Статья по теме "Рейтинговая система контроля и оценки профессиональных компетенций как средство мотивации учебной деятельности студентов"
Оценка 4.9
Научные работы
doc
русский язык
Взрослым
26.01.2018
В данной статье описан опыт внедрения в практику преподавания междисциплинарного курса "Русский язык с методикой преподавания" рейтинговой системы контроля и оценки профессиональных компетенций студентов. Представленный опыт работы может быть интересен для преподавателей русского языка, работающих в учреждениях среднего профессионального образования.
Статья по теме.doc
Статья
Тема: Рейтинговая система контроля и оценки профессиональных
компетенций как средство мотивации учебной деятельности студентов.
Автор: Егорова Ольга Геннадьевна
Одним из условий реализации компетентностного подхода к проектированию
образовательного процесса является модернизация системы контроля и
оценивания образовательных результатов. Введение ФГОС СПО заставило меня,
как преподавателя междисциплинарного курса «Русский язык с методикой
преподавания», задуматься об использовании новой системы текущего контроля и
оценки знаний, умений, профессиональных компетенций студентов как
показателей сформированности их профессиональной компетентности.
Анализ психологопедагогической и методической литературы, изучение
опыта работы преподавателей нашего образовательного учреждения и других
учебных заведения позволили мне определиться в выборе рейтингово
накопительной системы контроля и оценки образовательных достижений
студентов, которая позволяет объективно оценить уровень подготовки будущего
специалиста, а также мотивировать деятельность студентов в процессе овладения
педагогической профессией.
Что же послужило причиной внедрения рейтинговой системы контроля и
оценки профессиональной компетентности будущего учителя в образовательный
процесс?
Студенты относятся к МДК как к системе отдельных блоков (теоретических и
практических занятий, аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы,
учебной практики), когда МДК это единое целостное образовательное
пространство, в котором при правильной организации образовательного процесса
формируются профессиональные компетенции.
Образовательный процесс проектируется на основе компетенций, каждая из
которых формируется посредством определённых видов деятельности. Разные
виды деятельности имеют разную ценность с точки зрения образовательного
результата, и поэтому их оценка не должна быть одинаковой, в связи с этим
возникает необходимость в определении рейтинга каждого вида деятельности, его
«цены» соответствующим количеством баллов, по строго разработанным
критериям.
Существующая пятибалльная оценка во многом противоречит тенденциям
развития современного образования, т.к. не соответствует образовательным
потребностям общества. Понимание необходимости вхождения Российского
образования в Европейское образовательное пространство, в котором РНС
является формой аттестации студентов.
Процесс разработки рейтинга по МДК состоял из нескольких этапов. 1 этап выделение из содержания МДК теоретических и практических
занятий, аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
2 этап определение перечня знаний, умений, общих и профессиональных
компетенций студентов по каждой теме в соответствии с ФГОС.
3 этап — разработка рейтинговых показателей освоения тем МДК по каждой
контрольной точке.
Рейтинговыми показателями являются обязательные и вариативные виды
деятельности, сформулированные в виде результатов. Обязательные виды
деятельности определены программой профессионального модуля «Преподавание
по программам начального общего образования» и в них включаются все
студенты. При выполнении вариативных видов деятельности, студенты набирают
то количество баллов, которое им необходимо, чтобы выйти на желаемый уровень
компетентности.
4 (завершающий) этап рейтинговой системы контроля заключался в
определении условий работы по МДК:
перерабатывался УМК с учётом требований ФГОС и рейтинговой системы
контроля: программа МДК, практические занятия, список основной и
дополнительной литературы, презентации, кейсзадания, тематика сообщений,
практических и самостоятельных работ, банк методических задач, карты
сопровождения студентов по темам;
определялись дополнительные параметры оценивания (тем самым, студенты
получали возможность заработать дополнительные баллы к тем, которые были
получены в процессе освоения тем МДК);
определялись критерии оценки заданий (видов деятельности), учитывающие
их сложность, качество выполнения, сроки сдачи;
разрабатывался перечень дополнительных заданий (видов деятельности) по
изучаемым темам для получения студентами дополнительных баллов (подготовка
сообщений, помощь преподавателю, оформление портфолио и т.д.)
составлялась шкала перевода рейтинговых показателей в отметку;
разрабатывался перечень документов, в которых фиксировались
образовательные результаты студентов (карты рейтинговой оценки освоения тем
МДК, дневник).
Всю проделанную работу я свела в технологическую карту текущего контроля
и оценки знаний, умений, профессиональных компетенций студентов.
В процессе использования рейтинговой системы контроля и оценки
руководствуюсь следующими принципами:
единство требований, предъявляемых к работе студентов;
регулярность и объективность оценки результатов работы студентов;
открытость и гласность результатов деятельности для всех участников образовательного процесса;
разнообразие форм, способов контроля и оценки образовательных
достижений студентов.
По каждой теме я планирую различные виды учебной деятельности. Это может
быть решение методических задач, проблемных ситуаций, выполнение
практических работ, составление опорного конспекта, подготовка сообщений,
разработка фрагментов урока и др. В зависимости от коэффициента значимости
темы определяю минимальный и максимальный рейтинг по каждой теме. Каждой
теме присваивается определённое количество баллов (коэффициент значимости),
которое зависит от отдельных видов работы, контролируемых знаний, умений и
профессиональных компетенций студентов. Наибольшее количество баллов
присваивается таким видам работ, которые позволяют выявить уровень
сформированности профессиональной компетентности (разработка фрагмента
урока, решение методических задач, участие в имитационных ситуациях,
разработка и защита проектов и др). Есть ещё и накопительные (бонусные) баллы,
которые могут «заработать» студенты, самостоятельно выполняя задания,
разрабатываемые мною по каждой теме, выполняя функцию дублёра (ассистента)
преподавателя при организации групповой работы и др.
Учебная практика по МДК является отдельной контрольной точкой, которая
также имеет высокий коэффициент значимости. Сумма баллов за учебную
практику добавляется к той, которая образовалась после освоения тем МДК.
Устанавливается максимальная сумма баллов, которую студент может набрать
после прохождения текущего контроля и учебной практики, и минимальная,
которая позволяет считать студента успевающим.
По рейтингу можно выставить итоговую оценку по предмету и тогда отпадает
необходимость проведения экзамена для студентов с высоким рейтингом.
Студенты, которые набирают не менее 90 % от установленного общего количества
баллов,
экзамена.
Студенты, набравшие не менее 80% от общего количества баллов, также могут
освобождаться от экзамена, но при желании повысить свой рейтинг сдают экзамен
во время сессии. Студенты, набравшие при выполнении обязательной и
накопительной части заданий меньше 80% от общего количества баллов, сдают
экзамен по междисциплинарному курсу.
освобождаются
от
Чем же хороша рейтинговая система контроля и оценки знаний, умений,
профессиональных компетенций студентов? Опыт работы показал, что
рейтинговая система контроля позволяет стимулировать систематическую
деятельность студентов, направленную на освоение МДК «Русский язык с
методикой преподавания», что способствует формированию профессиональной
компетентности выпускника педагогического колледжа,
повышает их самостоятельность в овладении педагогической профессией, формирует
ответственность студентов за результаты собственное обучения.
Статья по теме "Рейтинговая система контроля и оценки профессиональных компетенций как средство мотивации учебной деятельности студентов"
Статья по теме "Рейтинговая система контроля и оценки профессиональных компетенций как средство мотивации учебной деятельности студентов"
Статья по теме "Рейтинговая система контроля и оценки профессиональных компетенций как средство мотивации учебной деятельности студентов"
Статья по теме "Рейтинговая система контроля и оценки профессиональных компетенций как средство мотивации учебной деятельности студентов"
Статья по теме "Рейтинговая система контроля и оценки профессиональных компетенций как средство мотивации учебной деятельности студентов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.