительного образования разработаны и реализуются подпрограммы:
x физкультурно-спортивного, x художественно-эстетического, x культурологического, x филологического, x научно-технического, x естественно-научного, x эколого-биологического, x проектная деятельность x военно-патриотического направления. 897 учащихся школы занимаются в кружках и секциях, что составляет 79% от общего количества обучающихся (из них 456ч – посещает по два и более кружка).
Всего в школе функционирует 125 кружков и 17 секций.
Тем не менее, только совместная деятельность педагогов и родителей является успешной, когда все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Это помогает педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.