МАСТЕР-КЛАСС "Составление кластера"
Оценка 4.6

МАСТЕР-КЛАСС "Составление кластера"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
русский язык
Взрослым
24.01.2018
МАСТЕР-КЛАСС "Составление кластера"
На первый взгляд, кажется, что происходит коллективная, парная работа, на самом деле - скрытая индивидуализация. Происходит обогащение словарного запаса, формирование компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной, предметной. А всё это – способствует формированию ИКК. Эта работа интересна детям. Подобная организация деятельности позволяет включить в процесс тех детей, которых принято считать «3». Они на таких уроках не боятся говорить, исчезает страх неправильного ответа. Ребята начинают ГОВОРИТЬ!!!
мастер-класс.doc
«Слово — исключительная способность человека  выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»    В. И. Даль МАСТЕР­КЛАСС ­   Дорогие   друзья,   мы,   наверное,   с   вами   очень   часто   встречаем   в коридоре ребят, которые идут с чрезвычайно расстроенными лицами. Когда вы к ним подходите и спрашиваете, что же произошло, они говорят о том, что поссорились со своими друзьями, со своими близкими. ­ Как это вышло? – спрашиваешь их. ­ Да вот, я послал ему СМС, он её неправильно понял. Или он прислал мне СМС. Он такое написал!!!  ­ А что написал­то? Как  выясняется,  ничего  особенного.  Обыкновенные  слова.   Просто  за этими   словами   наши   дети   рисуют   свои   собственные   образы   и   начинают понимать обыкновенные зачастую слова несколько искаженно. И   моя   задача,   как   учителя   русского   языка   и   литературы,   научить понимать и чувствовать слово. И я сейчас хочу показать вам то, как мы с шестиклассниками пытаемся прикоснуться к великому человеческому дару – слову. В этом нам поможет составление  кластера.  Это   способ   графической   организации   материала, позволяющий   сделать   наглядными   те   мыслительные   процессы,   которые происходят   при   погружении   в   ту   или   иную   тему.   Последовательность действий проста и логична:   посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является  ключевым идеи, темы;   вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;   по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.  В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.  В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:   не бояться записывать все, что приходит на ум;  дать волю воображению и интуиции; 1  продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;   постараться построить как можно больше связей;  не следовать по заранее определенному плану. Поэтому   наиболее   эффективными,  на   мой   взгляд,  являются   приёмы, которые вызывают у учеников различные ассоциации. Некоторые из приёмов я продемонстрирую, а именно: создание кластера по определённому понятию на основе ассоциативного ряда, чувственного образа, перцептивного восприятия. Уже почти прошли три месяца снежной морозной зимы. И сегодня, пока снег на улице ещё не растаял, я предлагаю просто чуть­чуть посмотреть на это крохотное чудо – снег, снежинка – и открыть некоторые тайны, проникнуть в «душу» этого слова.  ­ Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово «снежинка»? ­ А теперь послушайте, какой видит снежинку К.Бальмонт.  (На   фоне   музыки   чтение   отрывка   из   стихотворения  К.   Бальмонта «Снежинка»). Светло­пушистая,             Снежинка белая, Какая чистая,             Какая смелая! Дорогой бурною             Легко проносится, Не в высь лазурную,            На землю просится… Под ветром веющим             Дрожит, взметается, На нем, лелеющем,            Светло качается. Но вот кончается            Дорога дальняя, Земли касается            Звезда кристальная Лежит пушистая           Снежинка смелая. Какая чистая,          Какая белая! 2 ­ Красиво? Красиво! ­ Какой образ возник? ­ А вот теперь, дорогие мои коллеги, я прошу вас нарисовать этот образ. Совсем неважно уметь хорошо рисовать, можете не волноваться. Это может быть любой рисунок, который возникнет сейчас в вашем сознании. ­   Итак,   пожалуйста,   нарисуйте,   как   вы   почувствовали   это стихотворение.  ­   А   залу   я   объясню,  почему   этот   прием   так   важен   для   меня   и   чем интересен.  Мы на самом деле очень многие слова воспринимаем исключительно на эмоциональном уровне. Мы их просто чувствуем. ­   Звуки,   просто   звуки…   .   Они   вызывают   какие­то   определенные ассоциации. Т.е.,   работает   фонетика.   Мягкие   согласные   звуки,   и   они   заставляют представить что­то маленькое, крохотное, озорное. А вот твёрдые звуки и их сочетание – что­то быстрое, находящееся в движении. Мы по­разному воспринимаем звуки, и даже их написание. И это все совершенно не случайно.   ­ А пока мы с вами говорили, мои коллеги, я думаю, уже нарисовали свои впечатления от стихотворения К.Бальмонта. И вот я сейчас прошу их поднять свои рисунки. ­ Все разные. И это хорошо.   ­ Сейчас  я попрошу выбрать зал любой понравившийся рисунок, пусть не обижаются наши авторы. ­ Итак, что вы выбираете?  ­ О нём мы и будем говорить. Обращение к автору: ­ А почему у Вас получилась такая снежинка? ­ Вот сейчас случилось то, что случается обычно во время этих уроков. Смотрите, как по­разному вы воспринимаете и строчки, и рисунок.  Всё   верно,   посмотрите   (слайды)  и   кристаллы,   и   узоры,   и   звездочки   –   все разные.   Одинаковых   нет.   Так   и   должно   быть.   Природа   создает   разные явления, и мы с вами видим, воспринимаем и чувствуем тоже все по­разному. И это правильно. И вот таким образом дети начинают вступать в диалог со мной на уроке и в диалог друг с другом. Из­за чего это происходит? А происходит это из­за того, что каждый из вас уже высказался, он уже заговорил   вместе     с   автором,   потому   что   он   уже   нарисовал   то,   что почувствовал, а когда он это сделал, он невольно или вольно включается в диалог, ему хочется сказать.   И это очень удобный способ спровоцировать детей на то, чтобы они   со   мной   заговорили,   но   не   просто   заговорили,   а   заговорили, заглядывая   в   текст   произведения.   А   это   –   один   из   приёмов формирования   информационно­коммуникативной   компетентности обучающихся. ­ Таким образом мы почувствовали текст, прикоснулись к нему.  ­ А теперь определим лексическое значение слова? (Пушинка,  кристаллик снега.) ­ Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?  ­ Кристалл. Какой? ­ Узор. Какой? ­ Кружево. Какое? ­Звездочка.   Какая?   Чем   отличается   снежинка   от   звезды?   (“Звезда” ассоциируется   с   “   небом”,   имеет   четкие   очертания,   символ   чистого, высокого). ­ Пушинка. ­ Метель. Почему? Какая? ­ Снегопад и т.д.  ­ Давайте расположим названные вами слова на кристалликах вашей  снежинки, запишите их на ней. ­   А   теперь   попробуем   определить  перцептивное  значение   слова. Напомню, это значение, связанное с чувственным восприятием. ­ Давайте представим, что у нас в руках снежинка. Потрогаем её. Что чувствуем? Какие возникают ощущения? (кластер) (Холод, тепло, свежесть и т.д.)  ­ А какого цвета представляется вам снежинка? Почему? А какая она у Бальмонта? ­ Какой формы (кластер) представляется вам снежинка? А у автора?  ­   И   теперь   нам   предстоит   выяснить   индивидуально   –   авторское, образное значение слова снежинка. Итак, кем или чем, какой представляется вам снежинка. Счастливая,   нежная,   ершистая,   живая,   искристая,   новая,   кружевная, ажурная (кластер). ­   Таким   образом,   мы   присвоили его.   наполнили   слово   смыслом,   содержанием, ­   Далее   я   попрошу   Вас,   используя   рабочий   материал   урока,   ваши снежинки создать свой мини­текст от лица снежинки. Какая я, снежинка? О чем   хочу   вам   рассказать?   О   чем   я   думаю,   когда   лечу?   Какие   ощущения возникают, ведь я лечу из дома в гости? Как меня встретят? Что меня ждет?   Есть разные варианты организации работы с текстом. Например, когда берем любое слово, наполняем его окружением, затем смотрим его смысл,   значение   в   текстах   художественной   литературы,   создаем   свой текст. Или выбираем слово, пишем текст и смотрим, какое оно в своем тексте, а только потом рассматриваем его в чужом тексте. Я показывала, как происходит работа, когда мы извлекаем слово из готового текста, окружаем его своими ассоциациями, наполняем своим смыслом и т.д., присваиваем и интерпретируем в  своем тексте. Другими словами, от многоаспектного исследования слова, освоения и присвоения его через рисунок, перцептивное и   ассоциативное значение мы идем к созданию собственного текста, при этом формируя ИКК, т.е., получая информацию разными способами, ребята учатся создавать свой текст. Результативность   процесса   осмысления   и   присваивания   слова увеличивается при включении в урок произведений музыки и живописи.  ­ Что же получилось у наших коллег? ( чтение текстов). Т.о., в процессе исследования слова у школьников рождаются замыслы собственных   текстов.   Вот   так,   шаг   за   шагом,  исследуя,  чувствуя,   ощущая слово, мы приходим к его пониманию, к созданию собственных творческих работ. ­ Мы с ребятами очень бережно относимся к анализу текстов. Акцент делаю на то, что дети увидели, услышали, почувствовали. Я учу детей  видеть, слышать,   чувствовать   слово.   Учу   обращать   внимание   на   то,   как   видят, чувствуют, слышат другие.   Чем мне нравится подобная работа? Она   интересна   детям.   Участвуют   все.   И   что   для   меня   очень   важно, подобная организация деятельности позволяет включить в процесс тех детей, которых   принято   считать   «3».   Они   на   таких   уроках   не   боятся   говорить, исчезает страх неправильного ответа. Ребята начинают ГОВОРИТЬ!!! На   первый   взгляд,   кажется,   что   происходит   коллективная,   парная работа, на самом деле ­  скрытая индивидуализация.   Происходит   обогащение   словарного     формирование компетенций:   коммуникативной,   информационной,   учебно­познавательной, предметной. А всё это – способствует формированию ИКК. запаса,

МАСТЕР-КЛАСС "Составление кластера"

МАСТЕР-КЛАСС "Составление кластера"

МАСТЕР-КЛАСС "Составление кластера"

МАСТЕР-КЛАСС "Составление кластера"

МАСТЕР-КЛАСС "Составление кластера"

МАСТЕР-КЛАСС "Составление кластера"

МАСТЕР-КЛАСС "Составление кластера"

МАСТЕР-КЛАСС "Составление кластера"

МАСТЕР-КЛАСС "Составление кластера"

МАСТЕР-КЛАСС "Составление кластера"

МАСТЕР-КЛАСС "Составление кластера"

МАСТЕР-КЛАСС "Составление кластера"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018