Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)
Оценка 4.7

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русский язык
Взрослым
21.01.2018
Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)
Одной из главных целей обучения в школе является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, соци-ально-трудовая, личностная). Компетенция – это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач (опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающих-ся). От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навы-ки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни. Достижению данной цели способствуют технологий личностно-ориентированного обуче-ния. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Деятельностный метод обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном методе обуче-ния обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко сни-жаются конфликтные ситуации на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки. В этом и состоит преимущество деятельностного метода обучения.Цель проекта : совершенствование форм работы по повышению качества знаний учащихся за счет обновления содержания и структуры учебной деятельности по средствам внедрения в практику работы технологии деятельностного метода обучения.
Проектирование урока с учётом требований ФГОС ООО.doc
Практико­значимая работа  Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно­ориентированного обучения)   «Односоставные предложения»                                                                                                                                    Выполнила:    Носова Ирина Владимировна,                                                                                                                 учитель русского языка и лит­ры                                                                                                                          МБОУ «Ликино­Делёвская основная общеобразовательная школа №4              имени А.В. Перегудова» 1 2017 Содержание 1. Введение____________________________________________стр. 3 ­ 4 1.1 Обоснование выбора темы________________________стр. 1 1.2 Актуальность  темы       __________________________стр. 2 1.3 Цель работы ___________________________________ стр. 3 1.4 Задачи_________________________________________стр. 3 2. Основная часть______________________________________ стр. 4 ­ 10 2.1 Теоретическое обоснование_______________________стр. 4 – 5  2.2 Описание практической части_____________________стр. 5 – 7 2.3 Урок в системе технологий личностно­ориентированного обучения стр. 7 – 9             2.4 Рекомендации___________________________________стр. 9 3. Заключение__________________________________________ стр. 10 4. Список литературы___________________________________стр. 11 5. Приложения_________________________________________ стр. 12­2            5.1 Технологическая карта урока.            5.2. Конспект урока.            5.3. Анализ предложенного урока            5.4. Перечень учебно­методических средств. 2 1. Введение 1.1.  Обоснование выбора темы Сложное   экономическое     положение,     новые     рыночные   отношения     поставили     перед школой  задачу: в  короткий  срок  воспитать  и  вооружить  ученика  такими  знаниями,  чтобы  он мог  занять  достойное  место  в  обществе  и  приносить  ему  максимальную  пользу. Важнейшим направлением   решения   этой   проблемы   является   повышение   качества   общеобразовательной подготовки  учащихся.  В   Концепции   модернизации   российского   образования   в   разделе   «Создание   условий   для повышения   качества   общего   образования»   отмечается,   что   базовое   звено   образования   –   это общеобразовательная   школа,   модернизация   которой   представляет   ориентацию   образования   не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.  Учитывая,   что   именно   в   школе   происходит   эмоциональное   и   социальное   становление личности, особые требования предъявляются и к учителю, призванному обеспечить этот переход. “Новая школа – это новые учителя,… понимающие детскую психологию и особенности развития школьников.…Чуткие,   внимательные   и   восприимчивые   к   интересам   школьников   учителя   – ключевая   особенность   школы   будущего”   –   говорится   в   послании   Президента   РФ   В.В.   Путина Федеральному Собранию .    Задачи,   стоящие   сегодня   перед   учителем,   кардинально   отличаются   от   тех,   которые выполнялись   им   совсем   недавно.   В   центре   поля   деятельности   педагога   находится   ребенок, которому нельзя передать сумму готовых знаний и дать установку на их запоминание. Учитель новой   школы   –   это   тот,   кто   умеет   увлечь   ребенка   в   мир   неизвестного,   заинтересовать   его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, решить поставленную перед ним проблему, чтобы он чувствовал в себе уверенность и желание творить. Все вышесказанное предопределило выбор темы проекта. 1.2. Актуальность проблемы Актуальность   данной   темы   заключается   в   том,   что   сегодня   в   российском   образовании провозглашен   принцип   вариативности,   который   дает   возможность   педагогическим   коллективам учебных заведений выбирать и конструировать учебную деятельность по любой модели. В этом 3 направлении   идет   и   развитие   образования:   разработка   различных   вариантов   содержания   и структуры   учебной   деятельности,   использование   возможностей   современных   педагогических технологий   с   целью   повышения   качества   образования;   научная   разработка   и   практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм и методов работы. 1.3. Цель проекта   Цель   проекта   состоит   в   следующем:   совершенствование   форм     работы   по   повышению качества знаний учащихся за счет обновления содержания и структуры учебной деятельности по средствам внедрения в практику работы технологии деятельностного метода обучения.  1.4. Задачи  Показать преимущество использования технологий личностно­ориентированного обучения в школе.  Проанализировать   преимущества   применения  технологий   личностно­ориентированного обучения.  Познакомить   с   результатами   апробации   метода   учителями   нашего   образовательного учреждения. 1. Основная часть 1.1 Теоретическое обоснование Одной из главных целей обучения в школе является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей (ценностно­   общекультурная, смысловая, социально­трудовая, личностная).   учебно­познавательная,   информационная,   коммуникативная, Компетенция   –   это   готовность   (способность)   ученика   использовать   усвоенные   знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических   задач   (опыт   самостоятельной   деятельности   и   личной   ответственности обучающихся).     От   педагога   требуется   научить   детей   тем   знаниям,   обучить   тем   умениям   и   развить   те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.  Достижению данной цели способствуют технологий личностно­ориентированного обучения.  4 Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам   в   процессе   собственной   учебно­познавательной   деятельности   называется  деятельностным методом.      Деятельностный метод обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты   деятельности   им   самим   направляются   и   контролируются.   При   данном   методе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются   конфликтные   ситуации   на   уроках.   Создаются   благоприятные   предпосылки   для повышения уровня общекультурной подготовки.     В этом и состоит преимущество деятельностного метода обучения. В основных мероприятиях по реализации программы развития нашей школы в направлении «Модернизация   содержания   и   технологии   образовательного   процесса»   одна   из   целей: совершенствование   образовательного   процесса,   определяющего   личностный   рост   ученика   и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях   информационного   общества.   Из   этого   вытекает   следующая   задача:   внедрение инновационных   образовательных   технологий.   Ожидаемый   результат   работы   школы   в   данном направлении:   повышение   качества   образования   за   счет   реализации   личностного   подхода, обновления   содержания   учебной   деятельности,   внедрения   в   практику   работы   каждого   учителя современных педтехнологий, инновационных методов обучения. Для получения этого результата главной задачей нашей школы является совершенствование форм  работы по повышению качества знаний учащихся.     Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Повышение качества образования – одна из ведущих задач всех образовательных учреждений. Каждый педагогический коллектив ищет пути её решения по­своему. Что вкладывает наш педколлектив в понятие качество образования, каких результатов мы ожидаем от своих усилий и трудов? По отношению к ученику придерживаемся такой позиции: «изучи и пойми ученика, помоги ему учиться». Главная цель работы педколлектива нашей школы – активно включать обучающихся в   творческую,   исследовательскую   деятельность,   прививать   им   умения,   позволяющие самостоятельно добывать необходимую информацию и знания. Перед собой ставим следующие задачи:   учить своих школьников рассуждать, учить их мыслить;   найти   методический   «ключик»,   позволяющий   вызвать   у   обучающихся   интерес   к предмету, «разбудить» активность учеников.  5 2.2. Описание практической части Поставленные   задачи   помогают   решить   современные   технологии.  На   своих   уроках   мы используем   элементы   многих     известных   технологий,   но   в   более   полном   объеме   применяем технологии личностно­ориентированного обучения. Почему мы выбрали именно эту технологию? Ответов несколько. Во­первых, обучение проводится с учетом способностей и возможностей каждого ребенка. Во­вторых, происходит переход от пассивного усвоения готовых знаний к самоорганизации, самореализации и самооценке, в результате чего у ученика возникает внутренняя потребность к учебной деятельности (я хочу знать; я хочу действовать; я готов рисковать; я открыт для новых знаний). В­третьих, изменяются требования к работе самого учителя: от умения транслировать и информировать программный объем знаний – к умениям формировать у учащихся способность к саморазвитию. Идея   метода   проста:   в   деятельности   выделить   те   ее   виды,   которыми   должен   овладеть выпускник школы, и в соответствии с этим построить структуру урока, выбрать   дидактические условия его реализации так, чтобы обеспечить формирование способностей детей к осуществлению этих видов деятельности.    В данной технологии и выделили для себя (по целенаправленности) четыре типа уроков:    уроки «открытия» нового знания  (деятельностная цель:   формирование    у   учащихся умений реализовывать новые способы   действий); уроки   рефлексии  (деятельностная   цель:   формирование   у   учащихся   способностей   к рефлексии   коррекционно­контрольного   типа   и   реализации   коррекционной   формы (фиксирование   собственных   затруднений   в   деятельности,   выявление   их   причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений); 6   уроки   общеметодологической   направленности  (деятельностная   цель:   формирование   у учащихся деятельностных способностей, а также способностей к структурированию и систематизации полученных знаний); уроки   развивающего   контроля  (деятельностная   цель:   формирование   у   учащихся способностей к осуществлению контрольной функции).     В текущем учебном году  апробирую данный метод в своём  классе.  Чаще других стараюсь  проводить  уроки «открытия» нового знания и уроки рефлексии.  Структура уроков «открытия» нового знания такова:  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цель: включение учащихся в деятельность на личностно ­ значимом уровне. «Хочу, потому что могу». На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, используются следующие приемы:  в начале урока высказываются добрые пожелания детям; предлагается пожелать друг другу удачи (пожать друг другу руки);  предлагаются   детям   различные   эпиграфы   к   уроку   («С   малой   удачи   начинается большой успех» или «Дорогу осилит идущий» и т.п.); В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель:  повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. На данном этапе учащиеся фиксируют затруднение в своей индивидуальной деятельности. 3. Постановка учебной задачи. Цель:  обсуждение   затруднений   («Почему   возникли   затруднения?»,   «Чего   мы   еще   не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом,   понятием   и   т.д.),   исследуют   возникшую   проблемную   ситуацию   в   форме эвристической беседы, формулируют цель урока и уточняют тему. 4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). 7 Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения. На   данном   этапе   учащимся   (коллективно)   предлагается   выбрать   метод   разрешения проблемной ситуации. На основе выбранного метода они выдвигают гипотезы и проверяют их. 5. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. При   проведении   данного   этапа   используется   индивидуальная   форма   работы:   учащиеся самостоятельно   выполняют   задания  на   применение   нового   способа   действий,   осуществляют   их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная   направленность   этапа   состоит   в   организации   ситуации   успеха, способствующей   включению   практически   всех   учащихся   в   дальнейшую   познавательную деятельность. 7. Включение в систему знаний и повторение. На   данном   этапе   новое   знание   включается   в   систему   знаний.   При   необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках. 8. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель:  осознание   учащимися   своей   учебной   деятельности,   самооценка   результатов деятельности своей и всего класса.     В   ходе   проведения   таких   уроков   учебно­познавательная   деятельность   учащихся организовывалась так, что у них формировались  умения, позволяющие самостоятельно добывать необходимую информацию и знания. Это во­первых. Во­вторых,   положительное   подкрепление   ребенка,   поощрение   его   правильных   действий, вовлечение   в   течение   всего   урока     в   общий   труд   учения   дали   положительные   результаты: практически каждый ученик школы и отдельного класса почувствовал хоть и небольшую, но все­ таки значимость и необходимость. Ребята не раз испытывали на уроках радостное чувство успеха, у них   появилось   желание   двигаться   вперед,   развиваться.   Но,   на   наш   взгляд,   самое   главное   ­ пассивных и равнодушных к выполнению учебных действий не осталось, практически  все хотели, чтобы их спросили несколько раз за урок. 8 В­третьих,   такие   уроки   помогли   многим   ребятам   без   стеснения   говорить   о   своих затруднениях в понимании какого­либо понятия или темы, выполнении того или иного учебного действия.  Они научились открыто запрашивать ту информацию, которую по каким­либо причинам не усвоили на прошлых уроках.  Еще один положительный момент ­ слабоуспевающие ученики среди своих одноклассников нашли себе тьюторов – помощников, которые остались таковыми и в дальнейшем. Причем работают ребята   совместно,   не   дожидаясь,   когда   за   «слабого»   все   сделает   «сильный»,   на   уроках   царит атмосфера сотрудничества. Если уже «открыто» новое понятие, выбран новый способ действия, то возникает вопрос: как организовать работу с учащимися так, чтобы это знание было усвоено каждым из них?  Вот   здесь   и   необходимы   уроки   рефлексии,   основная   цель   которых:   формирование способности школьников к саморазвитию.  Подготовка к уроку начинается с анализа типичных ошибок и затруднений,   которые могут возникнуть у обучающихся при изучении темы, затем повторяются алгоритмы решения, которые фиксируются на доске, потом учащиеся выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. Далее идет организация диалога, с помощью которого учащиеся должны локализовать место ошибки и определить правило, на которое была допущена ошибка. Эта работа позволяет детям сформулировать   цель   своей   деятельности,   ответить,   в   чем   именно   причина   ошибки   и   как   ее исправить, при этом самостоятельно. Качественным подспорьем здесь являются материалы КИМов УМК «Планета Знаний» и разрабатываемые мной карточки для самооценки.(Приложение) Результатом такой работы на уроках являются составленные алгоритмы исправления ошибок. После построения алгоритма учащимся предлагается самостоятельная работа  над ошибками. Алгоритм исправления ошибок эффективен и при работе над ошибками после контрольной работы. Мы обсуждаем все допущенные ошибки, составляем алгоритмы их исправления в начале урока, при этом произнося  только алгоритмы. Далее учащиеся работают над исправлением ошибок самостоятельно или с помощью тьюторов.   Такая   работа   успокоила   детей   психологически,   у   них   теперь   нет   бурной   эмоциональной реакции на контрольную работу, качество работ улучшилось (уровень обученности составлял в течение всего учебного года 100%; качество знаний – 70% и выше). Ребята  поняли самое главное ­ у всех есть право на исправление ошибки и хорошую оценку своих знаний. 2.4  Рекомендации 9 Результаты данного проекта могут быть использованы в образовательной практике школ и учителей­предметников  с целью решения следующих задач:     развитие познавательных возможностей и способностей учащихся; расширение кругозора школьников; повышение качества знаний обучающихся; создание   необходимых   условий   для   ориентации   в   закономерностях   окружающей деятельности и активного использования полученных знаний в повседневной жизни. 2. Заключение Анализ   результатов   апробации   деятельностного   метода   обучения   в   различных   классах нашего образовательного учреждения позволяет утверждать об эффективности и перспективности его использования в дальнейшем и в других классах школы. Исходя   из   вышеизложенного,   педколлективом   школы   сделан   вывод   о   том,   что деятельностный метод обучения ­ это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого   стиля   детской   жизни   и   учебной   деятельности,   который   позволяет   трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Для нас главным является не только сообщение определенной  суммы знаний учащимся, но и развитие  у них познавательных интересов,   творческого   отношения   к   делу,   стремления   к   самостоятельному   «добыванию»   и расширению   знаний   и   умений,   совершенствованию   умения   применять   их   в  своей   практической деятельности. В   дальнейшем   мы   продолжим   работу   по   выбранной   проблеме.   Теперь   на   рассмотрении вопрос   об   использовании   других   современных   образовательных   технологий,   в   том   числе информационно – коммуникационных. 10 4. Список литературы 1. Концепция   модернизации   российского   образования   на   период   до   2010.   //Вестник образования, 2002, №6. 2. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 года №273­ФЗ 3. Национальная   образовательная   инициатива   «Наша   новая   школа».   (Утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр­ 271) 4. И.А.   Зимняя.   Ключевые   компетентности   как   результативно­целевая   основа компетентностного подхода в образовании 5. Обучение на основе технологии. Бончарова Г.Д. Москва «Дрофа»   2004 год 6. А.Г.   Асмолов.  Системно­деятельностный   подход   к   разработке   стандартов   нового поколения. 7. Программа развития МОУ – Высоковская СОШ № 1 на 2010­2015 уч. год 8. Соколова     Г.   И.,   Мирошникова     В.В.     Модель   школы   развивающего   обучения: Концепция. Осмысление опыта. М., Издатель Рассказов А.И.., 2003г. Деятельностный метод обучения в практиках развивающего обучения. Система Д.Б. Эльконина­В.В. Давыдова.  11 9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С.; Москва  «Просвещение»,  2000 год 10.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.  Интернет ­ ресурсы http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g­ob­raz.html http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf 5. Приложения Конспект урока русского  языка с учетом требований ФГОС на тему: «Односоставные предложения» Содержание Характеристика урока Технологическая карта  урока План­конспект урока  Учебно­методические средства обучения Характеристика урока 12 Данная методическая разработка предназначена  для проведения урока русского языка в 8 классе по теме  «Односоставные предложения».  Цель урока: обобщение знаний об односоставных предложениях.          Результаты освоения учебного материала урока. Предметными  результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:    распознавание односоставных  предложений в тексте; классификация   односоставных     предложений   по   их   значению   и   структурным особенностям; построение речевых  высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида. Личностные УУД:       испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка; уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве; осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной  речи;  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сопереживать;  обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей .  Средством   достижения   этих   результатов   служат   тексты   различных   стилей   речи, фольклорный материал.  Регулятивные УУД:    самостоятельно   работать   с   материалом,   планировать   свою   работу,   корректировать   и оценивать; владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно­диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).  Познавательные УУД;  13    находить ответы на вопросы ;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  преобразовывать информацию из одной формы в другую:  Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников,их   методический   аппарат, грамотности.  Коммуникативные УУД:   обеспечивающий   формирование   функциональной     оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;   выразительно читать и пересказывать текст;  учиться работать в паре, группе;  умение слушать товарищей, принимать коллективное решение. Средством   формирования   коммуникативных   УУД   служит   технология   сотрудничества   и организация работы в парах и малых группах. Тип   урока  ­   урок   совершенствования   знаний,   умений   и   навыков.       На   изучение   темы «Односоставные предложения»  в рабочей программе по русскому языку в 8 классе выделено 12 часов Это 10 урок по изучению видов односоставных предложений, ему предшествовали уроки по изучению   следующих   тем:   виды   односоставных   предложений   (1   час),   определённо­личные предложения   (2   часа),   неопределённо­личные   предложения   (2   часа),   обобщённо­личные предложения   (1   час),   безличные   предложения   (2   часа),   назывные   предложения   (1   час).   Урок предшествует контрольному уроку, уроку целевого применения усвоенного. Вид урока – комбинированный урок. Выбранная   структура   урока   наиболее   рациональна   для   достижения   поставленной   цели. Использование   фольклорного   материала     –   это     превосходный,   незаменимый     материал   для различного вида деятельности на уроке. Это обусловлено, во­первых , житейской мудростью и высоким   идейно­эстетическим   качеством   народных   изречений   и,   их   во­вторых, лингвостилистическими   достоинствами.   Кроме   того   пословицы     помогли   соблюсти   логическую связь между различными этапами урока.  Использование игрового материала помогает в интересной форме повторить пройденное и развивает интерес к языку.  Введение в урок тестового материала  позволяет быстро проверить знания, умения и навыки и постепенно подготовить учащихся  к итоговой аттестации. 14 Работа с текстами разных стилей   необходима на каждом уроке, так   как это позволяет развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лингвистический кругозор. К тому же,   тексты   разных   стилей   были   подобраны   учащимися   самостоятельно,   в   качестве   домашнего задания. На   уроке   был   использован   материал   (сообщение   о   Шахматове),   который   учащийся подготовил самостоятельно. Такой вид работы воспитывает самостоятельность учащихся и  учит самостоятельно добывать информацию, выбирать и преподносить главное. Введение   в   урок   заданий   творческого   характера   позволяет   учащимся   проявить   свои творческие способности, данный вид работы реализует дифференцированный подход.   Использование   информационно­коммуникационных   технологий   на   уроке   значительно повышает   наглядность   обучения,   активизирует   процесс   овладения   знаниями   и   формирования   организовать навыков   и   умений,   помогает   обеспечить   индивидуализацию   обучения, самостоятельную работу учащихся. Активизация мыслительной деятельности учащихся достигалась благодаря быстрой смене форм работы на уроке. Технологическая карта  урока Деятельность учителя  Деятельность  Задания для  Планируемые результаты Предметные УУД учеников учащихся,  выполнение  которых  приведет к  достижению  планируемых  результатов а к о р у   а р у т к у р т с   я а к с е ч и т к а д и Д я м е р В 15 Проверка готовности  учащихся к уроку.   т Приветствие. н е м о м й ы н н о и ц а з и н а г р О Сообщение темы; цели;  задач; мотивация их  принятия; планируемые  результаты. Демонстрация слайда №  2,3,4,5,6 Создание ситуации успеха и эмоционального  настроения.  Приветствие   Настрой на  рабочий лад Запись даты и  темы в рабочую  тетрадь 2  мин. е ы н в и т а к и н у м м о К 16 5   мин. Вспомнить  виды  Классификаци я односоставны х  односоставных предложений предложений  и их     по их значению   и признаки,  восстановить  структурным особенностям; соответствие  между видом  Знание особенностей предложения, его  строения односоставных признаками и  примером предложений и их классификаци и е ы н в и т я л у г е р е ы н ь л е т а в а н з о п е ы н в и т а к и н у м м о к е Проверка ЗУН: м е т       о п й и н а н з   х и к с е ч и т е р о е т   я и н е о в с у   а к р е в о р П 1. Организация  Индивидуальна я работа на  компьютере  (выполнение  упр.3из  электронного  приложения к  учебнику)  Работа в парах заполнение  таблицы  (в  тетрадях) Самопроверка индивидуальной  работы  на  компьютере. 2. Проведение игры  «Путаница» Демонстрация  слайда №  7,8 Демонстрация  слайда №   9 Демонстрация  слайда №   10 17 Постановка    вопроса    . й и н а н з   я и ц а з и т а м е т с и с   и   е и н е щ б о б О Демонстрация слайда № 11 Демонстрация слайда № 12 1. Организация  индивидуальной  работы  на  компьютере.  Умение  воспринимать  лингвистически й текст Восприяти е устной  речи Индивидуальн ое сообщение  учащегося о  лингвисте.   Индивидуальна я работа на  компьютере по  Обучающей   программе­ тренажеру по  русскому языку Найти в  тексте  Классификаци я односоставны е  односоставных предложений предложения, определить    по их значению   и их вид. Работа по  структурным особенностям «Фраза»  орфографии. Индивидуально е  выполнение   упр. 166  (в  2. Организация работы  тетрадях) по учебнику ФИЗМИНУТКА  Слайд № 13 е ы н т с о н ч и Л е ы н в и т а к и н у м м о к е ы н в и т я л у г е р е ы н ь л е т а в а н з о п е ы н в и т а к и н у м м о к 3 мин. 10  мин 2 мин. 18 й и н а н з   я и ц а з и т а м е т с и с   и   е и н е щ б о б О . Организация  работы с  текстами. Демонстрация слайда №  14 Демонстрация слайда №   15, 16 Знание разновидносте й стилей речи, распознавание односоставных предложений в тексте Выяснить в текстах  каких  стилей и с  какой  целью  употребля ются  разные  виды  односостав ных  предложен ий. Работа в малых  группах  с  текстами  разных стилей  (подготовленны е карточки) Защита   результатов  исследования 10  мин. е ы н в и т я л у г е р е ы н ь л е т а в а н з о п е ы н в и т а к и н у м м о к 19 Организация творческой работы  Творческая  работа в  группах Составить  текст­ описание  картины с   Умение    употреблять  односоставные  предложенийя в  Демонстрация слайда № 17, 18,19, 20 , 21 речи использовани ем  односоставны х  предложений. ь  Организация работы с  л о р т н о К тестами Демонстрация слайда №   23­27 Демонстрация слайда №   28  Индивидуальная  Решить   Классификац работа  по тестам (перфокарты) тестовые  задания по  ия односоставных Взаимопроверка теме предложений по   их значению   и структурным особенностям 5 мин. е ы н ь л е т а в а н з о п   е ы н т с о н ч и Л е ы н в и т а к и н у м м о к 5 мин е ы н ь л е т а в а н з о П   20 я и с к е л ф е Р  Задание на дом Демонстрация слайда №  29  Запись  задания  в дневник       3 мин Выставление оценок Психологическая  разгрузка Демонстрация слайда №  30 План­конспект урока ХОД УРОКА 1.Оргмомент.  Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы : «Односоставные предложения», закрепим умения и навыки распознавания таких  предложений и; понаблюдаем за употреблением всех  видов односоставных предложений в   речи, будем учиться уместному   употреблению   односоставных предложений в устной и письменной речи. Это цель нашего урока.  А девизом   нашего  урока  будут служить   следующие   слова:   « Всякая  пословица   к слову молвится».  Используя пословицы и поговорки, мы делаем нашу речь выразительнее, образнее, богаче. Недаром наш великий русский поэт А.С. Пушкин восклицал: « Что за золото пословицы русские!»  Сегодня на уроке мы ещё раз прикоснёмся  к этим сокровищам русского языка, вспомним некоторые из пословиц, кроме того, пословицы будут обозначать этапы нашего урока, служить руководством к действию и языковым материалом для усвоения новой темы.  21 Итак, «Делу время ­ потехе час». II   . Проверка знаний умений и навыков по теме «Односоставные предложения» ПОВТОРЕНЬЕ – МАТЬ УЧЕНЬЯ Прочитайте   название   этапа.   Охарактеризуйте   это   предложение.   Как   вы   понимаете   его смысл? Давайте  повторим особенности строения односоставных предложений и их классификацию.        1.  2 ученика работают индивидуально за компьютерами с электронными учебниками: Упр.3 (Тема «Односоставные предложения»).      2. Классу предлагаю вам игру «Путаница». Перед вами слайд с данными об односоставных предложениях. Но эти данные перепутались. Давайте попробуем вернуть всё на свои места. Работаем в парах.  Правильные ответы заносим в тетради. Вид предложения Признаки Пример Безличное Главный член­сказуемое (глагол в форме 1­ Весна! 2 лица) Определённо­личное Главный член ­подлежащее Тебе звонили Неопределённо­личное Главный член­сказуемое (безличный глагол) Светает Назывное Главный член – сказуемое (глагол в форме 3 лица мн.числа) Встаю   каждый день рано Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.   III   . Обобщение темы «Односоставные предложения» 1. «Не торопись отвечать, торопись слушать»  Прочитайте   название   этапа.   Охарактеризуйте   это   предложение.   Как   вы   понимаете   его смысл? Ребята,     вы   знаете,   кто   из   лингвистов   впервые   поднял       вопрос     об     односоставных предложениях  в  русской  грамматике?  22 Давайте послушаем об этом сообщение вашего одноклассника. Сообщение учащегося: Впервые  поднял     вопрос   об   односоставных   предложениях   в   русской   грамматике великий  русский  лингвист Алексей  Александрович  Шахматов.  Именно А.А. Шахматов  первым в  истории  нашей  науки  выделил  типы  односоставных  предложений  и  описал  особенности  их строения.  Именно он «впервые  собрал  колоссальный  материал,  характеризующий  поразительное разнообразие  синтаксических  конструкций  современного  русского  языка». Научные     интересы     языковеда   многогранны:     А.А.Шахматов     занимался     историей     и диалектологией    русского   и   других   славянских   языков, возглавлял   работу   по   созданию академического  толкового  словаря  и  комиссию  по  реформе  орфографии.   Шахматов внес  огромный  вклад  в  изучение  синтаксиса  и  истории   русского языка. 2. «Дело словом не заменишь»  Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? Закрепим теоретические знания практикой. 1. 2 ученика работают индивидуально за компьютерами  по Обучающей  программе­тренажеру  по русскому языку «Фраза» (Тема «Односоставные предложения») 2. Остальные учащиеся выполняют упражнение 166 учебника. Прочитайте задание. Что мы должны сделать? Выполните упражнение самостоятельно. Беседа по результатам выполнения упражнения: ­  Объясните выбор пропущенных орфограмм.  ­  Какие виды односоставных предложений вам встретились? ­  Проиллюстрируйте примерами из текста свои ответы. ­ Как вы думаете, с какой целью в тексте использованы односоставные предложения? 3. Из речи пустой мысли не извлечёшь. Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?  23 А   сейчас   мы   с   вами   должны   выяснить   в   текстах   каких   стилей   и   с   какой   целью употребляются   разные   виды   односоставных   предложений.   Готовясь   к   уроку,   каждая   из   групп подбирала примеры из текстов разных стилей. Перед вами на карточках тексты. Ваша задача: 1. 1. 2. 3. Определить стиль текста. Найти в тексте односоставные предложения. Определить вид односоставных предложений. Сделать   вывод   о   целесообразности   использования   односоставных предложений в данном стиле. Защита результатов исследования. 4.  С умным поговорить, что мёду испить. Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?  Тема  «Односоставные  предложения»  вызывает  немало  споров  и  вопросов.  Но,  пожалуй, именно  эта   тема,  как    никакая  другая,   показывает  богатство   языковых  средств   русского   Давайте   посмотрим,   как   поэты   используют   односоставные   предложения   в   своих языка.   произведениях.   Чтение и анализ стихотворения  А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье».  Фет   использовал       способность     русского   языка   выражать     самые     тонкие     смысловые оттенки  не  только  с  помощью  лексического  и  фразеологического  состава  русского  языка,  но и  при  помощи  синтаксических  конструкций.  Л.Н. Толстой сказал про это произведение: «В  нем нет  ни  одного  глагола.  Каждое  выражение – картина» 5. А   теперь   мы   проявим   свои   творческие   способности.   Перед   вами   красивый   пейзаж. Попробуйте описать увиденное с помощью односоставных предложений. Работаем в группах. IV   . Контроль усвоения  темы «Односоставные предложения» Что посеешь, то и пожнёшь Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?  Итак, мы с вами повторили всё, что знаем об односоставных предложениях  А теперь проверим, как вы усвоили эту тему. Решите небольшой тест. Работаем с перфокартами. 24 (Тест на слайдах) Обменяйтесь перфокартами и проверьте друг у друга правильность выполнения. (Ответы на слайдах) V   . «Рефлексия»    По одёжке встречают, по уму провожают 1. Запишите домашнее задание: Тест № 13 (по вариантам) Контрольно­измерительные материалы. Русский язык 8 класс.  Упр. 169  (учебник). 2. Спасибо  вам, ребята за урок. Мне было  очень  приятно с  вами работать.  Надеюсь и  вы извлекли из нашего урока много полезного для себя.                     В заключении я хочу подарить вам стихотворение,   в котором тоже есть односоставные предложения. К тому же, я хочу, чтобы эти слова были вам   руководством  к действию в вашей дальнейшей жизни. Когда тобою решено  Добиться благородной цели, То остаётся лишь одно: Осуществить мечту на деле. Иди вперёд своим путём, Иди, исполненный отваги, И пусть овраги, пусть коряги, Ты всё равно иди своим путём. Спасибо всем. Урок окончен. 25 Анализ предложенного урока.         Урок был проведен в 8 классе по теме: «Виды односоставных предложений». Тип   урока:   обобщение   материала     по   теме:  «Виды   односоставных   предложений»  с личностно­ориентированных технологий. Цели урока: ­   систематизировать   и   обобщить   теоретический   материал   по   теме   «Односоставные предложения»; ­ закрепить полученные сведения и применить их при решении практических заданий.   Данный урок является заключительным в разделе «Односоставные предложения», и его   роль   –   это   обобщение   материала   о   видах   односоставных   предложений.   Для систематизации   материала   использован   блочный   способ.   С  целью   мотивации   учащихся, повышения их познавательного интереса использованы технологии проблемного диалога, критического мышления, групповые технологии и элемент ролевой игры.  Тип урока определен как урок обобщения материала, но попутно проведена работа по развитию речи: словарно­орфоэпическая работа, комплексный анализ текста, а также совершенствование орфографических и  пунктуационных навыков.   В   качестве   мотивации   к   совершенствованию   речи   было   предложено   объяснить смысл   высказываний   писателей.       Многократная   смена   видов   деятельности   позволила создать условия для быстрого применения новых  знаний, проследить обратную связь. Все этапы урока были последовательными и логически связанными.  При подготовке к уроку были учтены психолого­педагогические особенности класса и преимущественно зрительный способ усвоения новой информации, поэтому тщательно продуманы презентация и проблемные вопросы. Использование компьютерных технологий позволило повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.     Осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались  разные формы   работы   на   уроке:   индивидуальная,   групповая,   дифференцированная.   Решались метапредметные задачи: развитие умения выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; аргументировать выбор ответа, работать над ошибками. Формировались умения  работать   коллективно   и   самостоятельно;  контролировать,   оценивать   учебные действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей       и   условиями   её     реализации. Совершенствовалась коммуникативная компетенция учащихся: умение задавать  вопросы, слушать,   формулировать   и   обосновывать   собственную   точку   зрения.  Данный   урок способствовал   повышению   мотивации   к   обучению;  формированию   потребности   в грамотной речи; воспитанию любви к  Родине и к природе. Учащиеся   после   выполнения   самостоятельной   работы   делали   самооценку   своим умениям   решать   задания     на   применение   новых   правил.   Осуществлялось   чередование разных   видов   деятельности   обучающихся:   фронтальная   работа,   работа   в   группах, самостоятельная работа.  Структура урока во всех аспектах: по распределению времени на этапы урока, по дозировке умственной нагрузки на протяжении всего урока, по смене видов деятельности в течение   урока   –   соответствует   возрастным   особенностям   данной   возрастной   группе   и современным требования к уроку. Перегрузки учащихся на уроке не наблюдалось. Одним из приемов здоровьесбережения является физминутка, которая не отнимает времени от урока за счет совмещения двигательной активности с грамматическим материалом.  Экономия времени осуществлялась при использовании компьютера, листа заданий, презентации к уроку. При  проверке  самостоятельной работы решения были представлены на слайде.  Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было   четкое   управление   учебной   работой   учащихся,   владение   классом,   соблюдение дисциплины.   Был   правильно   определен   объем   учебного   материала   на   уроке,   умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно. Моя   речь     была   грамотной,   точной   и   эмоциональной.     Учащиеся   были     активны   и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков. Отклонений от плана­конспекта в ходе урока   не   было.   На   уроке   соблюдались   психолого­гигиенические   и   эстетические требования, осуществлялась тесная взаимосвязь теории с практикой. В дальнейшем материал урока постоянно используется как основа для  формирования пунктуационных умений, а также для подготовки к ЕГЭ. Перечень учебно­методических средств обучения 1. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.М.  Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс». – М., Экзамен; 2009 г. 2. Русский язык 8 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред.  М.М. Разумовской. – М., Дрофа; 2011. 3. Контрольно­измерительные материалы. Русский язык 8 класс. –М.,ВАКО;2010. 4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. –  3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго  поколения). 5. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования/ М­во образования и науки Рос. Федерации. ­ М.: Просвещение, 2010. ­ 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.  6. Используемые электронные ресурсы: 1) http://www.school2100.ru/upload/iblock/  ­   А.   А.   Вахрушев,   Д.   Д.   Данилов.   Как готовить учителей к введению ФГОС. 2) Электронное  учебное издание. Русский язык 8 класс. Мультимедийное приложение  к учебнику под редакцией М.М.Разумовской. 3) Обучающая программа­тренажер по русскому языку «Фраза».

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)

Проектирование урока русского языка в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО (с использованием технологий личностно-ориентированного обучения)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018